Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 01:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является - спрогнозировать ситуацию и выявить основные тенденции в развитии электронной торговли в России, как экономической составляющей становления глобального информационного общества.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и особенности глобального информационного общества
2. Выявить преимущества информационного общества для экономической деятельности
Анализ состояния и тенденций развития российской информационной инфрастуктуры позволяет говорить о том, что в России к настоящему времени сложились определенные предпосылки и условия перехода к информационному обществу. В нашей стране традиционно сложился и продолжает поддерживаться высокий уровень образования, на наших специалистов в области новых информационных технологий существует постоянно растущий спрос. К сожалению, приходится констатировать, что в целом положение России в данной области по сравнению с ведущими игроками на информационном поле весьма плачевно. В 2009 году в ежегодном экспертном докладе Всемирного экономического форума в Давосе по основным технологическим показателям Россия в рейтинге ВЭФ занимает 74-е место, расположившись между Казахстаном и Доминиканской республикой. Из стран БРИК - это самый слабый показатель. Отметим также, что за последние два года РФ методично скатывается со скоростью две позиции в год.4
Основную причину такого отставания следует искать, в первую очередь, в нашем прошлом. В России развитию информационной сферы традиционно уделялось мало внимания. Проблемы формирования информационного общества в России по сути имеют много общего с аналогичными процессами в других странах, вместе с тем сказывается географическая протяженность страны с неравномерно развитой информационной инфрастуктурой, общее переходное состояние экономики, остающийся низким уровень материального благосостояния населения.
Одно из ключевых проблем формирования и развития информационного общества в нашей стране является проблема создания и развертывания во всех регионах Российской Федерации и во всей стране в целом необходимых элементов инфраструктуры различных информационных и телекоммуникационных сетей, информационно сопрягаемых и взаимодействующих как между собой, так и с глобальной сетью Интернет. При этом, в рамках решения этой комплексной ключевой проблемы, необходимо решить также проблему преодоления "цифрового разрыва" различных регионов Российской Федерации.
Главной причиной
цифрового разрыва различных
социальных групп населения (а практически
основной массы социально и
Необходимо также срочно наращивать усилия по повышению компьютерной грамотности населения и росту осведомленности о преимуществах использования информационно-коммуникационных технологий. Серьезнейшим препятствием массовому распространению компьютерной техники в стране является низкий доход основной части населения. Вместе с тем, в частности, Интернет становится заметным социальным и культурным явлением в том обществе, где число его пользователей составляет не менее 10 % населения. В связи с этим следует разработать новую систему реально работающих льгот и стимулов для изготовителей новых технологий и продуктов, провайдеров и, в конечном счете, потребителей. Стремительная динамика мировых информационных процессов и появление принципиально новых угроз обуславливают необходимость оперативного решения этих задач. В противном случае России суждено вновь проспать волну научно-технической революции.
Электронная торговля – финансовые операции и сделки, выполняемые посредством сети Интернет и частных сетей связи, в ходе которых совершаются покупки и продажи товаров и услуг, а также переводы денежных средств.5 Операция в электронной торговле может представлять собой простое подтверждение желания и возможности покупки по кредитной карточке и следующего за этим перевода необходимой суммы с одного счета на другой. Но она может оказаться и очень сложной, когда, например, для выполнения операции передача информации должна выполняться через многие сети.
Первые примеры электронной торговли корнями уходят в банковские операции и процесс, получивший название «телеграфные переводы». В этом процессе покупатель уполномочивал банк сделать телеграфный перевод на счет в другом банке. Такой процесс включал в себя перемещение денежных средств через страну или на другой край света и обычно использовался крупными предприятиями и другими самостоятельными коммерческими организациями. На смену телеграфным переводам пришли электронные средства передачи финансовой информации – процесс, в ходе которого один банк посылал телекс другому, поручая ему перевести денежные средства. При этом банки уведомляли друг друга о переводе телеграммами, телексами или по электронной почте.
В зависимости от области применения и способа устройства различают следующие формы электронной торговли :6
1. для взаимодействия бизнес-структур с конечными потребителями (B2C, business-to-customer) используются Интернет-магазины;
2. межфирменная торговля в Интернете (B2B, business-to-business) осуществляется через системы электронной торговли;
3. подобные системы электронной торговли применяются и для взаимодействия государства с бизнесом (B2G, business-to-government). Через такие системы государственные учреждения и ведомства осуществляют свои закупки на открытом рынке.
Онлайновая торговая площадка - это место, где заключаются сделки между продавцом и покупателем, и осуществляется проведение финансово-торговых транзакций. Возможности Интернет позволяют совершать покупки/продажи в режиме реального времени, и, благодаря доступности Интернет, в торговой деятельности площадки могут участвовать компании из разных точек земного шара. Развитие торговых Интернет-площадок в перспективе (и, судя по всему, очень недалекой) позволит обеспечить более эффективный и свободный поток информации, товаров, платежей и других В2В услуг.
Принято выделять три типа виртуальных торговых площадок: создаваемые покупателями (buyer-driven), продавцами (supplier-driven или seller-driven) и третьей стороной (third-party-driven). Обычно возникновение тех или иных видов торговых площадок зависит от степени влияния покупателей и продавцов в данной области промышленности.
