Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:37, лекция
Пугинский Борис Иванович — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой коммерческого права МГУ им. М.В. Ломоносова
В учебнике в систематизированном виде изложены основные проблемы российского коммерческого права: особенности правовой отрасли, отличительные черты предмета регулирования, развитие структуры и инфраструктуры товарного рынка как условия осуществления коммерческой деятельности. Значительное внимание уделено рассмотрению системы торговых договоров и применению договора как главного регулятора торгового оборота и экономики в целом.
Введение 6
Принятые сокращения 9
Программа учебной дисциплины «Коммерческое право» 10
1. Организационно-методологический раздел 11
2. Содержание дисциплины 12
Раздел I. Общие положения 12
Тема 1. Коммерческое право как учебная дисциплина 12
Тема 2. Коммерческое право — отрасль частного права 12
Тема 3. Торговое законодательство 13
Тема 4. Задачи и содержание науки коммерческого права 14
Раздел II. Общие положения коммерческого права 14
Тема 5. Участники коммерческой деятельности 14
Тема 6. Объекты торгового оборота и способы их индивидуализации 15
Тема 7. Регулирование обращения отдельных видов товаров 15
Тема 8. Правовое содействие развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка 16
Тема 9. Конкуренция в товарном обращении 16
Раздел III. Договоры в товарном обращении 17
Тема 10. Система договоров коммерческого права 17
Тема 11. Заключение торговых договоров 18
Тема 12. Изменение условий и расторжение договоров 19
Тема 13. Видовые различия договоров на реализацию товаров 19
Тема 14. Структура договорных связей 20
Тема 15. Применение договора для улучшения ассортимента и качества товаров 21
Тема 16. Место и сроки исполнения договора на реализацию товара 22
Тема 17. Регулирование доставки товаров 23
Тема 18. Определение цены товара и порядка расчетов 23
Тема 19. Посреднические договоры в торговле 24
Тема 20. Договоры, содействующие торговле 25
Тема 21. Организационные договоры в торговом обороте 26
Тема 22. Ответственность за нарушение торговых договоров 27
Раздел IV. Послеторговые отношения 27
Тема 23. Приемка товаров по количеству и качеству. Экспертиза качества 27
Тема 24. Возврат и повторное использование тары 28
Тема 25. Претензии и рекламации 28
Тема 26. Государственный контроль за соблюдением правил торговой деятельности 29
3. Рекомендуемые темы курсовых и дипломных работ 30
Глава 1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА 33
1.1. Понятие коммерции и коммерческого права 33
1.2. Коммерческое право как наука и как учебная дисциплина 34
1.3. Предмет регулирования коммерческого права 37
1.4. Содержание курса коммерческого права 39
1.5. Соотношение со смежными юридическими и иными дисциплинами 40
Литература 42
Глава 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
2.1. История развития торгового права 43
2.2. Современные тенденции развития торгового права 44
2.3. Проблема дуализма частного права 49
2.4. Становление торгового права России 50
2.5. Характеристика современного торгового законодательства России 52
2.6. Задачи кодификации российского торгового законодательства 54
Литература 58
Глава 3. СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 59
3.1. Понятие участников торговой деятельности 59
3.2. Виды субъектов коммерческого права 60
3.3. Организаторы товарного рынка 63
3.4. Оптовые торговые и посреднические организации 66
3.5. Основания выбора видов организаций 69
Литература 73
Глава 4. ОБЪЕКТЫ ТОРГОВОГО ПРАВА 74
4.1. Понятие объектов торгового права 74
4.2. Виды объектов торгового права 75
4.3. Классификация товаров 80
4.4. Правовой режим товаров 81
4.5. Способы обособления товаров 84
Литература 86
Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ИНФРАСТРУКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА 87
5.1. Понятие товарного рынка и его структуры 87
5.2. Пути развития структуры рынка 88
5.3. Особенности развития субъектов — организаторов рынка 93
5.4. Формирование инфраструктуры рынка 97
Литература 99
Глава 6. КОНКУРЕНЦИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 100
6.1. Понятие и социально-экономическая роль конкуренции 100
6.2. Способы создания конкурентной среды 101
6.3. Защита конкуренции 105
Литература 108
Глава 7. ДОГОВОРЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ 109
7.1. Сущность договора 109
7.2. Отличительные черты коммерческих договоров 111
7.3. Классификация коммерческих договоров 113
7.4. Составные обязательства 115
Литература 117
Глава 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ 118
8.1. Правовое регулирование заключения договоров 118
8.2. Способы заключения торговых договоров 122
8.3. Заключение договоров в сети Интернет 129
8.4. Изменение и расторжение договоров 132
Литература 137
Глава 9. ДОГОВОРЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ 138
