Эволюция денег, их современные виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:10, реферат

Описание работы

Самыми первыми деньгами были товарные деньги. Товарные деньги — экономический товар, применяемый в качестве средст­ва платежа, но одновременно покупаемый и продаваемый как обычный товар. Товарные деньги имеют ту же ценность при тор­говле ими как обыкновенным товаром или при любом другом способе использования, какую они имеют в качестве денег. На­пример, если кофе используется и как деньги и как напиток, то в обоих случаях оно будет иметь одинаковую стоимость. Если бы кофе имело более высокую стоимость в качестве денег, то никто бы не стал его пить. Если бы кофе имело боле высокую стои­мость как напиток, то люди бы уже не использовали его в каче­стве денег.

Файлы: 1 файл

Доклады экономика.doc

— 53.94 Кб (Скачать файл)

В долгосрочной перспективе все три пути снижения степени монополизации российской экономики, несомненно, будут использо­ваны. Описанные огромные трудности продвижения по ним, одна­ко, заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущее регулиро­вание деятельности монополий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Антимонопольная политика в России.

 

Основой для формирования антимонопольной политики стал Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельно­сти на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. с поправками, принятыми к нему в 1995 г. Сюда же следует отнести законы «О приватизации госу­дарственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г., «О поставках продукции для федеральных и государст­венных нужд» от 13 декабря 1994 г., «О финансово-промышленных груп­пах» от 30 ноября 1995 г., «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г., «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. и др.[13]

Предприятие признается монополистом, если занимает господствую­щее (доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего замени­телей, или на рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позво­ляет ему воспрепятствовать доступу на рынок другим производителям, устанавливать свои условия им и потребителям.

Антимонопольная политика в нашей стране имеет целый набор средств и инструментов для решения проблемы монополизма. Среди них следует, прежде всего, выделить так называемые ограничительные меры. Это запре­ты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкурен­цию, на действия органов власти и управления, которые могут неблаго­приятно сказаться на развитии конкуренции. Они предусмотрены Законом «О конкуренции». Объектом запретов стали соглашения, ограничивающие конкуренцию и действия предприятий, злоупотребляющих своим доми­нирующим положением. Такие действия — самое распространенное нарушение антимонопольного законодательства (более 60%).[14] Запрещается устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изы­мать товар из обращения с целью создания искусственного дефицита, на­вязывать контрагенту невыгодные для него условия договора и т. п.

Наряду с запретами осуществляется контроль за экономической концентрацией. Ведь в результате слияний, объединений, сговора между предприятиями может возникнуть фактическая монополия на том или ином сегменте рынка товаров или услуг.

В качестве средства антимонополистического контроля используется государственный реестр. В него включают крупных национальных производителей товарной продукции, и в первую очередь предприятия, являющиеся единственными производителями отдельных видов продукции. Тем самым формируется информационная база о крупнейших субъек­тах рынка для контроля соблюдения ими антимонопольного законода­тельства. Предприятия-монополисты, включенные в реестр, обязаны осуществлять декла­рирование повышения свободных цен на продукцию, по которой они являются монополистами. В случае приня­тия решения о повышении свободных цен предприятие обязано объявить об этом в виде декларации и зарегист­рировать новый размер цены, дату ее введения в действие в органах ценообразования.

Таким образом, наряду с законодательным антимоно­польным регулированием применяются методы норматив­но-ориентирующего воздействия: влияние на ценообразо­вание, налоги, государственные субсидии.

В 2002 г. антимонопольная политика в первую очередь базировалась на принципах, определенных в послании Президента РФ Федеральному собранию на 2002 г., а именно: усиление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, государственного контроля с целью предотвращения создания монопольных структур и предупреждения антиконкурентных соглашений, обеспечение единого правового и экономического пространства, преодоление административных барьеров, создание условий развития конкуренции и предпринимательства.

 

По данным МАП, в 2002 г. общее количество дел, возбужденных по фактам нарушения антимонопольного законодательства на товарных рынках, составило свыше 8800, что примерно на 3% выше, чем в 2001 г. 80% дел возбужденно по инициативе антимонопольных органов. Число же заявлений от сторонних организации о фактах антиконкурентных действий в 2002 г. возросло на 25% и составляет примерно 7100. В целом же, выявленных и пресеченных нарушений антимонопольного законодательства на товарных рынках в 2002 г. стало на 11% больше, чем в 2001 г.[15]

Согласно информации МАП, наиболее распространенной формой правонарушения является злоупотребление доминирующим положением (ст. 5 закона «О конкуренции...»). В 2002 г. рост числа заявлений по этому вопросу составил 22% от уровня 2001 г. Было возбужденно около 1000 дел, что примерно на 12% больше уровня 2001 г.

Также распространенными нарушениями остаются: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, нарушения антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

В целом, делают вывод специалисты Русского экономического общества, в 2002 г. не произошло никаких кардинальных изменений в сторону улучшения конкурентной среды и создании благоприятных условий для российской экономики.[16] Ни один крупный монополист не пострадал в связи с нарушением принципов конкуренции. Слабо проводилась работа в области преодоления чрезмерного административного монополизма, в первую очередь, монополизма центральных государственных органов управления. Несмотря на инициативы МАП в области совершенствования законодательства, остается много проблем при проведении антимонопольной политики, связанных не только с недостаточной проработанностью законов, но и с принятием действенных антимонопольных мер на практике.

Недостаточная жесткость антимонопольного законодательства в одних вопросах сочетается с негибкостью по другим. Также не помогает проведению антимонопольной политики слабая проработка мер государственной поддержки малого предпринимательства. Не отличается последовательностью «приватизационная часть» законодательства, а также практика его использования. Так, проведенный 18 декабря 2002 года аукцион по продаже 75% акций «Славнефти» показал то, что процессы приватизации по-прежнему проходят нецивилизованно, что наносит значительный ущерб государству.


Информация о работе Эволюция денег, их современные виды