Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:44, реферат
Выделяет четыре основные модели корпоративного развития: англо-американскую, германскую, латинскую и японскую.
Финансово-промышленные группы японского типа
Классификация моделей корпоративного развития
Выделяет четыре основные модели корпоративного развития: англо-американскую, германскую, латинскую и японскую.
К англо-американской модели он относит Великобританию, Соединённые Штаты Америки, Австралию и Канаду. Фундаментом индустриализации в этих странах явился механизм мобилизации капитала на основе предпринимательства. Капитал формировался из средств институциональных акционеров (банков, страховых компаний и пенсионных фондов) и функционировал посредством механизма индивидуальных и независимых акционеров. Особенности — чёткое разделение банков и промышленности, ориентация на краткосрочное финансирование промышленности. Небольшие семейные концерны постепенно уступают место крупным корпорациям.
В германской модели (Германия и Австрия) финансовым фундаментом больших и средних корпораций стала банковская система, роль же индивидуальных акционеров незначительна. Банковский механизм германской модели в структуре корпоративных отношений был нацелен на долгосрочные инвестиционные отношения между финансовым и промышленным секторами.
Латинская модель включает Францию, Бельгию и Италию. Индивидуальные и семейные корпорации поглощены холдингами инвестиционных компаний и инвестиционных банков, образованы свободные корпоративные сети. Перекрёстные отношения капитала сформировали сложные сети экономических отношений, в которых возрастает роль государственных предприятий. Сформирована система директивного планирования.
Японская модель характеризуется долгосрочной ориентацией на инвестиции в промышленность и тесными связями между промышленным и финансовым секторами. Отличительной чертой является тенденция к группированию. Хозяйственные единицы тесно связаны друг с другом посредством механизма перекрёстного владения акциями, образуя корпоративные группы. Хозяйствующие субъекты, входящие в группу, независимы не только от внешних инвесторов, но и от банков, не входящих в группу. Механизм мобилизации капитала каждой группы происходит на коллективной основе посредством банка группы.
Наименее изучена японская модель корпоративного управления и её проекция на интегрированные корпоративные структуры.
Становление финансово-промышленных групп японского типа
Более 30 лет (конец XIX —
начало XX века) в японской экономике доминировали
пирамидальные организационные структуры,
представлявшие собой «промышленно-торгово-
Основными целями экономических реформ, проведённых оккупационной властью, были роспуск концернов и введение принципов хозяйственной демократии. Перед ликвидационной комиссией, созданной в 1947 году, была поставлена задача упразднения холдингов и раздробления сомкнутых элитарных групп собственников для обеспечения независимости компаний, входивших в состав концернов. Имущество концернов было оценено по балансовой стоимости в ценах 1945 года, заведомо заниженной в условиях инфляции. Распродажа шла несколькими способами — по номиналу и на аукционах, причём каждая партия акций, предлагавшаяся к реализации, должна была быть продана в течение 10—14 дней. Реформаторы поставили перед собой задачу как можно скорее перераспределить акционерную собственность, что в условиях инфляции делалось практически бесплатно, вне рынка ценных бумаг.
Перед менеджерами японских компаний встала угроза поглощений. Чтобы справиться с трудностями выпуска новых акций и избежать угрозы поглощения, компании начали договариваться о «перекрёстном владении» акциями. Первым этапом реорганизации, предпринятой компаниями в целях стабилизации акционерной собственности, стало делегирование владения акциями инвестиционным компаниям. В этом случае покупная сумма оплачивалась компанией, а инвестиционные компании предоставляли ей имена как акционеры. Вторым шагом стала просьба менеджеров, обращенная к людям вне компании, владеть её акциями на основе неофициального контракта. На третьем этапе высший менеджмент делегировал другим финансовым институтам владение выпущенными акциями своих и аффилированных компаний, которыми они когда-то владели, в обмен на депозиты в данных финансовых институтах. Описанный процесс получил название «принятие мер по обеспечению постоянных акционеров».
