Этика бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 08:14, дипломная работа

Описание работы

Этику бизнеса, в той ее части, которая рассматривает вопрос о соответствии деятельности предпринимателя рамочному порядку или проблеме совершенства самого рамочного порядка, степень ответственности предпринимателя перед обществом и т.д., можно рассматривать как часть социальной этики.

Файлы: 1 файл

Этика бизнеса.docx

— 68.92 Кб (Скачать файл)

 

Несомненным является тот факт, что одним важнейших из инструментов повышения качества корпоративного управления, включая планирование, мониторинг и оценку деятельности компании, является нефинансовый (социальный) отчет. Одновременно он может служить средством повышения прозрачности в деятельности компании, улучшения диалога с социальными партнерами.

 

Развитие нефинансовой отчетности напрямую связано с проблемой информационной открытости компаний. Анализируемая мной компания имеют собственный корпоративный сайт, на котором они четко проясняют свою позицию по проблеме социальной ответственности бизнеса, публикуют собственные этические и социальные кодексы, а также отчеты о корпоративной ответственности.

 

Сегодня лидеры нефинансовой отчетности - крупнейшие компании России, занимающие верхние строчки рейтингов и вносящие наибольший вклад в благосостояние страны, как своей прямой экономической деятельностью, так и реализацией подходов к корпоративной ответственности. В их числе одну из лидирующих позиций занимает компания «ЛУКОЙЛ», отчет о корпоративной ответственности которой я рассматривала в ходе своей работы.

 

Содержание нефинансового отчета компании отражает решение компании о том, каким вопросам следует уделить наибольшее внимание, исходя из целей и задач, которые ставит перед собой компания, приступая к подготовке отчета. Существенное влияние на решение о характере включаемой в отчет информации оказывают запросы и ожидания заинтересованных сторон, взаимодействие с которыми компания считает наиболее актуальным на данном этапе. Важно иметь в виду, что отчет ориентируется на читателя вообще. Как правило, он адресуется конкретным целевым аудиториям, каждая из которых должна найти в отчете отражение своих интересов. Правильный учет этих интересов, адекватный отбор и раскрытие информации - важный элемент в подготовке отчета «ЛУКОЙЛ».

Анализ отчета выявляет отчетливую специфику в раскрытии информации, которую российские компании считают значимой и существенной: большое внимание уделяется вопросам социальной политики в отношении работников, программам развития в территориях присутствия, а также благотворительности и спонсорству. На эти программы компании направляют значительные средства. Так, затраты трех ведущих российских нефтяных компаний на решение социально значимых проблем, составили в 2004 г. более 16,5 млрд. руб. что в сумме соответствует 0,1% ВВП.

 

Существенная часть отчета компании посвящена представлению результатов в области формирования эффективной кадровой политики и социальных программ для работников: повышение профессионального уровня и квалификации работников, образовательные программы, системы мотивации к результативному труду; охрана здоровья персонала и улучшение условий труда; программы добровольного медицинского страхования; корпоративные пенсионные фонды и системы.

 

Компании приходится решать большое количество проблем, связанных с экологическими последствиями деятельности. Инвестиционные программы технической модернизации, так же, как и экологические программы занимают важнейшее место в планах «ЛУКОЙЛ».

 

Отраслевая специфика отражается в отчете лишь в нескольких темах, среди которых наиболее распространенной является качество продукции и взаимоотношения с потребителями, а также природоохранная деятельность.

 

Хотелось бы особо отметить, что проведенное сравнение характера информации, отраженной в отчете, с принципами GRI показывает высокую степень соответствия, что свидетельствует о практическом внедрении этих принципов в деловую практику, даже, когда сама компания на это не указывает. Следование принципам социально-ответственного ведения бизнеса в интересах его собственной устойчивости - это долгосрочный процесс движения. На разных этапах развития компании степень продвижения в реализации этих принципов может быть разной. Важно, что они реально отражаются в корпоративных стратегиях и воплощаются в повседневной деятельности организации, о чем свидетельствуют результаты проведенного анализа.

 

Результаты анализа подтверждают, что Руководство по отчетности в области устойчивого развития (GRI) может служить российским компаниям в качестве универсальной платформы при составлении отчетов и применяться наряду с другими, признанными в мировой практике документами.

