Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - комплексное изучение всех аспектов электронного обмена данными, а именно исследование понятия, теоретических особенностей, современных проблем и перспектив электронного обмена данными во ВЭД.
Для достижения указанной цели было необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теорию электронного обмена данными, его стандарты и технологию
- изучить историю развития электронного обмена данными, а также выявить области применения
- провести анализ эффективности электронного документооборота
- определить современные проблемы электронного обмена данными во ВЭД и пути их преодоления.
Введение 3
1 Теоретические основы электронного обмена данными 5
1.1 Понятие электронного обмена данными 5
1.2 История развития электронного обмена данными 11
1.3 Преимущества использования электронного обмена данными 14
2 Современное состояние электронного обмена данными во ВЭД 18
2.1 Ситуация в России 18
2.2 Совершение сделок путем электронного обмена данными 19
2.3 Электронный документооборот при выполнении внешнеторговых сделок 22
2.4 Анализ эффективности использования электронного документооборота 28
3 Направления развития электронного документооборота во ВЭД 31
3.1 Современные проблемы систем электронного документооборота 31
3.2 Перспективы применения электронного обмена данными 32
Заключение 37
Список использованной литературы 39
- использование в процессах таможенного оформления и контроля исключительно электронных форм документов;
- удаленный компьютерный доступ декларанта и иных участников ВЭД при предоставлении документов, необходимых для таможенного оформления и контроля;
- предварительное декларирование, т.е. подача электронных документов для целей таможенного оформления и контроля до прибытия товара к месту фактического оформления;
- полная автоматизация документального контроля;
- применение системы автоматической проверки рисков для оценки вероятности нарушения таможенных правил;
- применение электронной цифровой подписи для придания юридической значимости передаваемым документам;
- возможность осуществления платежей с использованием электронной платежной системы;
Для обеспечения организованной системы обмена информацией создаются высокоскоростные средства передачи данных. Электронный обмен данными является передовой технологией для такой коммуникации.
Обмен коммерческой информацией (заказы, доставки, счета, денежные переводы и т.д.) на бумажных носителях предусматривает в основ- ном ручной ввод информации в компьютерную систему компаний-партнеров. Использование стандартов электронного документооборота позволяет избежать этого — все действия совершаются автоматически, без задержек и неточностей (в отличие от ручного ввода).
Применение автоматических
процедур повышает скорость и точность
сбора данных и предоставляет
компаниям возможность
Какой бы ни была точка зрения компаний к системе электронного документооборота, любая организация может извлечь пользу из своевременной и четкой информации о спросе и о снабжении продукцией, а также сэкономить значительную часть затрат, возникающую при ручной обработке документов.
Удобство и выгода в использовании электронного документооборота состоит в том, что EDI имеет коммуникационную основу, к которой каждый клиент (будь он ритейлер, поставщик или логистическая компания) подключается один раз — и приобретает почти неограниченную возможность общаться со всеми подключенными участниками, не задумываясь об особенностях их учетных систем, их документооборота, квалификации персонала и т.д.
Легко подсчитать, какое количество различных соглашений об обмене потребуется заключить его участникам в самом общем случае:
- Для 6 партнеров
N = 6 x (6-1)/2 = 15
- Для 100 партнеров
N = 100 x (100-1)/2 = 4450
Кроме того, необходимо учесть,
что коммуникационное оборудование
и протоколы, используемые каждым партнером,
могут значительно отличаться. Поэтому
организация и обслуживание схемы
электронного обмена данными «каждый
с каждым», ее корректная и надежная
работа могут стать трудновыполнимой
задачей даже при небольшом числе
партнеров и потребовать
Теперь рассмотрим, как решается задача организации обмена документами в сети EDI.
Количество связей теперь равно числу участников обмена, каждый партнер «играет» по единым правилам и решает всего лишь одну задачу — собственное подключение к EDI - платформе. При этом его совершенно не заботит, каким образом подключены и работают остальные партнеры: EDI- провайдер берет все остальные задачи на себя. И все это делается за счет того, что на платформе EDI происходит определенная стандартизация сообщений. Их преобразование «на входе» — к стандартному виду, «на выходе» — к виду получателя.
