Электронная торговля: состояние и перспективы развития. Проблемы становления и развития информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 01:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является - спрогнозировать ситуацию и выявить основные тенденции в развитии электронной торговли в России, как экономической составляющей становления глобального информационного общества.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и особенности глобального информационного общества
2. Выявить преимущества информационного общества для экономической деятельности

Файлы: 1 файл

Кузин Я.В. - Электронная торговля.doc

— 485.50 Кб (Скачать файл)

Анализ состояния  и тенденций развития российской информационной инфрастуктуры позволяет  говорить о том, что в России к  настоящему времени сложились определенные предпосылки и условия перехода к информационному обществу. В нашей стране традиционно сложился и продолжает поддерживаться высокий уровень образования, на наших специалистов в области новых информационных технологий существует постоянно растущий спрос. К сожалению, приходится констатировать, что в целом положение России в данной области по сравнению с ведущими игроками на информационном поле весьма плачевно. В 2009 году в ежегодном экспертном докладе Всемирного экономического форума в Давосе по основным технологическим показателям Россия в рейтинге ВЭФ занимает 74-е место, расположившись между Казахстаном и Доминиканской республикой. Из стран БРИК - это самый слабый показатель. Отметим также, что за последние два года РФ методично скатывается со скоростью две позиции в год.4

Основную причину  такого отставания следует искать, в первую очередь, в нашем прошлом. В России развитию информационной сферы традиционно уделялось мало внимания. Проблемы формирования информационного общества в России по сути имеют много общего с аналогичными процессами в других странах, вместе с тем сказывается географическая протяженность страны с неравномерно развитой информационной инфрастуктурой, общее переходное состояние экономики, остающийся низким уровень материального благосостояния населения.

Одно из ключевых проблем формирования и развития информационного общества в нашей стране является проблема создания и развертывания во всех регионах Российской Федерации и во всей стране в целом необходимых элементов инфраструктуры различных информационных и телекоммуникационных сетей, информационно сопрягаемых и взаимодействующих как между собой, так и с глобальной сетью Интернет. При этом, в рамках решения этой комплексной ключевой проблемы, необходимо решить также проблему преодоления "цифрового разрыва" различных регионов Российской Федерации.

Главной причиной цифрового разрыва различных  социальных групп населения (а практически  основной массы социально и производственно  активного населения страны) с  различными возможностями доступа  к информационным технологиям и  их использованию при реализации процессов своей жизнедеятельности, является, прежде всего, чрезвычайно низкий уровень жизни большинства населения нашей страны в целом. И для преодоления этой стороны проблемы цифрового разрыва должно быть обеспечено, в качестве главного фактора и условия, существенное повышение жизненного уровня большинства социально и производственно активного населения страны до уровня, на котором оно будет способно стать активным субъектом информационного общества.

Необходимо  также срочно наращивать усилия по повышению компьютерной грамотности населения и росту осведомленности о преимуществах использования информационно-коммуникационных технологий. Серьезнейшим препятствием массовому распространению компьютерной техники в стране является низкий доход основной части населения. Вместе с тем, в частности, Интернет становится заметным социальным и культурным явлением в том обществе, где число его пользователей составляет не менее 10 % населения. В связи с этим следует  разработать новую систему реально работающих льгот и стимулов для изготовителей новых технологий и продуктов, провайдеров и, в конечном счете, потребителей. Стремительная динамика мировых информационных процессов и появление принципиально новых угроз обуславливают необходимость оперативного решения этих задач. В противном случае России суждено вновь проспать волну научно-технической революции.

§ 1.4. Сущность, формы и виды электронной торговли

Электронная торговля –  финансовые операции и сделки, выполняемые посредством сети Интернет и частных сетей связи, в ходе которых совершаются покупки и продажи товаров и услуг, а также переводы денежных средств.5 Операция в электронной торговле может представлять собой простое подтверждение желания и возможности покупки по кредитной карточке и следующего за этим перевода необходимой суммы с одного счета на другой. Но она может оказаться и очень сложной, когда, например, для выполнения операции передача информации должна выполняться через многие сети.

