Качество и конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: В последние годы мир бизнеса чрезвычайно усложнился, стал невероятно изменчивым, повысился уровень конкуренции, обстановка в целом стала непредсказуемой, быстро изменяющейся. Для выживания и развития предприятий в реальных условиях им необходимо приспосабливаться к динамично меняющимся условиям окружающей среды. Для этого каждый предприниматель, каждая фирма должны иметь свою хозяйственную стратегию, находить главное звено для победы в острой конкурентной борьбе. Без «стратегического видения» будущего, без поиска долговременных конкурентных преимуществ невозможно достичь эффективного функционирования бизнеса.

Содержание работы

Введение.
1.1 Качество и конкурентоспособность продукции…………………..3 стр.
2.1 Качество продукции и роль качества продукции в
условиях рыночной экономики…………..5 стр.
2.2 Значение качества продукции в условиях конкурентной борьбы………6 стр.
2.3 Новая стратегия в управлении качеством………..8 стр.
2.4 Система управления качеством продукции……………10 стр.
3. Предложения по улучшению качества и повышению.
конкурентоспособности продукции……….12 стр.
3.1 Размещение и выкладка товаров в торговом зале…………14 стр.
3.2 Правила выкладки товаров…………17 стр.
3.3 Технология размещения товаров в торговом зале…………19 стр.
3.4 Рассмотрим еще несколько принципов выкладки товаров……….21 стр.
4. Состояние производства стеклянной посуды………23 стр.
4.1 Потребительский рынок стеклянной посуды………..27 стр.
4.2 Классификация и характеристика современного ассортимента стеклянной посуды……….29 стр.
4.3 Классификация и характеристика потребительских свойств стеклянной посуды………….33 стр.

Файлы: 1 файл

курсовая Куликовой.docx

— 66.96 Кб (Скачать файл)

приобрести товар. Для этого следует при размещении желанного ассортимента на полках продаж сделать товар более заметным, нежели у конкурентов, заинтересовать, привлекая внимание, убедить покупателя выигрышной дополнительной информацией, создать удобство и доступность при поиске и физическом контакте, находить все новые решения.

3.4 Рассмотрим еще несколько принципов выкладки товаров.

1. Недорогие товары работают  на то, чтобы создать у покупателя  благоприятное впечатление об  уровне цен магазина.

2. Принцип чередования, когда  товары с низкими и высокими  ценами чередуются, приносит торговой  точке наибольшую прибыль.

3. С учетом предыдущего  принципа основные дорогие марки, бренды следует размещать в  самом начале ассортиментной  группы. Это логично, ведь в еще  пустую корзину человек положит  большее количество товара.

4. На переднем плане  полки выставляются так называемые  фейсы - это единица продукта, расположенная  лицом к покупателю, подобных  рядов может быть различное  количество, что связано с имеющимся  объемом продукции в наличии  и возможностями полочного пространства, наиболее оптимальным является 3-5 фейсов каждого вида продукции.

5. Принцип напыщенности  и гармоничности зависит от  наличия товара и его ассортимента. Если продукция представлена  в малом количестве, хотя можно  заполнить оборудование большим  количеством единиц продукции, то  покупателю труднее будет акцентировать  внимание на данном товаре, она  будет воспринята как единичная, разрозненная, потеряется в глазах  покупателя.

6. Принцип удлинения полок. Можно удлинить полку, поставив  корзину с уцененным товаром. Применяется и иллюзионное удлинение  с помощью зеркал, к тому же, если зеркало расположить и  сверху, то произойдет мнимое  удваивание продукции.

7. Принцип объединения  товаров по группам. Применяется  к товарным позициям одной  серии.

8. Принцип "наилучшему товару - лучшее место" более применим в собственных магазинах. Товар, который приносит самую большую выручку, должен располагаться в наиболее выигрышном месте.

