Эволюция денег, их современные виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:10, реферат

Описание работы

Самыми первыми деньгами были товарные деньги. Товарные деньги — экономический товар, применяемый в качестве средст­ва платежа, но одновременно покупаемый и продаваемый как обычный товар. Товарные деньги имеют ту же ценность при тор­говле ими как обыкновенным товаром или при любом другом способе использования, какую они имеют в качестве денег. На­пример, если кофе используется и как деньги и как напиток, то в обоих случаях оно будет иметь одинаковую стоимость. Если бы кофе имело более высокую стоимость в качестве денег, то никто бы не стал его пить. Если бы кофе имело боле высокую стои­мость как напиток, то люди бы уже не использовали его в каче­стве денег.

Файлы: 1 файл

Доклады экономика.doc

— 53.94 Кб (Скачать файл)

Эволюция денег, их современные виды

За долгую историю своего существования человечество ис­пользовало огромное количество различных видов денег.

Самыми первыми деньгами были товарные деньги. Товарные деньги — экономический товар, применяемый в качестве средст­ва платежа, но одновременно покупаемый и продаваемый как обычный товар. Товарные деньги имеют ту же ценность при тор­говле ими как обыкновенным товаром или при любом другом способе использования, какую они имеют в качестве денег. На­пример, если кофе используется и как деньги и как напиток, то в обоих случаях оно будет иметь одинаковую стоимость. Если бы кофе имело более высокую стоимость в качестве денег, то никто бы не стал его пить. Если бы кофе имело боле высокую стои­мость как напиток, то люди бы уже не использовали его в каче­стве денег. Как уже отмечалось, в качестве таких денег использо­вался скот, табак, зерно, шкуры животных и т. д. Примеры ис­пользования товарных денег можно найти и в современном мире. Например, в странах с исключительно высоким уровнем инфляции использование товарных денег может быть куда более предпочтительнее, чем наличных. В Анголе до недавнего време­ни всеобщим эквивалентом выступало баночное пиво, в Герма­нии первых послевоенных лет — американские сигареты.

В рыночной экономике денежный оборот складывается из на­личных и безналичных денег. Наличность — деньги, передающие­ся из рук в руки в натуральном виде. Под наличными деньгами понимаются металлические (монеты) и бумажные деньги (банк­ноты). Монета — денежный знак, изготовленный из металла (зо­лота, серебра, медных сплавов, а в настоящее время из различных сплавов меди, никеля, алюминия). В монетах различают лицевую (аверс) и обратную (реверс) стороны, а также обрез (гурт). Основы монетного дела определяются денежной системой, принятой в государстве: законодательно регламентируется вес монеты, ме­талл из которого она чеканится, относительная стоимость монет­ных металлов по отношению друг к другу и пр. По словам пред­ставителей Центробанка Российской Федерации, сегодня наше государство только выпускает монеты, но не получает их обратно. Эксперты объясняют это тем, что себестоимость российских мо­нет выше их номинала. Монеты представляют собой разменные деньги, позволяющие совершать мелкие покупки. Металлические монеты составляют небольшую часть денежного предложения, около 10 %. Бумажные деньги (банкноты) — знаки стоимости, вы­пускаемые центральным банком, замещающие в обращении пол­ноценные деньги и наделенные принудительным курсом.

Наличные деньги являются символическими деньгами. Сим­волические деньги — средство платежа, чья стоимость или поку­пательная способность в качестве денег превосходит издержки их производства или ценность при альтернативном использова­нии. Например, банкнота в 1000 рублей стоит на рынке гораздо больше в качестве денег, чем просто как листок высококачест­венной, странным образом раскрашенной бумаги. Современные монеты — также символические деньги, поскольку их стоимость в качестве денег превосходит стоимость меди и никеля, из кото­рых они сделаны. Наличные деньги принимаются в качестве средства платежа потому, что этого требует закон. Такие деньги являются декретными деньгами, или законными средствами платежа. Законное средство платежа — деньги, которые прави­тельство провозгласило обязательными для приема при обмене и в качестве законного способа уплаты долгов.

Производство наличных денег во всем мире является преро­гативой государства. Однако не все страны имеют возможность и считают целесообразным печатать деньги самостоятельно, и поэтому часто заказывают их за рубежом. Так, предприятия Госзнака РФ изготавливают банкноты и бумагу, чеканят монеты по заказу 15 стран; например, на московском монетном дворе чека­нится индийская рупия, в Петербурге изготавливается бумага для банкнот Индонезии.

