Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:19, реферат
На заводах периода индустриальной цивилизации (который закончился, как
известно, не так уж и давно) работник был частью монотонного,
повторяющегося процесса. Любые изменения были, как правило, заранее
предсказуемы. Целью менеджмента была нейтрализация попыток сотрудников
достичь дифференциации в процессе последовательного достижения результатов
или демонстрации определенного качества работы.
результат трудового воздействия
и программа (план, стратегия) действий
для
его достижения.
Существенное влияние на
характер протекания процессов,
восприятия,
мышления, воспроизведения
сведений (энграмм) в
памяти оказывают
активационные воздействия,
обусловленные уровнем
бодрствования,
эмоциональным и волевым
напряжениям, функцией внимания.
В основе
информационных и
трудового воздействия на предмет
труда, лежат физико-логические процессы.
В
целом вся описанная функциональная
структура представляет собой систему
"человек - орудие труда - среда".
Предметом труда не обязательно может быть объект внешнего мира. Человек
способен осуществлять преобразования
информации, имеющие смысл трудового
воздействия, целиком в сфере
субъективного отражения, создавая
"духовный
продукт". Деятельность, направленную
на объекты внешнего мира,
называют
предметной, или экстериозированной,
а направленную на преобразование
и
формирование собственных энграмм
(т.е. представлений, образов,
понятий,
планов) - интериозированной.
В чистом виде эти типы
деятельности
практически не встречаются. Речь может
идти только лишь о существенном
преобладании одного из них.
Специфика взаимоотношений человека
с предметом труда через
промежуточное
устройство определяется главным
образом тем, какие свои функции
как
преобразователя информации и энергии
человек передал этому устройству.
Различают два типа систем
"человек - орудие труда
- среда": с
промежуточными устройствами в виде
простых орудий труда; в виде машин.
При работе с простыми орудиями труда
весь поток информации, необходимый
для
управления воздействием на предмет
труда, преобразует человек и
он, таким
образом, во всех отношениях и в любой
момент осуществляет и контролирует
процесс воздействия. Машина
в интересующем нас
аспекте является
преобразователем информации, а
не только энергии, т.е. она
частично без
участия человека формирует командные
сигналы и регулирует воздействие.
В
результате принципиальная особенность
работы человека с машиной заключается
в неполном контроле с его стороны
за протекающим процессом воздействия
на
предмет труда.
Первый тип систем, которые можно
называть системами "человек - инструмент",
делится на четыре класса в зависимости
от того, какую функцию человека
реализует орудие труда.
1. Эффективными орудиями (инструментами).
Психофизиологическая особенность
этого класса заключается
в изменении характера
воздействия на предмет
труда по сравнению с
естественными двигательными
2. С афферентными орудиями. С
помощью таких орудий естественный
образ
предмета труда превращается
в измененный образ,
который можно
рассматривать как простейшую
информационную модель
гомофорфна объекту. Искусственного
кода здесь нет, а есть изменение
масштаба, ракурса, выпадение
отдельных признаков и
появление новых
(например, при работе с
микроскопом). В результате
человек должен в
процессе обучения выработать
специальный (отличный от жизненного
опыта)
набор энграмм - эталонов, необходимых
для восприятия.
3. С орудиями памяти (например, чертеж,
фотография, запись). В этом случае
используется искусственный
код. Перекодирование как
специфический
психический процесс
4. С орудиями преобразования
результате использования
таких орудий происходит
изменение
психологической структуры
принятия решений. Ряд операций
продуктивного
мышления человек может
превратить в простые операции
прямого замыкания,
высвобождая тем самым
свой мозг для творческого
мышления.
Второй тип
систем, или систем "человек - машина",
делится на три класса:
1. С простой машиной, в которой
совершается преобразование
информации по
элементарной линейной программе
(передача то человека части
реакций
прямого замыкания). Обратная
информация от предмета труда
поступает почти
полностью к человеку, и
он сам вносит коррективы в
программу машины.