Площадки типа
buyer-driven. Одна или несколько крупных
компаний создают свою торговую площадку
для привлечения множества
Площадки типа supplier-driven. Наряду с крупными покупателями крупные продавцы также играют активную роль в формировании торговых площадок. Это происходит по разным причинам. В частности, такие площадки играют роль электронного каталога/дистрибутора компаний производителей продукции данной крупной торговой организации.
Торговые площадки типа third-party-driven, управляемые третьей стороной, призваны свести вместе покупателей и продавцов. Обычно такие площадки создаются теми, кто хорошо ориентируется в данном секторе бизнеса и происходящих в нем бизнес-процессах. Начиная с нейтрального посредничества, многие подобные Интернет-площадки все более сближаются с ведущими компаниями на рынке, в некоторых случаях получая инвестиции в акционерный капитал. Однако это создает потенциальные проблемы с привлечением на рынок других компаний и контролем крупных промышленных инвесторов.
Необходимо отметить выгоды и риски при внедрении систем электронной торговли.
Выгоды покупателей:
- снижение стоимости процесса закупок: поиск нужных товаров в разрозненных и часто устаревших каталогах поставщиков, процесс выяснения у поставщика деталей продукции, цены, стоимости и способа доставки - все это отнимает у покупателей большое количество времени и денег.
- снижение лишних затрат - часто компании платят за товары и услуги гораздо больше, чем они стоят на самом деле (автоматизация процесса покупки позволит избежать подобных накладок).
- богатый выбор и лучшая ценовая политика. Несмотря на достаточно широкий выбор поставщиков, оффлайновая компания-покупатель все же вынуждена выбирать провайдеров в первую очередь по географическому признаку и часто бывает ограничена во времени и средствах, которые может затратить на изучение всех возможностей, поэтому выбор не всегда бывает оптимальным. мощные поисковые возможности интернет и доступ из любой точки земного шара значительно повышают эффективность выбора.
Выгоды продавцов:
- снижение затрат, связанных с продажами: часто продажа через обычные каналы сбыта бывает неэффективной, что выражается в затратах, которых можно было бы избежать, а также временных и пространственных ограничениях. Интернет предлагает новые возможности, позволяя снизить затраты, связанные с процессом продажи, например, на предпродажную подготовку товара.
- новые покупатели и увеличение прибыли. Интернет позволяет привлечь новых покупателей, недоступных через традиционные каналы продаж, и, следовательно, увеличить свои доходы.
- снижение стоимости
управления заказами. Договариваясь
с покупателями, используя телефон,
факс и почту, поставщик не
только затрачивает больше
Риски покупателей:
- соответствие продукции и доверие поставщику;
- доступ к послепродажному обслуживанию;
- цены могут быть и больше рыночной стоимости.
Риски продавцов:
- потеря контроля над механизмами ценообразования;
- увеличение конкуренции;
- более сложная логистика.
Понятие «электронная коммерция»
Согласно определению специалистов компании IBM, электронный бизнес (e-бизнес) - преобразование основных бизнес-процессов при помощи Интернет технологий. Таким образом, e-бизнесом мы называем любую деловую активность, использующую возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли.
Внутренняя организация компании на базе единой информационной сети (интранет), повышающей эффективность взаимодействия сотрудников и оптимизирующей процессы планирования и управления; внешнее взаимодействие (экстранет) с партнерами, поставщиками и клиентами - все это составные части e-бизнеса.
Электронная коммерция является важнейшим составным элементом e-бизнеса. Под электронной коммерцией (e-коммерция) подразумеваются любые формы деловой сделки, которая проводится с помощью информационных сетей.
В России в качестве "локомотива" развития электронного бизнеса могут выступить прежде всего крупные российские компании, такие как РАО "ЕЭС", ОАО "Газпром", НК "ЛУКОйл", "ЮКОС", "Интеррос".
В настоящее время не существует четкого, единого общепринятого определения электронной коммерции. Зачастую под электроннойкоммерцией подразумевается любая форма бизнес-процесса, в котором взаимодействие между субъектами происходит электронным способом.
Признаки электронной коммерции:
факт совершения операции электронным путем, т.е. с использованием компьютерно-сетевых технологий;
распространение
права собственности на
частота совершения однородных операций, которая может быть объективно измерена провайдером и подтверждена независимыми аудиторами (например, по log-файлам);
работа с
активом с целью сделать его
продаваемым, включая как
обстоятельства реализации актива, в том числе и электронным способом (передача информации по сети);
наличие
стремления получить прибыль
либо в традиционной форме,
либо с использованием
Web-сайт
как основной инструмент
Основой для ведения электронной коммерции в настоящее время является Web-сайт, как корпоративный, так и сайт сторонних посреднических организаций (поисковые системы, каталоги, порталы, открытые и закрытые торговые площадки и т.п.).
Сайт — визитная карточка фирмы. Такой сайт имеет ограниченные, в основном представительские функции и содержит название фирмы, контактную информацию, логотип, общие сведения и информацию о сфере деятельности. Иногда публикуются прайс-листы, информация о руководителях.
Сайт-каталог является, как правило, электронным аналогом бумажного каталога товаров, выпускаемого фирмой, возможно, с незначительными вариациями. Помимо этого включает те же сведения, что и сайт — визитная карточка.