Электронная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в том, чтобы на основании теоретических источников и анализа рассмотреть этапы развития электронной торговли в России.
Объект исследования – Электронный рынок России.
Предмет исследования – Электронная торговля.

Файлы: 1 файл

Чукавина мэ-09 Эл.торговля.docx

— 91.44 Кб (Скачать файл)

Любая модель электронной  торговли должна позволить компании использовать Интернет, чтобы:

. распространять информацию  и услуги быстрее, чем посредством  каких-либо других маркетинговых  каналов;

. значительно снижать  транзакционные издержки по сравнению  с другими каналами распределения;

. обеспечить реальную  доступность товаров и услуг  7 дней в неделю, 24 часа в сутки  (конечно, далеко не каждый  станет заказывать что- либо  в три часа утра, но если  кому-нибудь все-таки придет в  голову, этот потенциальный покупатель очень огорчится, если ваш сайт не сможет тут же удовлетворить его желание);

. позволять покупателям  найти именно те товары, которые  им нужны, с помощью новейших  технологий поиска, устраняющих  необходимость в дорогостоящем торговом персонале;

. наконец, делать все  это без задержек и ошибок, свойственных посредникам.

Шло время, и электронные  компании с удивлением стали обнаруживать, что у них появляются конкуренты, для которых соблюдение всех трех условий одновременно не является проблемой. И, что даже более важно, партнеры и потребители стали ожидать от электронных компаний именно удовлетворения всем трем критериям. Фирмы нового образца постепенно стали стандартом электронной компании, и стало понятно, что качество сервиса, его скорость и относительная дешевизна теперь неотделимы друг от друга и являются обязательными атрибутами электронной торговли.

Лидеры электронной торговли должны предлагать товары и услуги совершенно нового типа в рамках своей отрасли, чтобы выгодно отличаться от конкурентов.

 

1.3 Основные тенденции развития Интернет-торговли в Российской Федерации в условиях товарного многообразия

Инфраструктуру розничной интернет-торговли в России следует считать не полностью  сформированной: отсутствуют качественные услуги доставки товаров, не прижились системы микроплатежей, большинство российских пользователей пока не доверяют покупкам через интернет-магазины.

Кроме того, общетехнологические проблемы развития сети также ограничивают возможности розничной электронной торговли в Рунете: низкий процент пользователей сети интернет, низкие доходы населения, несовершенство законодательной базы электронных платежей и другие.

Большинство претензий, высказанных в адрес электронных магазинов, связано с недостаточно широким ассортиментом. Также пользователи, имеющие опыт онлайновых покупок, часто жалуются на то, что после выбора товара и оформления покупки оказывалось, что нужного товара нет на складе, или доставка товара заняла гораздо больше времени, чем это предполагалось.

 Одними из первых в современной  России доставку "на дом"  начали осуществлять виртуальные компании, специализирующиеся на продаже очищенной воды. Ассортимент товара здесь очень прост, специфичен и полезен. Это вода в 19-литровых упаковках и оборудование для ее разлива. Соки, минеральная и питьевая вода, т.е. те товары, которые самим покупателям тяжело и неудобно транспортировать, они получают, прибегая к помощи службы доставки. Через некоторое время компания "Чистая вода" расширила свой ассортимент, дополнив его такими сопутствующими товарами, как чай "Липтон", кофе "Нескафе", сливки, сахар, товары компании "Кока-Кола". Это дополнение ассортимента оказалось очень удачным, эти товары имеют спрос. Главное, как отметила служба маркетинга, - это известность производителя и узнаваемость продукта. Основные покупатели этих продуктов - работники офисов.

Дистанционная форма продажи, в том числе и через интернет, пригодна для продуктов, качество которых  хорошо известно покупателям. Именно этот постулат лег в основу формирования первых каталогов виртуальных магазинов. Постепенно их стандартные наборы дополнились  ассортиментом, который можно найти  в реальном магазине.

Но нельзя забывать, что  увеличение ассортимента в каталоге затрудняет для покупателя выбор  нужного ему товара. Сейчас в каталог  фирмы "Перекресток" включено около 3 тыс. наименований продовольственных товаров. Маркетологи считают, что ассортимент в каталоге следует сократить до 1 тыс. наименований.

Отсутствие навыка у россиян  планировать покупки усложняет  процесс формирования заказа. Покупатель часто не знает, какой из 20 видов  сыров, имеющихся в продаже, он хотел  бы приобрести. Тогда ему своими советами стараются помочь консультанты. Однако со временем люди приучаются планировать покупки.