 

4. Состояние производства  стеклянной посуды

Начиная с XIX века в Беларуси существует 203 стекольных завода. В первой половине века ведущую роль сохраняли вотчинные мануфактуры. Одним из лидирующих предприятий в данной области стал Гомельский хрустальный завод М. П. Румянцева, на котором было рекордное по тем временам количество печей - шестнадцать. По статистике, в 1815-1817 годах в Беларуси производилось более половины аптекарской посуды, две трети графинов и

В последние десятилетия XIX века стекольное производство в Беларуси приобретает  еще больший размах в связи  с введением закона о продаже  вина и водки только в стеклянной таре. Это породило большой спрос на бутылки, производство которых с каждым годом увеличивалось. В это время в Беларуси появляется ряд новых стеклозаводов: Борисовский, Неманский, Елизовский, Глушевский, Залесский. Эти заводы существуют и сегодня.

Одним из наиболее крупных белорусских  стекольных предприятий, основанных еще  в XIX в. и успешно работающих в  настоящее время, является стеклозавод "Неман" в поселке Березовка  Лидского района Гродненской области. Построен завод в 1883 году. Первоначально здесь выпускалась бытовая и аптекарская посуда, ламповое стекло. Во время Великой Отечественной войны завод был разрушен. В 1944 году, после освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, предприятие было восстановлено. Впоследствии завод расширялся, строились новые цеха: стеклоизделий, бытовой посуды из цветного и бесцветного стекла, - было освоено изготовление хрусталя. Сегодня на заводе изделия из бесцветного стекла декорируются цветной росписью, золотом, хрусталь обрабатывается алмазной гранью.

Еще в советское время продукция завода "Неман" стала экспортироваться в зарубежные страны:

Великобританию, Бельгию, Данию, Финляндию и другие.

Вторым крупным белорусским предприятием, ыпускающим художественное стекло, является Борисовский стеклозавод, который также существует с XIX столетия. Выпускают здесь хрустальные изделия (вазы, бокалы, фужеры, десертную посуду и посуду для напитков), посуду из толстостенного стекла, декорированную с использованием алмазной и широкой грани, пескоструйки, травления, а также прессованное стекло.

Кроме художественного стекла, значительную часть продукции наших стеклозаводов  составляет тара массового производства - бутылки, банки, в которых выпускаются  многие напитки и пищевые продукты, - а также аптечная посуда и парфюмерные флаконы. Безусловно, подход к созданию формы этих стеклянных изделий отличается от формообразования изделий художественного стекла. Однако и здесь нельзя забывать про эстетические качества предмета. Если говорить о парфюмерных флаконах, то у нас об их красоте более-менее позаботились, так как парфюмерия в некрасивом флаконе - это, конечно, нонсенс. С бутылками, банками дело обстоит менее благополучно. Стандартные, не очень привлекательные водочные, винные, пивные бутылки в изобилии стояли на полках наших магазинов. Только в последнее время появились отечественные фирменные напитки в оригинальных бутылках декоративной формы. Можно отметить, например, тару к таким водкам, как "Всеслав Чародей", "Столица", "Березовая", "Золотая корона". Постепенно улучшается и форма стеклянных банок, в которых продают соления, конфитюры, соки. Здесь, наряду со стандартными литровыми, пол-литровыми и трехлитровыми банками, появляются и более изящные баночки с закручивающимися металлическими крышками.

Из  всей стеклянной тары наиболее консервативной остается аптечная посуда. Не очень красивые и совсем некрасивые пузырьки, мало отличающиеся от своих собратьев сорока- и пятидесятилетней давности, встречают нас в витринах аптек.

