Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 08:14, дипломная работа
Этику бизнеса, в той ее части, которая рассматривает вопрос о соответствии деятельности предпринимателя рамочному порядку или проблеме совершенства самого рамочного порядка, степень ответственности предпринимателя перед обществом и т.д., можно рассматривать как часть социальной этики.
· контрактурная (обязанность), т.е. достигаемый социальный статус личности
Причины появления «этики ответственности»:
· Неизмеримо возросшая технологическая мощь человека (экология, зависимость от техники);
· «Динамизация» жизненных обстоятельств в индустриальном мире (современный человек не успевает задуматься);
· Угроза природе и живому (включая самого человека) из-за побочных воздействий промышленных процессов.
Именно поэтому, по мнению Йонаса, необходимо пересмотреть понятие «ответственность». Он выдвигает идею расширения из моральных соображений концепции ответственности путем перехода:
· От концепции ответственности виновного к ответственности «человека-опекуна» («этика заботы»);
· От призыва к ответственности ex post(«после того») к заботе об ответственности и предупреждающей ответственности (precaution responsibility);
· От ориентированной на прошлое ответственности за результат действия к ориентированной на будущее самоответственности, которая определяется способностью контролировать и возможностью располагать властью.
Таким образом, основные идеи Г.Йонаса можно кратко сформулировать в следующих пунктах:
· «Ответственность за будущее» (промышленные предприятия - главный источник загрязнения);
· Ответственность «за», а не «перед» (область ответственности);
· Не просто подотчетность (а ответственность перед всеми);
· Самостоятельно принимаемая ответственность в качестве универсального долга.
Особое звучание ответственность приобретает в середине XX века, когда результатом хозяйственной деятельности становятся не только материальные блага, потребляемые индивидами, но и сущностные черты социально-экономического устройства общества, «потребляемые» обществом в целом. Для осознания приоритетности интересов общества как целого особое значение имела проблема устойчивости социальных систем, их интегрированности и стабильности, разработанная Т. Парсонсом.
К концу XX века категория ответственности стала замещаться такими понятиями, как "локальная детерминация" (Ж.-Ф.Лиотар), "соблазн" (Ж.Бодрийар), "забота о себе" (М.Фуко). Ф.Фукуяма выдвинул идею о "конце истории" и "последнем человеке", для которого ответственность исчезает вообще.
В XX в. осмысление ответственности как основополагающего принципа действования человека приводит к пониманию того, что «быть ответственным» может не только индивид, но социальная группа, общность, класс. Возникает новая категория - «социальная ответственность», реализуемая как через формы социального контроля, так и через понимание своей общественной роли субъектами ответственности. Социальная ответственность приписывается не отдельно взятому индивиду, а индивиду как представителю социальной общности.
Подход, в основе которого лежит приоритет не частных интересов, но целого, нашел отражение в концепции социальной ответственности бизнеса. Она основывается на том, что противоречие между частным интересом бизнеса (выгода, прибыль) и интересами общества (стабильность, успешное развитие для большинства) должно разрешаться бизнесом в пользу общества как той системы, частью которой является сам бизнес. Основные положения данной концепции сложились в 30-е годы XX века.
Уровни социальной ответственности бизнеса:
1. Базовый уровень («легальность»):
соблюдение законодательства и
стандартов, своевременная оплата
налогов, выплата заработной платы,
обеспечение безопасности
2. Второй уровень - обеспечение
работников адекватными
3. Третий, высший уровень
социальной ответственности
Именно об основных проблемах, связанных с концепцией социальной ответственности бизнеса, пойдет речь во второй главе моей работы.
1.2 Определения и сопоставление
понятий «социальная
Пожалуй, сегодня трудно найти более модное слово в среде отечественных предпринимателей, чем «этика бизнеса», а в самое последнее время к нему прибавилось и слово «социальная ответственность». В этом параграфе я попробую разобраться, что они обозначают и чем они различаются.
Как известно, существует общечеловеческая этика как система норм нравственного поведения людей, их отношения друг к другу и к обществу в целом. Но наряду с этим в некоторых сферах профессиональной деятельности выработалась своя специфическая этика.
Для начала определим само понятие «деловая этика», или «этика бизнеса». Профессор П.В. Малиновский таким образом трактует этот термин:
«Деловая этика в широком смысле
- это совокупность этических принципов
и норм, которыми должна руководствоваться
деятельность организаций и их членов
в сфере управления и предпринимательства.
Она охватывает явления различных порядков:
этическую оценку как внутренней, так
и внешней политики организации в целом;
моральные принципы членов организации,
т.е. профессиональную мораль; моральный
климат в организации; образцы морального
поведения; нормы делового этикета - ритуализированные
внешние нормы поведения» Этика бизнеса.
А.Н.Дятлов, М.В.Плотников: федеральный
образовательный портал. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/
Таким образом, этика бизнеса является одним из видов профессиональной этики - это этика людей, работающих в сфере предпринимательства. Когда же говорят об этике бизнеса каких-либо компаний, то имеют в виду этические основы бизнеса, реализуемые посредством менеджеров. Под деловой культурой компании понимаются внутрифирменные традиции и ритуалы; общие ценности, разделяемые ее работниками; систему коммуникаций, включая неформальные отношения; устоявшиеся методы деловой практики и организации работы. Деловая культура компании тесно связана с этическими принципами бизнеса, которые являются ее неотъемлемыми элементами.
Таким образом, можно придти к выводу о том, что деловая этика - это система общих принципов и правил поведения субъектов предпринимательской деятельности, их общения и стиля работы, проявляющихся на микро - и макроуровнях рыночных отношений. В основе деловой этики лежит учение о роли морали и нравственности в деловых отношениях, которые отражают материальные условия жизни общества.
