Этапы вступления России в Болонский процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

В сентябре 2003 г. Российская Федерация официально присоединилась к Болонскому процессу, в рамках которого до 2010 г. предстояло осуществить реформирование российского образования с целью продвижения его к открытости европейскому сообществу и интеграции в общеевропейскую систему образования.
Социальная проблема модернизации национального института образования заключается в гармонизации целей, содержания и способов образовательной деятельности с изменившимися общественными потребностями и условиями.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………
3
Многоуровневая подготовка экономистов ………………………..
5
Основные положения Болонской Декларации………….…………
8
3. Этапы вступления России в Болонский процесс…………………..
12
Заключение …………………………………………….…………………..
16
Глоссарий …………………………………………………………………..
18
Список используемой литературы ………………………………

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 53.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ……………………………………………………………………

3

  1. Многоуровневая подготовка экономистов ………………………..

5

  1. Основные положения Болонской Декларации………….…………

8

3.       Этапы  вступления России в Болонский  процесс…………………..

12

Заключение …………………………………………….…………………..

16

Глоссарий …………………………………………………………………..

18

Список используемой литературы ……………………………………….

21

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В сентябре 2003 г. Российская Федерация официально присоединилась к Болонскому процессу, в рамках которого до 2010 г. предстояло осуществить реформирование российского образования с целью продвижения его к открытости европейскому сообществу и интеграции в общеевропейскую систему образования.

Социальная проблема модернизации национального института образования заключается в гармонизации целей, содержания и способов образовательной деятельности с изменившимися общественными потребностями и условиями.

Экономическая проблема модернизации состоит в обеспечении эффективного функционирования института образования в социальном и экономическом пространстве Российской Федерации и создании условий для формирования конкурентоспособного рынка экспортных образовательных услуг российских вузов в мире и, в частности, в европейском политическом и территориальном пространстве. Система профессионального образования, с одной стороны является одним из основных институтов социализации человека и формирования гармонично развитой, активной, творческой личности, с другой - обеспечивает воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Реализация целей профессионального образования осуществляется во взаимодействии с социально-экономической средой, динамичное изменение которой предопределяет условия деятельности образовательных учреждений. Ускорение научно-технического прогресса во всех областях знаний ставит задачу обеспечения непрерывного роста профессионального мастерства в течение всей жизни. Отчетливо проявляется необходимость создания многоуровневой структуры профессиональной подготовки специалистов.

Наибольшим изменениям в последнее десятилетие подвергалась экономика. Активное развитие частных предприятий, обновление налогового, бухгалтерского и торгового законодательства способствовало непрерывному изменению требований к специалистам экономического профиля, при этом выяснилось отсутствие мобильности в системе управления учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, осуществляющими подготовку таких специалистов. 

Цель контрольной работы: изучение и анализ системы многоуровневой подготовки специалистов экономического профиля.

Задачи исследования:

1. Детально рассмотреть многоуровневую систему подготовки экономистов.

2.  Раскрыть основные положения Болонской декларации.

3. Проанализировать участие  Российской Федерации в Болонском  процессе.

В соответствии с целью и задачами исследования был использован комплекс теоретических методов, к которым относят: анализ и обобщение литературных источников, сравнение, обобщение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Многоуровневая подготовка экономистов

«Университет развивает все способности» 
(А. Чехов)

 

После присоединения России к Болонской Декларации 19 сентября 2003 г. перед ней как полноправным участником этого процесса встали задачи по интеграции «во всемирное образование при поддержке национальных духовных и культурных ценностей», что потребовало модернизации отечественной высшей школы.

Многоуровневая система высшего образования представляет собой совокупность преемственных образовательно-профессиональных программ с резко усиленным образовательным компонентом на I уровне и различных программ профессиональной подготовки на основе базового высшего образования1.

В связи с этим возникает необходимость четкого разграничения требований к подготовке бакалавра и магистра экономического направления. Программа магистратуры по экономической специализации ориентируется на подготовку высококвалифицированных руководителей и специалистов в области финансового анализа, финансового и налогового планирования, финансового менеджмента для работы в банках, финансовых институтах и финансовых корпорациях. Программа предполагает углубленное изучение на продвинутом уровне спецдисциплин. Магистратура также - для тех, кто намерен продолжить исследовательскую или иную творческую деятельность. Магистерская программа развивает опыт ведущих стран в этой области на качественно новом уровне, сочетая лучшие традиции российского и западного образования.

Выпускники бакалавриата также должны обладать современными знаниями в области экономики. Повышение качества подготовки бакалавров в России будет обеспечивать растущий спрос на магистерские программы для экономистов, которые, обладая фундаментальными знаниями основных принципов экономических наук, хотели бы расширить и углубить свои знания, выйти на качественно новый уровень понимания и анализа экономических явлений, и получить специальные навыки, востребованные на рынке труда.

ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр») в части требований к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата признает способность выпускника использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии. Безусловно, степень реализации указанной задачи формирования профессиональной компетенции студента во многом определяется уровнем подготовки преподавателя вуза2.

В октябре 2007 года был принят Федеральный закон Российской Федерации N 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации. Этим законом в системе высшего образования установлены уровни:

  1. Уровень высшего профессионального образования - бакалавриат;
  2. Уровень высшего профессионального образования - подготовка специалиста или магистратура.

