Этапы вступления России в Болонский процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 19:22, контрольная работа

Описание работы

В сентябре 2003 г. Российская Федерация официально присоединилась к Болонскому процессу, в рамках которого до 2010 г. предстояло осуществить реформирование российского образования с целью продвижения его к открытости европейскому сообществу и интеграции в общеевропейскую систему образования.
Социальная проблема модернизации национального института образования заключается в гармонизации целей, содержания и способов образовательной деятельности с изменившимися общественными потребностями и условиями.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………
3
Многоуровневая подготовка экономистов ………………………..
5
Основные положения Болонской Декларации………….…………
8
3. Этапы вступления России в Болонский процесс…………………..
12
Заключение …………………………………………….…………………..
16
Глоссарий …………………………………………………………………..
18
Список используемой литературы ………………………………

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 53.13 Кб (Скачать файл)

2) он обучается на языке  страны пребывания или на английском  языке; на этих же языках сдаёт  текущие и итоговые испытания;

3) обучение за рубежом  по программам мобильности для  студента бесплатно принимающий  вуз денег за обучение не  берёт;

4) студент оплачивает  сам: дорогу; проживание; питание; медицинские  услуги; учебные занятия вне согласованной (стандартной) программы (например, изучение  языка страны пребывания на  курсах).

5) в базовом вузе (в  который студент поступал) студенту  засчитываются полученные кредиты, если стажировка согласована  с деканатом; он не сдает никаких  дисциплин за период учёбы  за рубежом;

6) ВУЗ вправе не засчитывать  в счёт своей программы академические  кредиты, которые студент получил  в других вузах без согласования  с деканатом;

7) поощряется получение  студентом совместных и двойных  дипломов.

5. Приведение высшего  образования в различных странах  к единым стандартам. Это касается  разработки сходных учебных планов, тренингов, исследований.

6. Внедрение в жизнь  концепции непрерывного (пожизненного) обучения, которое позволяет человеку  получить в течение жизни несколько  дипломов и ученых степеней, а  университету – значительно улучшить  финансово-материальное обеспечение  за счет предоставления информационно-материальной  базы для желающих продолжить  обучение. В основе этой концепции  лежит идея LLL (Life Long Learning) – образования на протяжении жизни7.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что цель Болонской декларации – установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе. В Болонской декларации указаны 6 основных задач, решение которых будет способствовать единению Европы в области образования.

 

 

 

 

3. Этапы вступления России в Болонский процесс

«Образование: долг, нынешнего поколения будущем»

( Джордж Пибоди)

 

19 сентября 2003 г. в Берлине  на совещании министров образования  стран-участниц Болонского процесса  Россия официально присоединилась  к формированию единого европейского  пространства высшего образования  и подтвердила свое намерение  следовать основным принципам  Болонской Декларации. Подписание  Россией документов Болонского процесса автоматически возлагало на страну обязательства воплотить в жизнь его принципы до 2010 года.

Еще до официального присоединения России к Болонской Декларации в высшей школе страны началось движение в сторону международных стандартов профессионального образования. Уже в Законе Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принятом в 1996 г. была предусмотрена многоуровневая система высшего образования.

К 2004 году сформировалась правовая база системы оценки качества образования в Российской Федерации, которая включала Закон Российской Федерации "Об образовании" (от 10 июля 1992 года № 3266-1) и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (от 29 августа 1996 года № 125-ФЗ), а также постановления Правительства Российской Федерации "О государственной аккредитации высшего учебного заведения" (от 2 декабря 1999г. № 1323) и "О лицензировании образовательной деятельности" (от 18 октября 2000г. № 796).

