Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить основные проблемы современной кадровой политики.
Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие, типы, этапы формирования и условия разработки кадровой политики на современном этапе.
Выявить особенности разработки кадровой политики на предприятиях различных форм собственности.
Введение 3
Глава 1. Кадровая политика: понятие, типы, этапы формирования, условия разработки 5
1.1. Понятие кадровой политики 5
1.2. Типы кадровой политики 6
1.3. Этапы проектирования кадровой политики 11
1.4. Кадровые мероприятия и кадровая стратегия 13
1.5. Условия разработки кадровой политики 16
Глава 2. Особенности разработки кадровой политики на предприятиях различных форм собственности 19
2.1. Цели и требования разработки кадровой политики 19
2.2. Примеры корпоративных документов, излагающих основные положения кадровой политики организации 22
2.2.1. Кадровая политика ОАО «ОГК-3» 22
2.2.2. Кадровая политика ОАО «ЗСМК» 27
2.2.3. Кадровая политика ОАО «МЭЛ» 30
2.2.4. Кадровая политика Сберегательного банка РФ 33
Заключение 38
Литература 39
Приложения 40
Рассмотрим процесс
формирования кадровой политики в организации.
Так, у части уже давно
1. Нормирование. Цель
— согласование принципов и
целей работы с персоналом
с принципами и целями
2. Программирование. Цель
— разработка программ, путей
достижения целей кадровой
3. Мониторинг персонала.
Цель — разработка процедур
диагностики и прогнозирования
кадровой ситуации. На данном
этапе важно определить
Для предприятий, осуществляющих мониторинг персонала на постоянной основе, множество отдельных программ кадровой работы (по крайней мере, такие, как оценка и аттестация, планирование карьеры, поддержание благоприятного социально-психологического климата) могут быть включены в единую систему внутренне связанных между собой программ. В рамках подобной мега-программы в организации могут быть решены не только кадровые задачи, но и реализованы способы диагностики управленческой ситуации, практически отработаны способы принятия и осуществления управленческих решений. В этом случае кадровая политика организации предстает как инструмент управления предприятием.
Известно, что в становлении
системы стратегического
1) хаотическое реагирование на постоянные изменения во внешней среде;
2) стратегическое планирование
в узком смысле — предвидение
новых осложнений во внешних
условиях деятельности
3) управление стратегическими
возможностями — выявление
4) управление стратегическими
задачами в реальном масштабе
времени — разработка и
В зависимости от фазы менеджмента, практикуемого в организации, а также уровня планирования можно выделить кадровые программы разного типа, ориентированные на решение оперативных, тактических или стратегических задач. Программы включают в себя различные кадровые мероприятия, отдельные направления работы и проекты, направленные на повышение качества персонала, развитие его способности решать задачи, диктуемые этапом развития организации.
Рассмотрим основные кадровые мероприятия в зависимости от типа стратегии организации (стадии развития организации) и уровня планирования. Для открытой и закрытой кадровой политики будут адекватны разного типа мероприятия по удовлетворению единых по сути кадровых потребностей (табл. 2).
Безусловно, содержание кадровых программ, описанных выше, определяется и представлением о траектории развития организации в целом, и тем целевым выбором, который обычно делают собственники или высшее руководство.