 

Информация, представленная в отчете «ЛУКОЙЛ», демонстрирует, что в компании выстроена разветвленная образовательная система, с помощью которой работник может получить и повысить профессиональную подготовку и сделать карьеру в силу своих амбиций и возможностей. Корпоративные затраты на обучение работников снимают финансовую нагрузку в миллионы рублей в год с граждан и государства, что является заметным вкладом корпоративного сектора в решение общенациональных задач развития трудового потенциала. Внутренние программы подкрепляются финансированием внешних программ по поддержке развития среднего и высшего образования, а также вузовской науки и научных разработок. На основе имеющейся информации можно говорить о комплексном вкладе компании «ЛУКОЙЛ» в развитие образования.

 

В целях улучшения здоровья работников и членов их семей компания использует комплекс программ - от добровольного медицинского и пенсионного страхования и мероприятий по профилактике заболеваний до развития корпоративного спорта и организации летнего отдыха детей сотрудников. В отчете убедительно представлен размах этой деятельности в рамках отдельно взятой отчитывающейся организации.

 

В заключение хотелось бы сделать вывод о том, что отчет о корпоративной ответственности ОАО «ЛУКОЙЛ» - это хороший нефинансовый отчет, который содержит информацию, позволяющую оценить количество и качество нематериальных активов организации, ее возможности и потенциал, особенности управления и качество менеджмента. Инвесторы, партнеры, клиенты и собственный персонал могут получить из отчета сведения, которые, наряду с информацией о финансовых результатах, помогают им принять необходимые решения в отношении компании «ЛУКОЙЛ». Можно предположить, что в ответ на вызовы времени и общественные ожидания такой подход в принятии деловых решений будет становиться распространенным явлением. Тем более ценным представляется опыт «ЛУКОЙЛ», которые первыми в России приступили к подготовке и публикации своих нефинансовых отчетов. Этот опыт прокладывает дорогу остальным и способствует формированию в российском бизнес сообществе современных представлений о корпоративной практике и деловой этике.

 

Опыт применения компанией нефинансовой отчетности показал, что ее следует рассматривать не просто как описание благотворительной и экологической деятельности, а как часть более широкого определения организационной стратегии. Она предполагает непрерывный процесс, который не начинается с опубликования отчета и уж точно не заканчивается им. Данный процесс может стимулировать компанию к совершенствованию корпоративного управления, повышению эффективности менеджмента. Он подводит определенные итоги на пути к устойчивому развитию и ставит новые цели для совершенствования полученных результатов.

 

Заключение

В ходе своей работы я подробно рассмотрела поставленные передо мною задачи.

В первой главе своей работы я проследила историю развития понятия ответственности как моральной категории, обратив особое внимание на концепцию Г. Йонаса.

Кроме того, я привела определения понятий «бизнес этика» и «социальная ответственность». Затем я сопоставила эти понятия и пришла к выводу, что они соотносятся, как общие этические основания бизнеса с частным принципом. В качестве примеров корпораций, которые одними из первых стали применять принцип социальной ответственности в своем бизнесе, я привела такие, как Sears, Unilever.

Вторую главу своей работы я посвятила рассмотрению проблем и спорных мотивов, связанных с понятием корпоративной ответственности. Во-первых, я разобрала два подхода к изучению социальной ответственности бизнеса на примере мнений Милтона Фридмена и Майкла Портера. Во-вторых, я рассмотрела аргументы «за» и «против» социальной ответственности в бизнесе. После этого я привела примеры корпораций, придерживавшихся различных точек зрения по этой проблеме: Johnson&Johnson и Firestone.

В процессе работы над заключительной главой я пришла к выводу о том, что устойчивое развитие - это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Оно включает в себя рассмотрение экономических, экологических и социальных факторов. Социальная ответственность тесно связана с устойчивым развитием, так как общей целью социальной ответственной организации должен быть вклад в устойчивое развитие.

Кроме того я пришла к заключению, что корпоративный социальный отчет является инструментом информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов, общества о том, как и какими темпами компания реализует заложенные в своих стратегических планах развития цели в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности. Более подробно я рассмотрела «Руководство по отчетности в области устойчивого развития GRI». Эта система на сегодняшний день является наиболее применяемой в мире при подготовке нефинансовых отчетов.

В заключительной третьей главе я также рассмотрела этические кодексы зарубежных и российских компаний, таких как IBM, ТНК-ВР и ЛУКОЙЛ, сопоставила их с принципом социальной ответственности и пришла к выводу о том, что все принципы, провозглашенные в преамбулах, реально выполняются.

Также я проанализировала воплощение принципа социальной ответственности на практике на примере отчета компании «ЛУКОЙЛ» и проследила, насколько в нем выполняется принципы, изложенные в руководстве по составлению социальной отчетности. Я пришла к выводу, что отчет о социальной ответственности этой организации соответствует уровню С+ по международной классификации GRI и может занять заслуженное место среди отчетов международных нефтяных компаний.

