Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 01:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является - спрогнозировать ситуацию и выявить основные тенденции в развитии электронной торговли в России, как экономической составляющей становления глобального информационного общества.
Задачи:
1. Раскрыть понятие и особенности глобального информационного общества
2. Выявить преимущества информационного общества для экономической деятельности
Сайт-витрина содержит материалы предыдущих сайтов: каталоги продукции (услуг), прайс-листы, а также новости компании, дополнительную информацию о производителях, советы, аналитические обзоры т.п.
Сайт-электронный магазин является развитием сайта-витрины и работает уже в режиме интерактивного взаимодействия с посетителями. В связи с этим сайт должен обеспечить покупателям максимальные удобства не только по поиску и выбору товара, но и по получению необходимых консультаций и пояснений, по оформлению заказа и оплате товара или услуги и т.п. Информация на сайте-электронном магазине должна быть постоянно актуальной, т.е. регулярно обновляться (в соответствии с изменениями цен, складских запасов).
Электронные торговые площадки
могут быть открытыми и закрытыми.
Открытые площадки предполагают отсутствие
каких-либо порогов для вхождения,
т.е. участие практически любых
компаний и обеспечивает более эффективное
движение товаров, финансов и информации.
Закрытые площадки создаются конкретными
участниками рынка для решения определенных
бизнес-задач, как, например, совершенствования
цепочек поставок «поставщик-производитель-
Сделаем некоторые выводы о текущем состоянии и ближайших перспективах электронной коммерции. Предсказания о том, что электронная коммерция в корне изменит жизнь человечества, не оправдались и вряд ли могут оправдаться в ближайшее время. Более правильной, скорее, является другая точка зрения многих специалистов: электронная коммерция — просто еще один способ воздействия на потребителя, еще один новый способ продаж, еще один коммуникационный канал. Появление и развитие электронной коммерции является не намного более «революционным» событием, чем появление технологии прямых продаж, прием заказов и продажи по телефону, продажи посредством рассылки печатных каталогов, продажи с помощью специальных телевизионных программ. Какие-то из этих технологий могут быть в будущем полностью вытеснены технологиями электронной коммерции, какие-то будут существовать параллельно. Но без существенных прорывов (технических, организационных, интеллектуальных и т.п.) электронная коммерция так и останется тем, чем она на сегодняшний момент является, — всего лишь еще одним оружием в богатом арсенале профессиональных маркетологов.
Информационная революция, основу которой составляет бурное развитие вычислительной техники и новых информационно-коммуникационных технологий, все больше становится причиной перемен в политической, экономической, социально-культурной сферах. Появление глобальных информационных сетей существенно меняет традиционные модели экономики и бизнеса; процесс конвергенции стирает технологические, экономические и правовые границы. Происходит становление «новой экономики», которое характеризуется значительным увеличением производительности труда инноваций. Все большее значение для успешного экономического развития приобретает «электронная готовность» государства к участию в глобальных информационных сетях. При этом страны, соответствующий показатель которых является относительно низким, оказываются в заведомо проигрышной ситуации.
Подобное положение дел привело
к вынужденному изменению направления
политической мысли. Возникает необходимость
планирования предстоящего развития новых
информационно-
По мнению, например, А. А.
Чернова, именно государство в процессе
становления информационного
Условно выделяют две основные модели развития информационного общества: западную и восточную. Причем в рамках западной модели следует отделить путь, выбранный Европой, от американского пути, а в рамках восточной особое место в этом плане занимает Китай (КНР).
Основной чертой политики европейских стран служит поиск определенного баланса между полным контролем со стороны государства и законами рынка, другими словами, сочетание правительственных и рыночных сил с учетом того, что роль каждой из них может меняться в зависимости от сложившейся ситуации. При этом в целом в Европе превалирует мнение, что в первую очередь необходимо развивать сферу услуг. Однако существуют и альтернативные мнения, согласно которым строительство информационной инфраструктуры (сетей) является движущим фактором развития сферы услуг. Серьезную озабоченность стран Евросоюза вызывает проблема неравенства в информационном обществе, когда значительная часть населения может просто оказаться за его бортом. Учет национальных и культурных особенностей также играет значимую роль.
Американский
путь формирования информационного
общества определяется общей моделью
социально-экономического развития, в
которой функции государства
сводятся к минимуму, а деятельность
частных лиц - к максимуму. Главное в этом подходе - оставить
все в руках частного сектора и сил рынка,
полная либерализация рынка информационно-
В основе восточной (Япония, Китай и др. страны) модели развития информационного общества лежат сотрудничество государства и рынка, попытка установить связь между культурными ценностями и происходящими социальными изменениями. Философские постулаты сосуществования и сопроцветания, а также содействие государства в реализации этих принципов на уровне отдельной организации является, по мнению азиатских политиков, залогом успеха.