Установлены следующие нормативные сроки по очной форме обучения:

  1. для получения квалификации (степени) "бакалавр" - четыре года;
  2. для получения квалификации (степени) "специалист"- не менее пяти лет;
  3. для получения квалификации (степени) "магистр" - два года на базе бакалавриата, т.е. общий срок обучения - 6 лет3.

Наряду с очной формой обучения по-прежнему развиваются другие формы обучения: очно-заочной (вечерней), заочной, дистанционной.

Бакалавр, поступающий на конкурсной основе в магистратуру, имеет право на бесплатное образование, так как он получает образование этого уровня впервые. Как получение второго высшего профессионального образования рассматривается освоение программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или магистра гражданами, уже имеющим диплом бакалавра, или диплом специалиста, или диплом магистра.

Бакалавры, специалисты или магистры при поступлении на работу имеют право претендовать за занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование, если иное не установлено федеральным законом.

Разрешено осваивать в сокращенные или ускоренные сроки программы бакалавриата. Если выпускники техникумов (колледжей) поступают в вуз на программы бакалавриата экономического профиля, то они могут обучаться по сокращенной программе. А по ускоренной программе бакалавриата по решению ученого совета вуза могут обучаться очень способные студенты4.

Таким образом, присоединение к Болонскому процессу сделало необходимым разработку общепризнанных вариантов систем высшего образования, приемлемых для России. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» инициировал переход российского высшего образования на двухступенчатую основу, разделив его на бакалавриат и магистратуру, или подготовку специалистов. Это деление должно приблизить систему высшего образования в России к общеевропейской путем создания единого общеевропейского квалификационного стандарта, позволяющего сравнивать степени образования.

 

2. Основные положения  Болонской Декларации

«Основа нашего единства — Человек»

(Сент-Экзюпери А.)

 

Болонский процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Он является ярким проявлением интеграционных тенденций, которые интенсивно развиваются в этой части света в последние годы.

Страны присоединяются к Болонской Декларации на добровольной основе. Подписав Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из них ограничены сроками:

1) с 2005 года начать бесплатно  выдавать всем выпускникам вузов  стран-участников Болонского процесса  европейские приложения единого  образца к дипломам бакалавра  и магистра;

2) до 2010 реформировать национальные  системы образования в соответствии  с основными требованиями Болонского  процесса.

Рекомендательные параметры Болонского процесса:

1) единые европейские  оценки;

2) активная вовлечённость  студентов;

3) социальная поддержка  малообеспеченных студентов;

4) образование в течение  всей жизни.

Факультативные параметры Болонского процесса: гармонизация содержания образования по направлениям подготовки; нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору; модульная система; дистанционное обучение, электронные курсы; академические рейтинги студентов и преподавателей.

Основными целями процесса являются:

    1. построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
    2. формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы;
    3. повышение престижности в мире европейской высшей школы;
    4. обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
    5. повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания5.

Декларация содержит шесть ключевых положений:

1. Трудоустройство выпускников. Одним из важных положений  Болонского процесса является  ориентация высших учебных заведений  на конечный результат: знания  выпускников должны быть применимы  и использованы на пользу как народа своей страны, так и других стран Европы. Четкая унификация студенческих документов, подтверждающих уровень и качество усвоенных знаний, для сопоставления высшего образования в различных странах. Такие меры должны обеспечить занятость европейских граждан с высшим образованием и международную конкурентоспособность европейского высшего образования.

2. Двухуровневая система  высшего образования: базовое и последипломное (бакалаврат и магистратура). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора. Для обеспечения стандартизации степеней и специализаций планируется перейти на двухуровневую систему образовательно-квалификационных уровней: бакалавр и магистр. Бакалавр – это специалист, который может работать по специальности или продолжить образование, перейдя на вторую ступень – в магистратуру. Степень магистра предполагает наличие более глубоких фундаментальных знаний студента и ориентирует его на научную карьеру. Обучение на первом цикле должно составлять 3-4, на втором – 1-2 года. Последипломное образование осуществляется в докторантуре, что дает возможность получить ученую степень доктора наук после 7-8-летнего обучения. В странах-участницах Болонского процесса должна быть одна докторская степень, например доктор философии в соответствующих сферах знаний – естественные науки, гуманитарные, экономические.

3. Учреждение кредитной  системы по Европейской кредитно  трансфертной системе (ECTS). Кредитами  называются условные единицы, в  которых определяется объем образования. За каждой такой единицей стоит  определенное количество освоенных  понятий, связей между понятиями, наработанные навыки, т. е. общая  трудоемкость полученных знаний  и умений, включая самостоятельную  работу студентов и сдачу ими  промежуточных и итоговых экзаменов, другие виды учебной работы. Для  получения европейского диплома  бакалавра требуется накопить 180-240 часов кредитов, а степени магистра  – дополнительно 60-120 часов6. Именно систему кредитов рассматривают как средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы на другую, включая программы последипломного образования.

4. Существенно развить  мобильность учащихся (на базе  выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского  и иного персонала путем зачета  периода времени, затраченного ими  на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального  образования. Для осознания и  утверждения конкурентоспособности  своих знаний и умений каждый  студент должен иметь возможность  хотя бы короткое время обучаться  и стажироваться за рубежом, а  благодаря этому в основном  вузе он может сократить количество  часов, посвященных изучению иностранных  языков.

Академическая мобильность предполагается следующее:

1) студент должен проучиться  в зарубежном вузе семестр  или год;

Информация о работе Этапы вступления России в Болонский процесс