Таблица 2
Кадровые мероприятия, реализуемые в открытом и закрытом типах кадровой политики
Тип стратегии организации (стадия развития организации, на которой преимущественно реализуется стратегия) |
Уровень планирования | ||
долгосрочный (стратегический) |
среднесрочный (управленческий) |
краткосрочный (оперативный) | |
1. Открытая кадровая политика | |||
Предпринимательская (стадия формирования) |
Привлечение молодых перспективных профессионалов. Активная политика информирования о фирме. Формирование требований к кандидатам |
Поиск перспективных людей и проектов, создание банка кандидатов на работу в организацию, проведение конкурсов, выдача грантов. Установление контактов с кадровыми агентствами |
Отбор менеджеров и специалистов под проекты |
Продолжение таблицы 2
Динамического роста (стадия интенсивного роста) |
Активная политика привлечения профессионалов, распространение информации о возможности реализации венчурных проектов |
Разработка принципов и |
Разработка штатного расписания. Создание должностных инструкций. Описание политики фирмы в документах и правилах. Набор персонала под конкретные виды работ. Адаптация персонала |
Прибыльности (стадия стабилизации) Ликвидационная (стадия кризиса) |
Разработка новых форм организации труда под новые технологии Не рассматривается |
Разработка оптимальных схем стимулирования труда, увязанных с получением прибыли организацией. Анализ и рационализация рабочих мест Создание нормативных |
Реализация программ оценки и стимулирования труда персонала. Набор эффективных менеджеров (управляющих) Оценка персонала с целью сокращения. Консультирование персонала по вопросам профессиональной ориентации, программам обучения и трудоустройства. Использование схем частичной занятости. Консультационная помощь персоналу (в первую очередь, психологическая). Реализация программ социальной помощи |
2. Закрытая кадровая политика |
Окончание таблицы 2
Предпринимательская (стадия формирования) Динамического роста (стадия интенсивного роста) |
Создание собственных (фирменных) институтов |
Поиск перспективных студентов, выплата стипендий, стажировка на предприятии |
Привлечение друзей, родственников и знакомых |
Планирование карьеры. Разработка нетрадиционных способов найма (пожизненный ¾ Япония) |
Проведение внутрифирменных Разработка программ стимулирования труда в зависимости от вклада и выслуги лет |
Набор сотрудников с высоким потенциалом и способностью к обучению. Проведение программ адаптации персонала | |
Прибыльности (стадия стабилизации) |
Разработка схем оптимизации труда, сокращение трудовых затрат |
Реализация программ обучения управленческого персонала. Разработка социальных программ |
Создание кружков “качества”, активное включение персонала в оптимизацию деятельности организации. Использование ресурсов “внутреннего найма” ¾ совмещение |
Ликвидационная |
Не рассматривается |
Проведение программ переподготовки Разработка программ частичной занятости по основному направлению с возможностью реализовать активность сотрудников в других направлениях, полезных фирме |
Поиск рабочих мест для перемещаемого
персонала. Увольнение в первую очередь
новых сотрудников |
На кадровую политику в целом, содержание и специфику конкретных программ и кадровых мероприятий влияют факторы двух типов: внешние по отношению к организации и внутренние.
Факторы внешней среды5
Факторы внешней среды могут быть объединены в две группы:
1) нормативные ограничения; 2) ситуация на рынке труда. Например, присутствие в нормах некоторых стран запретов на применение тестов при приеме на работу вынуждает сотрудников служб управления персоналом быть очень изобретательными в проектировании программ отбора и ориентации персонала.
Ориентируясь на учет ситуации на рынке труда, необходимо проанализировать наличие конкуренции, источники комплектования, структурный и профессиональный состав свободной рабочей силы.
Важно получить представление о профессиональных и общественных объединениях, в которые так или иначе вовлечены работники или кандидаты на работу. Стратегию деятельности подобных объединений, их традиции и приоритеты в средствах борьбы следует учитывать для создания и реализации эффективных кадровых программ.
Факторы внутренней политики
Наиболее значимыми представляются следующие факторы:
1) цели предприятия,
их временная перспектива и
степень проработанности. Так,
например, организации, нацеленной
на быстрое получение прибыли
и затем сворачивание работы,
требуются совершенно иные
2) стиль управления, закрепленный
в том числе и в структуре
организации. Сравнение
3) условия труда. Привлекают или отталкивают людей такие характеристики работ, как:
Как правило, наличие даже небольшого числа не привлекательных для работников задач требует от менеджера по персоналу создания специальных программ привлечения и удержания сотрудников в организации;
4) качественные характеристики
трудового коллектива. Так, работа
в составе успешного
5) стиль руководства.
Независимо от стиля