Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 08:14, дипломная работа
Этику бизнеса, в той ее части, которая рассматривает вопрос о соответствии деятельности предпринимателя рамочному порядку или проблеме совершенства самого рамочного порядка, степень ответственности предпринимателя перед обществом и т.д., можно рассматривать как часть социальной этики.
Этический кодекс ТНК-ВР
Приведя в качестве примера этические кодексы зарубежных компаний, я не могу не упомянуть российские кодексы.
Рассмотрим этический кодекс нефтяной компании, которая образовалась благодаря слиянию российской Тюменской нефтяной компании и части активов British Petroleum (BP). Кодекс ТНК-ВР был разработан на основе методов ведения бизнеса трех компаний предшественниц - ТНК, Сиданко и ВР.
В преамбуле кодекса сказано, что ТНК-ВР надеется, что все сотрудники компании, независимо от должности и места работы, будут хорошо знать и соблюдать положения настоящего кодекса. Сам кодекс был согласован и скорректирован руководителями высшего звена компании и состоит из трех уровней. На первом уровне представлены пять Программных обязательств, в общих чертах излагающих стратегическую концепцию деятельности компании.
Деловая практика компании включает в себя пять областей:
· Этика ведения бизнеса.
· Сотрудники.
· Отношения со сторонними организациями.
· Охрана труда, безопасность и защита окружающей среды.
· Контроль и финансы.
Настоящие программные обязательства являются основой, на которой ТНК-ВР будет строить и вести свою деятельность.
В рамках второго уровня разработаны Политики компании, в которых более подробно описываются пути реализации программных обязательств. Они устанавливают рамки приемлемой практики для всех сфер деятельности ТНК-ВР, а также поясняют, что можно ожидать от сотрудничества с ТНК-ВР; на третьем уровне представлены протоколы, производственные процедуры и инструкции, в которых, в частности, подробно описывается выполнение Политик компании.
Приведу выдержки из программных обязательств, сформулированных в кодексе ТНК-ВР, относящихся к этике бизнеса, сотрудникам, охране труда, безопасности и защите окружающей среды.
Этика ведения бизнеса.
ТНК-ВР осуществляет свою деятельность на основе безупречной репутации, уважения к другим культурам, достоинству и правам человека во всех регионах деятельности компании. В своей деятельности ТНК-ВР будет:
1. неукоснительно соблюдать законодательство РФ;
2. обещать только то, что
она способна сделать, брать на
себя только те обязательства,
которые она непременно
3. никого не вводить в заблуждение преднамеренно;
4. не попустительствовать коррупции;
5. не участвовать в каких-либо
неприемлемых видах
6. не допускать насилия
и никогда не наносить
Компания будет требовать, чтобы сторонние организации, действующие от имени ТНК-ВР, выполняли аналогичные обязательства.
Сотрудники.
Все сотрудники и руководители обязаны использовать активы компании только для укрепления и развития бизнеса компании, не стремясь к личной выгоде путем злоупотребления своим должностным положением. ТНК-ВР уважает права и достоинство всех сотрудников. ТНК-ВР признает и высоко оценивает вклад всех сотрудников в дело создания сильной и успешной компании. Объединение профессиональных навыков, умений и творческого потенциала сотрудников позволит компании:
1. стимулировать появление
новых возможностей для
2. сформировать вдохновляющую
рабочую атмосферу, в которой
каждый сотрудник будет
3. построить новую корпоративную культуру, основанную на прочном фундаменте структур, на базе которых была создана ТНК-ВР;
4. создать рабочую среду, где будут царить взаимное доверие и уважение.
Сотрудники имеют право:
1. знать свои должностные обязанности;
2. вести открытое и
3. получать содействие
во всестороннем развитии
4. получать признание и высокую оценку своих заслуг перед компанией;
5. вносить предложения, направленные
на повышение эффективности
6. рассчитывать на внимание
компании к своим личным
Безопасность, охрана здоровья и окружающей среды.