Деловая этика - это также система знаний о трудовой и профессиональной морали, ее истории и практике. Это система знаний о том, как люди привыкли относиться к своей работе, какой смысл они ей придают, какое место в их жизни она занимает, как складываются отношения между людьми в процессе работы, как склонности и идеалы людей обеспечивают эффективный труд, а какие - мешают ему.
Деловая этика регулирует, вдохновляет и одновременно ограничивает действия субъектов предпринимательской деятельности, минимизируя внутригрупповые противоречия, подчиняя индивидуальные интересы групповым. Макеева В.Г. Культура предпринимательства: Учеб. пособие для вузов по эконом. спец. -- М.: ИНФРА-М, 2002.с.154.
Существует несколько родственных ей понятий. Например, экономическая этика (или предпринимательская этика) занимается вопросом о том, какие моральные нормы или идеалы могут иметь значение для предпринимателей в условиях современной рыночной экономики Хоманн К., Бломе-Дрез Ф. Экономическая и предпринимательская этика // Политическая и экономическая этика М., 2001.с.89..
Предпринимательская этика тиматизирует отношения морали и прибыли в управлении предпринимателями и занимается вопросом, как моральные нормы и идеалы могут быть реализованы предпринимателями в условиях современной экономики.
Цель предпринимательской деятельности - максимизация прибыли.
Принципы этики деловых отношений - обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М., 2002. С. 21
В целом, бизнес-этику можно определить как научную дисциплину, изучающую применение этических принципов к деловым ситуациям. Наиболее актуальным вопросом в этике бизнеса является вопрос о взаимоотношениях между корпоративной и универсальной этикой, социальной ответственности бизнеса, приложении общих этических принципов к конкретным ситуациям.
Этику бизнеса, в той ее части, которая рассматривает вопрос о соответствии деятельности предпринимателя рамочному порядку или проблеме совершенства самого рамочного порядка, степень ответственности предпринимателя перед обществом и т.д., можно рассматривать как часть социальной этики.
Этика бизнеса, в той ее части, где обсуждаются практические вопросы поведения руководителей и менеджеров, отношения между сотрудниками фирмы, права потребителя, моральные стандарты и ценностные конфликты, является одним из видов профессиональной этики.
На макроуровне этика бизнеса относится к этике социального порядка.
На микроуровне - это учение о целях, ценностях и правилах предпринимательской деятельности.
Итак, современная деловая этика основывается на взаимном согласовании трех важнейших положений:
1. Создание материальных
ценностей во всем
Ради этого существует любое предприятие.
2. Прибыль и другие доходы
рассматриваются как результат
достижений различных
3. Приоритет при разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции. Кибанов, Захаров, Коновалов. Этика деловых отношений, М.,2003, с.8.
В свою очередь Де Джордж выделяет следующие уровни анализа этики бизнеса:
1. Если рассматривать этику
бизнеса в американском
2. Второй уровень анализа
этики - а сегодня он привлекает
к себе самое пристальное
3. Нравственная оценка
индивидуумов и их действий
в экономических и
4. Наконец, поскольку бизнес
становится все более
Таким образом, я пришла к окончательному выводу о том, что этика бизнеса охватывает пять видов деятельности:
Первый представляет собой применение принципов общей этики к конкретным ситуациям или методам хозяйствования в бизнесе.
Вторым видом ее занятий является метаэтика, которая занимается непротиворечивостью этических понятий.
Третью сферу исследований этики бизнеса образует анализ его исходных посылок - как собственно нравственных, так и посылок, базирующихся на моральных позициях.
В-четвертых, вклинивающиеся внешние проблемы иногда заставляют исследователей этики бизнеса выйти за пределы этики и обратиться к другим разделам философии и к другим отраслям науки, например, к экономике или теории организации.
Пятый заключается в характеристике морально похвальных и образцовых действий, как отдельных деловых людей, так и конкретных фирм.
В заключение хотелось бы обозначить значение этики бизнеса в современном мире. Итак, деловая этика способна помочь людям:
· рассматривать нравственные проблемы в бизнесе системно и более надежными методами, чем они могли бы это делать, не пользуясь нашей наукой;
· она может помочь им разглядеть такие проблемы, которые они в своей повседневной практике и не заметили бы;
· она может также побудить их ввести изменения, которые они без нее и не подумали бы вводить.
На мой взгляд, очень важным является тот факт, что понятие «этика бизнеса» применимо как к отдельному менеджеру или предпринимателю, так и к компании в целом. И если для бизнесмена она означает его профессиональную этику, то для фирмы это некий кодекс чести, лежащий в основе ее деятельности. К основным принципам этики бизнеса относятся, прежде всего, такие традиционные ценности, выработанные за долгую историю мирового предпринимательства, как уважение к закону, честность, верность слову и заключенному договору, надежность и взаимное доверие. Относительно новым принципом современной этики бизнеса является принцип социальной ответственности, о котором всерьез стали задумываться на Западе всего пару десятилетий назад, а в России - так и вовсе не так давно. Все эти принципы должны лежать в основе всех видов деловых отношений.
Для того чтобы поведение компании было признано социально ответственным, т.е. этичным в современном понимании, недостаточно только выполнять законы либо быть честным с потребителями или с деловыми партнерами. Если юридическая ответственность - это нормы и правила поведения, определенные в законодательном порядке, то социальная ответственность (также называемая корпоративная социальная ответственность, ответственный бизнес и корпоративные социальные возможности) означает следование духу, а не букве закона, либо выполнение таких норм, которые пока не вошли в законодательство либо превышают требования законодательства.
Общепринятого определения социальной ответственности бизнеса в международной практике не существует, что дает повод понимать термин «социальная ответственность бизнеса» каждому по-своему.