Проанализируем экономическую эффективность при внедрении, возьмем торговую сеть, которая отправляет 4000 заказов в месяц.
Ручная обработка заказа — 30 мин, используя EDI — 5 минут.
Стоимость времени сотрудника — 20 тыс. руб. з/п, + 5 тыс. руб. налоги, + 3 тыс. руб премия, + 20 % от зарплаты officeoverheads, итого: 32 тыс. руб., 1 час = 32 000/21,75/8 =184руб.
Прямая экономия на заработной плате сотрудников:
4000 х 25/60 х 184=301 тыс. руб.
В любом случае каждый из участников сохраняет свою индивидуальность и при этом получает возможность общаться с каждым из участников с минимальными для себя затратами. EDI также может помочь и в разборе конфликтов. Например, в спорных ситуациях между партнерами, когда один утверждает, что отправлял заказ, а второй — что он его не получал. Таких ситуаций может быть множество. EDI в этих ситуациях выступает третейским судьей, внешним аудитором, фиксатором ситуации, который может предоставить обоим участникам полную информацию о том, что и когда происходило с документами.
Если торговое предприятие имеет несколько сотен или тысяч поставщиков, то даже простая экономия в 30 мин. на каждом партнере уже дает ощутимый результат. Например, московская сеть гипермаркетов «Мосмарт», реализовавшая EDI, имеет 50 тыс. наименований товаров, 800 поставщиков и 75 тыс. покупателей ежедневно.
В качестве оценки эффективности
использования EDI можно использовать
унифицированный набор
В этой главе мы рассмотрели нормативно-правовые основы использования электронных документов, основные компоненты систем электронного документооборота при осуществлении внешнеторговых сделок и их таможенном оформлении, некоторые общие особенности их реализации, а также провели анализ эффективности использования электронного документооборота
Высокие темпы роста объемов электронных документов, создающихся и хранящихся в информационных системах предприятия, трудности нахождения, извлечения и предоставления необходимой информации отмечаются всеми ведущими аналитиками мира как ключевые современные проблемы, присущие отрасли систем электронного документооборота (СЭД) и управления контентом.
Ежегодное удвоение массы мирового
электронного содержания обусловлено
растущими технологическими возможностями
обработки электронного контента, расширением
видов (номенклатуры) документов, поступающих
в электронные системы
При этом непрерывно возрастают требования к числу и сложности функций и процедур обработки документов, которые информационная система должна брать на себя, способам "обнаружения" электронных документов в корпоративном хранилище, формам предоставления потребителю. Кроме того, множатся внутренние процессы, которые необходимо выполнять информационной системе по обслуживанию данных.
Среди них особое место занимают
процессы, связанные с защитой
информации. Один из ключевых принципов
защиты информации заключается в
том, что права доступа к документам
должны определяться на уровне документа,
а не только баз данных. Списки управления
доступом должны быть динамическими
и меняться (пересчитываться) — часто
многократно, в течение жизненного
цикла документа и в связи
с изменениями в
Реализация множественных, разнородных, часто взаимно противоречивых требований к СЭД в сочетании с обращением большого количества потребителей с разнообразными запросами к огромным массивам данных и возрастанием внутренней активности информационной системы приводит к экспоненциальному росту нагрузки на систему и соответствующему падению производительности. При определенных соотношениях технических и эксплуатационных характеристик система перестает быть масштабируемой. СЭД достигает порога интенсивности нагрузки, за которым она не может нормально функционировать вне зависимости от предоставляемых ей системных ресурсов. И чем крупнее компания, тем выше вероятность, что этот порог будет рано или поздно достигнут.
В связи с тенденцией массового
подключения к СЭД бизнес-
Несмотря на усложнение взаимоотношений между компаниями и не очень удачные попытки стандартизации автоматизированного документооборота, технология передачи документов между компьютерами - Electronic Data Interchange (EDI) - имеет хорошие перспективы дальнейшего развития благодаря интенсивному использованию глобальной сетевой структуры Internet.
