Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:20, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть особенности коммуникативных процессов в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
·Выяснить что такое коммуникация, их виды и характеристики
·Изучить теоретические аспекты коммуникационных процессов в организации.
·Проанализировать роль коммуникаций в работе организации
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты коммуникационных процессов 3
1.1 Коммуникации - понятие, виды, их характеристика 3
1.2 Коммуникации в управлении 6
Глава 2. Коммуникационные процессы и сети 9
2.1 Процесс коммуникации 9
2.2 Прохождение информации по элементам коммуникативной системы 11
2.3 Коммуникационные сети и их разновидности 13
Глава 3. Коммуникации в процессе управления 19
3.1 Коммуникационные каналы и коммуникационная структура 23
3.2 Деловое общение как форма коммуникаций в управлении 25
3.3 Классификация коммуникаций в процессе управления 27
Заключение 30
Литература 31
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты коммуникационных процессов 3
1.1 Коммуникации - понятие, виды, их характеристика 3
1.2 Коммуникации в управлении
Глава 2. Коммуникационные
процессы и сети
2.1 Процесс коммуникации
2.2 Прохождение информации по элементам коммуникативной системы 11
2.3 Коммуникационные сети и
их разновидности
Заключение
Литература
Введение
Коммуникации являются главным составляющим в деятельности руководителя какой-либо организации, так как коммуникации - это обмен необходимой информации между людьми.
Без обмена информации руководство и сотрудники организации не смогут вместе работать, а также сформулировать те задачи, которые нужны для достижения поставленных целей.
Актуальность этой темы в том, что в любой организации и на любом предприятии на сегодняшний день никак нельзя обойтись без коммуникационных процессов, которые зачастую решают вопросы большой значимости.
Предмет исследования - коммуникационные процессы.
Объект исследования - организация, как социальное образование.
Цель данной работы - рассмотреть
особенности коммуникативных
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
·Выяснить что такое коммуникация, их виды и характеристики
·Изучить теоретические аспекты коммуникационных процессов в организации.
·Проанализировать роль коммуникаций в работе организации
Глава 1. Теоретические аспекты коммуникационных процессов
1.1Коммуникации -
понятие виды, их характеристика
Управленческая деятельность представляет собой в широком смысле слова обмен информацией, который является сложнейшей проблемой в любой организации. Одним из самых важных факторов управления является коммуникация.
Один из основоположников
американской социологии Ч. Кули считал,
что под коммуникацией
Исходя из вышесказанного можно дать четкое определение понятию «коммуникации».
Коммуникации- это процесс общения и передачи информации между людьми или их группами в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи.
Цели коммуникаций:
Организовывать информационный
обмен между субъектом и
Наладить процесс
Установить связь между людьми в организации.
Сформулировать общие взгляды на внутреннюю среду организации.
Организовать совместную работу коллективов с целью выполнения задач организации.
Коммуникации подразделяются на следующие виды:
·организационные или межличностные коммуникации, которые основаны на устном общении.
·Коммуникации основанные на письменном обмене информацией.
Межличностные коммуникации в свою очередь подразделяются на следующие типы:
·не официальные или неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.
Типичная информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций: предстоящие сокращения производственных рабочих, новые меры по наказаниям за опоздание, изменение в структуре организации, грядущие перемещения и повышения, подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту, кто кому назначает свидание после работы и т. д.
·официальные или формальные коммуникации. Данные коммуникации определяются политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и осуществляются по формальным каналам.
В свою очередь формальные коммуникации так же подразделяются на типы:
·горизонтальные, которые распространяются между различными подразделениями. Такие коммуникации предназначаются для координации деятельности различных подразделений.
·Вертикальные, предназначающиеся для передачи информации с одного уровня иерархии на другой.
Вертикальные коммуникации можно подразделить на:
·Восходящие, которые представляют собой поток информации от низших уровней к высшим (т.е. от исполнителя к руководителю). Данный вид передачи информации чаще всего реализуется в виде отчетов о деятельности и рационализаторских предложениях.
·Нисходящие - это процесс передачи информации от руководителя к подчиненным. Такой вид представляет собой инструктаж по поводу выполнения тех или иных заданий[14].
Говоря о типах коммуникаций, нельзя не упомнить о таких межличностных коммуникациях, как
·Вербальные (словесные);
·Невербальные, основанные на передаче информации или влиянии друг на друга через интонацию, жесты, мимику.
1.2 Коммуникации в управлении
коммуникация информационный управление общение
Управление должно решить три задачи, создавая информационную подструктуру организации деятельности:
·организацию коммуникативных сетей;
·повышение качества информации, циркулирующей по коммуникативным сетям, обеспечивающей управление и деятельность персонала;
·полноценное использование информации для решения задач управления.
Эти задачи связаны со своеобразной
группой психологических
Информационное сообщение - содержание информации, переданной при коммуникации от одного лица другому.
Канал коммуникации - направление движения информационного сообщения.
Информационный обмен - передача информации друг другу по каналу.
Коммуникативная цепь - ряд каналов коммуникации, связанных движением однородных информационных сообщений.
Могут быть индивидуальные и групповые информационные сети.
Коммуникативная сеть - сложно
соединенная и переплетенная
система коммуникативных
Реальная же картина передачи сообщений может не совпадать с ней, и причиной этого выступают психологические факторы. Под их влиянием происходит обрыв нормативных (формализованных) каналов и цепей, возникновение новых, их изменение (ослабление или усиление), изменение информационных ролей отдельных лиц, утечка служебной информации и др.
Умелый руководитель принимает
меры по обеспечению положительного
влияния психологических
Однако глубокое взаимное
уважение отправителя и получателя
сообщений чрезвычайно
Сказывается то, как развиты и развиваются у сотрудников коммуникативные способности и умения: общительность, доступность, умение слушать и быстро схватывать суть сообщения, быстро и правильно решать, кому передать информацию, умение хранить и быстро находить нужную информацию, четко, ясно и кратко передавать сообщение и др.
Цель коммуникации - обеспечить понимание информации (сообщения), которой обмениваются отправитель и получатель. Коммуникации могут осуществляться в виде:
монолога - информации, поступающей от отправителя к получателю;
диалога - информации, поступающей от отправителя к получателю и от получателя к отправителю;
обратной связи как реакции на полученную информацию.
Для обмена информацией используют символы, к которым относятся слова, жесты, интонация. Отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и невербальных символов.
Обмен информацией возможен не только посредством речи, но и посредством других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации.
В современной социальной психологии предлагается полная схема всех знаковых систем, используемых в невербальной коммуникации. Основные из них следующие:
. Оптико-кинетическая система.
Включает в себя жесты, мимику,
пантомимику. В целом оптико-
. Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков (иногда обозначаемая как просодика) представляет собой также «добавку» к вербальной коммуникации.
Паралингвистика - это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Эти характеристики голоса способствуют выражению эмоционального состояния коммуникатора (гнев сопровождается увеличением силы и высоты голоса, резкости звуков; печаль, напротив, - спадом силы, высоты, звонкости голоса), а также некоторых характеристик его личности
Экстралингвистика - включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. паузы, например, подчеркивают особую значительность предлагаемого текста, иногда они значат больше, чем сам текст.
. Организация пространства
и времени коммуникативного
. Визуальный контакт выполняет
многочисленные функции: