Электронная торговля: состояние и перспективы развития. Проблемы становления и развития информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 01:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является - спрогнозировать ситуацию и выявить основные тенденции в развитии электронной торговли в России, как экономической составляющей становления глобального информационного общества.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и особенности глобального информационного общества
2. Выявить преимущества информационного общества для экономической деятельности

Файлы: 1 файл

Кузин Я.В. - Электронная торговля.doc

— 485.50 Кб (Скачать файл)

Сайт-витрина содержит материалы предыдущих сайтов: каталоги продукции (услуг), прайс-листы, а также новости компании, дополнительную информацию о производителях, советы, аналитические обзоры т.п.

Сайт-электронный  магазин является развитием сайта-витрины и работает уже в режиме интерактивного взаимодействия с посетителями. В связи с этим сайт должен обеспечить покупателям максимальные удобства не только по поиску и выбору товара, но и по получению необходимых консультаций и пояснений, по оформлению заказа и оплате товара или услуги и т.п. Информация на сайте-электронном магазине должна быть постоянно актуальной, т.е. регулярно обновляться (в соответствии с изменениями цен, складских запасов).

Электронные торговые площадки могут быть открытыми и закрытыми. Открытые площадки предполагают отсутствие каких-либо порогов для вхождения, т.е. участие практически любых  компаний и обеспечивает более эффективное  движение товаров, финансов и информации. Закрытые площадки создаются конкретными участниками рынка для решения определенных бизнес-задач, как, например, совершенствования цепочек поставок «поставщик-производитель-потребитель». В основе создания таких цепочек поставок лежит повышение операционной эффективности сбытовой деятельности. Часто основой для создания закрытых площадок является межкорпоративная сеть экстранет.

Сделаем некоторые  выводы о текущем состоянии и  ближайших перспективах электронной  коммерции. Предсказания о том, что электронная коммерция в корне изменит жизнь человечества, не оправдались и вряд ли могут оправдаться в ближайшее время. Более правильной, скорее, является другая точка зрения многих специалистов: электронная коммерция — просто еще один способ воздействия на потребителя, еще один новый способ продаж, еще один коммуникационный канал. Появление и развитие электронной коммерции является не намного более «революционным» событием, чем появление технологии прямых продаж, прием заказов и продажи по телефону, продажи посредством рассылки печатных каталогов, продажи с помощью специальных телевизионных программ. Какие-то из этих технологий могут быть в будущем полностью вытеснены технологиями электронной коммерции, какие-то будут существовать параллельно. Но без существенных прорывов (технических, организационных, интеллектуальных и т.п.) электронная коммерция так и останется тем, чем она на сегодняшний момент является, — всего лишь еще одним оружием в богатом арсенале профессиональных маркетологов.

 

Глава 2.

Проблемы становления и развития информационного общества. Тенденции развития электронной торговли

§ 2.1 Глобальное информационное общество. История становления и основные перспективы развития

Информационная  революция, основу которой составляет бурное развитие вычислительной техники и новых информационно-коммуникационных технологий, все больше становится причиной перемен в политической, экономической, социально-культурной сферах. Появление глобальных информационных сетей существенно меняет традиционные модели экономики и бизнеса; процесс конвергенции стирает технологические, экономические и правовые границы. Происходит становление «новой экономики», которое характеризуется значительным увеличением производительности труда инноваций. Все большее значение для успешного экономического развития приобретает «электронная готовность» государства к участию в глобальных информационных сетях. При этом страны, соответствующий показатель которых является относительно низким, оказываются в заведомо проигрышной ситуации.

Подобное положение дел привело к вынужденному изменению направления политической мысли. Возникает необходимость планирования предстоящего развития новых информационно-телекоммуникационных технологий, которые в силу своих особенностей могут оказывать и позитивное, и негативное влияние на общество как в рамках той или иной страны, так и в рамках международной системы. В частности, важно не допустить расширения в информационной среде конфронтации и противоборства, а также дальнейшего обострения «цифрового неравенства» между развитыми странами и остальным миром. А такие угрозы, надо признать, реальны.

По мнению, например, А. А. Чернова, именно государство в процессе становления информационного общества должно играть роль координатора деятельности различных субъектов общества и целенаправленной политикой способствовать интеграции граждан в глобальное информационное общество, отстаивая при этом свои интересы в мировом информационном пространстве. В последние годы многие страны, а также международные организации в качестве приоритетной задачи выделили реализацию концепций и программ по переходу к информационному обществу. При этом преследуются как государственные интересы (лидерство в мировом сообществе), так и повышение качества жизни людей.7

Условно выделяют две основные модели развития информационного общества: западную и восточную. Причем в рамках западной модели следует отделить путь, выбранный Европой, от американского пути, а в рамках восточной особое место в этом плане занимает Китай (КНР).