Профессором Ф.Й. Радермахером были сформулированы некоторые принципы, которые лежат в основе европейского понимания перспектив развития информационного общества:
- активная роль правительств в корректировке рыночных процессов развития информационного общества, в том числе – политика либерализации рынка телекоммуникационных услуг;
- обеспечение для каждого гражданина Европы дешевого доступа к универсальному телекоммуникационному обеспечению на основе открытой системы услуг, сочетающейся со строгим соблюдением стандартов;
- постоянное внимание к таким социальным аспектам устойчивости, как:
- справедливость,
- всеобщая включенность в информационное общество,
- сопротивление социальной разобщенности,
- избежание разделения на имущих и неимущих в сфере компетенции и доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ),
- партнерские отношения между государственными и частными организациями,
- инвестиции в крупные международные проекты развития ИКТ,
- создание новых рабочих мест,
- доступ к образованию, профессиональной подготовке и обучению в любом возрасте,
- политика социального согласия между всеми регионами;
- культурное и лингвистическое разнообразие;
- большое внимание экологическим аспектам устойчивости: инвестиции в развитие ИКТ, снижающих нагрузку на окружающую среду;
- соблюдение гражданских прав: защита потребителя, охрана интеллектуальной собственности, защита персональных данных, безопасность и интегрированность в электронной коммерции;
- развитие международных механизмов координации в технической, коммерческой и правовой сферах;
- развитие систем обучения на распределенной мультимедийной основе;
- развитие систем профессиональной подготовки для новых сфер деятельности.
Среди прочих международных документов можно документ «Окинавская Хартия Глобального информационного общества», определяющий цели и перспективы развития глобального информационного общества.
Другими важными перспективными направлениями развития информационного общества обычно называют интеллектуализацию, создание и внедрение новых социальных технологий, основанных на эффективном использовании главного стратегического ресурса общества – знаний; создание единых универсальных программно-инструментальных средств для упрощения описания, интегрирования, идентифицирования знаний в различных предметных областях; формирование новой системы образования и воспитания будущих поколений людей, учитывающей и использующей особенности и новые возможности информационного общества для формирования творческой, гармонично развитой и гуманистически ориентированной личности; разработка новых методов, которые должны позволить человеку не только правильно понять и исследовать открывающуюся перед ним новую высокодинамичную информационную картину мира, но и, постигнув единство законов информационного обмена в природе и обществе, научится целенаправленно формировать эту картину во имя своего будущего.
Несмотря на все вышесказанное, приходится признать, что перспективы развития информационного общества весьма неоднозначны. Можно говорить о том, что теоретические концепции и планы в части гуманистических идей в некоторой степени утопичны. В реальности технические и экономические аспекты информатизации выходят на первый план, в то время как социальные и политические изменения общественных институтов пока либо не происходят, либо происходят не в том направлении, как изначально предполагалось. Роль информации в обществе, новые механизмы коммуникации, превращение информации в коммерческий продукт, сетевые принципы организации, повсеместное внедрение информационных технологий в экономику, политику, культуру, социальные отношения и другие описанные теоретиками элементы информационного общества в настоящее время присутствуют и постоянно развиваются. Однако, то вышеописанное информационное общество, которое позиционировалось как высокоинтеллектуальное демократическое общество с равными возможностями доступа к знаниям, образования, сохранения культуры и т.п. в настоящее время не состоялось, и вызывает сомнение возможность скорого появления его в будущем. Прогнозы теоретиков оказались несостоятельны в первую очередь потому, что их авторы отождествляют информацию и знание. Информации в современном обществе много, она играет колоссальную роль, но отсюда вовсе следует, что в современном обществе знание – сила. Тиражирование интеллектуального продукта, передача сведений о нем посредством различных коммуникаций – вот что коренным образом отличает современное общество как информационное. За словом «информация» кроется именно коммуникация, а не знание [6]. Кроме того, воплощение вышеописанных идей зачастую идет вразрез с интересами бизнеса и невозможно при существующих капиталистических отношениях.
Более того, оказывается, что информатизация помимо очевидной пользы приносит и вред, порождая проблемы, перспективы разрешения которых достаточно туманны. Так, например, информационное воздействие со стороны определенных заинтересованных групп лиц ведет к дестабилизации общества, а, попытки, поддержания порядка и стабильности зачастую означают деградацию демократических принципов и свобод. Капиталистические отношения накладывают ограничения на идею равного доступа к информационным ресурсам, а неконтролируемые потоки информации вызывают проблемы психологического и морально-этического характера. Таким образом информатизация порождает совокупность взаимосвязанных проблем, для решения которых приходится чем-то жертвовать.
Безусловно, правительствами
государств и различными общественными
организациями прилагаются
Электронная коммерция
– самое перспективное