«ЛУКОЙЛ» первым в России приступил к подготовке и публикации своих нефинансовых отчетов. Тем более ценным представляется его опыт, который прокладывает дорогу остальным и способствует формированию в российском бизнес сообществе современных представлений о корпоративной практике и деловой этике.

Также мне бы хотелось высказать свое мнение при ответе на вопрос: является ли бизнес вообще ответственным, или его единственная цель - прибыль. Скорее всего, я являюсь сторонником утвердительного подхода. По моему мнению, менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансирование следование компании общим интересам: экономическим интересам организации, интересам стейкхолдеров и глобальным общественным интересам. На мой взгляд, организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть своих средств на его совершенствование.

В заключение хочется отметить, что глубокое понимание и принятие деловой этики как внутренней нормы сегодня является обязательным для менеджера любого уровня и в особенности - для предпринимателя. Управление, будучи весьма специфической деятельностью, обязывает руководителей заботиться о пределах и последствиях своих действий. В последнее время для многих представителей бизнеса становится очевидным понимание того, что устойчивое развитие компаний, сочетающее экономические, социальные и экологические факторы, ведет к снижению предпринимательских рисков, укрепляет конкурентоспособность, повышает эффективность персонала и лояльность потребителей, улучшает репутацию компаний, создает позитивный вклад предпринимательского сообщества в экономическое и социальное развитие территорий своего присутствия. Тем самым создаются благоприятные условия для реализации долгосрочных стратегий развития бизнеса на основе соблюдения баланса интересов заинтересованных сторон. В этом суть социально - ответственного ведения бизнеса как основы устойчивого развития компаний.

Мне бы хотелось внести свой небольшой вклад в разработку проблемы социальной ответственности бизнеса посредством моей работы.

Список используемой литературы

Алексина Т. А. Этика бизнеса. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/54758/ (дата обращения 12.05.10)

Алексина Т. А. Прикладная этика. М., 2004.

Аристотель. Никомахова этика / Аристотель // Соч.: В 4 т. - М. Мысль, 1984.

 

Благов Ю. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия «Менеджмент». 2006.

 

Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М.Вебер. - Ивано-Франковск: Ист-Вью, 2002.

 

Гаджикурбанова П.А. Страх и ответственность: этика технологической цивилизации Ганса Йонаса. http://ethics.iph.ras.ru/em/em4/10.html/ (13.03.10)

 

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.

 

Деловая Этика. Руководство по Управлению Ответственным Предприятием в Развивающейся экономике. http://trade.gov/goodgovernance/adobe/Russian_BEM_Full_Text.pdf/ (дата обращения: 15.04.10).

 

Загорулько, Н. М. Проблема оценки экономической эффективности корпоративной благотворительности / Н. М. Загорулько // Благотворительность в России. 2002.

 

Замошкин Ю.А. Бизнес и мораль // Философские исследования, № 2, 1993.

 

Йонас, Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации / X. Йонас. - М.: Айрис-пресс, 2004.

 

Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М., 2002.

 

Козловски П. Принципы этической экономии. СПб, 1999.

 

Корпоративная отчетность в области устойчивого развития и экологической ответственности в Российской Федерации. http://www.csrjournal.com/lib/analiticarticle/2057-korporativnaja-otchetnost-v-oblasti-ustojjchivogo.html/ (дата обращения: 11.05.10)

 

Корпоративная социальная ответственность. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 12.03.09)

 

Корпоративная социальная ответственность. Социальная отчетность. URL: http://un.by/ru/undp/gcompact/res/reporting.html (дата обращения 23.04.09)

 

Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. Потребители, менеджеры, СМИ и чиновники оценивают социальную роль бизнеса в России / под ред. С.Е.Литовченко. - М.: Ассоциация менеджеров, 2004

 

Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография /Под общ. ред. И.Ю.Беляевой, М.А. Эскиндарова. - М.: КНОРУС, 2008.

 

Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография /Под общ. ред. И.Ю.Беляевой, М.А.Эскиндарова. - М.: КНОРУС, 2008.

 

Ленк, X. Размышления о современной технике / X. Ленк. Под ред. В.С.Степина. - М.: Аспект-Пресс, 1996.

 

Лучко М.Л. Этика бизнеса - фактор успеха. М., 2006.

 

Макеева В.Г. Культура предпринимательства: Учеб. пособие для вузов по эконом. спец. -- М.: ИНФРА-М, 2002.

Информация о работе Этика бизнеса