Кадровая политика носит
и общий характер, когда касается
кадров предприятия в целом, и
частный (избирательный), когда ориентируется
на решение специфических задач (в пределах
отдельных структурных подразделений,
функциональных или профессиональных
групп работников, категорий персонала).
Е.В. Маслов утверждает, что
правильно выбранная кадровая политика
обеспечивает [8, с.217]:
• своевременное укомплектование
кадрами рабочих и специалистов
в целях обеспечения бесперебойного
функционирования производства, своевременного
освоения новой продукции;
• формирование необходимого
уровня трудового потенциала коллектива
предприятия при минимизации
затрат (экономия в разумных пределах
издержек, связанных с наймом работников,
подготовкой кадров с учетом не только
расходов в текущем периоде, но и
на последующую переподготовку и
повышение квалификации и т.д.);
• стабилизацию коллектива
благодаря учету интереса работников,
предоставления возможностей для квалификационного
роста и получения других льгот;
• формирование более высокой
мотивации к высокопроизводительному
труду;
• рациональное использование
рабочей силы по квалификации и в
соответствии со специальной подготовкой
и т.д.
Однако достижение этих результатов
возможно при правильной оценке осуществимости
кадровой политики конкретных организационно-технических
и социальных условиях. Такая оценка
необходима уже на стадии выбора кадровой
политики.
Кадровая политика является
производной от реализуемой общей
стратегии развития предприятия, обоснованность
ее выбора зависит от того, насколько
качественно были проведены маркетинговые
исследования предприятием (фирмой) возможного
сбыта продукции, работа по формированию
спроса на нее со стороны потребителей,
удастся ли выдержать конкуренцию
производителей. Необходима проработка
сильных и слабых сторон деятельности
предприятия в отношении возможной конкурентной
борьбы за привлечение квалифицированной
рабочей силы, финансовых возможностей
предприятия (фирмы) в отношении обеспечения
определенного уровня заработной платы
и предоставления других льгот, имиджа
предприятия. Важно учитывать окружение
предприятия, территориальную близость
родственных по профилю производств, обладающих
теми или иными преимуществами (например,
в развитости социально-бытовой инфраструктуры)
и т.д.
Поэтому общий стратегический
план формирования кадров предприятия
должен быть дополнен ситуационными
планами, содержащими систему мер
по преодолению возникающих трудностей
различного характера.
Также необходима проверка
кадровой политики на ее соответствие
сложившимся на предприятии традициям
в работе с кадрами, привычным для коллектива
и принимаемым им. Кроме того, следует
учитывать психологический климат на
предприятии, потенциальные возможности
коллектива, изменения во внешнем окружении.
Поэтому целесообразно проводить социологические
исследования с целью изучения реакции
со стороны коллектива на выбранную кадровую
политику.
Из выше сказанного можно
сделать вывод, что кадровая политика
является составной частью всей управленческой
и производственной политики организации.
В ее рамках принимаются принципиальные
решения руководства организации
о целях, мерах, и правилах работы
с кадрами предприятия, а также
общие и специфические требования
к ним. Кадровая политика ориентирована
на приоритет социальных ценностей,
социальную политику, а так же создание
системы управления кадрами, базирующуюся
на экономических стимулах и социальных
гарантиях, направленных на сближение
интересов работников с интересами
организации в достижении высокой
производительности труда, повышении
эффективности производства, организации
наилучших экономических результатов.
1.2 Взаимосвязь
кадровой политики и стратегии
развития
предприятия
Определяющим в выборе
кадровой политики является стратегия
(концепция) развития предприятия (фирмы)
как производственно-хозяйственной
системы. Более того, удачно выбранная
и реализованная кадровая политика
способствует претворению в жизнь
и самой стратегии. Составными частями
такой стратегии являются:
- производственная деятельность предприятия – реорганизация производства в увязке со спросом на его продукцию;
- финансово-экономическая – возможное привлечение денежных ресурсов в производство, а следовательно, и в развитие рабочей силы;
- социальная, связанная с удовлетворением потребностей персонала предприятия.
Каждая из них имеет
самое непосредственное влияние
на кадровую политику, так как определяет,
какие кадры нужны предприятию,
финансовые возможности для их набора
и интересы работников, которые должны
учитываться.
Организационные формы построения
и развития производственной деятельности
предприятия многообразны. Существует
три базовых стратегических направления:
- производство продукции с возможно более низкими издержками. Это направление приемлемо при производстве товаров массового спроса. Хотя оно и связано с инвестициями в новое оборудование, технологию, но предполагает достижение максимального эффекта от экономии на затратах, в том числе и на оплате труда, инвестициях в развитие рабочей силы;
- диверсификация: ориентация на разнообразный потребительский спрос и выпуск товаров со специфическим дизайном, уникальными качественными характеристиками. Более высокие цены на такую продукцию могут компенсировать затраты на привлечение квалифицированных кадров или на их переподготовку;
- ориентация на определенные рыночные ниши: сбыт в разных географических зонах, выпуск продукции для конкретных групп покупателей. Выбор этого варианта практически ничего не меняет в кадровом обеспечении производства.
Наиболее ярко взаимосвязь
развития предприятия и кадровой
политики выявляется при классификации
стратегий, учитывающей ситуационные
факторы. Согласно данному подходу,
различают несколько ситуационных
стратегий, связанных с определенными
стадиями развития предприятия (фирмы):
- Организация нового бизнеса: приобретение ресурсов, необходимых для перехода от идеи к прибыльному производству, подготовка к ожесточенной конкуренции в условиях рынка. Формирование кадров в этом случае должно ответить на следующие принципиальные вопросы: какие кадры нужны, кого набирать, где готовить, нужна ли специальная подготовка, ее объемы применительно к специфике производства. Во многом влияет и сама ситуация: новый бизнес на "пустом" месте или на базе функционирующего (функционировавшего ранее) предприятия.
