Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:19, реферат
На заводах периода индустриальной цивилизации (который закончился, как
известно, не так уж и давно) работник был частью монотонного,
повторяющегося процесса. Любые изменения были, как правило, заранее
предсказуемы. Целью менеджмента была нейтрализация попыток сотрудников
достичь дифференциации в процессе последовательного достижения результатов
или демонстрации определенного качества работы.
оператора. Исследуется работа
органов чувств человека, его
центральной
нервной системы, моторно-
рассматриваются только
экстремальные.
3. Организация
рабочего места оператора с учетом комплекса
его
эргономических свойств,
определенных ранее.
предъявляемые к рабочему месту
в целом и к отдельным его элементам, с
целью обеспечения
4. Профессиональная
подготовка операторов, включающая в себя
профотбор,
профобучение, тренировку и формирование
коллективов.
5. Эргономическое проектирование
и оценка СЧМ.
6. Определение
экономического эффекта эргономического
обеспечения.
Разработка методологии эргономики
осуществляется соответственно
трем
уровням методологического анализа,
выделяемым в философии.
В эргономике можно различить три
типа методологических средств:
1) методологические
средства мировоззренческого характера;
2) общенаучные
методологические средства;
3) специально-научные
или конкретно-научные методологические
средства.
Методологические средства в процессе
исследовательской практики органически
слиты, включены в
соответствующие эргономические
представления,
конкретизированы применительно
к различным сферам практической
и
теоретической деятельности.
В эргономике, учитывая
характер ее
возникновения, широко используются
методологические средства
смежных
дисциплин, особенно психологии.
В эргономике используются следующие
основные методологические принципы.
Принцип единства сознания и деятельности.
Он означает, что сознание
и
деятельность не противоположны друг
другу, но и не тождественны, а образуют
единство. Сознание образует внутренний
план деятельности, ее программу.
Именно в сознании образуются динамические
модели и образы действительности,
позволяющие ориентироваться человеку
в окружающей среде и обеспечивать
успешность достижения целей деятельности.
Принцип гуманизации труда означает, что
ведущая, творческая роль в процессе
труда принадлежит человеку.
При решении таких важнейших
практических
вопросов, как повышение
эргономика исходит, прежде всего, из
требований, предъявляемых человеком
к
технике, из его возможностей и особенностей
деятельности. Противоположным
ему является принцип симпфликации
(упрощения), при реализации которого
стремятся к максимальному упрощению
деятельности человека, выхолащиванию
из
нее всех творческих элементов, а сам
человек низводится до придатка
машины,
оставаясь исполнителем лишь механических
действий и движений.
Принцип активного оператора. Согласно
этому принципу при определении
роли
человека в СЧМ очень важно,
чтобы оператор осуществлял
активные действия,
имел свое личное отношение к
выполняемым действиям, активно
стремился к
цели. Это связано с тем, что
при пассивной позиции
активным действиям требует
его деятельности при этом может
оказаться невысокой, что наблюдается,
например, в работе машиниста.
При активной же позиции
оператора
эффективность его деятельности достигает
более высокого значения, а
его
психофизиологические затраты
на стадии проектирования СЧМ определить
характер будущей деятельности
и
уровень активности оператора.
Принцип проектирования деятельности.
Проект деятельности должен
выступать
как основа решения всех остальных
задач построения СЧМ. При разработке
СЧМ
наряду с техническими устройствами
должна проектироваться деятельность
оператора, который будет пользоваться
этими устройствами. В свою
очередь,
эти устройства должны разрабатываться
на основе и с учетом проекта
будущей
деятельности оператора. Таким
образом, к техническим устройствам
нужно
подходить как к средствам сознательной
деятельности человека-оператора.
Принцип последовательности и непрерывности
учета требований эргономики.
Учет эргономических требований должен
пронизывать все этапы существования
СЧМ: проектирования, производства
и эксплуатации. Реализация
данного
принципа на практике означает внедрение
системы эргономического обеспечения
СЧМ на всех этапах ее существования.
