Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 00:03, реферат

Описание работы

Под конкуренцией (от лат. concurrentia - сталкиваться) понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения хозяйственной организации такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей.
В основе понятия «конкуренция» лежат человеческие нужды, выражающиеся в потребностях, которые специфичны для различных культур и людей. Они могут быть удовлетворены с помощью различных товаров, услуг, идей. Осуществить это лучше конкурентов, опираясь на знание рынка, требования и возможности потребителей - такова центральная идея конкурентной борьбы. На практике она может быть реализована, с одной стороны, за счет тщательного изучения рынка, отношений, складывающихся между предприятиями и потребителями ее продукции.

Файлы: 1 файл

kionkur.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

 

Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию

 

 

Под конкуренцией (от лат. concurrentia - сталкиваться) понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения хозяйственной организации такой целью является максимизация прибыли в результате легальных действий по завоеванию предпочтений потребителей.

В основе понятия  «конкуренция» лежат человеческие нужды, выражающиеся в потребностях, которые специфичны для различных культур и людей. Они могут быть удовлетворены с помощью различных товаров, услуг, идей. Осуществить это лучше конкурентов, опираясь на знание рынка, требования и возможности потребителей - такова центральная идея конкурентной борьбы. На практике она может быть реализована, с одной стороны, за счет тщательного изучения рынка, отношений, складывающихся между предприятиями и потребителями ее продукции. С другой -  в результате активного воздействия на рынок и существующий спрос для увеличения рыночной доли и повышения рентабельности продаж.

Для понимания  механизма конкуренции большое  значение имеет правильная идентификация причин, за счет которых удается обойти конкурентов. В практике бизнеса в качестве таких причин принято выделять цену и неценовые факторы, а также соответствующие им виды конкуренции.

Ценовая конкуренция представляет собой форму конкуренции, основанную на более низкой цене (себестоимости) предлагаемой продукции или услуг.

Неценовая конкуренция имеет широкое распространение там, где решающую роль играют качество продукции, ее новизна, дизайн, упаковка, фирменный стиль, последующий сервис, внерыночные методы воздействия на потребителя, т.е. факторы, косвенно связанные или вовсе не зависящие от цены.

Ценовая и  неценовая конкуренция, составляющие идеологическую основу конкурентной борьбы, являются объектом пристального внимания и изучения уже достаточно длительное время. Однако, несмотря на то что конкуренция ориентирует развитие рынка с момента его появления, первые наиболее целостные теоретические положения о механизме конкурентной борьбы появились только к середине XVIII в.

Существенный  вклад в формирование теоретических  представлений о конкуренции  внесли классики политэкономии. Выдающийся экономист А. Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала. Конкуренция должна уравновешивать частные интересы и экономическую эффективность, и в этом смысле А. Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка, ее автоматически равновесным механизмом. В противовес существующему и в настоящее время предрассудку, согласно которому любая активность на рынке идет вразрез с интересами общества, А. Смит на примере ценовой конкуренции убедительно доказал, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее следует строгим правилам поведения. В соответствии с ними свободная конкуренция на рынках факторов производства стремится уравнять преимущества этих факторов во всех отраслях и тем самым устанавливает оптимальное распределение ресурсов.

Модель совершенной (чистой) конкуренции, теоретические основы которой постулировал А. Смит, полностью исключала какой-либо сознательный контроль над рыночными процессами. Координирующим элементом в  его теоретических построениях выступает ценовая система в абсолютно децентрализованной экономике. Развивая идеи ценового регулирования рынка с помощью конкуренции, Д. Рикардо построил более полную теоретическую модель совершенной конкуренции. Он сконцентрировал внимание на том, как функционирует эта модель в долгосрочной перспективе. Такой подход дал возможность уйти от «деталей», связанных с государственным регулированием, монопольной властью, географическими особенностями рынка, т.е. такими факторами, которые в долгосрочной перспективе не имеют решающего значения.

Теоретическое абстрагирование помогло Д. Рикардо  обосновать долгосрочные варианты решения проблемы роста в условиях совершенной конкуренции, теории ценности и распределения на основе предельной производительности. Обобщающим элементом исследования стал «закон рынков», постулирующий тенденцию равновесного состояния при полной занятости.

Идея совершенной  конкуренции помогла понять, каким  образом «естественные» цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления и как последние способствуют развитию капиталистической экономики. Дж.С  . Милль сделал это понимание еще более стройным. Им было разработано уравнение международного спроса, выделены так называемые неконкурирующие группы на рынке, дана тройственная классификация ценовой эластичности спроса, разработаны понятия экономии на масштабах, альтернативных издержек.

