Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:10, реферат
Самыми первыми деньгами были товарные деньги. Товарные деньги — экономический товар, применяемый в качестве средства платежа, но одновременно покупаемый и продаваемый как обычный товар. Товарные деньги имеют ту же ценность при торговле ими как обыкновенным товаром или при любом другом способе использования, какую они имеют в качестве денег. Например, если кофе используется и как деньги и как напиток, то в обоих случаях оно будет иметь одинаковую стоимость. Если бы кофе имело более высокую стоимость в качестве денег, то никто бы не стал его пить. Если бы кофе имело боле высокую стоимость как напиток, то люди бы уже не использовали его в качестве денег.
В долгосрочной перспективе все три пути снижения степени монополизации российской экономики, несомненно, будут использованы. Описанные огромные трудности продвижения по ним, однако, заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущее регулирование деятельности монополий.
3.2. Антимонопольная политика в России.
Основой для формирования антимонопольной политики стал Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. с поправками, принятыми к нему в 1995 г. Сюда же следует отнести законы «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г., «О поставках продукции для федеральных и государственных нужд» от 13 декабря 1994 г., «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г., «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 г., «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. и др.[13]
Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее (доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего заменителей, или на рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позволяет ему воспрепятствовать доступу на рынок другим производителям, устанавливать свои условия им и потребителям.
Антимонопольная политика в нашей стране имеет целый набор средств и инструментов для решения проблемы монополизма. Среди них следует, прежде всего, выделить так называемые ограничительные меры. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции. Они предусмотрены Законом «О конкуренции». Объектом запретов стали соглашения, ограничивающие конкуренцию и действия предприятий, злоупотребляющих своим доминирующим положением. Такие действия — самое распространенное нарушение антимонопольного законодательства (более 60%).[14] Запрещается устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с целью создания искусственного дефицита, навязывать контрагенту невыгодные для него условия договора и т. п.
Наряду с запретами осуществляется контроль за экономической концентрацией. Ведь в результате слияний, объединений, сговора между предприятиями может возникнуть фактическая монополия на том или ином сегменте рынка товаров или услуг.
В качестве средства антимонополистического контроля используется государственный реестр. В него включают крупных национальных производителей товарной продукции, и в первую очередь предприятия, являющиеся единственными производителями отдельных видов продукции. Тем самым формируется информационная база о крупнейших субъектах рынка для контроля соблюдения ими антимонопольного законодательства. Предприятия-монополисты, включенные в реестр, обязаны осуществлять декларирование повышения свободных цен на продукцию, по которой они являются монополистами. В случае принятия решения о повышении свободных цен предприятие обязано объявить об этом в виде декларации и зарегистрировать новый размер цены, дату ее введения в действие в органах ценообразования.
Таким образом, наряду с законодательным антимонопольным регулированием применяются методы нормативно-ориентирующего воздействия: влияние на ценообразование, налоги, государственные субсидии.
В 2002 г. антимонопольная политика в первую очередь базировалась на принципах, определенных в послании Президента РФ Федеральному собранию на 2002 г., а именно: усиление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, государственного контроля с целью предотвращения создания монопольных структур и предупреждения антиконкурентных соглашений, обеспечение единого правового и экономического пространства, преодоление административных барьеров, создание условий развития конкуренции и предпринимательства.
По данным МАП, в 2002 г. общее количество дел, возбужденных по фактам нарушения антимонопольного законодательства на товарных рынках, составило свыше 8800, что примерно на 3% выше, чем в 2001 г. 80% дел возбужденно по инициативе антимонопольных органов. Число же заявлений от сторонних организации о фактах антиконкурентных действий в 2002 г. возросло на 25% и составляет примерно 7100. В целом же, выявленных и пресеченных нарушений антимонопольного законодательства на товарных рынках в 2002 г. стало на 11% больше, чем в 2001 г.[15]
Согласно информации МАП, наиболее распространенной формой правонарушения является злоупотребление доминирующим положением (ст. 5 закона «О конкуренции...»). В 2002 г. рост числа заявлений по этому вопросу составил 22% от уровня 2001 г. Было возбужденно около 1000 дел, что примерно на 12% больше уровня 2001 г.
Также распространенными нарушениями остаются: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, нарушения антимонопольного законодательства органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
В целом, делают вывод специалисты Русского экономического общества, в 2002 г. не произошло никаких кардинальных изменений в сторону улучшения конкурентной среды и создании благоприятных условий для российской экономики.[16] Ни один крупный монополист не пострадал в связи с нарушением принципов конкуренции. Слабо проводилась работа в области преодоления чрезмерного административного монополизма, в первую очередь, монополизма центральных государственных органов управления. Несмотря на инициативы МАП в области совершенствования законодательства, остается много проблем при проведении антимонопольной политики, связанных не только с недостаточной проработанностью законов, но и с принятием действенных антимонопольных мер на практике.
Недостаточная жесткость антимонопольного законодательства в одних вопросах сочетается с негибкостью по другим. Также не помогает проведению антимонопольной политики слабая проработка мер государственной поддержки малого предпринимательства. Не отличается последовательностью «приватизационная часть» законодательства, а также практика его использования. Так, проведенный 18 декабря 2002 года аукцион по продаже 75% акций «Славнефти» показал то, что процессы приватизации по-прежнему проходят нецивилизованно, что наносит значительный ущерб государству.