Первые примеры  электронной торговли корнями уходят в банковские операции и процесс, получивший название «телеграфные переводы». В этом процессе покупатель уполномочивал банк сделать телеграфный перевод на счет в другом банке. Такой процесс включал в себя перемещение денежных средств через страну или на другой край света и обычно использовался крупными предприятиями и другими самостоятельными коммерческими организациями. На смену телеграфным переводам пришли электронные средства передачи финансовой информации – процесс, в ходе которого один банк посылал телекс другому, поручая ему перевести денежные средства. При этом банки уведомляли друг друга о переводе телеграммами, телексами или по электронной почте.

В зависимости  от области применения и способа  устройства различают следующие формы электронной торговли :6

1. для взаимодействия бизнес-структур с конечными потребителями (B2C, business-to-customer) используются Интернет-магазины;

2. межфирменная  торговля в Интернете (B2B, business-to-business) осуществляется через системы  электронной торговли;

3. подобные системы  электронной торговли применяются и для взаимодействия государства с бизнесом (B2G, business-to-government). Через такие системы государственные учреждения и ведомства осуществляют свои закупки на открытом рынке.

Онлайновая  торговая площадка - это место, где  заключаются сделки между продавцом и покупателем, и осуществляется проведение финансово-торговых транзакций. Возможности Интернет позволяют совершать покупки/продажи в режиме реального времени, и, благодаря доступности Интернет, в торговой деятельности площадки могут участвовать компании из разных точек земного шара. Развитие торговых Интернет-площадок в перспективе (и, судя по всему, очень недалекой) позволит обеспечить более эффективный и свободный поток информации, товаров, платежей и других В2В услуг.

Принято выделять три типа виртуальных торговых площадок: создаваемые покупателями (buyer-driven), продавцами (supplier-driven или seller-driven) и третьей стороной (third-party-driven). Обычно возникновение тех или иных видов торговых площадок зависит от степени влияния покупателей и продавцов в данной области промышленности.

Площадки типа buyer-driven. Одна или несколько крупных  компаний создают свою торговую площадку для привлечения множества компаний-поставщиков. Эта концепция торговых площадок возникла в связи с потребностями крупных компаний в оптимизации процесса закупок, расширения торговых контактов и сети поставок.

Площадки типа supplier-driven. Наряду с крупными покупателями крупные продавцы также играют активную роль в формировании торговых площадок. Это происходит по разным причинам. В частности, такие площадки играют роль электронного каталога/дистрибутора компаний производителей продукции данной крупной торговой организации.

Торговые площадки типа third-party-driven, управляемые третьей  стороной, призваны свести вместе покупателей и продавцов. Обычно такие площадки создаются теми, кто хорошо ориентируется в данном секторе бизнеса и происходящих в нем бизнес-процессах. Начиная с нейтрального посредничества, многие подобные Интернет-площадки все более сближаются с ведущими компаниями на рынке, в некоторых случаях получая инвестиции в акционерный капитал. Однако это создает потенциальные проблемы с привлечением на рынок других компаний и контролем крупных промышленных инвесторов.

Необходимо  отметить выгоды и риски при внедрении систем электронной торговли.

Выгоды  покупателей:

- снижение стоимости процесса закупок: поиск нужных товаров в разрозненных и часто устаревших каталогах поставщиков, процесс выяснения у поставщика деталей продукции, цены, стоимости и способа доставки - все это отнимает у покупателей большое количество времени и денег.

- снижение лишних затрат - часто компании платят за товары и услуги гораздо больше, чем они стоят на самом деле (автоматизация процесса покупки позволит избежать подобных накладок).

- богатый выбор и лучшая ценовая политика. Несмотря на достаточно широкий выбор поставщиков, оффлайновая компания-покупатель все же вынуждена выбирать провайдеров в первую очередь по географическому признаку и часто бывает ограничена во времени и средствах, которые может затратить на изучение всех возможностей, поэтому выбор не всегда бывает оптимальным. мощные поисковые возможности интернет и доступ из любой точки земного шара значительно повышают эффективность выбора.