Срок службы купюры составляет от 1 до 2 лет. Средняя цена производства купюры составляет 2—5 центов. При этом, чем больше номинал купюры и чем выше степень ее зашиты, тем до­роже обходится производство. Так, например, производство банкноты номиналом 20 долл. обходится США в 5 центов, и су­ществует она в среднем 3 года. Сегодня в обороте находится 4,9 трлн. банкнот достоинством 20 долл. Если их выложить це­почкой, то можно 19 раз опоясать Землю.

Если в середине XX в. для обеспечения безопасности необ­ходимо менять деньги раз в 20—40 лет, то сегодня раз в 5 лет или даже чаще. В изображение банкноты помешается набор защит­ных признаков, в том числе читаемых только с помощью специ­ального оборудования. Количество защитных признаков не раз­глашается. Для работы кассиров, по рекомендациям Интерпола, разрешено раскрывать не более 5—8 защитных признаков. Се­годня, по оценкам экспертов, всего несколько стран — США, Россия, Великобритания, Канада, Германия, Япония и Швейца­рия — способны напечатать по-настоящему надежные деньги. Сегодня в финансовых системах мира фальшивок насчитывается 15—25 % от оборота всей денежной массы.

В развитых странах с рыночной экономикой большая часть средств обращения приходится на безналичные деньги. Безналич­ные деньги — записи на счетах в центральном банке и его отделе­ниях, а также вклады в коммерческих банках. Вклады в коммер­ческих банках называются также банковскими деньгами. Банков­ский вклад — денежные средства, помещаемые на хранение в банк от имени частного лица, корпорации или государства.

Безналичные деньги по существу не являются платежными средствами, но в любую минуту они могут превратиться в налич­ные, гарантированные кредитными институтами. Практически же безналичные деньги выступают наравне с наличными и даже имеют некоторые преимущества перед ними. Действительно, на­личные деньги связаны с бумагой или металлом. Они имеют ре­альные высокие издержки хранения и транспортировки, а также могут быть подделаны или потеряны.

В последнее время в денежном обращении широко применя­ются кредитные карточки — VISA, Master Card, American Express и др. Кредитные карточки не являются деньгами, они инстру­мент для перечисления денег и получения краткосрочной ссуды в коммерческом банке или другом финансовом учреждении, вы­пустившим карточки.

Экономисты прогнозируют, что в будущем электронные день­ги (e-money) заменят не только традиционную наличность и чеки, но и кредитные карты. Выделяются две основные формы элек­тронных денег смарт-карты (smart cards) и сетевые деньги (network money). Смарт-карты (электронные кошельки) имеют встроенный микропроцессор с указанием внесенной денежной суммы (аналог кредитных карт, но без посредничества банка). Се­тевые деньги — электронный чип (программное обеспечение), с помощью которого осуществляется перевод средств по электрон­ным коммуникационным сетям, в том числе и через Интернет. В пользу таких денег говорит то, что они Гораздо дешевле в обслу­живании, практически не могут быть подделаны или украдены, а при соответствующей системе их движения и администрирования почти полностью исключается финансовая преступность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы монополизма в России

 

2. Особенности монополизма в России.

2.1. Истоки монополизации российского рынка.

Главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.

По оценкам специалистов в настоящее время экономика бывшего СССР оказалась одной из самых монополизированных в мире.[5] Будучи ориентированной на одну форму собственности, она с самого начала была обречена на высочайшую степень монополизации.

Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосудар­ственной суперструктуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному-двум заводам.

Причин для такой концентрации выпуска продукции было не­сколько. Большое значение имело стремление использовать поло­жительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт вполне рентабельными выгляде­ли проекты даже нерационально крупных заводов. Сырье для них нередко привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась по всему Союзу.

Другая причина была связана с удобством централизованного управления крупными предприятиями. Когда все важнейшие ре­шения по развитию экономики страны принимаются общенацио­нальными плановыми органами, управляемость хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц. В самом деле, про­контролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе-гиганте много проще, чем решить ту же задачу, когда на­званное изделие выпускают две-три сотни мелких заводов.

В итоге народное хозяйство страны в буквальном смысле напо­минало единый организм. Подобно тому, как в человеческом орга­низме существуют специализированные органы обеспечения жиз­недеятельности всего организма, так и в со­циалистическом хозяйстве одни заводы удовлетворяли потребность всей страны в одной, другие — в другой продукции. При этом совет­ские монополисты были узко специализированы: один завод выпус­кал только тяжелые вертолеты (Роствертол), другой — только авто­мобили высокой проходимости (УАЗ). По своим последствиям для хозяйства прекращение поставок любым из них было подобно отка­зу определенного органа в человеческом организме.