Все сотрудники ТНК-ВР несут ответственность за выполнение требований, связанных с безопасностью, охраной здоровья и окружающей среды во всех регионах деятельности компании. Четкое соблюдение требований, безопасности, охраны труда и условий труда всех сотрудников компании играет ключевую роль в успехе ее деятельности. Цели ТНК-ВР в области безопасности, охраны здоровья и окружающей среды предельно ясны - это, прежде всего:
1. отсутствие несчастных случаев на производстве;
2. отсутствие аварий на производстве;
3. бережное отношение к окружающей среде.
Компания будет постоянно стремиться к уменьшению воздействия производственной деятельности на окружающую среду и здоровье работников путем сокращения производственных отходов, а также экономного расходования энергии. ТНК-ВР будет производить качественные продукты, безопасные для потребителей. Она будет соблюдать нормы безопасности транспортных перевозок. Все руководители компании будут нести ответственность за достижение целей и выполнение требований в области безопасности, охраны здоровья и окружающей среды, четкое распределение ролей и обязанностей, выделение ресурсов и принятие необходимых мер, анализ и постоянное совершенствование практики обеспечения безопасности, охраны здоровья и окружающей среды в ТНК-ВР.
Даже по приведенным выдержкам понятно, что кодекс ТНК-ВР выглядит очень солидно, декларирует вполне здравые и осуществимые на практике цели деятельности и соответствует уровню аналогичных кодексов крупных зарубежных нефтяных компаний.
Кодекс «ЛУКОЙЛ».
В другой крупнейшей нефтяной
российской компании «ЛУКОЙЛ» существует
не этический, а социальный кодекс, в котором
речь идет непосредственно о социальной
ответственности компании. Это один из
наиболее подробных и хорошо разработанных
кодексов подобного рода. В преамбуле
«Социального кодекса ОАО «ЛУКОЙЛ» говорится:
компания является «ответственным корпоративным
членом общества и добросовестным участником
рыночного хозяйства. Сочетая эти две
миссии, ОАО ЛУКОЙЛ (далее - компания) добровольно
и в инициативном порядке принимает на
себя нижеследующие обязательства по
социально ответственному поведению перед
всеми сторонами, интересы которых затрагивает
деятельность компании» Социальный кодекс
ОАО "ЛУКОЙЛ". URL: http://www.lukoil.ru/static_6_
Корпоративные социальные гарантии работникам и неработающим пенсионерам группы ЛУКОЙЛ.
Социально ответственное регулирование вопросов труда, занятости и производственных отношений, включая политику оплаты и мотивации труда, безопасности труда, социальную политику в отношении молодых работников, охрану здоровья работников и их семей, жилищную политику, медицинское страхование, пенсионную политику и многие другие вопросы.
Социально ответственное участие компании в жизни общества.
1) Развитие монопроизводственных населенных пунктов.
2) Природоохранная деятельность.
3) Развитие науки, образования, технологии и инноваций.
4) Сохранение национально-
5) Поддержка культуры и спорта.
6) Содействие социальным
группам и общественным
7) Благотворительная
3. Экономическая основа социальных инициатив.
Контроль над социальными расходами, формы участия в содержании социальных объектов, повышение эффективности социальных услуг, социально ответственного инвестирования и т.п.
Такой кодекс, включающий конкретные обязательства компании по отношению к своим сотрудникам, инвесторам, клиентам и добровольные инициативы в области благотворительности, на мой взгляд, вполне достоин самой компании. Можно быть уверенным, что все, что там декларировано, реально выполняется.
3.3 Социальная отчетность
Как бы ни правдоподобно и солидно выглядели кодексы, все же главным пунктом социально ответственной деятельности компаний является социальный отчет.
Социальная отчетность в широком понимании - это отчеты компании, включающие информацию не только о результатах экономической деятельности, но и социальные и экологические показатели.
Корпоративный социальный отчет - это публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов, общества о том, как и какими темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности.
В особенности это важно, если мы говорим о крупных корпорациях, градообразующих предприятиях или производителях, имеющих разветвленную сеть филиалов и подразделений. Содержащаяся в социальных отчетах информация свидетельствует о приверженности таких компаний концепции корпоративной ответственности, которая включает в себя заботу не только о своих работниках, но и участие в социально-экономическом развитии территории своего присутствия. Многие компании относятся к такого рода затратам как к социальным инвестициям, направленным на улучшение качества жизни, совершенствование механизмов социально-экономического развития и повышение конкурентоспособности регионов, что создает благоприятные условия для развития бизнеса самих этих организаций.
