Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:37, лекция
Пугинский Борис Иванович — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой коммерческого права МГУ им. М.В. Ломоносова
В учебнике в систематизированном виде изложены основные проблемы российского коммерческого права: особенности правовой отрасли, отличительные черты предмета регулирования, развитие структуры и инфраструктуры товарного рынка как условия осуществления коммерческой деятельности. Значительное внимание уделено рассмотрению системы торговых договоров и применению договора как главного регулятора торгового оборота и экономики в целом.
Введение 6
Принятые сокращения 9
Программа учебной дисциплины «Коммерческое право» 10
1. Организационно-методологический раздел 11
2. Содержание дисциплины 12
Раздел I. Общие положения 12
Тема 1. Коммерческое право как учебная дисциплина 12
Тема 2. Коммерческое право — отрасль частного права 12
Тема 3. Торговое законодательство 13
Тема 4. Задачи и содержание науки коммерческого права 14
Раздел II. Общие положения коммерческого права 14
Тема 5. Участники коммерческой деятельности 14
Тема 6. Объекты торгового оборота и способы их индивидуализации 15
Тема 7. Регулирование обращения отдельных видов товаров 15
Тема 8. Правовое содействие развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка 16
Тема 9. Конкуренция в товарном обращении 16
Раздел III. Договоры в товарном обращении 17
Тема 10. Система договоров коммерческого права 17
Тема 11. Заключение торговых договоров 18
Тема 12. Изменение условий и расторжение договоров 19
Тема 13. Видовые различия договоров на реализацию товаров 19
Тема 14. Структура договорных связей 20
Тема 15. Применение договора для улучшения ассортимента и качества товаров 21
Тема 16. Место и сроки исполнения договора на реализацию товара 22
Тема 17. Регулирование доставки товаров 23
Тема 18. Определение цены товара и порядка расчетов 23
Тема 19. Посреднические договоры в торговле 24
Тема 20. Договоры, содействующие торговле 25
Тема 21. Организационные договоры в торговом обороте 26
Тема 22. Ответственность за нарушение торговых договоров 27
Раздел IV. Послеторговые отношения 27
Тема 23. Приемка товаров по количеству и качеству. Экспертиза качества 27
Тема 24. Возврат и повторное использование тары 28
Тема 25. Претензии и рекламации 28
Тема 26. Государственный контроль за соблюдением правил торговой деятельности 29
3. Рекомендуемые темы курсовых и дипломных работ 30
Глава 1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА 33
1.1. Понятие коммерции и коммерческого права 33
1.2. Коммерческое право как наука и как учебная дисциплина 34
1.3. Предмет регулирования коммерческого права 37
1.4. Содержание курса коммерческого права 39
1.5. Соотношение со смежными юридическими и иными дисциплинами 40
Литература 42
Глава 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
2.1. История развития торгового права 43
2.2. Современные тенденции развития торгового права 44
2.3. Проблема дуализма частного права 49
2.4. Становление торгового права России 50
2.5. Характеристика современного торгового законодательства России 52
2.6. Задачи кодификации российского торгового законодательства 54
Литература 58
Глава 3. СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 59
3.1. Понятие участников торговой деятельности 59
3.2. Виды субъектов коммерческого права 60
3.3. Организаторы товарного рынка 63
3.4. Оптовые торговые и посреднические организации 66
3.5. Основания выбора видов организаций 69
Литература 73
Глава 4. ОБЪЕКТЫ ТОРГОВОГО ПРАВА 74
4.1. Понятие объектов торгового права 74
4.2. Виды объектов торгового права 75
4.3. Классификация товаров 80
4.4. Правовой режим товаров 81
4.5. Способы обособления товаров 84
Литература 86
Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ИНФРАСТРУКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА 87
5.1. Понятие товарного рынка и его структуры 87
5.2. Пути развития структуры рынка 88
5.3. Особенности развития субъектов — организаторов рынка 93
5.4. Формирование инфраструктуры рынка 97
Литература 99
Глава 6. КОНКУРЕНЦИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 100
6.1. Понятие и социально-экономическая роль конкуренции 100
6.2. Способы создания конкурентной среды 101
6.3. Защита конкуренции 105
Литература 108
Глава 7. ДОГОВОРЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ 109
7.1. Сущность договора 109
7.2. Отличительные черты коммерческих договоров 111
7.3. Классификация коммерческих договоров 113
7.4. Составные обязательства 115
Литература 117
Глава 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ 118
8.1. Правовое регулирование заключения договоров 118
8.2. Способы заключения торговых договоров 122
8.3. Заключение договоров в сети Интернет 129