В 1954 году было проведено
крупномасштабное межфирменное слияние,
вылившееся в образование «Мицубиси
Сёдзи» («Торговая компания Мицубиси»),
которая сначала провела
К крупнейшим группам относились «Сумитомо», «Мицубиси», «Мицуи», «Фуё», «Санва» и «Дай Ити Кангин». Возрождение группы Сумитомо относится к апрелю 1951 года, группы «Мицубиси» — к 1954 году, группы «Мицуи» — к октябрю 1961 года. Эти группы практически полностью восстановили межфирменные связи одноимённых довоенных японских дзайбацу. Позднее были созданы группы, в состав которых входили компании, являвшиеся до войны аффилированними членами нескольких дзайбацу. К таким группам относились группа «Фуё» (январь 1966 года), группа «Санва» (февраль 1967 года) и группа «Дай Ити Кангин» (январь 1978 года) . Таким образом, ещё до войны существовавшая в японской экономике тенденция создания интегрированных корпоративных структур, а так же послевоенные «меры по обеспечению постоянных акционеров» привели к образованию интегрированных корпоративных структур японского типа — кэйрэцу и сюдан.
Классификация кэйрэцу
В связи с многообразием форм интеграционных межфирменных процессов в японской экономике существует несколько различных классификаций кэйрэцу, что порождает определённую неясность. Существуют разногласия в идентификации горизонтальных кэйрэцу, называемых в японской литературе промышленными сюданами или промышленными группами. Некоторые японские экономисты, например Маруяма Есинари, называют такие структуры финансовыми кэйрэцу, а западные экономисты, например Дэвид Вэнстэин и Йишай Яфэх, называют объединения подобного рода «горизонтальными банковскими кэйрэцу». Кинзл Рене и Марк Шудар выделяют «банковские кэйрэцу», которые, по их мнению являются «наследниками» бывших дзайбацу, и «небанковские кэйрэцу» (промышленные сюданы), к которым они относят «Мацусита», «Тойота» и «Хитати» . В то же время Намики Нобуаки относит группу Тойота к «вертикальным кэйрэцу», а «Мицубиси» и «Сумитомо» называет «горизонтальными кэйрэцу» .
Японские экономисты выделяют четыре типа бизнес-групп:
бизнес-группы типа кэйрэцу. К ним относят классические вертикальные кэйрэцу, например, группу «Тойота» или группу «Ниттэцу»;
«функциональные» группы. Подобные группы создаются для реализации каких-либо крупномасштабных проектов, например, развития новой отрасли промышленности или воплощения проекта городского развития. Такой тип группирования не предполагает включения партнёров в стратегические интересы, а является временным объединением усилий участников;
«ролевые» группы. К ним относят шесть больших сюданов, являющихся преемниками бывших дзайбацу. Можно увидеть сущность «ролевых» групп в изменении «роли» группы в экономике в зависимости от перераспределения финансовых и человеческих ресурсов;
«страховые» группы. Под данным типом подразумеваются группирование с целью повышения «иммунитета» каждого из участников к отрицательным внешним воздействиям . Подчёркивается, что в таких группах сильна взаимопомощь, то есть речь ведётся о возможности разделения бремени риска.
Из вышеприведённых групп целесообразно выделить собственно кэйрэцу и промышленные сюданы, так как эти две группы включают в себя функции второго и четвёртого типов.
Роберт Лоуренс выделил три типа интегрированных структур типа кэйрэцу: горизонтальные (межрыночные), вертикальные, распределительные .
В японской литературе выделяется три основных вида интегрированных структур типа кэйрэцу.
Производственно-снабженческие кэйрэцу, считающиеся классическими вертикально интегрированными структурами.
Сбытовые кэйрэцу, считающиеся вертикально интегрированными структурами в области торговли.
Промышленные группы (сюданы), которые японские экономисты рассматривают как горизонтально интегрированные структуры.
