Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 23:13, курсовая работа
В настоящее время многие российские предприниматели осваивают зарубежные рынки. Расширение международных связей, установления коммерческих и деловых отношений, выход на мировые рынки с одновременным развитием внутреннего - обязательные условия занимания российскими предприятиями достойного места в мире бизнеса. Непременная составляющая этого процесса - освоение отечественными предпринимателями методов маркетинговой коммуникации на международном рынке.
Одним из наиболее распространенных и действенных инструментов маркетинговой коммуникации является коммерческое предложение. Коммерческое предложение представляет собой один из видов деловой переписки между организациями. Ситуации, при которых необходимо подготовить то или иное коммерческое предложение различны, поэтому невозможно составить образец коммерческого предложения, применимого во всех ситуациях. Однако общие правила составления эффективных коммерческих предложений все же разработаны. Соответственно, при осуществлении внешнеэкономической деятельности необходимо учитывать специфику той страны, в которой функционирует предприятие.
Разберем каждую из составляющих подробнее.
1. Обращение, фраза приветствия и выражение уважения
Если написанию коммерческого предложения предшествовала встреча с представителем клиента, то далеко не всегда рассматривать предложение и принимать решение будет то же лицо, с которым уже встречались.
Тем более, если поводом
для написания предложения
К кому же должно быть обращено предложение?
Существует общее правило: контакт с представителями клиента нужно вести как можно «выше» - это позволит избежать ненужных действий: встреч, звонков, писем; а также это позволит вести разговор напрямую с тем человеком, который может повлиять на принятие нужного решения.
В самом начале предложения (а фактически - даже до его начала), пишется, куда и кому направлено коммерческое предложение.
«Куда» - наименование организации
и название департамента, который
представляет контактное лицо. Можно
также указать и более
В разделе «Кому» необходимо указать должность человека, которому направлено предложение, и его фамилию, имя. Так как в коммерческих предложениях не принято (как в устной беседе) несколько раз обращаться к человеку по имени-отчеству, то здесь они должны быть полностью, а не в виде инициалов. Так как предложение может рассматривать отнюдь не тот человек, которому предложение адресовано; более того: в принятии решения могут вообще принимать участие несколько лиц, поэтому, если предложение адресовано не генеральному директору и не владельцу компании, то желательно использовать универсальное обращение, например: «Уважаемые господа».
Необходимо следить за тем, чтобы фразы вежливости не повторялись из письма в письмо, особенно если переписка достаточно длительна.
2. Повод написания
Цель этого блока - показать клиенту, что предложение написано для него по причине проявленного им самим интереса, т.е. фактически, к нему обращаются потому, что он сам об этом попросил. Тем самым клиент настраивается на более конструктивное отношение, происходит выравнивание позиции, что продавец и клиент в равной степени заинтересованы друг в друге.
Если вкратце обрисовать, что именно предшествовало написанию данного предложения, то тот, кто встречался или общался по телефону, сможет освежить в памяти подробности встречи, а тот, кто с ситуацией не знаком, сможет лучше понять - что же уже происходило без его участия.
Иногда все вышесказанное может быть вынесено «вовне» предложения, и содержаться в документе, называемом «сопроводительным письмом».
3. Содержание
Если предложение предполагает большое количество информации, то здесь будет уместно обозначить - какие именно разделы будут содержаться в данном документе. Это может быть сделано в формате обычного оглавления, или просто перечислением основных разделов письма.
Это делается для того, чтобы сразу сформировать у клиента правильные ожидания относительно того - какого рода сведения он сможет получить из данного предложения. Если предложение достаточно объемно, то клиент сможет понять - зачем ему все это читать, какой для него в этом смысл.
4. Описание текущего положения клиента (его проблем)
Данный раздел является одной из самых главных частей. Прежде чем начинать что-то клиенту предлагать, необходимо точно и корректно описать - какие именно проблемы клиента стали поводом для написания данного предложения. Говоря о проблемах клиента, нужно соблюдать определенный такт, т.к. далеко не каждому понравится, когда кто-то посторонний перечисляет его недостатки.