Причем дублирование было минимальным или вовсе отсутство­вало. Так, в конце 80-х годов более 1100 предприятий были полны­ми монополистами в производстве своей продукции. Еще чаше встре­чалась ситуация, когда число производителей по всей гигантской стране не превышало 2—3 заводов. Всего из 327 товарных групп, выпускавшихся промышленностью страны, 290 (89%) было под­вержено сильной монополизации.[6]

Таким образом, если в странах рыночной экономики монополи­зация обычно проходила путем организационного объединения пер­воначально независимых компаний, то социалистический монопо­лизм базировался на сознательном создании только одного производителя (или очень узкой группы производителей). При этом монополизм в социалистической экономике был распространен зна­чительно шире, чем в рыночной.

 

 

 

 

Монополистов советской эпохи, однако, не следует отождествлять с предприятиями – монополистами рыночной экономики. Прежде всего, не имея самостоятельности ни в выборе объема выпуска, ни в установлении цен (ими то и другое определялось планом), они не имели возможности осуществлять мо­нополистические злоупотребления. Другими словами, их деятель­ность не вызывала характерные последствия монополизации:

1) не наблюдалось недопроизводство товаров;

2) отсутствовало завышение цен;

3) предприятия не получили монопольных прибылей.

С другой стороны, еще одно негативное последствие монополи­зации —  х - неэффективность — давало о себе знать с исключитель­ной силой. Ее проявлениями в СССР были завышенные издержки (в частности, энерго- и материалоемкость, существенно превышавшие мировой уровень), низкое качество продукции и замедленный темп ее обновления. Особенно большому размаху социалистической х - неэффективности, кроме обычных для всех монополистов причин, способствовали следующие обстоятельства:

1) Стоимостные показатели, такие, как уровень издержек и даже прибыль, никогда не были главными для советских предприя­тий. Если завод выполнял план, его руководство могло быть спокойным за свою судьбу, каковы бы ни были издержки. Это, разумеется, не способствовало росту экономичности производ­ства, а, наоборот, стимулировало расточительность. План любой ценой!— обычный лозунг того времени;

2) Позиции монополистов укрепляла общая дефицитность эко­номики.

3) Советская экономика была значительно более изолированной от внешнего мира, чем большинство рыночных, т.е. монополь­ные позиции производителей были защищены и от иностранной конкуренции. От этого особенно страдало качество продукции и ее новизна.

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Усиление монополизма при переходе к рынку.

Начало рыночных реформ в нашей стра­не привело к резкому усилению монопо­листических тенденций. Отчасти это - было связано с распадом СССР и ослабле­нием экономических связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно пред­приятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.

Однако гораздо большее значение имело изменение условий хозяйствования. Благодаря им, резко усилились последствия монопо­лизации и ее влияние на экономику. Превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный сти­мул для получения монопольных прибылей. А свобода установле­ния цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. Все три важнейших последствия монополи­зации (занижение производства, завышение цен, получение моно­польных сверхприбылей), до той поры сдерживавшиеся социалис­тическим государством, вырвались наружу. При этом старый порок советских монопольных производителей — х-неэффективность сохранился везде, где осталась монополия. Усиление проявлений монополизма, в свою очередь, негативно повлияло на общий ход реформ в стране.

Положение единственного производителя (или одного из немногих производите­лей) определенного вида товаров откры­ло перед предприятиями порочный с точ­ки зрения всей экономики, но весьма выгодный для них самих путь адаптации к рыночным условиям (см. рис. 2).

Нечто похожее в мировой истории уже встречалось. В конце 20-х годов по той же схеме реагировали на кризис монополисты ведущих стран Запада. Итогом стал самый глубокий в истории капитализма кризис — знаменитая Великая депрессия 1929—1933 гг.

Сознательное уменьшение выпуска продукции в сочетании с повышением цен российскими предприятиями-монополистами явились важнейшей микроэкономической причиной особой глуби­ны кризиса трансформации в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Монополизм в отдельных отраслях экономики России.

 

О высокой степени монополизации современной российской экономики свидетельствуют следующие данные о доле производства ведущих предприятий отдельных отраслей:[8]

Информация о работе Эволюция денег, их современные виды