Выделить можно следующие виды кэйрэцу: горизонтальные кэйрэцу (названия, встречающиеся в литературе: промышленные группы, промышленные сюданы, банковские группы, финансовые группы, межрыночные группы), производственно-снабженческие кэйрэцу (они же вертикальные кэйрэцу, производственные кэйрэцу), сбытовые кэйрэцу (торговые кэйрэцу, распределительные кэйрэцу).
Характеристика основных видов кэйрэцу
Механизм функционирования производственно-снабженческих кэйрэцу выглядит следующим образом. Субподрядное предприятие и «родительское» предприятие имеют долговременные торговые отношения. Со временем происходит упрощение решения многих вопросов, связанных со сроками поставки, надлежащим качеством товара, что приводит к снижению трансакционных издержек. Сэкономленные расходы становятся не только чистой прибылью основного предприятия, но и идут в доход предприятия-субподрядчика. С одной стороны, так как предприятие-поставщик проводит соответствующие нуждам предприятия-получателя инвестиции, эффективность производства увеличивается. Но такие инвестиции не обязательно соответствуют нуждам предприятия-получателя, поэтому могут стать невозвратными издержками. С другой стороны, при длительных партнёрских отношениях происходит процесс обмена информацией, новейшими технологиями и ноу-хау, что способствует улучшению качества применяемых технологий, а также позволяет избежать проблемы асимметричности информации2. Таким образом, японские экономисты полагают, что фиксация на определённом получателе экономически разумна.
Роберт Лоуренс пишет,
что производственно-
Основными чертами сбытовых кэйрэцу также являются закрытость и отторжение чужеродных элементов, что при определённых условиях экономически обосновано, так как способствует процессу максимизации прибыли посредством снижения издержек. Чаще всего такой тип кэйрэцу представлен в области сбыта бытовой радиоэлектронной аппаратуры, автомобилей и косметических товаров. Японские экономисты прибегают к следующей логике возникновения сбытовых кэйрэцу: 1) потребность в специализированных знаниях и технологиях, а также образование добавочной стоимости при, например, ремонте или автосервисе на этапе распределения тесно связаны с расширением сбыта; 2) поэтому производители контролируют дополнительные услуги на этапе товарооборота и становится необходимым вытеснение сбытовых (торговых) компаний, не предоставляющих такие услуги; 3) инвестиции в обращение с товаром определённого производителя становятся невозвратными издержками. Поэтому в результате закрепление торговых отношений выгодно и производителю и сбытовику.
К горизонтальным кэйрэцу относятся группы «Мицубиси», «Мицуи», «Сумитомо», «Фуё», «Санва» и «Дай ити Кангин» . Такие группы обычно состоят из нескольких крупных промышленных компаний, головного банка, траст-банка, страховых компаний и универсальной торговой компании (УТК).
На мой взгляд, между компаниями, входящими в состав горизонтального кэйрэцу существуют четыре наиболее важных аспекта отношений:
головной банк является основным кредитором аффилированных компаний, ему принадлежит значительное число акций компаний, членов горизонтального кэйрэцу;
для горизонтальных кэйрэцу характерно объединение ведущих компаний через взаимоучастие в акционерном капитале (перекрёстное владение акциями);
развита система внутригрупповых контрактных отношений и обменов, охватывающая циркуляцию финансовых ресурсов, товаров, научно-технической информации между участниками группы. Распространён обмен специалистами, особенно между банками и их клиентами, крупными производителями и их поставщиками;
реализация общегрупповых проектов, раскрывающая организационную роль группы, происходит посредством создания клуба высших менеджеров, который проводит регулярные совещания.
Клуб высших менеджеров группы «Мицуи» называется Нимокукай, группы «Мицубиси» — Кинъёкай, группы «Сумитомо» — Хакусуйкай, группы «Фуё» — Сансуйкай, группы «Дай ити Кангин» — Санкинкай [10].
Рассмотрим Кинъёкай,
обладающий самой эффективной
Информация о работе Классификация моделей корпоративного развития