Коммерческое право России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:37, лекция

Описание работы

Пугинский Борис Иванович — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой коммерческого права МГУ им. М.В. Ломоносова
В учебнике в систематизированном виде изложены основные проблемы российского коммерческого права: особенности правовой отрасли, отличительные черты предмета регулирования, развитие структуры и инфраструктуры товарного рынка как условия осуществления коммерческой деятельности. Значительное внимание уделено рассмотрению системы торговых договоров и применению договора как главного регулятора торгового оборота и экономики в целом.

Содержание работы

Введение 6
Принятые сокращения 9
Программа учебной дисциплины «Коммерческое право» 10
1. Организационно-методологический раздел 11
2. Содержание дисциплины 12
Раздел I. Общие положения 12
Тема 1. Коммерческое право как учебная дисциплина 12
Тема 2. Коммерческое право — отрасль частного права 12
Тема 3. Торговое законодательство 13
Тема 4. Задачи и содержание науки коммерческого права 14
Раздел II. Общие положения коммерческого права 14
Тема 5. Участники коммерческой деятельности 14
Тема 6. Объекты торгового оборота и способы их индивидуализации 15
Тема 7. Регулирование обращения отдельных видов товаров 15
Тема 8. Правовое содействие развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка 16
Тема 9. Конкуренция в товарном обращении 16
Раздел III. Договоры в товарном обращении 17
Тема 10. Система договоров коммерческого права 17
Тема 11. Заключение торговых договоров 18
Тема 12. Изменение условий и расторжение договоров 19
Тема 13. Видовые различия договоров на реализацию товаров 19
Тема 14. Структура договорных связей 20
Тема 15. Применение договора для улучшения ассортимента и качества товаров 21
Тема 16. Место и сроки исполнения договора на реализацию товара 22
Тема 17. Регулирование доставки товаров 23
Тема 18. Определение цены товара и порядка расчетов 23
Тема 19. Посреднические договоры в торговле 24
Тема 20. Договоры, содействующие торговле 25
Тема 21. Организационные договоры в торговом обороте 26
Тема 22. Ответственность за нарушение торговых договоров 27
Раздел IV. Послеторговые отношения 27
Тема 23. Приемка товаров по количеству и качеству. Экспертиза качества 27
Тема 24. Возврат и повторное использование тары 28
Тема 25. Претензии и рекламации 28
Тема 26. Государственный контроль за соблюдением правил торговой деятельности 29
3. Рекомендуемые темы курсовых и дипломных работ 30
Глава 1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА 33
1.1. Понятие коммерции и коммерческого права 33
1.2. Коммерческое право как наука и как учебная дисциплина 34
1.3. Предмет регулирования коммерческого права 37
1.4. Содержание курса коммерческого права 39
1.5. Соотношение со смежными юридическими и иными дисциплинами 40
Литература 42
Глава 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
2.1. История развития торгового права 43
2.2. Современные тенденции развития торгового права 44
2.3. Проблема дуализма частного права 49
2.4. Становление торгового права России 50
2.5. Характеристика современного торгового законодательства России 52
2.6. Задачи кодификации российского торгового законодательства 54
Литература 58
Глава 3. СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 59
3.1. Понятие участников торговой деятельности 59
3.2. Виды субъектов коммерческого права 60
3.3. Организаторы товарного рынка 63
3.4. Оптовые торговые и посреднические организации 66
3.5. Основания выбора видов организаций 69
Литература 73
Глава 4. ОБЪЕКТЫ ТОРГОВОГО ПРАВА 74
4.1. Понятие объектов торгового права 74
4.2. Виды объектов торгового права 75
4.3. Классификация товаров 80
4.4. Правовой режим товаров 81
4.5. Способы обособления товаров 84
Литература 86
Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ИНФРАСТРУКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА 87
5.1. Понятие товарного рынка и его структуры 87
5.2. Пути развития структуры рынка 88
5.3. Особенности развития субъектов — организаторов рынка 93
5.4. Формирование инфраструктуры рынка 97
Литература 99
Глава 6. КОНКУРЕНЦИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 100
6.1. Понятие и социально-экономическая роль конкуренции 100
6.2. Способы создания конкурентной среды 101
6.3. Защита конкуренции 105
Литература 108
Глава 7. ДОГОВОРЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ 109
7.1. Сущность договора 109
7.2. Отличительные черты коммерческих договоров 111
7.3. Классификация коммерческих договоров 113
7.4. Составные обязательства 115
Литература 117
Глава 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ 118
8.1. Правовое регулирование заключения договоров 118
8.2. Способы заключения торговых договоров 122
8.3. Заключение договоров в сети Интернет 129
8.4. Изменение и расторжение договоров 132
Литература 137
Глава 9. ДОГОВОРЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ 138
9.1. Оптовая торговля и обеспечение интересов потребителей 138
9.2. Договор оптовой купли-продажи 141
9.3. Купля-продажа и поставка 144
9.4. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции 148
9.5. Поставка для государственных нужд 150
Литература 152
Глава 10. СТРУКТУРА ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ 152
10.1. Сущность и виды договорных связей 152
10.2. Выбор структуры реализационных связей 154
10.3. Особенности отдельных видов связей 157
Литература 160
Глава 11. ВЫРАБОТКА УСЛОВИЙ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ 161
11.1. Порядок определения условий договоров 161
11.2. Предмет договора, ассортимент, сроки и порядок отгрузки 163
11.3. Определение качества товаров 172
11.4. Условия о цене и способе расчетов 180
Литература 189
Глава 12. ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ДОГОВОРЫ В ТОРГОВЛЕ 189
12.1. Торговое посредничество и представительство 189
12.2. Правовое регулирование посредничества и представительства 191
12.3. Договор коммерческой комиссии 193
12.4. Коммерческое поручение и агентирование 199
12.5. Другие виды посреднических договоров 205
Литература 207
Глава 13. ДОГОВОРЫ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ТОРГОВЛЕ 208
13.1. Виды договоров, содействующих торговле 208
13.2. Договоры на проведение маркетинговых исследований 208
13.3. Договоры на распространение рекламы и на передачу информации 212
13.4. Договоры хранения товаров. Договоры страхования 220
13.5. Договор коммерческой франшизы 225
13.6. Договор транспортной экспедиции 229
Литература 231
Глава 14. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ 232
14.1. Определение условий перевозки 232
14.2. Согласование объемов и организации перевозок 234
14.3. Договор перевозки грузов 237