 

    

      Стеклозавод  в Елизово специализируется на выпуске широкогорлой и узкогорлой бесцветной стеклянной тары с различными видами укупорки и коричневой пивной бутылки. Ассортимент производимой продукции включает более 30 наименований против четырех, выпускаемых здесь до создания белорусско-австрийского совместного закрытого акционерного

общества “Стеклозавод “Елизово”. 
    На  отечественный рынок названной  продукции уходит примерно более  половины от всего объема. 
     Взыскательность потребителей обязывает стекловаров соответствовать самым высоким требованиям, иметь репутацию надежного поставщика качественной, конкурентоспособной, экологически чистой продукции. Да иначе и быть не может: предприятие укомплектовано технологическим оборудованием от лучших мировых производителей. Стеклоформирующие линии из Германии, печи отжига из Италии, упаковочное оборудование из Франции и России. В ходе посещения ведущих предприятий, производящих стекольную продукцию, Президент неоднократно говорил о необходимости разработки четкой пошаговой стратегии развития стекольной промышленности с тем, чтобы уже в ближайшие годы вывести ее на мировой уровень. 
     В связи целями Программы развития стекольной промышленности Беларуси на 2006 - 2010 годы предусмотрено техническое переоснащение обогатительной фабрики ОАО "Гомельский горнообогатительный комбинат". На основе более глубокого обогащения кварцевого песка с 1 июля 2007 г. организовано производство песка с содержанием окиси железа не более 0,015 процента. Это позволило полностью обеспечить таким песком организации, выпускающие сортовую посуду и изделия из хрусталя, а также поставлять его на экспорт.     В целях дальнейшего развития ОАО "Гомельстекло" запланировано  строительство на этом предприятии  второй линии по производству листового  полированного стекла толщиной менее 3 мм и более 6 мм, соответствующего мировому уровню. Реализация данного проекта даст возможность обеспечить выпуск в сутки 450 тонн листового флоат-стекла взамен импортируемого. 
     Согласно  программе австрийской компанией "АТЕС GmbH" в 2011 году будет создано производство стекла полированного толщиной 2 - 12 мм, в том числе тонированного в массе, с установкой двух технологических линий мощностью 500 тонн стекла в сутки каждая. 
     На  площадях ОАО "Гомельстекло" с  участием этой австрийской компании организовано стеклотарное производство мелкого ассортимента, в том числе  банок для продуктов детского питания. На  ПРУП "Борисовский хрустальный  завод" освоен выпуск стеклотрубки, ампул шприцевого и вакуумного наполнения, медицинской тары. 
     Кроме того, планируется осуществить техническое  переоснащение других действующих  организаций стекольной промышленности. 
     В результате реализации программы объемы производства в организациях стекольной промышленности возрастут до 366 млн. долларов США в 2011 году, то есть в 3 раза . 
     Объем финансирования, необходимый для  реализации мероприятий программы, прогнозируется в сумме 854,1 млрд. рублей .  

4.1 Потребительский  рынок стеклянной  посуды     

Потребительский рынок белорусской стеклянной посуды довольно широк. В первую очередь  большая часть продукции идут на прилавки наших магазинов. 
     Так, к примеру, продукция завода в Елизово экспортирует свою продукцию  в Россию, Украину, Казахстан, Азербайджан, Армению, Германию, Албанию, страны Балтии, Польшу. Перечень включает в себя свыше 10 стран с находящимися там более чем тремястами предприятиями. 
     Самыми  взыскательными в этом списке являются, пожалуй, страны Балтии и Польша, которые отправляют производимую ими продукцию в государства Евросоюза. Поэтому изначально уровень требований к стеклотаре из “Елизово” у них был и остается высоким. Однако елизовские стекловары еще ни разу не подвели своих партнеров: контракты выполняют со 100-процентной гарантией.     

