Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 19:22, контрольная работа
Описание работы
В сентябре 2003 г. Российская Федерация официально присоединилась к Болонскому процессу, в рамках которого до 2010 г. предстояло осуществить реформирование российского образования с целью продвижения его к открытости европейскому сообществу и интеграции в общеевропейскую систему образования. Социальная проблема модернизации национального института образования заключается в гармонизации целей, содержания и способов образовательной деятельности с изменившимися общественными потребностями и условиями.
Содержание работы
Введение …………………………………………………………………… 3 Многоуровневая подготовка экономистов ……………………….. 5 Основные положения Болонской Декларации………….………… 8 3. Этапы вступления России в Болонский процесс………………….. 12 Заключение …………………………………………….………………….. 16 Глоссарий ………………………………………………………………….. 18 Список используемой литературы ………………………………
2) он обучается на языке
страны пребывания или на английском
языке; на этих же языках сдаёт
текущие и итоговые испытания;
3) обучение за рубежом
по программам мобильности для
студента бесплатно принимающий
вуз денег за обучение не
берёт;
4) студент оплачивает
сам: дорогу; проживание; питание; медицинские
услуги; учебные занятия вне согласованной
(стандартной) программы (например, изучение
языка страны пребывания на
курсах).
5) в базовом вузе (в
который студент поступал) студенту
засчитываются полученные кредиты,
если стажировка согласована
с деканатом; он не сдает никаких
дисциплин за период учёбы
за рубежом;
6) ВУЗ вправе не засчитывать
в счёт своей программы академические
кредиты, которые студент получил
в других вузах без согласования
с деканатом;
7) поощряется получение
студентом совместных и двойных
дипломов.
5. Приведение высшего
образования в различных странах
к единым стандартам. Это касается
разработки сходных учебных планов,
тренингов, исследований.
6. Внедрение в жизнь
концепции непрерывного (пожизненного)
обучения, которое позволяет человеку
получить в течение жизни несколько
дипломов и ученых степеней, а
университету – значительно улучшить
финансово-материальное обеспечение
за счет предоставления информационно-материальной
базы для желающих продолжить
обучение. В основе этой концепции
лежит идея LLL (Life Long Learning) – образования
на протяжении жизни7.
На основании вышеизложенного
можно сделать вывод, что цель Болонской
декларации – установление европейской
зоны высшего образования, а также активизация
европейской системы высшего образования
в мировом масштабе. В Болонской декларации
указаны 6 основных задач, решение которых
будет способствовать единению Европы
в области образования.
3. Этапы вступления России в
Болонский процесс
«Образование: долг,
нынешнего поколения будущем»
( Джордж
Пибоди)
19 сентября 2003 г. в Берлине
на совещании министров образования
стран-участниц Болонского процесса
Россия официально присоединилась
к формированию единого европейского
пространства высшего образования
и подтвердила свое намерение
следовать основным принципам
Болонской Декларации. Подписание
Россией документов Болонского процесса
автоматически возлагало на страну обязательства
воплотить в жизнь его принципы до 2010 года.
Еще до официального присоединения
России к Болонской Декларации в высшей
школе страны началось движение в сторону
международных стандартов профессионального
образования. Уже в Законе Российской
Федерации "О высшем и послевузовском
профессиональном образовании", принятом
в 1996 г. была предусмотрена многоуровневая
система высшего образования.
К 2004 году сформировалась правовая
база системы оценки качества образования
в Российской Федерации, которая включала
Закон Российской Федерации "Об образовании"
(от 10 июля 1992 года № 3266-1) и Федеральный
закон "О высшем и послевузовском профессиональном
образовании" (от 29 августа 1996 года №
125-ФЗ), а также постановления Правительства
Российской Федерации "О государственной
аккредитации высшего учебного заведения"
(от 2 декабря 1999г. № 1323) и "О лицензировании
образовательной деятельности" (от
18 октября 2000г. № 796).
Документом, уточняющим и конкретизирующим
направления деятельности в рамках Болонского
процесса, стал приказ Минобрнауки РФ
от 15 февраля 2005 года "О реализации положений
Болонской Декларации в системе высшего
профессионального образования Российской
Федерации" и "План мероприятий по
реализации положений Болонской Декларации
на 2005 – 2010 гг.". В этих документах сформулированы
следующие задачи:
Развитие системы высшего профессионального
образования (ВПО) на двух основных уровнях
— бакалавриат и магистратура.