Файлы: 1 файл

Коммерческое право. Учебник. Пугинский Б.И..doc

— 1.53 Мб (Скачать файл)

Во-вторых, необходима поддержка малого и среднего предпринимательства. Оно отличается высокой степенью гибкости, оперативностью реагирования на изменения спроса. Мелкий бизнес своей практикой непосредственной ориентации на потребителей оказывает давление на крупные фирмы, также заставляя их полнее учитывать запросы населения.

Государственная помощь малому предпринимательству может оказываться первоочередным предоставлением государственных заказов, субсидий, гарантированием получаемых кредитов на развитие. В законодательном порядке может быть предусмотрена обязанность включения в предпринимательские договоры условия о привлечении в качестве субисполнителей (субподрядчиков) только малых предприятий, обязанность передачи им и оказания содействия в освоении передовых технологий со стороны головных производителей и др.

В-третьих, нужно систематическое сопоставление, общественное сравнение качественных и ценовых показателей товаров и услуг, оказываемых различными предпринимателями. Государство обязано содействовать регулярному проведению смотров, конкурсов, выставок товаров, объективному сопоставлению характеристик, должно публиковать сравнительную информацию. Подобную работу при поддержке государственных органов призваны проводить торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей, союзы защиты интересов потребителей и другие организации.

В-четвертых (и это тоже обязанность государства), нужны постоянно действующие системы пропаганды и поощрения лучших достижений и результатов. Взамен переходящих знамен и грамот государство должно выработать и использовать новые приемы экономического и морального поощрения. Важны поддержание средствами массовой информации деловой репутации фирм, учет таких показателей при распределении государственных инвестиций и заказов. При этом основными критериями оценки должны стать степень удовлетворения производителем или торговцем общественных интересов, запросов потребителей.

Таковы общие направления деятельности по развитию конкуренции. Они должны находить реализацию в конкретных приемах и решениях. Их также предстоит вырабатывать и внедрять в широкую практику, причем делать это придется каждой фирме, делать постоянно и в обязательном порядке.

Здесь реализуется важное правило коммерческого права. Оно состоит в том, что обязательным условием работы каждой организации должно быть создание соперничества, конкурентной ситуации между своими контрагентами.

Каждая коммерческая организация должна разработать и закрепить в локальных правовых актах собственную конкурентную стратегию. При выработке стратегии фирме необходимо основываться на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка и даже конкретных групп покупателей. Наибольший эффект дает совмещение мер по снижению издержек производства и трансакционных затрат с усилиями по обеспечению высокого качества и улучшению потребительских характеристик товаров. Последовательное проведение избранных направлений позволяет сохранять и завоевывать лучшие позиции на рынке. Наряду с этим нередко требуется поиск новых рынков для уже производимых изделий и разработка новых видов товаров для их реализации на уже освоенном рынке.