Основной чертой политики европейских стран служит поиск определенного баланса между полным контролем со стороны государства и законами рынка, другими словами, сочетание правительственных и рыночных сил с учетом того, что роль каждой из них может меняться в зависимости от сложившейся ситуации. При этом в целом в Европе превалирует мнение, что в первую очередь необходимо развивать сферу услуг. Однако существуют и альтернативные мнения, согласно которым строительство информационной инфраструктуры (сетей) является движущим фактором развития сферы услуг. Серьезную озабоченность стран Евросоюза вызывает проблема неравенства в информационном обществе, когда значительная часть населения может просто оказаться за его бортом. Учет национальных и культурных особенностей также играет значимую роль.

Американский  путь формирования информационного  общества определяется общей моделью  социально-экономического развития, в  которой функции государства  сводятся к минимуму, а деятельность частных лиц - к максимуму. Главное в этом подходе - оставить все в руках частного сектора и сил рынка, полная либерализация рынка информационно-телекоммуникационных технологий. В США основной упор делается на дальнейшее развитие с помощью новых информационных технологий «домашних развлечений», в Великобритании же спрос на подобную продукцию не является определяющим.

В основе восточной (Япония, Китай и др. страны) модели развития информационного общества лежат сотрудничество государства  и рынка, попытка установить связь  между культурными ценностями и происходящими социальными изменениями. Философские постулаты сосуществования и сопроцветания, а также содействие государства в реализации этих принципов на уровне отдельной организации является, по мнению азиатских политиков, залогом успеха.

Профессором Ф.Й. Радермахером были сформулированы некоторые  принципы, которые лежат в основе европейского понимания перспектив развития информационного общества:

- активная роль правительств в корректировке рыночных процессов развития информационного общества, в том числе – политика либерализации рынка телекоммуникационных услуг;

- обеспечение для каждого гражданина Европы дешевого доступа к универсальному телекоммуникационному обеспечению на основе открытой системы услуг, сочетающейся со строгим соблюдением стандартов;

- постоянное внимание к таким социальным аспектам устойчивости, как:

- справедливость,

- всеобщая включенность в информационное общество,

- сопротивление социальной разобщенности,

- избежание разделения на имущих и неимущих в сфере компетенции и доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ),

- партнерские отношения между государственными и частными организациями,

- инвестиции в крупные международные проекты развития ИКТ,

- создание новых рабочих мест,

- доступ к образованию, профессиональной подготовке и обучению в любом возрасте,

- политика социального согласия между всеми регионами;

- культурное и лингвистическое разнообразие;

- большое внимание экологическим аспектам устойчивости: инвестиции в развитие ИКТ, снижающих нагрузку на окружающую среду;

- соблюдение гражданских прав: защита потребителя, охрана интеллектуальной собственности, защита персональных данных, безопасность и интегрированность в электронной коммерции;

- развитие международных механизмов координации в технической, коммерческой и правовой сферах;

- развитие систем обучения на распределенной мультимедийной основе;

- развитие систем профессиональной подготовки для новых сфер деятельности.

Среди прочих международных  документов можно документ «Окинавская  Хартия Глобального информационного общества», определяющий цели и перспективы развития глобального информационного общества.

Другими важными  перспективными направлениями развития информационного общества обычно называют интеллектуализацию, создание и внедрение  новых социальных технологий, основанных на эффективном использовании главного стратегического ресурса общества – знаний; создание единых универсальных программно-инструментальных средств для упрощения описания, интегрирования, идентифицирования знаний в различных предметных областях; формирование новой системы образования и воспитания будущих поколений людей, учитывающей и использующей особенности и новые возможности информационного общества для формирования творческой, гармонично развитой и гуманистически ориентированной личности; разработка новых методов, которые должны позволить человеку не только правильно понять и исследовать открывающуюся перед ним новую высокодинамичную информационную картину мира, но и, постигнув единство законов информационного обмена в природе и обществе, научится целенаправленно формировать эту картину во имя своего будущего.