Документом, уточняющим и конкретизирующим направления деятельности в рамках Болонского процесса, стал приказ Минобрнауки РФ от 15 февраля 2005 года "О реализации положений Болонской Декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации" и "План мероприятий по реализации положений Болонской Декларации на 2005 – 2010 гг.". В этих документах сформулированы следующие задачи:

  1. Развитие системы высшего профессионального образования (ВПО) на двух основных уровнях — бакалавриат и магистратура.
  2. Изучение и введение системы зачётных единиц (ECTS).
  3. Введение приложения к диплому о ВПО, совместимого с общеевропейским приложением к диплому о высшем образовании.
  4. Создание и обеспечение деятельности сопоставимой системы признания иностранных документов об образовании в РФ и российских документов в государствах-участниках Болонской Декларации.
  5. Решение проблемы качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования.
  6. Содействие развитию академической мобильности студентов и преподавателей вузов

В конце октября 2007 г. Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)". Закон устанавливает два уровня высшего профессионального образования бакалавриат и магистратуру.

Таким образом, законодательно Болонский процесс в России продвигается достаточно активно: на всех уровнях принимаются меры для реализации положений Болонской Декларации. На государственном уровне это законы и приказы, на уровне университетов — положения об организации учебного процесса и т.д.

Развитие Болонского процесса в России не определяется только законодательными мерами — некоторые вузы, стремящиеся давать своим студентам самые современные знания, внедряют принципы Болонской Декларации без принуждения со стороны закона.

Однако необходимо констатировать, что не все декларируемые меры реализуются в полном объеме, например, несмотря на закон о введении двухуровневой системы образования, абсолютное большинство студентов обучаются по программе специалиста; многие мероприятия, запланированные правительством по реализации принципов Болонского процесса, до сих пор не осуществлены.

Вместе с тем важнейшим показателем развития двухуровневой системы является не только сам факт ее наличия в вузе, но и доля студентов, подготавливаемых в вузе по этой системе. Введя бакалавриат и магистратуру, закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации " оставил возможность получить привычную для России, но совершенно непонятную за границей квалификацию "специалист".

Существует необходимость временного сохранения специалитета. Очевидно, что желаемые результаты не были достигнуты к 2010 году, как это планировалось ранее. Однако ситуация более оптимистична, чем кажется на первый взгляд: сопоставление результатов реализации основных положений Болонского процесса в России со странами Европы показывает несущественное отставание нашей страны от ведущих европейских стран8.

Можно сделать общий вывод о том, что по совокупности анализируемых параметров наши вузы находятся ровно на полпути к формату единого европейского образовательного пространства.

В докладе, подготовленном группой экспертов по анализу условий реализации Болонских принципов в России, были отмечены проблемы, препятствующие полноценному вхождению России в Болонский процесс, среди которых можно выделить следующие:

  1. проблема формирования эффективной системы аккредитации;
  2. неготовность значительного числа вузов в России к переходу на двухуровневую систему подготовки специалистов.

Целый ряд проблем связан с тем, что образовательные стратегии Болонского процесса в России до сих пор четко не определены

Магистерские программы введены в большинстве университетов. Тем не менее, есть основания утверждать, что переход к двухуровневой системе образования затормозился на середине пути. Вузы занимают позицию их минимального развития.

Система кредитов (зачетных единиц) в целом не получила распространения в вузах. И даже в тех случаях, когда она введена, зачетные единицы используются преимущественно в формально-расчетных целях, т.е. не выполняют всех предназначенных им функций.

Вузы демонстрируют относительную гибкость в построении учебных планов, предлагая курсы по выбору. По всей видимости, степень этой гибкости будет повышаться и далее.

Рейтинги студентов распространены почти в половине вузов, однако не охватывают и половины учащихся, а степень открытости рейтингов относительно невысокая. Составление рейтингов преподавателей в вузах еще менее распространено.

Информационная открытость вузов находится на невысоком уровне.

Практика зачета курсов, прослушанных в зарубежных вузах, и обучение иностранных студентов в российских вузах относительно распространены, но, как правило, они затрагивают минимальное число студентов. Программы же двойных и совместных дипломов с зарубежными вузами существуют в относительно небольшом числе университетов.