Неоклассическая школа политэкономии, расцвет которой приходится на  XIX в., еще более точно и полно представила влияние совершенной конкуренции на ценовую систему. Экономика западного общества становилась все более централизованной, и свободное ценовое регулирование на этой стадии развития применялось на практике как никогда раньше, привлекая внимание и воодушевляя многих известных экономистов. Особенно значительными в этом смысле можно считать неоклассические концепции А. Маршалла. Развивая основные положения классиков, он более последовательно и полно обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной (чистой) конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности. При  этом А. Маршалл пошел гораздо дальше. Им впервые были подвергнуты критике условности модели чистой конкуренции. Разработка теории анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке, а также учет развития технологии и потребительских предпочтений при определении относительных цен позволили создать основы теории новой модели конкуренции - монополистической.

В целом весь конец XIX и начало XX  в. явились периодом, изменившим многие устоявшиеся взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике. Недовольство существовавшей моделью совершенной конкуренции главным образом было вызвано чрезмерным вниманием только одному виду конкуренции - ценовой и невозможностью раскрыть с ее помощью сущность конкурентной деятельности. Критики модели совершенной конкуренции (Й. Шумпетер, Ф.А. Хайек) указывали на элементы монополии, пронизывающие экономику и  не находящие отражения в существующей концепции.

Интересен пример, иллюстрирующий небрежный обзор  монополии классической школой. Из 903-страничного труда А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» только 10 страниц посвящено монополии, в «Началах политической экономии и налогового обложения» Д. Рикардо из 292 страниц - 5, в фундаментальном 1000-страничном труде Дж. С. Милля «Основы политической экономии» — только 2 страницы.

Главное же, что вызывало возражение, - экономическая концепция  совершенной конкуренции была  не  в состоянии отразить глубинные корни конкуренции. Она пренебрегала динамикой конкурентной деятельности, игнорировала важность временного фактора и обходилась поверхностной мотивацией активности конкурентов. Являясь лишь формальной моделью, совершенная конкуренция как теория имела много серьезных недостатков.

Хронический дефицит платежеспособного баланса  многих европейских стран, резкое замедление темпов роста экспорта, увеличение могущества монополий и другие последствия экономического кризиса в начале XX в. подтвердили несостоятельность подходов невмешательства в процесс установления рыночного баланса. Однако вплоть до кризиса 1929-1933 гг. и выхода в свет известного труда Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» этот процесс носил фрагментарный характер.

Основной  сферой противоборства неоклассической  школы и нового зарождающегося направления стали дискуссии вокруг вопросов ценообразования, начавшиеся с появления работы П. Сраффы «Законы получения доходов в условиях конкуренции». Автор на конкретных примерах показал, что под влиянием расширения масштабов производства крупные предприятия получают дополнительные преимущества, которые они могут реализовать, только нарушая действие механизма чистой конкуренции и оказывая непосредственное влияние на ценообразование.

Работы Дж. Робинсон и Э. Чемберлина подытожили дискуссию о характере ценообразования в условиях монополии и о возникновении неценовых форм конкуренции. Основной недостаток в описании монополии классической и неоклассической школами заключался в том, что в исследованиях уделялось большое внимание координирующей роли  цены в долгосрочном равновесии. В связи с этим монополия, имеющая все признаки краткосрочного периода, не представляла особого интереса. На самом деле теория монополии вообще не входила в экономическую теорию до 1838 г., пока А.О. Курно не установил равенство между маржинальным годовым доходом и равновесной монопольной ценой и предложил на этой основе теорию чистой монополии и дуополии (позднее - олигополии). Значительный вклад в теоретические модели олигополии и монополии позднее внесли Ф.И. Эджуорт (математическое описание), А.П. Лернер (монопольная власть и ее оценка), К. Викселль (конкуренция и ценовая дискриминация), Й. Шумпетер, Ф.А. Хайек и др.

Таким образом, к середине XX в. сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей: совершенной (чистой) конкуренции, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии (табл. 1.1). Данные модели и по настоящее время являются отправной точкой в исследовании конкуренции и конкурентных преимуществ.