Серьезной проблемой является организация доставки товаров. Способы  доставки, которые используют российские интернет-магазины, - это:

  • местные, региональные и собственные службы доставки;
  • федеральная почтовая служба;
  • курьерская доставка по России и СНГ,
  • международный почтамт;
  • международная служба экспресс-доставки;
  • доставка по телекоммуникационным сетям (для информационного содержания);
  • самовывоз.

Как и в других странах, остро стоит проблема с курьерской службой. Даже в Москве рынок курьерской доставки оценивается как находящийся в зачаточном состоянии. Например, в магазине "Чистая вода" тяжелым бременем для предприятия являются расходы на зарплату курьеров-водителей и на бензин.

Еще одна проблема состоит  в том, что эта часть торговли совершенно не контролируется, так  как контроль за доступом пользователей  к сайтам в условиях рыночной торговли невозможен. И тем не менее упорядочить интернет-торговлю не только нужно, но и можно.

Такие технологии существуют и уже используются за рубежом, например, на городском уровне создается торговый портал - своеобразный интернет-гипермаркет, где будут представлены все товары, хорошо зарекомендовавшие себя в интернет-магазинах. Разумеется, обслуживание гигантского и постоянно обновляющегося интернет-каталога потребует расходов, и это не может не отразиться на ценах. Зато в обмен на это покупатель получит товар с гарантированным качеством, магазины, попавшие в портал, повысят свой авторитет. Работы в этом направлении ведутся и в нашей стране.

Говоря об интернет-коммерции  в России, можно найти массу  причин, чтобы вообще не считать  ее инструментом, способным приносить  прибыль, например:

 Одна из главных  причин заключается в очень  небольшом количестве пользователей  интернетом в России. Причем большинство  пользователей любят просто побродить по сети, а не заниматься покупками.

Средний пользователь интернета  очень сильно отличается от среднестатистического жителя России, в первую очередь по уровню материального благосостояния, технической подготовке и уровню образования. Этот фактор, с одной стороны, делает использование интернет-коммерции идеальным инструментом для продвижения компьютерной техники, программного обеспечения и сложной электроники. С другой стороны, этот же фактор делает менее эффективным использование интернет для продвижения товаров массового спроса.

Хаотичность и информационная перегруженность большинства сайтов затрудняют привлечение и удержание  потенциальных клиентов. По данным исследований, пользователь должен в течение первых восьми секунд увидеть на сайте что-то для себя полезное, в противном случае он просто уйдет дальше.

Будущее сектора В2С в России, как и во всем мире, во многом зависит не только от того, как быстро будет расти аудитория, но и от того, как быстро здесь удастся решить проблему с проведением платежей в режиме реального времени или хотя бы приучить пользователей регулярно совершать покупки через сеть.

Для российской электронной  коммерции характерен также невысокий  уровень подготовленности к участию  в экономических процессах, однобокие  знания о них. Например, по отзывам  многих инвестиционных консультантов, уровень понимания соискателями инвестиций в интернет сути процесса инвестирования, потенциальными инвесторами - того что происходит в интернет-бизнесе, явно недостаточен. Вследствие это некачественные, непродуманные бизнес-планы безоговорочно принимаются неосмотрительными инвесторами, что влечет большие убытки и отбивают охоту инвестировать в российский интернет-сектор. Сложность и специфика российской ситуации в том, что лишь малая доля команд, создавши популярные сайты, может самостоятельно предоставить инвесторам хороший бизнес-план и этим обосновать коммерческую перспективность своей компании.

Частичное решение проблемы нехватки квалифицированных кадров в российском интернете профессионалы  видят в распространении интернет-инкубаторов: концентрации менеджерских и маркетинговых  кадров в рамках одной компании для  разработки перспективных идей. При  этом техническая реализация проектов происходит вне рамок компании (аутсорсинг). Такая форма развития интернет-бизнеса позволяет придавать оригинальным перспективным идеям деловое "оформление", создавать из сайтов интернет-компании.

Только сейчас в России стали появляться интернет-компании в Западном понимании - с системой менеджмента, четкой структурой, бизнес-планом, правильным юридическим устройством, стратегией выгоды на рынок и маркетинговой политикой. Наиболее профессиональные игроки кооперируются в группы, которые уже владеют интернет-ресурсами и активно привлекают новые. Возникают своеобразные "центры кристаллизации" вокруг правильных интернет-решений, являющихся основой роста для будущих интернет-компаний и конгломератов больших компаний. Эти "центры кристаллизации" в целом образуются двумя способами. В первом случае покупается или финансируется создание большого контент-проекта, затем к нему докупаются более мелкие, и выстраивается вертикальная структура (или, как говорят специалисты, вертикальный портал). Вторая стратегия - диверсификация (более мелкое участие в нескольких порталах). Самые крупные игроки придерживаются первой стратегии. Те, кто не успел заполучить большие ресурсы, будут действовать как инвесторы инкубаторского типа, "выращивая" проекты для продажи их порталам или реализуя специализированные вертикальные проекты, предназначенные для относительно узких целей.