Помимо выработки стратегии сбыта товаров необходимо создание конкурентной ситуации в отношениях между поставщиками закупаемых ресурсов. Вот как это выглядит, например, при установлении договорных связей. На Западе, когда покупателю нужна партия сырья или готовых изделий, он зачастую дробит ее и закупает частями у нескольких разных продавцов. Это дает ряд преимуществ: появляется возможность снижения закупочных цен, сравниваются качественные характеристики товара разных продавцов, выявляются более надежные контрагенты. Подобная практика у нас не принята и непривычна, а там рассматривается как нормальная и весьма разумная.

Руководство, юридическая служба каждой фирмы должны постоянно отыскивать и апробировать такого рода решения, чтобы полнее использовать возможности конкуренции.

В России, к сожалению, крайне мало делается для развития конкуренции. Постановлением Правительства РФ от 09.03.1994 № 191 утверждена Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Основной упор в ней сделан на мерах по демонополизации. Названная программа в целом носит лозунговый, рекомендательный характер. В ней не содержится конкретных заданий для федеральных и региональных органов, не указаны исполнители и сроки выполнения задач, не предусмотрено финансовое обеспечение. Поэтому положения программы реализуются медленно либо не выполняются вообще.

Не реализованы, в частности, такие важные меры развития конкуренции, как широкое информирование покупателей о ценах на товары разных продавцов, предоставление новым предпринимателям налоговых льгот на период становления, кредитование их по сниженным процентным ставкам, уменьшение размеров арендной платы за помещения в первые годы работы и др.

6.3. Защита конкуренции

Наряду с развитием конкуренции необходима ее правовая защита. Положение о том, что поддержка конкуренции гарантируется государством, закреплено в ст. 8 Конституции. Согласно ст. 10 ГК не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Проблема защиты конкуренции пока мало воспринимается как обществом в целом, так и юристами. Между тем лишь при подчинении хаотичных действий массы предпринимателей интересам развития экономики и принципам рыночной работы можно достичь позитивных результатов. Рыночная самоорганизация должна разумно сочетаться с административным и даже силовым воздействием, в том числе в деле защиты конкуренции.

Меры по защите конкуренции можно подразделить на несколько групп.

Статья 6 Закона РФ от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее - Закон о конкуренции) запрещает и предусматривает признание недействительными определенные действия, ограничивающие конкуренцию. Объявление запрещенными и признание в установленном порядке недействительными достигнутых в любой форме соглашений (согласованных действий) хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, есть первая группа мер по защите конкуренции.

Закон о конкуренции запрещает и предусматривает признание в установленном порядке недопустимыми достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия потенциальных конкурентов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, направленные:

1) на установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок, наценок.

Примеры таких незаконных соглашений наблюдаются повсеместно. Так, цены на бензин повышаются одновременно на всех бензоколонках Москвы или Санкт-Петербурга, хотя колонки принадлежат разным собственникам. Это – очевидный результат ценовых сговоров;

2) раздел рынка по территориальному принципу, по объемам продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов и покупателей;

3) ограничение доступа на рынок или устранение с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;

4) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; и др.

Следующая группа защитных мер касается запрета принятия актов и совершения отдельных действий со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции. Закон о конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принимать акты и совершать действия, которые могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. В частности, запрещается необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере, необоснованно предоставлять отдельным хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим субъектам, и т.п.

Меры по защите конкуренции сейчас необходимы на самом низовом уровне производства и торговли, причем меры жесткие, состоящие в подавлении действий, нарушающих товарную и ценовую конкуренцию. Общественное мнение пока плохо сознает, что зажим конкуренции по своим последствиям не менее опасен, чем прямой грабеж или разбой, и потому необходимо применение мер административной и уголовной ответственности. Статья 178 УК ещё в 1993 г. ввела уголовную ответственность за незаконное повышение или поддержание цен и иные монополистические действия, предусмотрев наказание в виде крупных штрафов и даже лишения свободы. Однако по этой статье за все годы ни один человек не был привлечен к ответственности.

Наряду с защитой конкуренции от ограничений необходимо осуществление мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией.

