Эластичность спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Для успешного и эффективного ведения хозяйственной деятельности необходимо уметь своевременно принимать правильные решения. А для этого нужно иметь четкое и верное представление о ситуации, сложившейся на рынке. Одной из самых важных категорий для исследования становится спрос и его эластичность. Их изучение, анализ и выяснение причин, влияющих на степень изменения, позволяет принимать наиболее оптимальные решения по поводу установления количества выпускаемой продукции, уровня цен на нее, что в дальнейшем позволит производителю избежать убытков и банкротства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ 5
1.1. Сущность эластичности спроса, его свойства 5
1.2. Эластичность спроса по цене 8
1.3. Эластичность спроса по доходу 10
1.4. Факторы эластичности 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА НА ПРИМЕРЕ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ РОСТА СТАВКИ АКЦИЗА НА СИГАРЕТЫ В 2012-2015 ГГ. 15
2.1. Модель по оценке возможных экономических и социальных последствий изменения акцизов и сценарии их повышения 15
2.2. Результаты моделирования возможных последствий повышения акцизов 21
2.3. Оценка полученных результатов исследования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Эластичность спроса__.doc

— 756.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

___________________________ факультет

 

Кафедра ______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 КУРСОВАЯ  РАБОТА  
по дисциплине « __________ »

 

на тему: «Эластичность спроса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка _ курса


группы __________________

_________________________

 

Научный руководитель:

_________________________

 

 

 

 

 

 

 

Сочи, 2013 г.


СОДЕРЖАНИЕ:


 

 
ВВЕДЕНИЕ

 

Для успешного и эффективного ведения хозяйственной деятельности необходимо уметь своевременно принимать правильные решения. А для этого нужно иметь четкое и верное представление о ситуации, сложившейся на рынке. Одной из самых важных категорий для исследования становится спрос и его эластичность. Их изучение, анализ и выяснение причин, влияющих на степень изменения, позволяет принимать наиболее оптимальные решения по поводу установления количества выпускаемой продукции, уровня цен на нее, что в дальнейшем позволит производителю избежать убытков и банкротства.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они  руководствуются, совершая покупки, - важнейшая задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе и его эластичности позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Понятие эластичности позволяет  выяснить, как происходит адаптация  рынка к изменениям его факторов.

Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, т.к. дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса и предложения при изменении цены.

Изучение спроса потребителей, а также мотивов, которыми они  руководствуются, совершая покупки, - важнейшая  задача фирмы в условиях конкуренции. Обладание как можно более полной информацией о спросе позволяет фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке.

Для предприятия при  планировании объема и структуры  производства чрезвычайно важно знать, от чего зависит спрос на ее продукцию. Величина спроса зависит от цены товара, доходов потенциальных потребителей, а также цен на товары, которые являются либо взаимодополняемыми (например, автомобили и бензин), либо взаимозаменяемыми (например, масло и маргарин, отдельные сорта мяса и т. п.). На спрос влияют и другие факторы.

С повышением цен на продукцию  фирмы можно ожидать, при прочих равных условиях, снижения спроса на нее, при этом активная деятельность конкурентов, выпускающих продукты-заменители и продающих их по более низким ценам, также может привести к снижению спроса на изделия фирмы. В то же время с ростом доходов населения фирма может рассчитывать на расширение покупательского спроса и соответственно увеличение сбыта предлагаемой продукции.

Именно поэтому тема данной курсовой работы является актуальной.

Цель работы состоит в изучении такой категории спроса как эластичность, рассмотрение ее сущности.

Поставленная цель предопределила выбор и решение следующих задач:

  • изучение и анализ изменения величины спроса, направлений данных изменений, выявление причин и последствий этих изменений;
  • классификация видов спроса в зависимости от эластичности и их характеристика;
  • изучение способов расчета эластичности спроса;
  • анализ эластичности спроса на примере оценки экономических и социальных последствий роста ставки акциза на сигареты в 2012-2015 гг/

Первая глава посвящена  изучению понятия эластичности спроса и её разновидностей. Во второй главе  проводится исследование модели, предсказывающей экономические и социальные последствия возможного повышения акцизов на сигареты в России.