Изучение и введение системы
зачётных единиц (ECTS).
Введение приложения к диплому
о ВПО, совместимого с общеевропейским
приложением к диплому о высшем образовании.
Создание и обеспечение деятельности
сопоставимой системы признания иностранных
документов об образовании в РФ и российских
документов в государствах-участниках
Болонской Декларации.
Решение проблемы качества
образования и разработки сопоставимых
методологий и критериев оценки качества
образования.
Содействие развитию академической
мобильности студентов и преподавателей
вузов
В конце октября 2007 г. Президент
России Владимир Путин подписал федеральный
закон "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации
(в части установления уровней высшего
профессионального образования)". Закон
устанавливает два уровня высшего профессионального
образования бакалавриат и магистратуру.
Таким образом, законодательно
Болонский процесс в России продвигается
достаточно активно: на всех уровнях принимаются
меры для реализации положений Болонской
Декларации. На государственном уровне
это законы и приказы, на уровне университетов
— положения об организации учебного
процесса и т.д.
Развитие Болонского процесса
в России не определяется только законодательными
мерами — некоторые вузы, стремящиеся
давать своим студентам самые современные
знания, внедряют принципы Болонской Декларации
без принуждения со стороны закона.
Однако необходимо констатировать,
что не все декларируемые меры реализуются
в полном объеме, например, несмотря на
закон о введении двухуровневой системы
образования, абсолютное большинство
студентов обучаются по программе специалиста;
многие мероприятия, запланированные
правительством по реализации принципов
Болонского процесса, до сих пор не осуществлены.
Вместе с тем важнейшим показателем
развития двухуровневой системы является
не только сам факт ее наличия в вузе, но
и доля студентов, подготавливаемых в
вузе по этой системе. Введя бакалавриат
и магистратуру, закон "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской
Федерации " оставил возможность получить
привычную для России, но совершенно непонятную
за границей квалификацию "специалист".
Существует необходимость временного
сохранения специалитета. Очевидно, что
желаемые результаты не были достигнуты
к 2010 году, как это планировалось ранее.
Однако ситуация более оптимистична, чем
кажется на первый взгляд: сопоставление
результатов реализации основных положений
Болонского процесса в России со странами
Европы показывает несущественное отставание
нашей страны от ведущих европейских стран8.
Можно сделать общий вывод о
том, что по совокупности анализируемых
параметров наши вузы находятся ровно
на полпути к формату единого европейского
образовательного пространства.
В докладе, подготовленном группой
экспертов по анализу условий реализации
Болонских принципов в России, были отмечены
проблемы, препятствующие полноценному
вхождению России в Болонский процесс,
среди которых можно выделить следующие:
проблема формирования эффективной
системы аккредитации;
неготовность значительного
числа вузов в России к переходу на двухуровневую
систему подготовки специалистов.
Целый ряд проблем связан с
тем, что образовательные стратегии Болонского
процесса в России до сих пор четко не
определены
Магистерские программы введены
в большинстве университетов. Тем не менее,
есть основания утверждать, что переход
к двухуровневой системе образования
затормозился на середине пути. Вузы занимают
позицию их минимального развития.
Система кредитов (зачетных
единиц) в целом не получила распространения
в вузах. И даже в тех случаях, когда она
введена, зачетные единицы используются
преимущественно в формально-расчетных
целях, т.е. не выполняют всех предназначенных
им функций.
Вузы демонстрируют относительную
гибкость в построении учебных планов,
предлагая курсы по выбору. По всей видимости,
степень этой гибкости будет повышаться
и далее.
Рейтинги студентов распространены
почти в половине вузов, однако не охватывают
и половины учащихся, а степень открытости
рейтингов относительно невысокая. Составление
рейтингов преподавателей в вузах еще
менее распространено.
Информационная открытость
вузов находится на невысоком уровне.
Практика зачета курсов, прослушанных
в зарубежных вузах, и обучение иностранных
студентов в российских вузах относительно
распространены, но, как правило, они затрагивают
минимальное число студентов. Программы
же двойных и совместных дипломов с зарубежными
вузами существуют в относительно небольшом
числе университетов.