Несмотря на все вышесказанное, приходится признать, что перспективы развития информационного  общества весьма неоднозначны. Можно  говорить о том, что теоретические  концепции и планы в части гуманистических идей в некоторой степени утопичны. В реальности технические и экономические аспекты информатизации выходят на первый план, в то время как социальные и политические изменения общественных институтов пока либо не происходят, либо происходят не в том направлении, как изначально предполагалось. Роль информации в обществе, новые механизмы коммуникации, превращение информации в коммерческий продукт, сетевые принципы организации, повсеместное внедрение информационных технологий в экономику, политику, культуру, социальные отношения и другие описанные теоретиками элементы информационного общества в настоящее время присутствуют и постоянно развиваются. Однако, то вышеописанное информационное общество, которое позиционировалось как высокоинтеллектуальное демократическое общество с равными возможностями доступа к знаниям, образования, сохранения культуры и т.п. в настоящее время не состоялось, и вызывает сомнение возможность скорого появления его в будущем. Прогнозы теоретиков оказались несостоятельны в первую очередь потому, что их авторы отождествляют информацию и знание. Информации в современном обществе много, она играет колоссальную роль, но отсюда вовсе следует, что в современном обществе знание – сила. Тиражирование интеллектуального продукта, передача сведений о нем посредством различных коммуникаций – вот что коренным образом отличает современное общество как информационное. За словом «информация» кроется именно коммуникация, а не знание [6]. Кроме того, воплощение вышеописанных идей зачастую идет вразрез с интересами бизнеса и невозможно при существующих капиталистических отношениях.

Более того, оказывается, что информатизация помимо очевидной  пользы приносит и вред, порождая проблемы, перспективы разрешения которых  достаточно туманны. Так, например, информационное воздействие со стороны определенных заинтересованных групп лиц ведет к дестабилизации общества, а, попытки, поддержания порядка и стабильности зачастую означают деградацию демократических принципов и свобод. Капиталистические отношения накладывают ограничения на идею равного доступа к информационным ресурсам, а неконтролируемые потоки информации вызывают проблемы психологического и морально-этического характера. Таким образом информатизация порождает совокупность взаимосвязанных проблем, для решения которых приходится чем-то жертвовать.

Безусловно, правительствами  государств и различными общественными  организациями прилагаются определенные усилия по развитию информационного  общества, реформированию социальных, политических и экономических институтов, сглаживанию возникающих проблем, однако, на мой взгляд, в обозримом будущем не следует связывать слишком больших надежд на улучшение качества жизни людей с развитием информационного общества в том виде, в котором это предсказывали и предсказывают авторы теоретических концепций.