8.4. Изменение и расторжение договоров 132
Литература 137
Глава 9. ДОГОВОРЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ 138
9.1. Оптовая торговля и обеспечение интересов потребителей 138
9.2. Договор оптовой купли-продажи 141
9.3. Купля-продажа и поставка 144
9.4. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции 148
9.5. Поставка для государственных нужд 150
Литература 152
Глава 10. СТРУКТУРА ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ 152
10.1. Сущность и виды договорных связей 152
10.2. Выбор структуры реализационных связей 154
10.3. Особенности отдельных видов связей 157
Литература 160
Глава 11. ВЫРАБОТКА УСЛОВИЙ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ 161
11.1. Порядок определения условий договоров 161
11.2. Предмет договора, ассортимент, сроки и порядок отгрузки 163
11.3. Определение качества товаров 172
11.4. Условия о цене и способе расчетов 180
Литература 189
Глава 12. ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ДОГОВОРЫ В ТОРГОВЛЕ 189
12.1. Торговое посредничество и представительство 189
12.2. Правовое регулирование посредничества и представительства 191
12.3. Договор коммерческой комиссии 193
12.4. Коммерческое поручение и агентирование 199
12.5. Другие виды посреднических договоров 205
Литература 207
Глава 13. ДОГОВОРЫ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ТОРГОВЛЕ 208
13.1. Виды договоров, содействующих торговле 208
13.2. Договоры на проведение маркетинговых исследований 208
13.3. Договоры на распространение рекламы и на передачу информации 212
13.4. Договоры хранения товаров. Договоры страхования 220
13.5. Договор коммерческой франшизы 225
13.6. Договор транспортной экспедиции 229
Литература 231
Глава 14. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ 232
14.1. Определение условий перевозки 232
14.2. Согласование объемов и организации перевозок 234
14.3. Договор перевозки грузов 237
Перед российским бизнесом стоит задача создать во всех регионах звенья, занимающиеся сбором, обработкой и передачей данных о ресурсах и спросе. По всей территории страны должны быть созданы информационно-коммерческие центры и бюро, ведущие такую работу, налажен взаимный обмен информацией, установлены связи между ними и клиентами. Предоставление необходимой информации клиентам может осуществляться на постоянной договорной основе либо по разовым заказам.
Службы коммерческой информации начали действовать при торгово-промышленных палатах, которые сейчас имеются в каждом регионе. Наряду с телекоммуникационной сетью важно развивать информационные печатные издания. В издаваемых бюллетенях должна даваться конкретная информация для изготовителей, оптовиков и потребителей, причем рассылаться она должна адресно. Подобные издания должны опираться на помощь государственных органов, торговых представительств за рубежом.
На Западе такая работа ведется весьма широко и разнообразно. Так, в печати освещается деятельность транснациональных дилерско-дистрибьюторских сетей. Сети создают на местах свои агентства; согласно публикациям, в них работает до 200 тыс. человек. Агентства заключают с организациями договоры на информационное, консультационное обслуживание, предоставление сведений о спросе на товар или о наличии товара, о финансовой надежности контрагентов. В них действует порядок, согласно которому за привлечение каждого клиента агент получает проценты с вносимого клиентом вступительного взноса. Сети демонстрируют высокую эффективность своей работы. По публикуемым данным, лишь за счет получения доступа к коммерческой информации мелкие и средние фирмы в течение полугода оказываются в состоянии в 10-15 раз увеличить объемы торговых операций.
Анализ российского законодательства о структуре рынка свидетельствует о серьезных просчетах в ее правовом регулировании. Многие важные вопросы пока не получают решения. Отставание законодательной базы, недостаточность государственной поддержки сдерживают развитие товарного рынка в России.
1. Андреева Л.В. Коммерческое право России: проблемы правового регулирования. М., 2004.
2. Кулагин ММ. Избранные труды. М., 1997.
3. Петров П.В., Соломатин АЛ. Экономика товарного обращения: Учебник для вузов. М., 2002.
4. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. М., 2000.
5. Сидорова Т.Э. Ярмарки и выставки-продажи как участники торгового оборота // Актуальные проблемы коммерческого права: Сборник статей. М., 2002.
Одним из необходимых и значимых условий осуществления коммерческой деятельности является создание конкурентной среды в отношениях хозяйствующих субъектов. Конкуренция представляет собой соперничество, борьбу за более выгодные условия и, соответственно, - за лучшие результаты обращения товаров на рынке. В предпринимательстве это, в конечном счете, борьба за достижение более высокой прибыли.