Государство на протяжении последних лет серьезно поддерживает стекольную промышленность. Стеклозаводу "Неман" оказана государственная поддержка в сумме более 100 млрд. руб., Борисовскому хрустальному заводу - более 80 млрд. руб. Вместе с тем, несмотря на значительную господдержку, отдача от нее пока слабо ощутима. Ухудшается финансовое состояние стеклозавода "Неман", на складах которого скопилось продукции на сумму 19,6 млрд. руб. (297,8% к среднемесячному объему производства). На Борисовском хрустальном заводе остатки готовой продукции составили 9,4 млрд. руб (357,3% к среднемесячному объему производства), хотя за 10 месяцев прошлого года они составляли 6,3 млрд. руб. (235,5%). 
     Борисовский хрустальный завод средства господдержки вложил в реализацию импортозамещающего проекта по производству медицинского стекла, однако серийный выпуск ампул и флаконов не налажен, из-за промедления с их сертификацией затягиваются сроки клинических испытаний ампул и флаконов с лекарственными средствами.  
         Так, Борисовский хрустальный завод имеет всего один фирменный магазин в Борисове. До настоящего времени нет фирменных магазинов стеклозавода "Неман" в Гомеле, Могилеве, Слуцке, Солигорске, Орше, только сейчас готовятся к открытию магазины в Бресте и Витебске.  
 

4.2  Классификация и характеристика современного ассортимента стеклянной посуды 

Современная промышленность, как отечественная, так и зарубежная, выпускает самую  разнообразную посуду из стекла. Ассортимент  крупных производителей посуды может  насчитывать сотни наименований различных изделий. Современное товароведение классифицирует стеклянные товары сразу по нескольким признакам:

по виду стекла (изделия из обычного, окрашенного, жаростойкого, хрустального стекла);  
по способу выработки (прессованные, выдувные, прессовыдувные изделия);  
по назначению (бытовая, хозяйственная, кухонная посуда, художественные изделия);  
по видам (кружки, тарелки, стаканы, фужеры, рюмки, бокалы, вазы и многое другое);  
по фасонам, которые определяются формой корпуса;  
по особенностям конструкции (с ручкой, на ножке и другие);  
по размерам (мелкие, средние, крупные);  
по емкости в кубических сантиметрах, высоте и диаметру (для ваз);  
по характеру и сложности украшения .

Выдувная  посуда выпускается современной промышленностью в наиболее широком ассортименте. Она выпускается из обычного и хрустального стекла.

 

 

Эта посуда условно делится на следующие подгруппы:

для принятия пищи (рюмки емкостью 25, 75, 100 куб. см, фужеры емкостью 200, 250, 350 куб. см, бокалы для пива и воды, рюмочные изделия с высоким корпусом для шипучих вин емкостью 110-150 куб. см); 
для подачи пищи и напитков на стол (кувшины, графины, сахарницы, масленки, блюда для тортов, вазы для фруктов, печенья, конфет. Хрустальные изделия в серебряной и мельхиоровой оправе производят также методом центробежного литья (вазы для фруктов, круглые и фасонные салатники, вазы для варенья); 
для хранения пищи (колпаки для сыра, кувшины, чайницы); 
декоративные изделия из стекла и хрусталя относятся сувенирные товары (бокалы, кружки, кубки, стеклянная скульптура, вазы для цветов); 
хозяйственная посуда из стекла (колбы для термосов).

Выдувная  посуда выпускается в виде штучных  изделий комплектов. Комплектная  посуда изготовляется различного назначения и комплектации из лучших видов стекла и, как правило, в едином художественном стиле, с одинаковыми украшениями.

Прессованная  и прессовыдувная посуда изготовляется также из обычного стекла и хрусталя, и условно подразделяется на следующие подгруппы:

для принятия пищи (кружки, стаканы, тарелки, блюдца); 
для подачи пищи и напитков на стол (сахарницы, подносы, масленки, селедочницы, графины, столовые судки, флаконы, для уксуса, блюда для гарниров); 
кухонная посуда из жаростойкого стекла и ситаллов (жаровни, кастрюли, сковороды, миски, тарелки, кружки, посуда для печей СВЧ); 
для хранения пищи (емкости для хранения сыпучих продуктов); 
декоративные изделия из стекла и хрусталя относятся сувенирные товары (кружки, кубки, пепельницы); 
хозяйственная посуда из стекла (банки для консервации емкостью от 0,25 до 4,5 литров, баллоны для сифонов) .