- Концентрация на одном направлении предпринимательской деятельности. Здесь в основе лежит исключительная компетентность фирмы в какой-либо одной области, в производстве одного или нескольких продуктов по сравнению с конкурентами. Постоянное превосходство в компетентности позволяет длительное время сохранять лидерство в меняющихся условиях рынка. Применительно к кадровой политике эта ситуация может проявиться по-разному. Во-первых, возможно расширение производства одной продукции за счет прекращения других. В этом случае кадры либо увольняются, либо переподготавливаются в соответствии с целью производства. Во-вторых, с изменением запросов потребителей необходимо быстро ввести в действие имеющиеся резервные мощности, что требует высокоманевренной рабочей силы.
- Вертикальная интеграция, когда предстоит определить, что более выгодно – закупать компоненты или производить их самостоятельно. Известно, что чем выше степень вертикальной интеграции, тем выше уровень концентрации и устойчивее производство, хотя требования к управлению повышаются. Кадровая политика в данном случае решает задачи по формированию кадров как по численности, так и по профессиональной структуре в связи с освоением (включением) новых производств. Кроме того, из-за возможной территориальной разобщенности производств (предприятий, подразделений в рамках объединения и т. п.) необходимо учитывать ситуацию на территориальных рынках труда, поскольку возможности перераспределения рабочей силы из одного производства (подразделения) в другое, находящееся в другом регионе, ограничены.
- Диверсификация – вторжение действующих предприятия в новые области производственной деятельности (относительно сложившейся специализации) с целью повышения экономической устойчивости предприятия. Диверсификация возможна в области, связанные с основной деятельностью компании, и в совершенно самостоятельные сферы бизнеса. При расширении компании за счет предприятий, не связанных прямо с ее основным профилем, корпоративное управление будет осуществляться не на уровне конкретных планов производственной деятельности, а на уровне общих финансовых показателей. Диверсификация – это альтернатива специализации, длительное время считавшейся эффективным направлением в развитии производства. При диверсификации в близкие к основной сферы деятельности изменяется производственная и организационная структура предприятия.
- Стратегия переноса капитала. Она состоит в ужесточении контроля за затратами и их всемерном сокращении, изъятии ресурсов из убыточных сфер и перемещении их в прибыльные сферы деятельности, в замене руководства (и даже рядовых сотрудников). Применительно к кадровой политике реализация данной стратегии может повлечь за собой и экономию средств на привлечение и содержание рабочей силы, высвобождение работников из убыточных производств, и, наоборот, увеличение численности рабочей силы в прибыльных сферах деятельности. В связи с тем, что данная стратегия реализуется в достаточно короткие сроки, кадровые вопросы также должны решаться в оперативном порядке.
- Изъятие капиталов и прекращение деятельности. В случае неудачи какого-либо из направлений деятельности применяются: переориентация на новые сегменты рынка, где большая вероятность успеха, сокращение масштабного бизнеса и вовлечение в дело всех резервов, прекращение деятельности – ликвидация предприятия или продажа его. Применительно к кадровой политике это наиболее жесткий вариант, так как связан с увольнением работников, большим экономическим ущербом, с необходимостью выплаты различного рода пособий в рамках социальной защиты.
Анализ функционирования
отечественных предприятий в
условиях становления рыночных отношений
показывает, что на практике используются
все виды стратегий выживания
и развития предприятия. Однако охарактеризовать
масштабы распространения того или
иного направления трудно, для
этого необходимо провести специальные
обследования силами статистических органов.
Наиболее распространена, на наш взгляд,
диверсификация в ее различных видах,
особенно среди предприятий оборонного
комплекса.
Применяется и интеграция,
но она часто существенного влияния
на структуру кадров не оказывает. Так,
открытие промышленными предприятиями
собственных магазинов, т.е. ориентация
на доведение товаров до потребителя
собственными силами, получение прибыли,
из-за небольших масштабов, а также
неразвитости маркетинговых структур
не сильно повлияло на отвлечение работников
предприятия в эту сферу.
Не получило массового
распространения из-за слабого практического
применения закона о банкротстве
и закрытие предприятий в связи
с банкротством, хотя число недостаточно
эффективно функционирующих предприятий,
в том числе и убыточных, существенно
возросло по сравнению с началом
осуществления экономических реформ.
Возможно, по этой причине безработица
не столь велика, как это прогнозировалось
ранее.
Как показывает анализ, предприятия
в условиях низкой стабильности производства
и состояния глубокого экономического
кризиса строят свою кадровую политику
следующим образом:
- увольняют большую часть персонала, рассчитывая, что когда возникнет потребность в рабочих, они наберут новых;
- никого не увольняют по сокращению штатов, но и не сдерживают увольнение по собственному желанию (даже способствуют этому), выплачивая работнику весьма низкую заработную плату) в расчете на то, что через определенное время численность придет в соответствие с действительной потребностью (политика невмешательства);
- тщательно сохраняют наиболее квалифицированную и мобильную экономически активную часть персонала (своего рода золотой фонд рабочей силы). Что касается менее квалифицированной части рабочих, набор которых на рынке труда в короткие сроки не представит труда, то их увольняют;
- значительную часть рабочей силы не увольняют, а задействуют до "лучших времен" на малых предприятиях, созданных на базе основного для выпуска продукции, часто несвойственной основному профилю;
- увольняют лишь не<span class="Normal__Char