2. С репродуктивно - преобразующей
машиной (обычные ЭВМ). В
этом классе
характерным является
предмета труда и его
преобразования. Если человеку понадобится
включиться
в рабочий процесс,
он должен будет по
искусственному коду
реконструировать как
управляет машина.
3. С продуктивно
- преобразующей машиной
(самоорганизующиеся
кибернетические устройства).
Взаимодействие человека с
носит характер информационного
обмена между относительно
замкнутыми
системами информации.
Человека, работающего с помощью
машины, будем называть оператором.
Ввиду
того что именно этот тип
деятельности является основным
предметом
эргономического исследования, рассмотрим
его психофизиологическую сущность
более подробно.
Наиболее характерной чертой
деятельности оператора является
то, что он
лишен возможности непосредственно наблюдать
за управляемыми объектами и
вынужден пользоваться информацией,
которая поступает к нему по каналам
связи. Деятельность человека, совершаемая
не с реальными объектами, а с
их
заместителями или имитирующими
их образами, называют деятельностью
с
информационными моделями реальных объектов.
Информационная модель -
совокупность информации
о состоянии и
функционировании объекта управления
и внешней среды. Она является
для
оператора своеобразным имитатором, отражающим
все существенно важные для
управления свойства реальных объектов,
т.е. тех источников информации,
на
основе которого он формирует образ реальной
обстановки, производит анализ и
оценку сложившейся ситуации, планирует
управляющие воздействия, принимает
решения, обеспечивающие правильную работу
системы и выполнение возложенных
на нее задач, а также наблюдает
и оценивает результаты их реализации.
Объем информации, включенной в модель,
и правила ее организации
должны
соответствовать задачам и способам
управления. Физически информационная
модель реализуется с помощью
устройств отображения информации.
Наиболее
существенной особенностью деятельности
человека с информационной моделью
является необходимость
экранов, табло как между собой, так и с
реальными управляемыми объектами.
Именно на основании соотнесенья
этих сведений строится вся
деятельность
оператора. Рассмотрим основные этапы
деятельности оператора при
решении
определенной технологической
Первый этап - восприятие
информации - процесс, включающий
следующие
качественно различные операции: обнаружение
объекта восприятия; выделение в
объекте отдельных признаков, отвечающих
стоящей перед оператором задаче;
ознакомление с выделенными
Различия между операциями обнаружения
и выделения информативных признаков
определяются тем, что явления, связанные
с обнаружением объекта восприятия,
протекают на уровне рецепторных полей
воспринимающих систем, в то время
как
способность к выделению информативного
содержания формируется на основе
прошлого опыта и требует
В процессе ознакомления с выделенными
признаками оператор устанавливает
связи между отдельными свойствами
объекта восприятия, формирует собственные
системы эталонов, на основании которых
он может в последствии опознать
объект или ситуацию. Процессам
ознакомления и опознавания
сопутствуют
обычно укрупнение признаков, объединяющих
их в структуры, которые затем
выступают как единые оперативные
единицы восприятия.
Оперативная единица восприятия -
это семантически целостное
образование,
формирующееся в результате рецептивного
обучения и создающее возможность
практически одномоментного, симультанного
и целостного восприятия объектов
внешнего мира, независимо от
числа содержащихся в
них признаков.
Формирование оперативных единиц
восприятия обеспечивает
не только
целостность и предметность
восприятия, но и возможность
в дальнейшем
мысленного реконструирования
ряда особенностей объекта,
не нашедших
непосредственно отражения в информации,
предъявленной оператору, равно
как
и возможность выделения полезной
информации в помехах.
Второй этап - оценка информации, ее
анализ и обобщение на основе
заранее
заданных или сформированных критериях
оценки. Оценка производится на основе
сопоставления воспринятой информационной
модели со сложившейся у оператора
внутренней образно-
Концептуальная модель представляет
собой продукт осмысливания
оператором
сложившейся ситуации с учетом
стоящих перед ним задач.
В отличии от
информационной модели она относится
к внутренним психологическим способам
-
средствам деятельности оператора.
Информация о работе Эргономика в дизайне и эргономика рбочего места