Коммуникации в процессе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть особенности коммуникативных процессов в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
·Выяснить что такое коммуникация, их виды и характеристики
·Изучить теоретические аспекты коммуникационных процессов в организации.
·Проанализировать роль коммуникаций в работе организации

Содержание работы

Введение 2

Глава 1. Теоретические аспекты коммуникационных процессов 3
1.1 Коммуникации - понятие, виды, их характеристика 3
1.2 Коммуникации в управлении 6

Глава 2. Коммуникационные процессы и сети 9
2.1 Процесс коммуникации 9
2.2 Прохождение информации по элементам коммуникативной системы 11
2.3 Коммуникационные сети и их разновидности 13

Глава 3. Коммуникации в процессе управления 19
3.1 Коммуникационные каналы и коммуникационная структура 23
3.2 Деловое общение как форма коммуникаций в управлении 25
3.3 Классификация коммуникаций в процессе управления 27
Заключение 30
Литература 31

Файлы: 1 файл

уоо курсач.docx

— 57.28 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                  2

 

Глава 1. Теоретические  аспекты коммуникационных процессов              3

1.1 Коммуникации - понятие, виды, их характеристика                                     3

1.2 Коммуникации в управлении                                                                           6

 

Глава 2. Коммуникационные процессы и сети                                               9

2.1 Процесс коммуникации                                                                                    9

2.2 Прохождение информации по элементам коммуникативной системы     11

2.3 Коммуникационные сети и их разновидности                                             13

 

Глава 3. Коммуникации в процессе управления                                         19           

3.1 Коммуникационные каналы и коммуникационная структура                   23

3.2 Деловое общение как форма коммуникаций в управлении                        25

3.3 Классификация коммуникаций в процессе управления                              27

Заключение                                                                                                           30

Литература                                                                                                            31

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Коммуникации являются главным  составляющим в деятельности руководителя какой-либо организации, так как  коммуникации - это обмен необходимой  информации между людьми.

Без обмена информации руководство  и сотрудники организации не смогут вместе работать, а также сформулировать те задачи, которые нужны для достижения поставленных целей.

Актуальность этой темы в  том, что в любой организации  и на любом предприятии на сегодняшний  день никак нельзя обойтись без коммуникационных процессов, которые зачастую решают вопросы большой значимости.

Предмет исследования - коммуникационные процессы.

Объект исследования - организация, как социальное образование.

Цель данной работы - рассмотреть  особенности коммуникативных процессов  в организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

·Выяснить что такое коммуникация, их виды и характеристики

·Изучить теоретические  аспекты коммуникационных процессов  в организации.

·Проанализировать роль коммуникаций в работе организации

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты коммуникационных процессов

 
1.1Коммуникации - понятие виды, их характеристика

Управленческая деятельность представляет собой в широком  смысле слова обмен информацией, который является сложнейшей проблемой  в любой организации. Одним из самых важных факторов управления является коммуникация.

Один из основоположников американской социологии Ч. Кули считал, что под коммуникацией понимается механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений - все символы  разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Она включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон  и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени. Четкой границы между средствами коммуникации и остальным внешним  миром не существует. Однако вместе с рождением внешнего мира появляется система стандартных символов, предназначенная  только для передачи мыслей, с нее  начинается традиционное развитие коммуникации. К. Черри сформулировал определение коммуникации как социального объединения индивидов, осуществляемого с помощью языка или знаков, установления общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности . А. Урсул подчеркивал, что коммуникация - это обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать.

Исходя из вышесказанного можно дать четкое определение понятию  «коммуникации».

Коммуникации- это процесс общения и передачи информации между людьми или их группами в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.

Цели коммуникаций:

Организовывать информационный обмен между субъектом и объектом управления.

Наладить процесс эмоционального и интеллектуального обмена управленческой информацией.

Установить связь между  людьми в организации.

Сформулировать общие  взгляды на внутреннюю среду организации.

Организовать совместную работу коллективов с целью выполнения задач организации.

 

 

Коммуникации  подразделяются на следующие виды:

·организационные или межличностные коммуникации, которые основаны на устном общении.

·Коммуникации основанные на письменном обмене информацией.

Межличностные коммуникации в свою очередь подразделяются на следующие типы:

·не официальные  или неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.

Типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций: предстоящие сокращения производственных рабочих, новые меры по наказаниям за опоздание, изменение в структуре  организации, грядущие перемещения  и повышения, подробное изложение  спора двух руководителей на последнем  совещании по сбыту, кто кому назначает  свидание после работы и т. д.

·официальные или формальные коммуникации. Данные коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам.

В свою очередь формальные коммуникации так же подразделяются на типы:

·горизонтальные, которые распространяются между различными подразделениями. Такие коммуникации предназначаются для координации деятельности различных подразделений.

·Вертикальные, предназначающиеся для передачи информации с одного уровня иерархии на другой.

Вертикальные коммуникации можно подразделить на:

·Восходящие, которые представляют собой поток информации от низших уровней к высшим (т.е. от исполнителя к руководителю). Данный вид передачи информации чаще всего реализуется в виде отчетов о деятельности и рационализаторских предложениях.

·Нисходящие - это процесс передачи информации от руководителя к подчиненным. Такой вид представляет собой инструктаж по поводу выполнения тех или иных заданий[14].