§ 2.2 Анализ современной электронной торговли в мире и России

Электронная коммерция  – самое перспективное направление  в торговле. Потенциал роста здесь  огромен – Китай и Индия лишь вступили на этот рынок, а в 2013 году объем электронной торговли вплотную приблизится к отметке $ 1 трлн. Так, по крайней мере, считают аналитики из Goldman Sachs. По их оценке, мировой рынок электронной коммерции в 2010 году составил $ 572 млрд.8 Анализ, проведенный В.Ф. Кабановым, реальной ситуации в период мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. показывает, что электронная торговля оставалась одной из областей надежности бизнеса. Этот сектор коммерческой деятельности, как и ранее, достаточно успешен и прибылен, но темпы его развития в разных странах мира различны. Как показывают результаты исследования, проведенного британским Центром изучения розничных продаж, объем интернет- торговли в 2009 г. в странах Евросоюза увеличился на 22 % . Эксперты отмечают, что этот рост наблюдался, несмотря на глобальный финансовый кризис. По итогам 2009 г. через Интернет было продано товаров на 143,7 млрд евро, что составляет 4,7 % общей доли розничных продаж. В 2009 г. средне-статистический европеец приобрел через Интернет товаров на 872,03 евро. Как отмечается в исследовании, в 2009 г. 70 % общего объема интернет-торговли в Европе при- шлось на Великобританию 42,7 млрд евро), Германию (33,4 млрд евро) и Францию (24,5 млрд евро). Рынок интернет-торговли в России стабильно растет – об этом говорят результаты совместного исследования «Сити-банка» и российского подразделения компании Google. По мнению аналитиков «Сити- банка», в России общий объем покупок в Интернете в текущем году составит около 600 млрд рублей. В 2012 году, по их же прогнозам, объем рынка электронных платежей и покупок превысит 800 млрд рублей. При этом в прошлом году PricewaterhouseCoopers оценивала объем российского рынка интернет-торговли в 100 млрд рублей. Интернет-торговля в России развивается, но по сравнению с западными рынками и США находится пока что в зачаточном состоянии. Причин тому эксперты называют несколько. Одна из них – медленное проникновение в регионы широкополосного доступа в интернет. Компьютерная безграмотность подавляющей части населения России – еще один фактор. Играет свою роль низкая распространенность банковских карт среди на- селения в регионах, а также недоверие к электронным платежным системам. Кроме того, многих россиян невозможность «пощупать» товар своими руками, неуверенность в хорошем состоянии покупки при доставке, а также возможные проблемы с возвратом по-прежнему отталкивают от совершения покупок в Интернете. По информации Министерства коммерции КНР, по итогам 2009 г. годовой оборот интернет-магазинов Китая составил более 38 млрд долл. (в 2008 г. на онлайн-покупки в Китае было потрачено 23,56 млрд долл.). По аналитическим результатам, в 2009 г. масштаб сделок у средних и малых предприятий достиг 1,99 трлн юаней (рост на 20,3 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.), внутренний масштаб сделок – 1,13 трлн юаней, а внешний – 0,86 трлн юаней, которые эквивалентны соответственно 6 % суммарного объема проданных отечественных товаров и 8,9 % суммарного объема экспортных товаров.9 По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), начиная с 2003 г. рынок интернет-торговли в секторе В2С в России рос в среднем на 63 % в год; в 2009 г. этот рост продолжался, хотя и замедлился до 30 – 35 %.10 По данным исследовательского агентства Data Insight, в 2010 году объем российского рынка электронной коммерции достиг 240 млрд. рублей. Таким образом, на долю онлайн-продаж приходится 1,6 % от общего объема продаж всей российской розницы (в среднем по ЕС этот показатель составляет 5,7 %, а в США – 6,4 %). По отдельным товарным группам картина несколько иная. В частности, че- рез Интернет продается, около 12–14 % бытовой техники, электроники и книг. Объем розничной электронной торговли в 2011 г. составит не менее 290 млрд рублей. Темпы роста электронной коммерции в 6–8 раз превышают темп роста офлайновой розницы.11 Около 6 млн человек совершают покупки в интернете в течение месяца, а всего за год заказывали и покупали в Интернете 15 млн человек – почти половина от общего количества россиян, пользующихся Интернетом хотя бы раз в неделю.12 По прогнозам исследовательского агент- ства Data Insight, в течение следующих 5 лет рынок электронной торговли в России вы- растет как минимум в 2,5 раза. Наибольший рост ожидается в сегментах одежды и обуви, продуктов питания, авиа- и железнодорожных билетов Data Insight отмечает также, что в настоящее время 48% интернет-покупателей проживают в столичных регионах (или 28 % от всей интернет-аудитории России). При этом на их долю приходится 58 % всего оборота элек- тронной коммерции. Отличаются и «профили» рынков электронной коммерции – столичных и региональных. Например, в Москве и Санкт- Петербурге онлайн-покупателями являются 66 % интернет-пользователей, а в регионах, толь- ко 42 %. Доля покупающих более чем в одной товарной категории составляет 71 % и 53 % соответственно, а средние траты (за полгода) достигают 17,8 тысяч рублей и 8,3 тысячи. Различаются эти рынки и по запросам: доля регионов высока в товарных группах книги, CD/DVD, цифровые товары, одежда, в двух столицах большим спросом пользуются товары для дома, детей и спорта, портативная электроника и компьютерная техника.13 Сотрудники Data Insight считают, что в ближайшие 3–5 лет наибольший потенциал роста для интернет-торговли имеют крупные региональные центры с населением более 800 тысяч человек. Такой вывод они делают на основании того, что в настоящее время в таких городах уже произошло или происходит широкое распространение Интернета. При этом активность интернет-аудитории приближается к столичным показателям. Также свое влияние на развитие электронной коммерции не может не оказывать и экономическое развитие самих регионов. Если говорить об объеме электронной коммерции, то, по данным Data Insight, за пять лет российский рынок электронной торговли увеличится на 145 % – до 590 млрд руб. (в це- нах 2010 года). Отсюда делается вывод, что можно ожидать среднегодового темпа роста на ближайшие пять лет приблизительно на 20 %. Но при этом предполагается, что за это время интернет-аудитория увеличится на 75 %. Причем если в двух столицах объем электронной коммерции будет увеличиваться на проценты, то в регионах – на десятки. В агентстве считают, что 93% новых интернет-покупателей будет приходиться на регионы. При этом, как ожидается, средний уровень затрат на одного пользователя увеличится на 30%. В итоге, к 2015 году на регионы будет приходиться до 80% интернет-покупателей и около 65% от общего объема рынка электронной торговли. На основе проведенного анализа развития интернет-торговли нами сделаны следующие выводы:

Информация о работе Электронная торговля: состояние и перспективы развития. Проблемы становления и развития информационного общества