Основные способы недобросовестного ведения конкуренции названы в ст. 10 Закона о конкуренции. Таковы, в частности, введение потребителей в заблуждение относительно качества товара, его потребительских свойств, некорректное сравнение товаров в рекламе, копирование чужих товарных знаков и способов индивидуализации чужого товара, распространение ложных и неточных сведений о других субъектах.

Закон о конкуренции во многом копировал чуждые российским условиям западные модели. Главное внимание в нем уделено антимонополистическим мерам, а не формированию конкурентной среды. В результате Закон оказался неэффективным, отвлекая от действительно актуальных мер.

В соответствии с Законом был образован федеральный антимонопольный орган с территориальными органами на местах. Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы вправе давать хозяйствующим субъектам предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. При неисполнении в срок предписаний антимонопольного органа или совершении иных нарушений закона на виновных лиц могут налагаться взыскания в виде административных штрафов (ст. 14.3, 14.6, ч. 1 и 2 ст. 14.8, ст. 14.9, ч. 2 ст. 19.5, ст. 19.8 КоАП). Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители, руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа и их заместители.

Деятельность федерального антимонопольного органа и его территориальных структур пока не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на состояние конкуренции в экономике и соблюдение законодательства о конкуренции. Эти органы фактически устранились от работы по формированию конкурентной среды на товарных рынках.

Наряду со специальными антимонопольными органами в создании конкурентной среды призваны участвовать другие государственные органы исполнительной власти: федеральные министерства, службы, агентства, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Формы и методы их работы в указанном направлении пока четко не определены и не регламентированы законом. Здесь требуются научные разработки и дополнительные законодательные решения.

Литература

1. Варламова А.Н. Правовое регулирование конкуренции в России. М., 2000.

2. Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. М., 1992.

3. Луцкая Е.Я. Государственное регулирование монополии и конкуренции в примышлено развитых странах. М., 1992.

4. Олейник ОМ. Запреты, пределы и санкции в антимонопольном законодательстве // Закон. 1995. № 4.

5. Паращук С.А. Конкурентное право. М., 2002.

6. Юданов А.В. Конкуренция. Теория и практика. М., 1996.

Глава 7. ДОГОВОРЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ

7.1. Сущность договора

Торговый оборот, деятельность по продвижению товарной массы от изготовителей к потребителям регулируется не только законодательством, но и — что ещё более значимо – договорами, заключаемыми хозяйствующими субъектами.

Договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК) Понимание договора как соглашения сторон, порождающего обязательство между ними, является в настоящее время принятым в большинстве национальных правопорядков.

С упразднением административно-плановой системы управления договор, по общему мнению, превратился в самостоятельное и главное средство регулирования экономических отношений. Договор служит важнейшим регулирующим инструментом частного, а соответственно, и коммерческого права. Он в наиболее полной мере реализует общедозволительный метод регулирования общественных отношений, присущий гражданскому и коммерческому праву.

Несмотря на столь значимую роль этого правового средства, проблематика договора остается одной из наиболее слабо разработанных в правоведении. Так, в качестве синонима понятия «договор» в юридической литературе нередко применяется термин «сделка». Внешние основания для их отождествления дает п. 3 ст. 154 ГК, устанавливающий, что «для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка)». Однако это лишь внешняя общность.

К договору применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные гл. 9 ГК. Однако этот юридико-технический прием, используемый для экономичности изложения законодательного материала, не порождает тождества сделки и договора. Договор получил в ГК широкое самостоятельное регулирование. Общие положения о договоре, его заключении, определении условий, порядке исполнения, изменении и расторжении, закрепленные в подразд. 2 части первой ГК, применимы лишь к договорным соглашениям и уже никак не относятся к сделкам. В силу этого термины «договор» и «сделка» не могут рассматриваться как синонимы.

В условиях господства позитивистской концепции права преобладающей стала трактовка договора как акта правоприменения (нормоприменения). В соответствии с ней для объяснения сущности договора используются категории «юридический факт», «правоотношение», «институт права» и т.п., выработанные для построения позитивистской картины права. Между тем «договорное право существенно отличается от других областей права» (В. Ансон). Договорные соглашения не определяют порядок исполнения тех или иных правовых норм, в связи с чем договор нельзя рассматривать как правоприменительный акт. Договор попросту невозможно объяснить на основе понятий «юридический факт», «правоотношение» и других категорий нормоведения. Если юридический факт приводит в движение нормы закона, относящиеся к соответствующему действию или событию, то договор сам предусматривает права и обязанности, создаваемые волеизъявлением его участников.

Информация о работе Коммерческое право России