На ведущих факультетах количество российских преподавателей, читающих курсы за рубежом, и иностранных преподавателей, примерно равное. Но в обоих случаях эта практика не слишком распространена9.

Можно сделать вывод, что на пути реализации Болонского процесса в России стоит множество проблем. Некоторые из них (например, трудность пересчета принятых в стране оценок в кредиты) свойственны и европейским образовательным системам, но большинство проблем специфичны для России.

 

 

 

Заключение

 

Реформирование российской системы образования тесно связано с глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни. Переход к рыночным отношениям объективно требует повышения качества профессионального образования, более высокого уровня квалификации и обеспечения конкурентоспособности специалиста уже в начале его жизненного пути. Именно высокая профессиональная подготовка становится фактором социальной защиты человека в новых экономических условиях.

В Европе происходит глобальный процесс интеграции образовательной системы. Россия присоединилась к общеевропейскому процессу, подписав Болонскую декларацию в сентябре  
2003 г. Цель Болонского процесса - создать единую европейскую зону высшего образования, что предполагает взаимное признание дипломов и практику общих подходов к качеству подготовки специалистов. Это повысит академическую мобильность студентов, расширит их возможности обучаться и трудоустраиваться в любой стране независимо от места проживания.

В последнее десятилетие в вузах России произошли значительные изменения в области образования. Повышается самостоятельность вузов при формировании образовательных программ. От практики использования типовых учебных планов, не допускающих отклонений от стереотипа, произошел переход к государственным образовательным стандартам первого поколения. В стандарты второго поколения был включен в структуру образовательной программы национально-региональный (вузовский) компонент, позволяющий отразить специфику региона и традиции вуза с учетом постоянно меняющегося рынка труда.

По сравнению с ведущими зарубежными вузами, в российских вузах имеются значительные отличия, касающиеся как инфраструктуры учебного процесса (методы обучения, структура учебных планов, набор и содержание курсов профессиональных дисциплин), так и самой образовательной культуры.

В связи с этим в настоящее время первоочередной задачей для Российской Федерации является разработка новой модели социально-экономического образования, которая, с одной стороны, отражала бы российские реалии и лучшие академические традиции ее университетского образования, а с другой, соответствовала международно-признанным требованиям к профессиональной подготовке специалистов высокого уровня.

Присоединение России к Болонской декларации не одномоментное явление, а длительный процесс. Он открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в европейских проектах, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами других стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

 

АВТОНОМИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ/ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ – самостоятельность в подборе и расстановке кадров (персонала), в осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иных видов деятельности в соответствии с национальным законодательством, зафиксированная в конкретных нормативных актах (миссии, Уставе и т.п.), регулирующих деятельность высшего учебного заведения.

АКАДЕМИЧЕСКАЯ СВОБОДА – свобода научной и образовательной деятельности преподавателей высших учебных заведений во имя служения обществу и достижения поставленных социально-значимых целей.

Аккредитация – периодическая оценка и признание (государственными и/или общественными органами) деятельности высших учебных заведений и/или образовательных программ как отвечающих установленным критериям, требованиям, нормам, стандартам.

АСПИРАНТУРА (В БОЛОНСКОМ ПРОЦЕССЕ) – новая (формирующаяся) организационная модель, охватывающая реализацию как докторских программ (наряду с докторантурой и традиционными докторскими/исследовательскими школами в европейских университетах, так и нередко магистерских программ, соответствующих третьему и второму уровням во Всеобъемлющей структуре квалификаций Европейского пространства высшего образования).

БАКАЛАВР – первый уровень квалификации (степень) трехуровневой (трехцикловой) болонской системы высшего образования.

ДВОЙНОЙ ДИПЛОМ – документ о получении высшего образования, выдаваемый выпускнику двумя (или более) вузами-партнерами после успешного завершения курса обучения по совместной образовательной программе и фиксирующий присуждение ему двойной (совместной) академической степени.

Информация о работе Этапы вступления России в Болонский процесс