Структура работы сформирована с учетом цели и задач и состоит  из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ

1.1. Сущность  эластичности спроса, его свойства

 

Для характеристики и  количественного анализа спроса как функции используются показатели эластичности.

Анализ спроса и предложения, позволил выявить общие направления изменения спроса и предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов и сформулировать базовый закон - закон спроса и предложения. Однако часто исследователю бывает недостаточно знать, что рост цены вызывает сокращение объема спроса на товар, нужна более точная количественная оценка, ибо указанное сокращение может быть быстрым или медленным, сильным или слабым.[5]

Чувствительность рынка  к изменению цен, дохода или каких-либо других показателей рыночной конъюнктуры  отражается в показателе эластичности, которая может быть охарактеризована специальным коэффициентом.

Концепция эластичности в экономической теории появилась  достаточно поздно, но очень быстро стала одной из фундаментальных. Общее понятие эластичности пришло в экономику из естественных наук. Впервые термин "эластичность" был использован и применен в научном анализе известным ученым XVII в., физиком и химиком Робертом Бойлем (1626-1691) при изучении свойств газов (знаменитый закон Бойля-Мариотта).

Экономическое определение эластичности было впервые дано Альфредом Маршаллом в 1885 г. Известный английский ученый не изобретает это понятие, но используя достижения английских классиков (Адама Смита и Давида Рикардо) и математической школы в экономической теории, дает определение коэффициента ценовой эластичности спроса.[10]

Введение эластичности в экономический  анализ имеет огромное значение:

  • с одной стороны, коэффициент эластичности - это инструмент статистических измерении, в том числе активно используемый в маркетинговых исследованиях (консалтинговые фирмы в США берут от             50 000 до 75 000 долл. за подсчет эластичности для частных фирм);
  • с другой стороны, концепция эластичности служит важным инструментом экономического анализа, поскольку в науке недостаточно только измерить, необходимо еще и уметь объяснить полученный результат.

Сегодня нет ни одного раздела экономики, где бы не использовалось понятие эластичности: анализ спроса и предложения, теория фирмы, теория экономических циклов, МЭО, экономические  ожидания и т.д.

Наиболее общее определение эластичности - отношение относительного приращения функции к относительному приросту независимой переменной.[11]

 

Для рассматриваемых нами функций  спроса и предложения такими независимыми переменными могут быть цены данного  или других товаров, уровень доходов, издержек и т.д.

Из определения эластичности и  приведенных выше формул можнор вывести  основные свойства эластичности:

Эластичность - это безмерная величина, значение которой не зависит от того, в каких единицах мы измеряем объем, цены или какие-либо другие параметры.

Эластичность взаимно обратных функций - взаимно обратные величины:[11]

Ed - эластичность спроса по цене;

Ep - эластичность цены по спросу;

3. В зависимости от  знака при коэффициенте эластичности  между рассматриваемыми факторами  может иметь место:

Прямая зависимость, когда  рост одного из них вызывает увеличение другого и наоборот, например эластичность спроса на товары по потребительскому доходу E >0;

Обратная зависимость, когда рост одного из факторов предполагает убывание другого, например эластичность спроса по ценам E <0;

4. В зависимости от  абсолютной величины коэффициента  эластичности различают:[11]

  • E = ∞, или абсолютная эластичность, когда незначительное изменение какого-либо параметра повышает (или понижает) объем на неограниченную величину.
  • |E| > 1, или эластичный спрос (предложение), когда параметр растет более высокими темпами, чем изменяется другой фактор.
  • E = 1, или единичная эластичность, когда рассматриваемый параметр растет теми же темпами, что и воздействующий на него фактор;
  • 0 < E < 1, или неэластичный спрос (предложение), когда темпы роста рассматриваемого параметра меньше темпа изменения другого фактора;
  • E = 0, или абсолютная неэластичность, когда изменение какого-либо параметра рыночной конъюнктуры не влияет на величину рассматриваемого фактора;

Ниже представлена эластичность спроса по цене.

