Эргономика в дизайне и эргономика рбочего места

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:19, реферат

Описание работы

На заводах периода индустриальной цивилизации (который закончился, как

известно, не так уж и давно) работник был частью монотонного,

повторяющегося процесса. Любые изменения были, как правило, заранее

предсказуемы. Целью менеджмента была нейтрализация попыток сотрудников

достичь дифференциации в процессе последовательного достижения результатов

или демонстрации определенного качества работы.

Файлы: 1 файл

реферат по Эргономике.docx

— 92.81 Кб (Скачать файл)

 
   оператора. Исследуется работа  органов чувств человека, его  центральной

 
   нервной системы, моторно-двигательного  аппарата и т.д. Причем

 
   рассматриваются только оптимальные  значения этих характеристик,  а не

 
   экстремальные.

 
3. Организация рабочего места оператора с учетом комплекса его

 
   эргономических свойств,  определенных ранее. Разрабатываются  требования,

 
   предъявляемые к рабочему месту в целом и к отдельным его элементам, с

 
   целью обеспечения максимальных  удобств и эффективности работы.

 
4. Профессиональная подготовка операторов, включающая в себя профотбор,

 
   профобучение, тренировку и формирование коллективов.

 
5. Эргономическое проектирование и оценка СЧМ.

 
6. Определение экономического эффекта эргономического обеспечения.

 

 
Разработка  методологии  эргономики   осуществляется   соответственно   трем

 
уровням методологического анализа, выделяемым в философии.

 

 
В эргономике можно различить три  типа методологических средств:

 

 
1) методологические средства мировоззренческого характера;

 
2) общенаучные методологические средства;

 
3) специально-научные или конкретно-научные методологические средства.

 

 
Методологические средства в процессе исследовательской практики  органически

 
слиты,   включены   в    соответствующие    эргономические    представления,

 
конкретизированы   применительно   к   различным   сферам   практической   и

 
теоретической   деятельности.   В   эргономике,   учитывая    характер    ее

 
возникновения,  широко  используются   методологические   средства   смежных

 
дисциплин, особенно психологии.

 

 
В эргономике используются следующие  основные методологические принципы.

 

 
Принцип единства сознания  и  деятельности.  Он  означает,  что  сознание  и

 
деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют

 
единство. Сознание образует  внутренний  план  деятельности,  ее  программу.

 
Именно в сознании образуются динамические модели и образы  действительности,

 
позволяющие ориентироваться человеку  в окружающей  среде и обеспечивать

 
успешность достижения целей деятельности.

 

 
Принцип гуманизации труда означает, что ведущая, творческая роль в процессе

 
труда  принадлежит  человеку.  При  решении  таких  важнейших   практических

 
вопросов, как повышение производительности, эффективности и  качества  труда

 
эргономика исходит, прежде всего, из требований, предъявляемых  человеком  к

 
технике, из его возможностей и  особенностей  деятельности.  Противоположным

 
ему является  принцип  симпфликации  (упрощения),  при реализации  которого

 
стремятся к максимальному упрощению  деятельности человека, выхолащиванию  из

 
нее всех творческих элементов, а сам  человек низводится до придатка  машины,

 
оставаясь исполнителем лишь механических действий и движений.

 

 
Принцип активного оператора. Согласно этому принципу  при  определении  роли

 
человека в СЧМ очень важно, чтобы оператор  осуществлял  активные  действия,

 
имел свое личное отношение к  выполняемым  действиям,  активно  стремился  к

 
цели. Это связано с тем, что  при пассивной позиции оператора  его  переход  к

 
активным действиям требует значительной затраты  сил,  однако  эффективность

 
его деятельности  при  этом  может  оказаться  невысокой,  что  наблюдается,

 
например,  в  работе  машиниста.   При   активной   же   позиции   оператора

 
эффективность его деятельности достигает  более  высокого  значения,  а  его

 
психофизиологические затраты оказываются  меньшими.  Поэтому  необходимо  уже

 
на стадии проектирования СЧМ  определить  характер  будущей  деятельности  и

 
уровень активности оператора.

 

 
Принцип проектирования деятельности. Проект  деятельности  должен  выступать

 
как основа решения всех остальных  задач построения СЧМ. При  разработке  СЧМ

 
наряду  с  техническими  устройствами  должна  проектироваться  деятельность

 
оператора, который будет пользоваться этими устройствами.  В  свою  очередь,

 
эти устройства должны разрабатываться  на основе и с учетом  проекта  будущей

 
деятельности оператора.  Таким  образом,  к  техническим  устройствам  нужно

 
подходить как к средствам сознательной деятельности человека-оператора.

 

 
Принцип последовательности  и  непрерывности  учета  требований  эргономики.

 
Учет эргономических требований должен пронизывать  все  этапы  существования

 
СЧМ:  проектирования,  производства  и  эксплуатации.   Реализация   данного

 
принципа на практике означает внедрение  системы эргономического  обеспечения

 
СЧМ на всех этапах ее существования.