Выгоды  продавцов:

- снижение затрат, связанных с продажами: часто продажа через обычные каналы сбыта бывает неэффективной, что выражается в затратах, которых можно было бы избежать, а также временных и пространственных ограничениях. Интернет предлагает новые возможности, позволяя снизить затраты, связанные с процессом продажи, например, на предпродажную подготовку товара.

- новые покупатели и увеличение прибыли. Интернет позволяет привлечь новых покупателей, недоступных через традиционные каналы продаж, и, следовательно, увеличить свои доходы.

- снижение стоимости  управления заказами. Договариваясь  с покупателями, используя телефон,  факс и почту, поставщик не  только затрачивает больше времени,  нежели при использовании электронных  средств связи, но и чаще  рискует ошибиться. Автоматизация процесса обмена информацией помогает продавцу снизить вероятность ошибки и ускорить время от получения заказа до его оплаты.

Риски покупателей:

- соответствие продукции и доверие поставщику;

- доступ к послепродажному обслуживанию;

- цены могут быть и больше рыночной стоимости.

Риски продавцов:

- потеря контроля над механизмами ценообразования;

- увеличение конкуренции;

-  более сложная  логистика.

Понятие «электронная коммерция»

Согласно определению  специалистов компании IBM, электронный  бизнес (e-бизнес) - преобразование основных бизнес-процессов при помощи Интернет технологий. Таким образом, e-бизнесом мы называем любую деловую активность, использующую возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли.

Внутренняя  организация компании на базе единой информационной сети (интранет), повышающей эффективность взаимодействия сотрудников  и оптимизирующей процессы планирования и управления; внешнее взаимодействие (экстранет) с партнерами, поставщиками и клиентами - все это составные части e-бизнеса.

Электронная коммерция  является важнейшим составным элементом e-бизнеса. Под электронной коммерцией (e-коммерция) подразумеваются любые  формы деловой сделки, которая  проводится с помощью информационных сетей.

В России в качестве "локомотива" развития электронного бизнеса могут выступить прежде всего крупные российские компании, такие как РАО "ЕЭС", ОАО "Газпром", НК "ЛУКОйл", "ЮКОС", "Интеррос".

В настоящее  время не существует четкого, единого  общепринятого определения электронной коммерции. Зачастую под электроннойкоммерцией подразумевается любая форма бизнес-процесса, в котором взаимодействие между субъектами происходит электронным способом.

Признаки электронной коммерции:

 факт совершения  операции электронным путем, т.е. с использованием компьютерно-сетевых технологий;

 распространение  права собственности на продаваемые  или покупаемые активы, включая  как традиционные, так и принципиально  новые (например, информацию в  электронном виде);

частота совершения однородных операций, которая может быть объективно измерена провайдером и подтверждена независимыми аудиторами (например, по log-файлам);

  работа с  активом с целью сделать его  продаваемым, включая как материальные (вещественные) активы, так и активы в электронной форме (сканирование, оцифровывание и т.п.);

 обстоятельства  реализации актива, в том числе  и электронным способом (передача  информации по сети);

 наличие  стремления получить прибыль  либо в традиционной форме,  либо с использованием современных технологий (с помощью систем электронных платежей или «цифровыми деньгами»).

Web-сайт  как основной инструмент электронной  коммерции

Основой для  ведения электронной коммерции  в настоящее время является Web-сайт, как корпоративный, так и сайт сторонних посреднических организаций (поисковые системы, каталоги, порталы, открытые и закрытые торговые площадки и т.п.).

Сайт  — визитная карточка фирмы. Такой сайт имеет ограниченные, в основном представительские функции и содержит название фирмы, контактную информацию, логотип, общие сведения и информацию о сфере деятельности. Иногда публикуются прайс-листы, информация о руководителях.

Сайт-каталог является, как правило, электронным аналогом бумажного каталога товаров, выпускаемого фирмой, возможно, с незначительными вариациями. Помимо этого включает те же сведения, что и сайт — визитная карточка.

Информация о работе Электронная торговля: состояние и перспективы развития. Проблемы становления и развития информационного общества