Принцип комплексности. Уже в
самом определении эргономики
как научной
дисциплины предусматривается
комплексное изучение человека (группы
людей) в конкретных условиях его
(их)
деятельности, связанной с использованием
машин. Это достигается развитием
междисциплинарных связей эргономики,
взаимодействием её с другими
науками о
человеке и технике.
Основой для практической реализации
рассмотренных принципов
является
применение системного подхода,
который образует методологическую
базу
эргономики. Идеи системного подхода
определяют многие исходные установки
и
теоретические положения эргономики:
стремление к целостному рассмотрению
человеко-машинных систем, системно-динамический
взгляд на их структуру,
включение деятельности человека в
предмет научного рассмотрения,
тенденция
к научному синтезу различных
аспектов исследования, стремление
выявить
возможные последствия деятельности
человека. Применение системного
подхода
к СЧМ позволяет выявить
конкретных условиях их взаимодействия.
Сложность этого заключается в том,
что человек-оператор, будучи
сам сложной специфической
системой,
функционирует в более сложной
системе, состоящей из ряда
подсистем со
сложными взаимосвязями между
ними и своими внутренними
противоречиями.
Таким образом, системный подход позволяет
по-новому ставить и решать многие
задачи эргономики.
Методологическое значение имеет
также ряд теоретических
положений,
разработанных либо непосредственно
в эргономике, либо в смежных с
ней
дисциплинах и органично вошедших
в ее состав: различие коррективной
и
проективной эргономики; гипотеза
иерархической организации деятельности
оператора; гипотеза оперативного образа
и др.
В эргономических исследованиях широко
используются методы (и конкретные
методики), сложившиеся в эргономике,
а также в других, смежных
с нею
дисциплинах (в социологии, психологии,
физиологии и гигиене
труда,
кибернетике, математике и др.).
Психофизиологическая
сущность и структура трудовой деятельности
С позиций эргономики трудовая
деятельность рассматривается
как процесс
преобразования информации и энергии,
происходящей в системе "человек
-
орудие труда - предмет труда
- окружающая среда".
Следовательно,
эргономические исследования рекомендации
должны основываться на выяснении
закономерностей психических и физиологический
процессов, лежащих в основе
определенных видов трудовой деятельности,
с предметом труда и окружающей
физико-химической и психологической
средой.
В последние годы много новых
идей возникло с связи с рассмотрением
трудовой
деятельности как процесса взаимодействия
человека с машиной и
более
сложными системами управления.
Некоторые из этих идей конструктивны
в
смысле перехода от качественных к
структурно-количественным представлениям
в разработке теории деятельности
. Значительный вклад в
понимание
психофизиологического содержания трудовой
деятельности внесли исследования
по физиологии труда.
Деятельность - это реализация личностных
свойств человека. Эти свойства
имеют также определенную структуру,
рассматриваемую в теориях личности.
Окружающая среда и сама деятельность
могут приводить к изменению
состояния
человека. Процесс длительности регулируется
не только внутренними, но
и
внешними факторами, к которым
относятся взаимодействующий
субъект (или
коллектив) и сам предмет труда.
В качестве взаимодействующего
компонента
деятельности может выступать
и орудие труда, если оно относится
к классу
автоматических устройств.
В более формализованном виде трудовую
деятельность можно представить
как
динамическую структуру, осуществляющую
преобразование информации и энергии.
Работающий человек имеет
предмета труда, в которое необходимо
перевести этот предмет из исходного
состояния посредством трудовых
- информационных и энергетических
воздействий. Эти воздействия человек
может осуществлять непосредственно
на
предмет труда или через промежуточное
устройство - орудие труда. При
этом
человек воспринимает информацию
через сигналы от предмета
труда,
промежуточного устройства и среды.
Цель труда у человека формируется
на
основе мотивов, потребностей, установок
(своих или получаемых извне).
Воспринимаемая и извлекаемая
из памяти информация преобразуется
по одному
из тех типов переработка
закрепленная ассоциативная
связь, автоматизированное
действие),
репродуктивного мышления (принятие решения
путем пошагового преобразования
информации по известным
правилам), Продуктивного
(или творческого)
мышления. С помощью этих
преобразований формируется
прогнозируемый
Информация о работе Эргономика в дизайне и эргономика рбочего места