 

 
Принцип комплексности.  Уже  в  самом  определении  эргономики  как  научной

 
дисциплины предусматривается реализация данного  принципа.  Он  обеспечивает

 
комплексное изучение человека (группы людей) в конкретных условиях его  (их)

 
деятельности, связанной с использованием машин.  Это  достигается  развитием

 
междисциплинарных связей эргономики, взаимодействием её с другими  науками  о

 
человеке и технике.

 

 
Основой  для  практической  реализации  рассмотренных   принципов   является

 
применение  системного  подхода,  который  образует  методологическую   базу

 
эргономики. Идеи системного подхода  определяют многие исходные  установки  и

 
теоретические положения эргономики:  стремление  к  целостному  рассмотрению

 
человеко-машинных систем,  системно-динамический  взгляд  на  их  структуру,

 
включение деятельности человека в  предмет научного  рассмотрения,  тенденция

 
к научному  синтезу  различных  аспектов  исследования,  стремление  выявить

 
возможные последствия деятельности человека. Применение  системного  подхода

 
к СЧМ позволяет выявить различные  характеристики связи человека и  машины  в

 
конкретных условиях их взаимодействия. Сложность этого заключается в том,

 
что   человек-оператор,   будучи   сам   сложной   специфической   системой,

 
функционирует в более  сложной  системе,  состоящей  из  ряда  подсистем  со

 
сложными взаимосвязями  между  ними  и  своими  внутренними  противоречиями.

 
Таким образом, системный подход позволяет  по-новому ставить и решать  многие

 
задачи эргономики.

 

 
Методологическое  значение  имеет   также   ряд   теоретических   положений,

 
разработанных либо непосредственно в эргономике,  либо  в смежных с ней

 
дисциплинах и органично  вошедших  в  ее  состав:  различие  коррективной  и

 
проективной  эргономики;  гипотеза  иерархической  организации  деятельности

 
оператора; гипотеза оперативного образа и др.

 

 
В эргономических исследованиях  широко  используются  методы  (и  конкретные

 
методики), сложившиеся в  эргономике,  а  также  в  других,  смежных  с  нею

 
дисциплинах  (в  социологии,  психологии,  физиологии   и   гигиене   труда,

 
кибернетике, математике и др.).

 

 
Психофизиологическая  сущность и структура трудовой деятельности

 

 
С позиций  эргономики  трудовая  деятельность  рассматривается  как  процесс

 
преобразования информации и  энергии,  происходящей  в  системе  "человек  -

 
орудие  труда  -  предмет  труда   -   окружающая   среда".   Следовательно,

 
эргономические исследования  рекомендации должны основываться  на  выяснении

 
закономерностей психических и физиологический процессов,  лежащих в основе

 
определенных видов трудовой деятельности, с  предметом  труда  и  окружающей

 
физико-химической и психологической  средой.

 

 
В последние годы много новых  идей возникло с связи с рассмотрением трудовой

 
деятельности  как  процесса  взаимодействия  человека  с  машиной  и   более

 
сложными системами  управления.  Некоторые  из  этих  идей  конструктивны  в

 
смысле перехода от качественных к структурно-количественным  представлениям

 
в  разработке  теории  деятельности  .  Значительный   вклад   в   понимание

 
психофизиологического содержания трудовой деятельности  внесли  исследования

 
по физиологии труда.

 

 
Деятельность - это реализация  личностных  свойств  человека.  Эти  свойства

 
имеют также определенную  структуру,  рассматриваемую  в  теориях  личности.

 
Окружающая среда и сама деятельность могут приводить к  изменению  состояния

 
человека. Процесс длительности регулируется  не  только  внутренними,  но  и

 
внешними факторами, к  которым  относятся   взаимодействующий  субъект  (или

 
коллектив) и сам предмет труда.  В  качестве  взаимодействующего  компонента

 
деятельности может выступать  и орудие труда, если  оно  относится  к  классу

 
автоматических устройств.

 

 
В более формализованном виде трудовую  деятельность  можно  представить  как

 
динамическую структуру, осуществляющую преобразование информации и энергии.

 

 
Работающий человек имеет трудовую цель, т.е. субъективную  модель  состояния

 
предмета труда, в которое необходимо перевести этот  предмет из  исходного

 
состояния   посредством   трудовых   -   информационных   и   энергетических

 
воздействий. Эти воздействия человек  может осуществлять  непосредственно  на

 
предмет труда или через промежуточное  устройство - орудие  труда.  При  этом

 
человек  воспринимает  информацию   через   сигналы   от   предмета   труда,

 
промежуточного устройства и среды. Цель  труда  у  человека  формируется  на

 
основе мотивов, потребностей, установок (своих или получаемых извне).

 

 
Воспринимаемая и извлекаемая  из памяти информация  преобразуется  по  одному

 
из тех типов переработка информации человеком:  прямого  замыкания  (прямая,

 
закрепленная    ассоциативная    связь,    автоматизированное     действие),

 
репродуктивного мышления (принятие решения  путем  пошагового  преобразования

 
информации  по  известным   правилам),   Продуктивного   (или   творческого)

 
мышления.  С  помощью   этих   преобразований   формируется   прогнозируемый

Информация о работе Эргономика в дизайне и эргономика рбочего места