Описывая проблемы клиента, желательно показать, к каким отдаленным последствиям клиента приведет текущее положение. При этом, следует задуматься о том, какие лица могут быть вовлечены в принятие решения по коммерческому предложению, и постараться описать проблемы их языком.
5. Обозначение задач, решению которых посвящено предложение.
Теперь необходимо очень
четко обозначить - какие именно
задачи клиента могут быть решены
с помощью коммерческого
Общего мнения об объеме этого пункта нет. Если он написан живо и интересно, затрагивает «больные вопросы» и отражает реальное положение дел - то он может быть достаточно длинным. Если же этот раздел содержит общие фразы, не имеющие никакого отношения к данному клиенту, то самое короткое вступление покажется затянутым .
1.2.2 Основная часть
Основная часть и является, собственно, предложением. Именно здесь и содержится то, ради чего предложение читают.
Основная часть содержит в себе следующие разделы:
1. Описание предложения
В данной части необходимо вкратце описывать суть предлагаемого решения. При этом особый упор нужно сделать на то, каким образом данное решение соответствует обозначенным выше задачам.
Здесь важно обойтись без излишней подробности. Если предлагаемое решение весьма и весьма сложное то все технические и прочие описания следует расположить не здесь, а к конце - в приложениях к предложению.
Это следует делать потому, что читать предложение могут очень многие, в том числе те, кто не является специалистом в узкой области и не владеет специальной терминологией. Чтобы они не потеряли интерес к предложению, для них все описывается понятным языком, для специалистов же предусмотрены приложения.
2. Выгоды
Общая идея этого пункта - такова: описывая предложение, необходимо говорить о клиенте, то есть нужно продемонстрировать, каким образом данное предложение способствует решению его задач. При этом каждый пункт о тех или иных характеристиках необходимо прокомментировать - что это дает его владельцу, какую выгоду он от этого получает. Там, где это возможно, необходимо подкреплять информацию конкретными данными- точные цифры оказывают лучшее действие, чем общие слова.
Так же, как и в предыдущем пункте, здесь имеет смысл писать скорее общедоступным, чем специальным языком.
3. Сумма инвестиций
Только тогда, когда ценность предлагаемого решения продемонстрирована достаточно убедительно, можно переходить к вопросам цены. Очень часто цена продукта в первоначальном предложении вообще отсутствует.
4. Обоснование уникальности предлагаемого решения
Скорее всего, принимая решение о покупке, клиент будет рассматривать в качестве возможного партнера не одну компанию.
В данном пункте необходимо
ярко продемонстрировать уникальность
данного коммерческого
5. Профилактика возражений
Самый лучший способ работы с возражениями - их профилактика. Если известно, что скорее всего у клиента возникнут возражения по каким-либо пунктам, то необходимо это предусмотреть. Нужно сделать так, чтобы у клиента создалось ощущение, что этот недостаток отнюдь не является недостатком, и преимущество конкурента - мнимое.
Как правило, список наиболее частых и очевидных возражений повторяется из раза в раз, из продажи в продажу. Ответы на эти возражения можно разместить в отдельном разделе.
1.2.3 Завершающая часть
На этом этапе необходимо добиться неких понятных и конкретных договоренностей.
1. Срок действия
Современные условия
ведения бизнеса очень
Поэтому обязательно следует четко и недвусмысленно определить - в течение какого периода ему гарантируется неизменность заявленных условий. При этом этот срок должен быть достаточным для принятия решения, но и не слишком длительным, иначе у клиента будет повод думать слишком долго.
2. Описание схемы дальнейших действий
Зачастую страх перемен мешает клиенту принять решение в пользу принятия коммерческого предложения, он может предположить, что проблемы, связанные с принятием предложения, превысят существующие.