 

Особое  внимание хочу уделить декоративным изделиям. 
     Декоративные  изделия — это стеклянная скульптура, вазы для цветов, туалетные приборы, бокалы в форме рога, блюда и др. 
     Каждый вид изделий выпускают нескольких разновидностей (артикулов), отличающихся размером и фасоном. 
     По фасону изделия подразделяют с учетом формы корпуса (шар, овал, конус и др.), наличия прилепных (ручка, ножка, держатель крышки) и съемных (пробка, крышка) деталей, характера края (ровный, вырезной) и дна изделий. Посуду выпускают с дном обычной толщины, утолщенным, а также на поддоне (выступ или уступ в нижней части изделия). 
77

Ножка изделий может быть разной высоты, формы (прямая или фигурная) и обработки (граненая и ровная). Выдувные вазы для цветов в зависимости от сложности формы подразделяют на три группы. 
     Фасон наряду с эстетическими особенностями  стекломассы и разделкой во многом определяет художественную выразительность  изделий. Он подвержен изменениям в  соответствии с требованиями стиля. В настоящее время посуда праздничного и подарочного характера отличается сложным силуэтом, тщательной обработкой и сложной формой деталей. Посуда повседневного обихода имеет более простые и цельные формы. 
     По  способу украшения различают посуду гладкую и декорированную. Декорированную посуду в зависимости от характера, сложности и художественных достоинств разделок делят на групповую и внегрупповую. Разделки групповой выдувной посуды из сортового бесцветного стекла подразделяют на 1—7-ю группы, из цветного стекла — на 3—8-ю, из накладного стекла — на 4—8-ю группы. Разделки хрустальных изделий относят к 4—10-й группам сложности. 
     В группу объединяют рисунки одинаковой сложности, но различного сюжета. Их обозначают трехзначными номерами, в которых цифра сотен указывает на номер группы. Например, рис. 979 — группа 9. 
     Внегрупповые  изделия характеризуются оригинальностью  форм, сложными, часто комбинированными рисунками высокой художественной ценности. Они индивидуальны для  продукции каждого завода.  
  
  
  
 