 

 

Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию

 

 

 

Экономическая модель конкуренции

Основоположники модели и их основные труды

   

Чистая конкуренция

Совершенная конкуренция

Бесконечно большое количество компаний,

А. Смит «Исследование о природе и причи-

реализующих стандартизированную про-

нах богатства народов» (1776), Д.Рикардо

дукцию; контроль над ценой отсутствует;

«Начала политической экономии и налогово-

абсолютно эластичный спрос; неценовые

го обложения» (1817), Дж. С. Милль «Основы

методы конкуренции не практикуются;

политической экономии и некоторые аспекты

отсутствуют препятствия для организации

их приложения к социальной философии»

Бизнеса

(1848), К. Маркс «Капитал» (1863-1894)

Монополистическая конкуренция

Несовершенная конкуренция

Большое количество компаний, реализу-

А.О. Курно «Исследование математических

ющих дифференцированную продукцию;

принципов теории богатства» (1838),

диапазон контроля цен узкий; эластичный

Ф.И. Эджуорт «Теория монополии» (1897),

спрос; используются неценовые методы

К. Викселль «Лекции по политической

конкуренции; входной барьер в отрасль

экономии» (1901), Дж. Робинсон

незначительный

«Экономическая теория несовершенной

Олигополистическая конкуренция

конкуренции» (1933), Э. Чемберлин

Небольшое количество компаний; диапазон

«Теория монополистической конкуренции»

контроля цен зависит от уровня согласован-

(1933), Дж.М. Кейнс «Общая теория

ности их действий; преимущественно неце-

занятости, процента и денег» (1936),

новая конкуренция; наличие существенных

Й. Шумпетер «Капитализм, социализм и

препятствий для организации бизнеса

 Чистая монополия

демократия» (1942), А.П. Лернер «Экономика контроля» (1944), Ф.А. Хайек «Индивидуализм и экономический порядок»

Одна компания, выпускающая уникальную

(1948), П. Сраффа «Производство товаров

продукцию, не имеющую эффективных

посредством товаров» (1960)

заменителей; контроль над ценами

 

значительный; спрос неэластичный; вход в

 

отрасль для других компаний

 

заблокирован

 

 

 

Табл. 1.1

 

Модель чистой конкуренции

 

Черты рынка совершенной конкуренции:

  • На рынке действует множество мелких фирм, каждая из которых независима от поведения других фирм и принимает любое решение самостоятельно.
  • Доля каждой фирмы в общем объеме предложения отрасли настолько мала, что любое её решение об изменении цены не отразится на цене рыночного равновесия. Ни одна из фирм не может влиять на рыночную цену через объем производства и предложение товаров.
  • Любая фирма в этих условиях воспринимает рыночную цену как внешний фактор, не зависящий от ее действий. Фирма является ценополучаетелем, следовательно, она не имеет собственной ценовой политики.
  • Все фирмы отрасли производят однородную продукцию. Поэтому покупателю всё равно, у какой фирмы её покупать.
  • Вступление новых фирм в отрасль не встречает никаких препятствий.
  • Доступность информации. Издержки ее получения и затраты времени равны нулю.

 

 

1.1.5. Модель монополистической конкуренции

По некоторым оценкам, около 75% всех компаний конкурируют  на рынках, где сбытовая система функционирует в условиях монополистической конкуренции. Среда конкуренции заполнена большим количеством мелких и средних фирм, ни одна из которых не имеет значительной доли в общем объеме продаж. Ключевая конкурентная особенность такого рынка - отсутствие широкоизвестных лидеров, оказывающих существенное влияние на развитие условий и тенденций функционирования отрасли. Подобное состояние можно объяснить экономическими и (или) историческими причинами, а именно:

  • отсутствием существенных препятствий для организации бизнеса;
  • неэффективностью крупного масштаба производства из-за высокой степени дифференциации продукции, потребности покупателей в индивидуально изготовленных товарах, существенных отличий рынков, расположенных на различных территориях и других причин, не позволяющих организовать массовое производство и добиться эффекта экономии на удельных издержках;
  • государственным регулированием бизнеса с целью поддержания высокого уровня конкуренции в отрасли;
  • «молодостью» отрасли, когда ни одна из компаний еще не накопила средств и опыта для занятия большой доли рынка.

Некоторые рынки, на которых преобладает монополистическая  конкуренция, консолидируются по мере развития. Жесткая конкуренция уничтожает слабые, неэффективные компании и приводит к большей концентрации производства в крупных и мощных. Однако это происходит не всегда. Часто по экономическим соображениям компании не в состоянии дестабилизировать сложившуюся ситуацию из-за того, что ни одна из них не может кардинально изменить причины монополистической конкуренции.

Информация о работе Эволюция теоретических взглядов на конкуренцию