Чтобы клиенту было проще принять решение, следует описать, что будет происходить после того, как он скажет «Да». При этом данное описание должно демонстрировать, что у клиента не возникнет дополнительных неразрешимых проблем. Это может быть последовательно описание этапов, которые последуют сразу за его принятием предложения. Разумеется, не стоит намеренно искажать ситуацию и показывать ее неоправданно привлекательной, вместе с тем, клиент должен увидеть, что никаких сверхусилий с его стороны внедрение решения не потребует.
3. Фирма-отправитель как деловой партнер
Теперь, в самом конце, фирме, делающей коммерческое предложение, имеет смысл описать себя с выгодной стороны.
Главное, что должен понять клиент - это то, у организации, чье коммерческое предложение он рассматривает, достаточно опыта и клиентов.
Кратко должны быть описаны история, гарантии, конкурентные преимущества сотрудничества именно с данной фирмой. Описывая свою компанию, необходимо придерживаться правила: рассказывая о себе, говорить о клиенте, то есть, каждый пункт описания должен быть сопровожден разъяснением - какая с этого польза (выгода) клиенту. Эта выгода может быть в виде гарантий, низких рисков, конкурентоспособных цен, и т.д.
Прочитав этот пункт, клиент должен наверняка для себя решить, что сотрудничество с фирмой являлось бы для него весьма привлекательной перспективой
4. Дата следующего контакта
После того, как предложение отправлено, нельзя оставлять следующий контакт на инициативу клиента, в противном случае есть риск, что более активные конкуренты смогут быстрее наладить контакт с клиентом. Поэтому необходимо обозначить, когда предполагается связаться с клиентом для обсуждения этого предложения, и каким будет этот контакт - телефонным, личным, «электронным».
5. Подпись, дата написания
В самом конце предложения, после обязательного словесных высказывания уважения, необходимо указать должность, имя и фамилию составившего предложение. Если предложение отвозится клиенту на бумажном носителе или отправляется по факсу - то весьма желательным атрибутом будет автограф. Так же тут следует указать контактные данные, если они отличаются от стандартных координат компании.
Каждое предложение должно быть непременно датированным, это поможет избежать недоразумений и путаницы.
1.2.4 Приложения
Все особые сведения, к
которым можно отнести
Приложения располагаются
Однако следует соблюдать в этом вопросе определенную умеренность: необходимо быть уверенным, что прилагаемые сведения клиенту действительно интересны и понятны.
В состав приложений могут быть отнесены следующие пункты:
1. Характеристики продукта
2. Сравнения
3. Расчеты
4. Авторитетные мнения (статьи, обзоры, прогнозы)
5. Рекомендации
1. Характеристики
При описании предлагаемого решения в тексте самого предложения, упор делался на цели, задачи выгоды и преимущества клиента. Здесь же необходимо разместить точные и объективные сведения о предлагаемом решении. Информация должна быть вполне исчерпывающей, и описывать все существующие характеристики продукта.
Наличие фотографий или
рисунков, иллюстрирующих приведенные
сведения, повысят наглядность
2. Сравнения
Если предлагается несколько похожих (или хотя бы сопоставимых) решений, то клиенту будет очень удобно и просто понять, в чем между ними разница, если информация будет представлена не в виде описания, а в виде сравнения. Здесь возможна как табличная, так и текстовая форма представления информации.
3. Расчеты
С помощью метода расчетов можно помочь клиенту избавиться от ощущения, что он переплачивает. В этом разделе могут быть использованы два приема:
1. Расчет себестоимости
изготовления одной единицы
2. Расчет возможного размера экономии.
Необходимо помочь клиенту осознать, что инвестируя чуть больше сейчас, он экономят значительные средства впоследствии
4. Авторитетные мнения (статьи, обзоры, прогнозы)
Иногда, для увеличения своего воздействия через коммерческое предложение, целесообразным бывает усилить его ссылками на различные пользующиеся авторитетом источники. Крайне желательно, чтобы эти был не единый набор материалов, переходящих из одного предложения в другое. Следует разместить только ту информацию, которая может быть интересна данному клиенту [10].