Нефинансовый (социальный) отчет является одним из инструментов повышения качества корпоративного управления, включая планирование, мониторинг и оценку деятельности компании. Одновременно он может служить средством повышения прозрачности деятельности компании и улучшения диалога с социальными партнерами. Также социальный отчет является способом общения компании с внешним миром, демонстрирует умение видеть риски и предпринимать своевременные и адекватные действия по их снижению и предупреждению.
Первые социальные отчеты были сделаны европейскими компаниями еще в 70-х годах прошлого века. За прошедшие сорок лет количество нефинансовых отчетов в разных отраслях и странах продолжает расти.
Наибольшее распространение нефинансовая отчетность получила в Европе (лидер - Великобритания) и Северной Америке. А В Канаде этот процесс происходил даже более активно, чем в США. В азиатском регионе активно подключились к процессу отчетности компании Японии и Южной Кореи. Также проявляет активность Австралия. Понимание того, что в глобальной экономике оставаться в стороне от общих процессов, - верный путь к потере конкурентоспособности, существенно расширило географию нефинансовой (социальной) отчетности. Россия также включилась в этот процесс.
Ведущими специалистами в области социальной ответственности был разработан ряд руководств и стандартов отчетности, которые служат в качестве основных принципов социального учета, аудита и отчетности:
Стандарт ответственности института AccountAbility (Институт Социальной и Этической отчетности) АА100, основанный на принципе отчетности с тройным итогом Джона Элкингтона;
Учет связанной с устойчивостью системы отчетности;
Руководство по отчетности по устойчивому развитию Глобальной инициативы по отчетности;
Руководство по мониторингу Verite;
Международный стандарт социальной ответственности SA8000;
Сертификация (стандарт) зеленого глобуса;
Стандарт экологического управления ISO 14000;
Глобальный договор ООН помогает компаниям отчитываться в формате Информации о ходе выполнения. Отчет о ходе выполнения описывает реализацию компанией десяти универсальных принципов Договора.
Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности ООН обеспечивает добровольное техническое руководство по показателям экономической эффективности, отчетности по корпоративной ответственности и раскрытии информации о корпоративном управлении.
Что касается России, то в зависимости от целей и развитости компаний, отчетность по корпоративной социальной и экологической ответственности осуществляется в нашей стране в пяти основных видах:
· специальный раздел в годовом отчете;
· социальный отчет, сводящий воедино все социальные, благотворительные и спонсорские проекты компаний, составленный в свободной и, как правило, удобной для компаний форме, вне формата международных стандартов корпоративной социальной ответственности;
· экологический отчет, описывающий приоритеты и основные направления экологической политики компании, систему экологического менеджмента, мониторинга и контроля, показатели и затраты на экологическую политику;
· отчет о корпоративной социальной и экологической ответственности с частичным применением принципов и показателей международных стандартов, включающий наряду с описанием миссии, ценностей и стратегических целей компании ее социальные мероприятия и проекты, осуществляемые в качестве реакции на диалоги со стейкхолдерами;
· отчет об устойчивом развитии, составленный в соответствии с принципами и с использованием показателей результативности Руководства GRI, стандарта АА 1000S и включающий все аспекты социальной миссии компании, ее корпоративной стратегии, культуры, социальной и экологической политики.
В России сегодня преимущественно выпускаются социальные и экологические отчеты. Они выходят отдельными изданиями, а также публикуются на сайте компании. Благодаря тому, что выпуск нефинансовых отчетов в нашей стране является добровольной инициативой, компании самостоятельно определяют, какие системы отчетности и показатели использовать. Можно также отметить, что анализ отчетов, проведенный департаментом корпоративной социальной политики РСПП, показывает, что в отчетах отечественных компаний большое внимание уделяется благотворительности и спонсорству, вопросам социальной и экологической политики, а также программам развития территорий.