На ведущих факультетах количество
российских преподавателей, читающих
курсы за рубежом, и иностранных преподавателей,
примерно равное. Но в обоих случаях эта
практика не слишком распространена9.
Можно сделать вывод, что на
пути реализации Болонского процесса
в России стоит множество проблем. Некоторые
из них (например, трудность пересчета
принятых в стране оценок в кредиты) свойственны
и европейским образовательным системам,
но большинство проблем специфичны для
России.
Заключение
Реформирование российской
системы образования тесно связано с глобальными
изменениями во всех сферах общественной
жизни. Переход к рыночным отношениям
объективно требует повышения качества
профессионального образования, более
высокого уровня квалификации и обеспечения
конкурентоспособности специалиста уже
в начале его жизненного пути. Именно высокая
профессиональная подготовка становится
фактором социальной защиты человека
в новых экономических условиях.
В Европе происходит глобальный
процесс интеграции образовательной системы.
Россия присоединилась к общеевропейскому
процессу, подписав Болонскую декларацию
в сентябре
2003 г. Цель Болонского процесса - создать
единую европейскую зону высшего образования,
что предполагает взаимное признание
дипломов и практику общих подходов к
качеству подготовки специалистов. Это
повысит академическую мобильность студентов,
расширит их возможности обучаться и трудоустраиваться
в любой стране независимо от места проживания.
В последнее десятилетие в вузах
России произошли значительные изменения
в области образования. Повышается самостоятельность
вузов при формировании образовательных
программ. От практики использования типовых
учебных планов, не допускающих отклонений
от стереотипа, произошел переход к государственным
образовательным стандартам первого поколения.
В стандарты второго поколения был включен
в структуру образовательной программы
национально-региональный (вузовский)
компонент, позволяющий отразить специфику
региона и традиции вуза с учетом постоянно
меняющегося рынка труда.
По сравнению с ведущими зарубежными
вузами, в российских вузах имеются значительные
отличия, касающиеся как инфраструктуры
учебного процесса (методы обучения, структура
учебных планов, набор и содержание курсов
профессиональных дисциплин), так и самой
образовательной культуры.
В связи с этим в настоящее время
первоочередной задачей для Российской
Федерации является разработка новой
модели социально-экономического образования,
которая, с одной стороны, отражала бы
российские реалии и лучшие академические
традиции ее университетского образования,
а с другой, соответствовала международно-признанным
требованиям к профессиональной подготовке
специалистов высокого уровня.
Присоединение России к Болонской
декларации не одномоментное явление,
а длительный процесс. Он открывает дополнительные
возможности для участия российских вузов
в европейских проектах, а студентам и
преподавателям высших учебных заведений
- в академических обменах с университетами
других стран.
Глоссарий
АВТОНОМИЯ ВЫСШЕГО
УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ/ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ
АВТОНОМИЯ – самостоятельность в подборе
и расстановке кадров (персонала), в осуществлении
учебной, научной, финансово-хозяйственной
и иных видов деятельности в соответствии
с национальным законодательством, зафиксированная
в конкретных нормативных актах (миссии,
Уставе и т.п.), регулирующих деятельность
высшего учебного заведения.
АКАДЕМИЧЕСКАЯ СВОБОДА – свобода научной и образовательной
деятельности преподавателей высших учебных
заведений во имя служения обществу и
достижения поставленных социально-значимых
целей.
Аккредитация – периодическая оценка и признание
(государственными и/или общественными
органами) деятельности высших учебных
заведений и/или образовательных программ
как отвечающих установленным критериям,
требованиям, нормам, стандартам.
АСПИРАНТУРА (В БОЛОНСКОМ
ПРОЦЕССЕ) – новая (формирующаяся) организационная
модель, охватывающая реализацию как докторских
программ (наряду с докторантурой и традиционными
докторскими/исследовательскими школами
в европейских университетах, так и нередко
магистерских программ, соответствующих
третьему и второму уровням во Всеобъемлющей
структуре квалификаций Европейского
пространства высшего образования).
БАКАЛАВР – первый уровень квалификации
(степень) трехуровневой (трехцикловой)
болонской системы высшего образования.
ДВОЙНОЙ ДИПЛОМ – документ о получении высшего
образования, выдаваемый выпускнику двумя
(или более) вузами-партнерами после успешного
завершения курса обучения по совместной
образовательной программе и фиксирующий
присуждение ему двойной (совместной)
академической степени.