На протяжении 70-летнего советского периода конкуренция рассматривалась как явление, присущее лишь капиталистической системе и чуждое социализму. Само слово «конкуренция» употреблялось в негативном значении, ему придавался отрицательный оттенок. Более того, конкуренция подавлялась силами контролирующих и даже правоохранительных органов:
Свойственные командно-административной системе уравнительность и приказные методы организации труда не обеспечивали должного экономического роста. Поэтому взамен конкуренции внедрялись искусственные приемы псевдосоперничества за достижение лучших результатов. Основной такой способ - социалистическое соревнование - представлял собой имитацию соперничества за достижение более высоких показателей в труде. Стремление к победе в соревновании стимулировалось внеэкономическими методами: вручением победителям грамот, вымпелов, знамен.
В общественном сознании такие стимулы не играли сколь-нибудь значимой роли.
Как только была ликвидирована власть партийного аппарата, соревнование исчезло само собой, без каких-либо запретов. Это с бесспорностью свидетельствует о надуманности и безжизненности такого способа создания соперничества, как соревнование.
Борьба за более высокую прибыль возникает как естественный процесс в товарном, рыночном обществе. Государство со своей стороны обязано поощрять конкурентную борьбу и регулировать ее в нужных обществу направлениях. Здесь важно, чтобы стремление к более высокой прибыли осуществлялось через удовлетворение интересов людей, достижение лучших хозяйственных результатов. При такой направленности конкуренция превращается в движущий фактор непрерывного развития и совершенствования производства, внедрения научно-технических достижений, улучшения качества и расширения ассортимента товаров.
Придание подобной направленности конкуренции связано с узловыми проблемами развития экономики. Здоровая конкуренция обеспечивает перелив капиталов от менее эффективных к более эффективным отраслям хозяйства и видам деятельности. Она служит оптимизации обмена и подчинению производства запросам потребителей.
Можно без преувеличения утверждать, что конкуренция правит рыночной экономикой. Однако конкуренция как движущая пружина развития производства и торговли действует не сама по себе. Она должна постоянно поддерживаться и направляться государством. Б наших условиях из-за отсутствия конкуренции в качестве первоочередной стоит задача формирования конкурентной среды в торговле и других сферах бизнеса.
Социально-экономическая роль конкуренции, ее значимость в жизни общества много выше, чем обычно указывается в правовой и экономической литературе.
Реальное значение конкуренции вовсе не ограничивается стимулирующим воздействием на экономику. Так, отсутствие или недостаточность конкуренции выступает критерием для определения необходимости и степени вмешательства государства в регулирование экономической деятельности, осуществления защиты рыночных отношений. При слабости конкурентных процессов обостряется потребность в воздействии на хозяйственную жизнь со стороны государственных органов.
Не менее значимо и то, что конкуренция позволяет выявить реальное потребительское значение произведенных продуктов, их соответствие желаниям и предпочтениям людей. В данном отношении конкуренция служит одним из главных показателей, какие вещи следует считать благом, затрачивать на их производство общественные силы и средства. Через конкуренцию обеспечивается свобода выбора. А это весьма важный фактор обеспечения личных свобод, формирования человеческой личности как иерархии ценностей.
Создание нормальных конкурентных отношений непосредственно связано с оздоровлением российской экономики, обеспечением ее успешного развития. Именно поэтому поддержка конкуренции закреплена в ст. 8 Конституции в качестве одной из конституционных основ нашего строя. ГК определяет конкуренцию как принцип осуществления имущественных, а следовательно - и товарных, отношений. Статья 10 ГК устанавливает, что не подлежат защите права, когда они используются в нарушение конкуренции.
Рассуждения о необходимости развития конкуренции можно услышать часто. К сожалению, из-за слабой разработанности проблематики конкуренции все осуществлявшиеся в этом направлении меры оказались малорезультативными. Российская экономика до сих пор лишена серьезного конкурентного начала. Самые достоверные подтверждения неразвитости конкуренции - отсутствие в стране процессов свободного перетока капитала из менее доходных областей бизнеса в более доходные, незначительное число субъектов малого бизнеса.
В деле развития конкуренции важно выделять и учитывать соотношение трех направлений данной деятельности.
Во-первых, это собственно меры по созданию и развитию конкуренции, или стимулирующие меры. Данное направление имеет главенствующее значение. Наряду со специальными мерами по созданию и задействованию конкурентных механизмов решения по формированию конкурентной среды должны предусматриваться буквально в каждом законодательном акте, так или иначе затрагивающем экономическую жизнь. Стимулирующие меры включают в себя различные виды помощи со стороны государства немонополизированному сектору экономики.