9.1. Оптовая торговля и обеспечение интересов потребителей 138
9.2. Договор оптовой купли-продажи 141
9.3. Купля-продажа и поставка 144
9.4. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции 148
9.5. Поставка для государственных нужд 150
Литература 152
Глава 10. СТРУКТУРА ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ 152
10.1. Сущность и виды договорных связей 152
10.2. Выбор структуры реализационных связей 154
10.3. Особенности отдельных видов связей 157
Литература 160
Глава 11. ВЫРАБОТКА УСЛОВИЙ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ 161
11.1. Порядок определения условий договоров 161
11.2. Предмет договора, ассортимент, сроки и порядок отгрузки 163
11.3. Определение качества товаров 172
11.4. Условия о цене и способе расчетов 180
Литература 189
Глава 12. ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ДОГОВОРЫ В ТОРГОВЛЕ 189
12.1. Торговое посредничество и представительство 189
12.2. Правовое регулирование посредничества и представительства 191
12.3. Договор коммерческой комиссии 193
12.4. Коммерческое поручение и агентирование 199
12.5. Другие виды посреднических договоров 205
Литература 207
Глава 13. ДОГОВОРЫ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ТОРГОВЛЕ 208
13.1. Виды договоров, содействующих торговле 208
13.2. Договоры на проведение маркетинговых исследований 208
13.3. Договоры на распространение рекламы и на передачу информации 212
13.4. Договоры хранения товаров. Договоры страхования 220
13.5. Договор коммерческой франшизы 225
13.6. Договор транспортной экспедиции 229
Литература 231
Глава 14. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ 232
14.1. Определение условий перевозки 232
14.2. Согласование объемов и организации перевозок 234
14.3. Договор перевозки грузов 237
За рубежом распространены и другие виды контрактных объединений. Договоры заключают производственные, транспортные, торговые и иные фирмы. Обычно они оформляются на несколько лет. Эти договоры создают на рынке «неформальные субъекты». Хотя подобные сообщества и не обладают организационной целостностью, поскольку не являются юридическими лицами, обязательность договоров и риск ответственности сплачивают его участников ничуть не слабее, чем слияние в единое юридическое лицо.
Контрактные объединения - чрезвычайно значимое явление. Во всем мире они служат важными звеньями структуры рынка. Они должны активно внедряться и в российскую хозяйственную практику.
Особого внимания требуют специальные субъекты, действующие в сфере торгового оборота в качестве организаторов товарного рынка. Развитие таких субъектов - обязательное условие формирования структуры товарного рынка. Между тем в их организации и деятельности есть значительные просчеты.
Так, серьезнейшие проблемы имеются в правовом регулировании товарных бирж. Их организация и деятельность в настоящее время регламентируется Законом РФ от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» и рядом других актов. Закон детально определяет порядок биржевых торгов, копируя зарубежные правила. Однако из-за существенных недостатков в построении и организации деятельности российские товарные биржи являются таковыми лишь по названию, фактически выступая антиподами бирж.
Достаточно сравнить их основные характеристики.
Российская биржа
1. Повсеместно создается как предпринимательская организация, т.е. имеет целью систематическое извлечение прибыли.
2. Торгует любым товаром. Так, на РТСБ за один из кварталов проданы товары 47 тыс. наименований, включая обувь, электроутюги и пр.
3. Количество продаваемого товара определяется его наличием у продавца.
4. Продажа с целью реальной поставки составляет 100% случаев. Итак, на бирже торгуют.
Западная биржа
1. Обычно является некоммерческой, хотя и самоокупаемой организацией.
2. Торгует одноименным взаимозаменяемым товаром. Это всегда массовый сырьевой товар. Всего в мире насчитывается около 70 биржевых товаров: нефть, металл, хлопок и др.
3. Товар продается биржевыми партиями строго установленного размера или в количествах, кратных биржевой партии.
4. Условные продажи составляют 97%, реальные - 2-3% (по отдельным товарам - до 10%). На биржах торгуются, покупают, но реально не поставляют и не получают.
Указанные различия демонстрируют принципиальную противоположность зарубежных и отечественных бирж. По своей сущности российские «биржи» являются организациями мелкопартионной торговли различными товарами.
Российские биржи в принципе не способны осуществлять биржевые торги по стандартным контрактам, поскольку каждый продаваемый товар по виду, количеству и стоимости несопоставим с другим и требует индивидуальной выработки условий контракта. По причине разнородности и невзаимозаменяемости поступающих на торги товаров биржи не могут перейти на фьючерсную и опционную торговлю. Полностью исключено страхование (хеджирование) контрактов и ликвидация их через расчетную палату фирмы.