В выборе стратегии компании, действующие в российском сегменте сети, в основном ориентируются на Западные схемы. Но большая доля западных денег на российском интернет-рынке и использование западных схем вовсе не определяет западную направленность российских проектов. Понятно, что зарубежная аудитория более платежеспособна, но надо четко представлять, что ей можно предложить. Из-за неразвитости фондового рынка и сложностей с акционированием российские интернет-компании не могут привлекать средства за счет первичного размещения акций. Это самые дешевые деньги, а при их отсутствии возрастает роль оценки перспектив окупаемости проекта.

Серьезной проблемой, ассоциируемой  с электронной коммерцией в России стал некачественный сервис в российских интернет-магазинах. Неспособность предоставлять качественные услуги во многом стала следствием ажиотажа. У интернет-компаний нет времени (да и необходимости), чтобы задуматься над перспективами бизнеса и нуждами потребителей. Большинство компаний стремится поскорее "застолбить рынок", не медлить, сделать хоть какой-то проект и хоть как-то его запустить. Многие компании, таким образом, создаются наспех, бизнес-планы основываются на лозунгах и не содержат таких ключевых для бизнеса моментов, как логистика и платежные системы. Компании тратятся на раскрутку интернет-магазина, не занимаясь серьезными вложениями в соответствующую инфраструктуру.

Существует мнение, что  единственно надежная схема для  тех, кто хочет преуспеть в  электронной коммерции, - многоканальность сбыта. И это важно понять не только традиционным компаниям, которые, выходя в интернет, автоматически становятся многоканальными, но и "чистым" интернет-компаниям. Понятно, что в борьбе с набирающими силу в цифровой среде мощными торговыми предприятиями не проиграешь, только если используешь несколько каналов сбыта (более выгодными, чем Интернет, каналами дистрибуции могут оказаться, например, мобильная связь или колл-центры, здесь не надо слепо следовать моде) и предоставлять более качественный центр. А это требует сменить экспансионистскую стратегию на кропотливую, избирательную работу.

Идеальный онлайновый продавец должен не только держать на складе большое количество единиц товара и  оперативно приводить свой интернет-каталог  в соответствие с состоянием склада, но и быстро доставлять товар по указанному клиентом адресу, используя  при этом предпочтительно более  дешевую общедоступную почту. В России пока не только невозможно гарантировать быструю доставку по этим каналам, но и велик рост потери или порчи товара.

Электронный бизнес имеет  целью удовлетворение потребностей определенного типа предприятий в определенной экономической и инфраструктурной среде. Российская действительность на эту среду, к сожалению, пока не очень похожа. Прежде всего, для электронного бизнеса нужны электронные предприятия. Автоматизации бизнес-процессов западные предприятия посвятили все последнее десятилетие. Параллельно развивался интернет. С какого-то момента он позволил связывать электронные системы компаний друг с другом.

Эффективность электронной  коммерции должна быть невообразимо высокой, чтобы перевесить эту осторожность.

Если говорить об электронном  бизнесе в относительно конкурентных условиях, то надо осознавать, что большей эффективности можно достичь, если строить работу на базе электронной торговой площадки, а не непосредственно между предприятиями, что происходит чаще. Электронные торговые площадки по сути - биржи. Но поскольку биржевой механизм в России не развит, то и в Интернет вряд ли все пойдет гладко. Создание биржи или закупочной площадки как минимум требует совместных усилий конкурентов. В большинстве отраслей это пока невозможно, что определяет скептическое отношение к электронному бизнесу у руководителей многих предприятий.

Опыт существования биржевого  института в постсоветской России успешным назвать никак нельзя. Расцвет так называемых товарных бирж в начале 90-х объяснялся тем, что они давали советским предприятиям возможность получать сверхприбыли за счет разницы между регулярными государственными и свободными рыночными ценами. К тому же они позволят выброшенным из командно-административного уюта в неспокойные волны рынка предприятиям находить новых партнеров. Как только рыночными стали все цены, а партнерские отношения более или менее устоялись, биржи исчезли.

В России электронный бизнес имеет шанс развиться в тех  отраслях, где относительно развита  конкуренция, концентрируются большие  финансовые потоки и высока степень стандартизации продукции.

Становится очевидным, что  электронная коммерция, как и  сам интернет, уже стала неотъемлемой частью цивилизации. Она не заменит  обычную торговлю, так же как электронные документы никогда не заменят традиционных бумажных, просто все они будут гармонично сосуществовать.

Информация о работе Электронная торговля