Источник: www.Grandars.ru

Рис. 1. Эластичность спроса по цене

 

Рассмотрим более подробно наиболее часто встречающиеся показатели эластичности:

  • прямую эластичность спроса по цене,
  • эластичность спроса по доходу,
  • перекрестную эластичность спроса,
  • эластичность предложения по цене.

1.2. Эластичность  спроса по цене

 

Эластичность спроса относительно цены (EDP) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1%:[5]

ED= (ΔQ/Qd)/(ΔP/P),

где ΔQ/Qd - относительное  изменение спроса;  
ΔP/P- относительное изменение цены.

или

ED= %Qd/%P,

где %Qd - изменение спроса в процентах, %Р - изменение цены в процентах.

или

Смысл и сущность эластичности спроса: на сколько процентов изменится спрос, если цена изменится на 1%.

Коэффициент эластичности рассматривается по модулю, т.е. его  абсолютное значение |EDP|.

Виды спроса по эластичности.

  1. ED= 0. Совершенно неэластичный спрос - товары первой необходимости (соль, спички);
  2. ED< 1. Неэластичный спрос - при изменении цены на 1% спрос изменяется менее, чем на 1%. Падение цены приведет к снижению выручки;
  3. ED= 1. Единичная эластичность. Выручка максимальная. При изменении цены на 1% спрос изменяется тоже на 1%. Максимальная выручка;
  4. ED> 1. Эластичный спрос. При изменении цены на 1% спрос изменяется более, чем на 1%. Падение цены приведет к росту выручки;
  5. ED= ∞. Совершенно эластичный спрос - товары роскоши;

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене:

  1. наличие заменителей (чем больше товаров - субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар;
  2. удельный вес товара в бюджете потребителя (чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность);
  3. размер дохода;
  4. качество товара (чем качественнее товар, тем менее эластичен спрос на него);
  5. степень необходимости товара, универсальность товара;
  6. размеры запаса (чем больше запас, тем более эластичен спрос);
  7. психология покупателя.[5]

Эластичность  спроса по цене в точке равновесия

Эластичность спроса по цене в точке равновесия.

E = - α х P / Q

α - коэффициент наклона  прямой спроса; 

Р - равновесная цена, Q - равновесный объем.

Коэффициент прямой эластичности спроса по цене

Расчет коэффициент  прямой эластичности спроса по цене можно сделать с помощью первой производной:

Ed =dQ/dP · P/Q

Например, Qd = 50 - 9P. Первая производная dQ/dP = -9.

1.3. Эластичность  спроса по доходу

 

Эластичность спроса относительно дохода (EPI) показывает относительное  изменение объема спроса под влиянием изменения дохода на 1%:[7]

EPI = (ΔQ/Qd)/(ΔI/I),

где ΔQ/Qd - относительное  изменение спроса;

ΔI/I- относительное изменение дохода.

или

EP= %Q/%I,

где %Q - изменение спроса в процентах, %I - изменение дохода в процентах.

или

Смысл и сущность эластичности спроса по доходу: на сколько процентов изменится спрос, если доход изменится на 1%. Чем более жизненно необходим продукт, тем ниже эластичность спроса по доходу.

Виды эластичности по доходу.

  1. EP= 0. Совершенно неэластичный спрос - товары первой необходимости (соль, спички);
  2. EP< 0. Товары низкого качества;
  3. 0 < EP< 1. Товары неэластичные по доходу. Продукты питания, топливо, сырье;
  4. EP= 1. Единичная эластичность. Товары второй необходимости. Унитарный спрос. Снижение цены не приводит к коммерческому эффекту;
  5. EP> 0. Товары высокого качества (нормальные, стандартные товары);
  6. EP> 1. Товары эластичны по доходу. Качественные товары. Престижные товары;
  7. EP= ∞. Совершенно эластичный спрос - товары роскоши;

Информация о работе Эластичность спроса