Говоря о типах коммуникаций, нельзя не упомнить о таких межличностных  коммуникациях, как

·Вербальные (словесные);

·Невербальные, основанные на передаче информации или влиянии друг на друга через интонацию, жесты, мимику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Коммуникации  в управлении

коммуникация информационный управление общение

Управление должно решить три задачи, создавая информационную подструктуру организации деятельности:

·организацию коммуникативных  сетей;

·повышение качества информации, циркулирующей по коммуникативным  сетям, обеспечивающей управление и  деятельность персонала;

·полноценное использование  информации для решения задач  управления.

Эти задачи связаны со своеобразной группой психологических факторов- познавательно-коммуникативных. Чтобы  повысить эффективность управления, необходимо знать, учитывать и совершенствовать эту группу психологических факторов.

Информационное сообщение - содержание информации, переданной при  коммуникации от одного лица другому.

Канал коммуникации - направление  движения информационного сообщения.

Информационный обмен - передача информации друг другу по каналу.

Коммуникативная цепь - ряд  каналов коммуникации, связанных  движением однородных информационных сообщений.

Могут быть индивидуальные и групповые информационные сети.

Коммуникативная сеть - сложно соединенная и переплетенная  система коммуникативных информационных потоков, циркулирующих по всем элементам  организации органа и обеспечивающая ее деятельность. Это схема циркуляции информации. Основа ее задается структурой организации и организационными отношениями между его подразделениями  и должностными лицами, т.е. основа лежит  в организационно-правовой плоскости.

Реальная же картина передачи сообщений может не совпадать  с ней, и причиной этого выступают  психологические факторы. Под их влиянием происходит обрыв нормативных (формализованных) каналов и цепей, возникновение новых, их изменение (ослабление или усиление), изменение  информационных ролей отдельных  лиц, утечка служебной информации и  др.

Умелый руководитель принимает  меры по обеспечению положительного влияния психологических факторов на коммуникации. К. Киллен, изучавший  этот вопрос, пишет: «Представьте себе, как крайний случай, попытку общения  с человеком, целящимся в вас  из винтовки. До тех пор, пока этот человек  относится к вам как к врагу, вряд ли удастся с ним эффективно общаться.

Однако глубокое взаимное уважение отправителя и получателя сообщений чрезвычайно облегчает  коммуникацию и позволяет быстро находить решение даже самых трудных  проблем». Надо уделять внимание прежде всего межличностным взаимоотношениям, взаимоотношениям руководителей служб  и их коллективов, преодолевать психологические  барьеры (взаимное недоверие, отсутствие единства подходов, нездоровая конкуренция, осторожность в передаче информации, разборчивость в подключении  новых коммуникативных каналов, пользование нелегальными коммуникативными каналами и пр.)

Сказывается то, как развиты  и развиваются у сотрудников  коммуникативные способности и  умения: общительность, доступность, умение слушать и быстро схватывать суть сообщения, быстро и правильно решать, кому передать информацию, умение хранить  и быстро находить нужную информацию, четко, ясно и кратко передавать сообщение  и др.

Цель коммуникации - обеспечить понимание информации (сообщения), которой  обмениваются отправитель и получатель. Коммуникации могут осуществляться в виде:

монолога - информации, поступающей  от отправителя к получателю;

диалога - информации, поступающей  от отправителя к получателю и  от получателя к отправителю;

обратной связи как  реакции на полученную информацию.

Для обмена информацией используют символы, к которым относятся  слова, жесты, интонация. Отправитель  кодирует сообщение с помощью  вербальных и невербальных символов.

Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и  посредством других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации.

В современной социальной психологии предлагается полная схема  всех знаковых систем, используемых в  невербальной коммуникации. Основные из них следующие:

. Оптико-кинетическая система.  Включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая  система предстает как более  или менее отчетливо воспринимаемое  свойство общей моторики различных  частей тела (рук, и тогда мы  имеем жестикуляцию; лица, и тогда  мы имеем мимику; позы, и тогда  мы имеем пантомимику).

. Паралингвистическая и  экстралингвистическая система  знаков (иногда обозначаемая как  просодика) представляет собой  также «добавку» к вербальной  коммуникации.

Паралингвистика - это система  вокализации, т.е. качество голоса, его  диапазон, тональность. Эти характеристики голоса способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора (гнев сопровождается увеличением силы и высоты голоса, резкости звуков; печаль, напротив, - спадом силы, высоты, звонкости голоса), а также некоторых характеристик его личности

Экстралингвистика - включение  в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, наконец, сам  темп речи. паузы, например, подчеркивают особую значительность предлагаемого  текста, иногда они значат больше, чем  сам текст.

. Организация пространства  и времени коммуникативного процесса  выступает также особой знаковой  системой, несет смысловую нагрузку  как компонент коммуникативной  ситуации. Так например, размещение  партнеров лицом друг к другу  способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в  спину также может иметь определенное  значение отрицательного порядка.

. Визуальный контакт выполняет  многочисленные функции: информационный  поиск, стремление скрыть или  обнаружить свое «Я», сигнализировать  о готовности поддержать и  продолжить общение, демонстрировать  степень психологической близости  и пр. Как и все невербальные  средства, контакт глаз имеет  значение дополнения к вербальной  коммуникации. И так же, как другие  средства невербальной коммуникации, его проявления варьируются в  различных культурах. Так, мера  допустимости пристального взора  - «глаза в глаза» - различается,  например, в Великобритании и  Японии, различное значение придается такому явлению, как мигание.

Информация о работе Коммуникации в процессе управления