Во-вторых, это меры по ограничению монополизма и злоупотреблений доминирующим положением на товарном рынке, или ограничительные меры. При этом следует учитывать, что опасность для экономики представляет не само по себе монопольное или доминирующее положение фирмы на рынке, а злоупотребление таким положением в ущерб интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей. Основанная на конкуренции рыночная модель хозяйствования не содержит в себе внутренних эффективных антимонопольных механизмов. Сама монополия вырастает из свободной конкуренции, но затем ее же и подавляет. В результате действий монополий останавливается нормальное течение экономической жизни. Меры, препятствующие развитию и негативному влиянию монополизма, составляют прерогативу и необходимую часть государственного регулирования экономики.
Вследствие допущенных просчетов российское конкурентное законодательство и деятельность соответствующих государственных структур сведены в основном к антимонопольным мерам. Ограничительная практика, антимонопольное законодательство нередко ошибочно трактуются в юридической литературе как основное содержание и самоцель регулирования конкуренции. Более того, все конкурентное законодательство иногда безосновательно предлагается рассматривать как антимонопольное.
Указанные воззрения нередко обосновываются ссылками на положения американского закона Шермана. Этот акт, называемый «Законом о защите торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий», был принят Конгрессом США 2 июля 1890 г. Акт объявляет незаконными действия, сговоры и объединения лиц по монополизации любой части промышленности и торговли либо их ограничению. Допущенные нарушения наказываются штрафом до 5000 долларов или тюремным заключением на срок до одного года. Предусмотрена обязанность виновных лиц возместить потерпевшим тройную сумму причиненного ими убытка.
Закон Шермана принимался в условиях развитой конкуренции в американской промышленности и торговле. Он был направлен против монополий, нарождавшихся в результате концентрации производства и увеличения его масштабов. Подобные антимонопольные законы есть во всех развитых странах мира.
В нашей стране задачи развития конкуренции и подавления монополизма не могут быть решены столь простыми способами. И дело не в том, что за их решение Россия взялась на век позже, чем другие страны. Сложности предопределяются тем, что у нас, с одной стороны, вообще отсутствовала конкуренция, а с другой — тем, что монополизм в экономике носил тотальный характер. По оценкам специалистов, около 80% советских предприятий и объединений являлись монополистами в разных видах производства.
В отличие от рыночного отечественный монополизм насаждался сверху, был продуктом централизованной плановой системы хозяйства. Сверхмонополизированность социалистической экономики послужила одной из причин ее стагнации и краха.
Антимонопольные, ограничительные меры при всей их значимости и масштабности должны рассматриваться как вспомогательные, придаточные по отношению к задаче развития конкуренции. Сами по себе антимонопольные меры не способны создать конкурентную среду в экономике.
В-третьих, надо выделять меры по защите конкуренции, пресечению действий, нарушающих нормальную конкуренцию, меры, предусматривающие ответственность за такие нарушения.
Развитие конкуренции предполагает создание в обществе соответствующего психологического настроя, соревновательного тона. На Западе дух лидирования, первенства сознательно поддерживается государством, предпринимательскими, общественными структурами, средствами массовой информации. И в России стремление людей к достижению лучших результатов так же должно стимулироваться поощрительными мерами, селекцией, продвижением. Это функция государства и общества в целом, если они заботятся о самосохранении.
В условиях неразвитости конкуренции необходимы правовые и организационные меры по ее созданию. Анализ зарубежного опыта позволяет указать следующие пути формирования конкурентной среды.
Во-первых, это увеличение числа организаций, осуществляющих однородную деятельность, производящих одновидовую продукцию или оказывающих одинаковые услуги. Этому служит создание новых производственных, торговых и иных организаций; перепрофилирование (диверсификация) действующих с учетом имеющихся потребностей; отказ производителей от узкой специализации и освоение одновременного выпуска других видов товаров.
Здесь подход рыночный прямо противоположен социалистическому, который, руководствуясь лозунгом сокращения затрат, фактически культивировал монополизм в ущерб всему населению. Чем больше организаций предлагают однородные товары и услуги, тем больше они стремятся привлечь потребителей и для этого улучшают качество, расширяют спектр предлагаемых услуг, снижают цены и тарифы. Достигается же это за счет модернизации производства, его технического совершенствования, сокращения излишних затрат.