Главная функция биржи — формирование общественно обоснованных цен на товары в рыночных условиях. Биржа служит механизмом выявления соотношения спроса и предложения, определения общественно необходимых цен на основные сырьевые ресурсы и отсюда - на огромное количество производных и зависимых товаров. Надлежаще организованные биржевые торги содействуют стабилизации цен на товарных рынках, сдерживают инфляционные процессы. Отсутствие нормально работающих бирж - одна из причин неспособности властных структур справиться с инфляцией.
В стране существуют серьезные проблемы с ценообразованием на зерно, нефтепродукты, ряд других ресурсов. Диктат и сговоры монополистов позволяют, с одной стороны, обрушивать закупочные цены на зерно, понуждая производителей продавать его почти по себестоимости, а с другой - постоянно наращивать цены на горючее и химикаты для тех же сельхозпроизводителей.
Отсюда возникает стратегическая задача создания нескольких подлинных бирж, организующих торговлю массовыми сырьевыми товарами: лесом, металлом, зерном, углем и др.
В процессе лицензирования бирж должна быть обеспечена их строгая специализация на торговле определенным видом сырьевых ресурсов. Следует проверять соответствие принимаемых биржами правил проведения торгов требованиям закона, чтобы исключить превращение бирж в магазины оптовой торговли. Для каждой биржи требуется создание разветвленной сети брокерских организаций, позволяющих вовлечь в биржевые торги максимально широкий круг производителей, потребителей и торговцев соответствующими ресурсами. Без правовой поддержки и стимулирующих мер со стороны государства в России едва ли удастся создать биржи как инструменты рыночного формирования цен на соответствующие сырьевые товары, а следовательно, и построить нормальные рыночные отношения.
Серьезные правовые и организационные меры требуются для налаживания такого механизма организации товарного рынка, как оптовые ярмарки. Во всех развитых странах они используются как эффективное средство формирования договорно-хозяйственных связей между изготовителями, потребителями и посредниками.
В стране до настоящего времени не выработано общегосударственной концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности. Не налажено составление координированных планов проведения ярмарок, позволяющих обеспечить согласованность этих мероприятий. Следовало бы предусмотреть регулярное проведение в России нескольких международных ярмарок для содействия продвижению отечественных товаров на зарубежные рынки. Как свидетельствует современный зарубежный опыт, оптовые ярмарки служат важными механизмами установления торговых связей, развития рыночных процессов.
Один из основных просчетов состоит в том, что до настоящего времени отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность оптовых ярмарок и выставок.
Оптовые продовольственные рынки призваны выполнять важные задачи организации оптовой продажи продукции, производимой сельскохозяйственными организациями и фермерами, для магазинов, точек питания и других крупных потребителей. Кроме отличия по предмету, а это только сельскохозяйственная продукция, рынки отличаются от оптовых ярмарок тем, что работают постоянно, круглогодично.
В Федеральной программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 № 471, признано необходимым создание оптовых продовольственных рынков. Вместе с тем полноценная правовая основа организации и деятельности оптовых продовольственных рынков отсутствует. Этим в немалой степени обусловливается их крайне слабое развитие в России.
Опыт стран Европейского союза, США, Японии свидетельствует о том, что оптовые продовольственные рынки способствуют активизации обращения товаров, более полному удовлетворению запросов населения, сдерживают рост цен на продукты питания. Создание оптовых продовольственных рынков - это необходимый этап структурной перестройки каналов продвижения значительной части сельскохозяйственной продукции. Дальнейшее их развитие за рубежом идет по пути специализации оптовых рынков на продаже определенных видов товаров. Одновременно происходит установление прямых связей по поставкам продовольствия в супермаркеты и другим крупным потребителям. Сами оптовые рынки обрастают хранилищами, холодильниками, транспортным хозяйством и становятся в существенной степени центрами распределения продукции по заказам покупателей.
Важным сектором товарного рынка является осуществление поставок для государственных нужд. Порядок поставок регулируется ст. 525-534 ГК, Федеральным законом от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и рядом других законов. Этими актами предусмотрено заключение контрактов на приобретение ресурсов для выполнения государственных программ. Программы различаются по уровням: федеральные и региональные. Они разнообразны по направлениям: удовлетворение нужд обороны, закладка в госрезерв, обеспечение здравоохранения, просвещения и иные цели.