4.3 Классификация и характеристика потребительских свойств стеклянной посуды

 
     Потребительские свойства стеклянных изделий обусловливают  возможность их использования по назначению, удобство и надежность в эксплуатации, красоту и художественную выразительность. Они зависят от совершенства авторского образца, свойств стекла и качества изготовления изделий.  
     Основными потребительскими свойствами стеклянных бытовых изделий являются функциональные, эргономические, эстетические и свойства надежности. 
     Функциональные  свойства стеклоизделий предусматривают возможность выполнения ими двух основных функций: "принимать" и сохранять пищу и напитки в неизменном количестве и качестве и "отдавать" их полностью или частично по мере необходимости. Эти свойства зависят от природы стекла, формы, размеров и назначения изделий, особенностей пищи и напитков. Все эти факторы обусловливают вариантность формы и размеров изделий. 
     Способность "принимать" и сохранять пищу и напитки определяется следующими групповыми показателями: химической стойкостью к пище и напиткам, стойкостью к атмосферным воздействиям, стойкостью к тепловым воздействиям, стойкостью к механическим воздействиям. Способность "отдавать" пищу и напитки: функциональностью объемно-пространственного решения и универсальностью. 
     Эргономические  свойства предопределяют прежде всего удобство (комфортность) пользования и гигиеничность стеклоизделий. Комфортность бытовой посуды определяется удобством держания, переноса, выполнения функций хранения, мойки, а также удобством транспортирования и хранения. Гигиенические свойства обусловлены прежде всего природой и свойствами стекла и характеризуются такими групповыми показателями как безвредность и загрязняемость. 
     Эстетические  свойства стеклянных бытовых товаров  определяются целостностью композиции, рациональностью формы и информативностью. 
     Целостность композиции характеризует расположение, сложение и соединение частей в единое целое в определенном порядке. Она  обусловлена пространственно-декоративным строением, тектоникой, пропорциями формы стеклоизделий. 
  Рациональность  формы характеризует соответствие формы изделия функциональному назначению и условиям окружающей среды, соответствие тонального и цветового решения отдельных элементов требованиям эргономики, стилевого решения - интерьеру, технологии изготовления - свойствам материала. 
     Информативность стеклоизделий определяется знаковостью, оригинальностью и соответствием  их стилю и моде, господствующим в данное время. 
     Свойство  надежности стеклянных изделий определяется их долговечностью и сохраняемостью. Наибольшее значение имеет долговечность, которая характеризуется физическим и моральным износом. 
     Показателями  ряда потребительских свойств изделий  являются показатели физико-химических свойств стекла. 
     Важнейшими  из них являются следующие. 
     Плотность стекла изменяется от 2,2 г/см3 у кварцевого стекла до 3,0г/см3 и более у высокосвинцового хрусталя. Зависит она в основном от наличия в составе стекла оксидов тяжелых металлов (свинца, бария, цинка) и влияет на массу изделий, оптические и термические свойства. С увеличением плотности возрастает показатель преломления света, блеск и игра света в гранях, однако термостойкость, прочность и твердость снижаются.  
     Механические  свойства стекла характеризуются отсутствием  пластических деформаций, высокой прочностью при сжатии (500—800 МПа) и низкой при  растяжении, изгибе (25—100 МПа) и особенно при ударе (15—20 МПа). Прочность зависит  от химического состава: увеличивается от наличия в составе стекла SiO2, Аl2Оз, В2Оз, МgО и уменьшается от присутствия щелочных оксидов, РЬО. Однако решающее влияние оказывает внутренняя структура стекла, состояние поверхности, наличие на ней дефектов. Прочность повышают путем закалки, ионного обмена в расплавах солей, нанесения на поверхность оксидно-металлических покрытий и другими приемами. 
     Термические свойства стекла характеризуются весьма низкой теплопроводностью, значительной теплоемкостью и термическим  расширением. Термическая устойчивость изделий увеличивается с повышением механической прочности стекла, теплопроводности и с уменьшением термического расширения и теплоемкости. Мерой термостойкости служит перепад температур, который

выдерживает изделие без разрушения. Термостойкость кварцевого стекла — 1000°С, посуды из сортового стекла — 95°, посуды из ситаллов — 300—600°С. 
     Все методы, повышающие механическую прочность, одновременно улучшают и термостойкость. 
     Оптические  свойства стекла разнообразны. Стекла могут быть прозрачными (коэффициент пропускания 0,85 и более) и в разной степени заглушенными, бесцветными и окрашенными, с поверхностью блестящей и матовой. Оптические характеристики стекол — показатели преломления и средней дисперсии, коэффициенты отражения и пропускания; показатели цвета во многом определяют эстетические достоинства посуды. Особенно важна способность стекла воспринимать окраски, которые повышают эмоциональную выразительность изделий. 
     Химическая  устойчивость стекла определяет назначение и надежность изделий. Она весьма высока особенно по отношению к воде, органическим и минеральным кислотам (кроме плавиковой). Щелочи и карбонаты щелочей действуют более агрессивно. Плавиковая кислота растворяет стекло и поэтому используется для нанесения на стекло узоров, матирования и химической полировки изделий [9, с. 104]. 
     По  водостойкости стекло делят на пять гидролитических классов: первый класс  — неизменяемые водой стекла, пятый  — неудовлетворительные. 
     К потребительским свойствам стекла и их показателям относят следующие:

показатели назначения — химический состав и плотность стекла, форму и основные размеры изделий, их устойчивость на плоской поверхности; 
показатели надежности — прочность при ударе, твердость, термостойкость, водостойкость, прочность крепления деталей, показатели качества отжига; 
показатели эргономических свойств — содержание вредных веществ; 
показатели эстетических свойств— точность воспроизведения авторского образца, показатели композиционной целостности, информационной выразительности, совершенства производственного изготовления изделий, а также показатели преломления, средней дисперсии, пропускания света, угол гранения; 
показатели экономические — массу изделий (расход сырья), себестоимость. 