Около двух десятилетий потребовалось технологии электронного обмена данными, чтобы занять достойное место в мире информационных систем. Происходящие изменения в аппаратном и программном обеспечении наряду с бурным развитием информационных супер магистралей способствуют превращению технологии EDI в универсальный инструмент бизнеса, чего давно ожидали ее сторонники. EDI в своей простейшей форме позволяет компаниям обмениваться документами (счетами, заказами на приобретение товаров, накладными и т. п.) по электронным линиям связи. Основная задача данной технологии - ускорить и упростить ежедневное взаимодействие деловых партнеров, исключив из этого процесса кипы бумажных документов, способных "задушить" любую организацию. За последние годы EDI из простой технологии обработки заказов превратилась в комплексный инструмент управления. В дополнение к передаче обычного набора коммерческих документов EDI используется в таких областях как складское хозяйство или страховая медицина. Эксперты утверждают, что новые технологии и реорганизация бизнес- процессов приведут в ближайшие годы к значительному расширению использования EDI. Это уже не просто пересылка по проводам данных о транзакциях. Здесь уже находит применение текстовая, графическая, звуковая и видео-информация.
Средства мультимедиа все
Весьма перспективной для развития EDI видится технология асинхронной передачи данных (ATM). ATM регламентируется группой стандартов, определяющих одновременную передачу в сети больших объемов данных, звуковой и видеоинформации со скоростью до 155 Мбит/с. АТМ позволит применять EDI для передачи полных каталогов продукции и услуг, а это должно оказать заметное влияние на все виды бизнеса, особенно на розничную торговлю. Менеджеры компаний смогут не только видеть строку в каталоге, но и ознакомиться с видеоизображением товара. Грядущие изменения в области использования Х.400 - международного стандарта сетевой связи между компьютерными системами, на котором базируются частные коммерческие службы электронной почты, - окажут влияние и на EDI.
В настоящее время спецификации X.400 расширяются и разрабатывается новый стандарт Х.435, который будет регламентировать транзакции EDI. Внедрение X.435 ускорит интеграцию электронной почты и EDI-коммуникаций, так как сможет обеспечить лучшие средства защиты и регистрации информации, чем существующие ныне службы EDI.
Перенос технологии EDI в недорогую и технически доступную для многочисленных предприятий большого и малого бизнеса сетевую среду - идея, на которой основана Fast, автоматизированная электронная биржевая система, созданная Information Sciences Institute (ISI) Университета Южной Калифорнии. Чтобы воспользоваться ее услугами, покупатель, которому необходимо какое-либо изделие, связывается через Internet из своего персонального компьютера с городом Марина-дель-Рей (шт. Калифорния), где расположена Fast, и вводит запрос в виде стандартной электронной формы, поступающей затем в эту систему по электронной почте. По запросу Fast осуществляет поиск необходимой информации в разветвленной базе данных. Крупные поставщики применяют "in-plant terminals" - специальные программы, которые в ответ на поступивший запрос потребителя оперативно отображают информацию базы данных своей продукции. Небольшие фирмы отвечают клиентам по электронной почте, используя для этого специальные формы. Запросы в некоторые компании должны поступать через коммерческие сети, обеспечивающие дополнительные услуги (Value-Added Networks, VAN), в формате базового стандарта представления документов EDI - Х.12 или посредством автоматизированных факсов. Система Fast, содержащая необходимые сведения о форматах для всех зарегистрированных в ней поставщиков, автоматически переводит запросы клиентов в требуемый вид. С момента ввода в действие Fast в 1987 г. с ее помощью осуществлено перемещение товаров более чем 2500 компаний на сумму, превышающую 7 млн. долл. В дальнейшем, учитывая бурное развитие Internet, предполагается значительное увеличение объема таких услуг. ISI получает 8% комиссионных с покупателей и имеет дополнительную финансовую поддержку агентства Advansed Research Project Agency (ARPA), находящегося в ведении Министерства обороны США. К числу пользователей Fast относятся научно- исследовательские подразделения General Еlectric и лаборатории Wright Labs военно-воздушной базы Wright-Patterson. Анна-Лин Ничес (Anna-Lena Neches), операционный менеджер проекта Fast в ISI, не сомневается в хороших перспективах дальнейшего использования Internet для передачи деловой информации. "Internet - это не что иное, как разновидность VAN, - заявляет она.