Указом Президента РФ от 07.08.1992 № 826 «О мерах по формированию федеральной контрактной системы» предусмотрено создание федеральной контрактной системы. Эта задача была возложена на федеральную корпорацию «Росконтракт». Кроме того, постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 № 1224 при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ было создано Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка.
К сожалению, названные органы не обеспечили решение своей главной задачи - формирование в стране контрактной системы поставок. Целостная, координировано работающая система поставок для госнужд в стране отсутствует.
Соответствующую организационную работу приходится осуществлять непосредственно государственным заказчикам, производящим закупки товаров для обеспечения публичных нужд.
На товарных рынках действуют и иные субъекты, способствующие организации оптовой торговли товарами.
В качестве таковых следует рассматривать, например, организаторов коммерческих торгов. Организаторы коммерческих торгов, обычно проводимых в форме конкурсов и реже - аукционов, осуществляют деятельность по содействию реализации имущества, принадлежащего определенному лицу, либо по отбору более предпочтительного поставщика (покупателя) соответствующих товаров. Организаторами торгов обычно выступают специализированные организации, располагающие необходимыми помещениями и подготовленным персоналом.
Можно утверждать, что примитивное состояние структуры нашего товарного рынка во многом предопределяется недостатками правового регулирования. Не созданы условия для надлежащей деятельности товарных бирж, вообще не определены статус и задачи оптовых ярмарок, выставок товаров, оптовых продовольственных рынков и других организаторов торгового оборота.
Формирование структуры рынка во многом зависит от усилий региональных органов исполнительной власти. До 1993 г. крайисполкомы и облисполкомы были обязаны содействовать развитию торговых связей на своей территории; обеспечивать работу региональных ярмарок; развивать оптовую и фирменную торговлю; обеспечивать заключение торговых соглашений с другими республиками И областями о взаимном снабжении товарами и др. Эти задачи в той или иной степени выполнялись.
С изменением законодательства эти требования перестали предъявляться, вообще исчезли правовые ориентиры для действий региональных органов по развитию товарного рынка. Между тем без правовой и организационной помощи государства сами по себе современные рыночные отношения возникнуть не могут. Мировой экономический опыт и 15-летний российский опыт однозначно свидетельствуют о вздорности суждений о рынке как о саморегулируемой системе, о «невидимой руке рынка», якобы самой устраняющей все несоответствия и затруднения в хозяйственной деятельности. Отсутствие последовательных, целенаправленных усилий государственных органов в центре и на местах по формированию структуры товарного рынка, невнятный характер и неисполнение принимаемых решений в этом направлении служат основной причиной слабости и организационной неупорядоченности рыночных отношений в стране.
Наряду со структурными преобразованиями необходимо создание инфраструктуры товарного рынка. Слово инфраструктура переводится как то, что находится ниже, под структурой. Применительно к коммерческой сфере инфраструктура — это совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе товарообращения. От уровня развития инфраструктуры во многом зависит дальнейшее совершенствование товародвижения в стране, становление национального товарного рынка.
Государство уделяет определенное внимание развитию рыночной инфраструктуры. Постановлением Правительства РФ от 13.06.1998 № 593 одобрена Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков в Российской Федерации на 1998-2005 годы. В числе других мер названная Комплексная программа предусматривает разработку нормативных правовых актов по совершенствованию организации оптовой торговли, разработку методических документов по снабженческо-сбытовой и торговой деятельности и др.
Внутри инфраструктуры принято выделять несколько подсистем. Одна из них - подсистема складского хозяйства -в России пока неразвита: отсутствуют в необходимом количестве специализированные склады, оборудованные для хранения продовольственных и промышленных товаров. Лишь третья часть оптовых торговых и посреднических организаций располагает складскими помещениями, что резко ограничивает возможности совершения товарных операций. Значимым фактором развития инфраструктуры товарного рынка служит создание сетей товарных складов и холодильников в портовых городах и иных транспортных узлах.
Важная роль отводится транспортной подсистеме, обслуживающей продвижение товаров от изготовителей до потребителей. С ней непосредственно связаны организации, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность. Особенности взаимоотношений по оказанию транспортно-экспедиционных услуг определяются Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
В качестве самостоятельной выделяется подсистема тароупаковочной индустрии, значительно влияющая на конкурентоспособность товаров.
Одна из первоочередных проблем – создание подсистемы информационного обеспечения. Необходим информационный банк данных об изготовителях товаров, их производственных возможностях, о наличии запасов товаров, об имеющихся запросах покупателей, ценах на товары и др. Следует учитывать масштабность данной работы, ведь информация должна включать 25-30 млн. наименований изделий и быть доступной нескольким миллионам пользователей.