Ассортимент стеклянных товаров достаточно динамичен и изменяется в связи с постоянным развитием науки, состоянием технологии производства, характером потребительского спроса, сменой стилевых направлений. 
     Ассортимент изделий бытового назначения классифицируют по назначению и условиям эксплуатации, составу и окраске стекла, методу формования и характеру термической обработки, видам (наименованиям), размерам, фасонам изделий, методам и сложности декорирования, комплектности. 
     По  назначению бытовые товары подразделяют на посуду и декоративные изделия  для сервировки стола и украшения интерьера, хозяйственную посуду для хранения пищевых продуктов и домашнего консервирования, кухонную посуду для приготовления пищи, ламповые изделия (столовые лампы, ламповые резервуары, ламповые стекла) и зеркала. 
     По  составу стекла различают посуду из натрий – кальций - силикатного, специального бытового и хрустального стекла. 
     Столовую  посуду изготовляют из натрий –  кальций - силикатного стекла, хрусталя различных видов, а также из глушеного  боросиликатного стекла; хозяйственную  посуду — из натрий – кальций - силикатного стекла с добавками, повышающими химическую и термическую устойчивость; кухонную — из специального бытового стекла и ситаллов. 
     По  окраске различают посуду из стекла бесцветного, цветного (окрашенного  в массе) и накладного (двух- и многослойного). Названия цветным стеклам дают по цветовому тону (желтые, зеленые, розовые и т.д.), по природе красителя (кобальтовые, марганцевые), по аналогии с драгоценными камнями: рубины (красные), топазы (желтовато-коричневые), сапфиры (светло-синие), смарагды (светло-зеленые). 
     По  способу формования различают посуду ручного, свободного, машинного выдувания, прессованную, прессовыдувную, многостадийного  формования, моллированную, центробежной выработки. 
     По  способу термической обработки  различают посуду неупрочненную, т. е. отожженную, и упрочненную закалкой. 
     Подавляющую массу изделий из сортового стекла и все хрустальные изделия  выпускают отожженными.  
     Закалка состоит в нагревании изделий  до 700 °С и последующем быстром  и равномерном охлаждении обдуванием воздухом. При этом в стекле возникают высокие, равномерно распределенные остаточные напряжения, повышающие прочность к удару в 5 — 8 раз, а

термостойкость — в 2 — 3 раза. Упрочняют закалкой некоторые виды прессованной столовой посуды и кухонную посуду из жаростойкого боросиликатного стекла.  
     Виды  стеклянной посуды. Существует около  тридцати наименований посуды для сервировки стола; это стаканы, бокальчики, рюмки, бокалы, фужеры, кувшины, графины, сахарницы, масленки, вазы для сервировки стола (для фруктов, варенья, печенья, крема, конфет, салатники), менажницы и др. 
     Декоративные  изделия — это стеклянная скульптура, вазы для цветов, туалетные приборы, бокалы в форме рога, блюда и  др. 
     Каждый  вид изделий выпускают нескольких разновидностей (артикулов), отличающихся размером и фасоном. 
     По  размерам посуду подразделяют на мелкую, среднюю, крупную, особо крупную. Размер изделий характеризуется диаметром, длиной или высотой, а размер полых  изделий — вместимостью. 
     По  фасону изделия подразделяют с учетом формы корпуса (шар, овал, конус и др.), наличия прилепных (ручка, ножка, держатель крышки) и съемных (пробка, крышка) деталей, характера края (ровный, вырезной) и дна изделий. Посуду выпускают с дном обычной толщины, утолщенным, а также на поддоне (выступ или уступ в нижней части изделия). 
     Ножка изделий может быть разной высоты, формы (прямая или фигурная) и обработки (граненая и ровная). Выдувные вазы для  цветов в зависимости от сложности  формы подразделяют на три группы. 
     Фасон наряду с эстетическими особенностями стекломассы и разделкой во многом определяет художественную выразительность изделий. Он подвержен изменениям в соответствии с требованиями стиля. В настоящее время посуда праздничного и подарочного характера отличается сложным силуэтом, тщательной обработкой и сложной формой деталей. Посуда повседневного обихода имеет более простые и цельные формы. 
     По  способу украшения различают  посуду гладкую и декорированную. Декорированную посуду в зависимости  от характера, сложности и художественных достоинств разделок делят на групповую и внегрупповую. Разделки групповой выдувной посуды из сортового бесцветного стекла подразделяют на 1—7-ю группы, из цветного стекла — на 3—8-ю, из накладного стекла — на 4—8-ю группы. Разделки хрустальных изделий относят к 4—10-й группам сложности.  
     В группу объединяют рисунки одинаковой сложности, но различного

сюжета. Их обозначают трехзначными номерами, в которых  цифра сотен указывает на номер  группы.  
     Внегрупповые  изделия характеризуются оригинальностью  форм, сложными, часто комбинированными рисунками высокой художественной ценности. Они индивидуальны для продукции каждого завода.  
и т.д.................

бокалов, одна треть бутылей, более чем 10 % стаканов от общего выпуска таких изделий во всей России.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Развитие стекольного производства – один из составляющих факторов развития

экономики нашей страны. Для изготовления бытовой посуды и декоративных

изделий используют оксидные стекла, в которых основными стеклообразователями

являются оксиды кремния, бора, алюминия и др. Производство стеклянных изделий

состоит из обработки сырья, составления шихты, варки стекломассы, формования

и отжига изделий, первичной и декоративной их обработки. Потребительские

свойства и основные признаки ассортимента стеклянных изделий формируются на

стадии проектирования и конструирования при создании опытных образцов и в

процессе серийного изготовления. Ассортимент стеклянных товаров достаточно

динамичен и изменяется в связи с постоянным развитием науки, состоянием

технологии производства, характером потребительского спроса, сменой стилевых

направлений.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.      Справочник  товароведа:   (Непродовольственные  товары).   В  3-х  т.

Т.   3/Н.   Г. Асутурьян, А. В. Викторов, Е. В. Зайцев и др. — З -е

изд.,перераб.  — М.: Экономика,  1999

2.      Агбаш В. Л., Елизарова В. Ф., Лойко Д.  Товароведение

непродовольственных товаров: /Учеб. пособие для торг. вузов/— 2-е изд.,

перераб. — М.: Экономика, 1989

3.      Безбородов М. А. "Очерки по  истории русского стеклоделия" –М.,1952 г.

4.      Семененко С.В. Экспертиза товаров: Учебное пособие. – Белгород:

БКАПК, 1997

5.      Снитко А.П. Экспертиза стеклянных  бытовых изделий: Лекция. –

Белгород, Изд-во БУПК, 1998.

6.      Уманцев Я.З.  Хозяйственные товары  и бытовая химия: Товароведение, -

М.: Экономика, 1985.

7.      Экспертиза потребительских свойств  новых товаров. /Валицкий А.И. и

др. – М.: Экономика, 1981.

8.        О.А. Емельянова, A.Г. Чесноков ОСОБЕННОСТИ  СТАНДАРТИЗАЦИИ И

СЕРТИФИКАЦИИ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СТЕКЛА В РОССИИ. – М., АО «ГИС» 2001

 


Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции