Концепция конкурентоспособности российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение конкурентоспособности России в мировой экономике.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия конкуренции, конкурентоспособности и её показатели
- рассмотреть конкурентные преимущества, слабые стороны экономики России и провести анализ составляющих конкурентоспособности
- изучить геополитический фактор и конкурентоспособность
- рассмотреть возможные пути к мировой конкурентоспособности

Файлы: 1 файл

KP.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Внешнеэкономические связи включают в себя следующие направления  и формы [5; с.192]:

- внешнюю торговлю;

-международное производственное (аграрное и промышленное) сотрудничество;

-международное инвестиционное сотрудничество;

- международное научно-техническое сотрудничество;

- экономическое и техническое содействие;

- валютно-финансовое сотрудничество

Государственное регулирование внешнеэкономических связей - это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления.

Оно является составной частью механизма  воспроизводства национального  экономического потенциала и представляет собой один из основных объектов государственного регулирования национальной экономики  наряду с воспроизводственной, технологической, отраслевой и территориальной ее структурой, научно-техническим прогрессом, социальными отношениями, окружающей средой и др.

Сущность государственного регулирования  внешнеэкономических связей заключается  в приведении системы внешнеэкономических  отношений в такое состояние, которое обеспечивало бы оптимальную реализацию государственных, коллективных и личных интересов субъектов внешнеэкономической деятельности в конкретном временном периоде и на перспективу на основе права, общепризнанных международных норм и правил.

 Финансово-кредитная система – это система, обеспечивающая финансовую и кредитную политику государства и все аспекты финансового рынка. Финансово-кредитная система связывает финансовую и кредитную системы, первичный и вторичный рынки.

В России, как и в других странах, существует система государственного регулирования денежно-кредитной сферы, позволяющая защищать интересы населения и банковских структур. Правовое основание этой системы составляют два закона -  "О банках и банковской деятельности в РФ", последний вариант принят Государственной Думой 20 января 1995 года и "О центральном банке РФ (Банке России)",  последняя редакция - конец декабря 1994 года. Согласно этим законам Банк России, Банк внешней торговли РФ, Сберегательный банк РФ, коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на осуществление отдельных банковских операции, образуют банковскую систему России. Для финансирования отдельных целевых республиканских, региональных  и иных программ могут создаваться специальные банки (банки развития). Банки России не отвечают по обязательствам государства, государство не отвечает по обязательствам банков.

Слово «инфраструктура» образовано от сочетания латинских терминов «infra» - «под, ниже» и «structura» - «расположение», структура. Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и предоставлении различных услуг населению. Во-вторых, под инфраструктурой понимается совокупность единиц, деятельность которых направлена на обеспечение нормального функционирования национальной экономики.

Инфраструктура имеет большое  значение для функционирования национальной экономики, представляя собой неотъемлемую ее часть. На современном этапе развития российской экономики роль инфраструктуры в экономике увеличивается, и продолжается процесс ее совершенствования.

Выделяются следующие основные виды инфраструктуры в национальной экономике:

1) производственная инфраструктура;

2) социальная инфраструктура;

3) рыночная инфраструктура.

Производственная, социальная и рыночная инфраструктура являются неотъемлемыми  элементами национальной экономики, без  которых невозможно нормальное ее функционирование. Современная инфраструктура России отличается своей неразвитостью и низкой инвестиционной привлекательностью. На это положение оказывает влияние низкая покупательная способность населения и перекос национальной экономики в сторону экспорта сырья. В результате чего оказывается гипертрофированно развита инфраструктура, связанная с добычей и экспортом сырья.

Научный и  научно-технический потенциал является относительно самостоятельным образованием в экономическом потенциале страны, так как он  развивается с учетом спроса и мировых рынков на результаты  научной и научно-технической деятельности. Состояние и перспективы  научного и научно-технического потенциала зависят от совокупности условий, которые создаёт государство для его развития и использования. Эти условия напрямую связаны с такими категориями, как инвестиционный, предпринимательский, научно-технический климат, институциональная среда, качество управления и другие. Конкурентоспособность данного потенциала характеризуется, прежде всего, конкурентными преимуществами по сравнению с соответствующим потенциалом страны-конкурента.

Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для занятия общественно-полезным трудом.

Размеры трудовых ресурсов зависят от численности населения, режима его воспроизводства, состава по полу и возрасту. Основную часть трудовых ресурсов страны составляет ее население в трудоспособном возрасте, а также подростки и лица пенсионного возраста, способные трудиться

Выделяют еще другую категорию - людей, реально участвующих в  материальном производстве или непроизводственной сфере - экономически активное население.

 

2. Концепция  конкурентоспособности российской экономики

 

2.1. Конкурентные преимущества и слабые стороны экономики России

К потенциальным конкурентным преимуществам  России относятся:

         1)крупные объёмы природных ресурсов;

         2)качество трудовых ресурсов (квалифицированная и относительно дешевая рабочая сила);

         3)накопленные основные производственные фонды народного хозяйства;

         4)наличие в некоторых отраслях уникальных технологий (в авиационной и атомной промышленности, производстве лазерной техники, разработке программного обеспечения).

Конкурентные слабые стороны национального хозяйства:

          1)преобладание в большинстве отраслей экономики отсталых по современным стандартам технологий;

          2)очень  высокие ресурсоёмкость и затратность  производства;

          3)ограниченные  возможности внутреннего накопления, что влечёт за собой сильную зависимость модернизации экономики от притока иностранного капитала;

          4)слабо  развитые транспортная сеть и  общая инфраструктура;

          5)засилье  бюрократии и криминализации  экономики

Оптимизация российской модели внешней торговли предполагает:

          - открытость  внутреннего рынка для иностранных  товаров в сочетании с гибкой  защитой отечественного производителя;

          - сближение  отечественного хозяйственного  права с международным;

          - обеспечения участия России в ВТО;

          - поддержку  отечественных экспортёров на  внешних рынках

Условием успешного продвижения  России по пути экономического прогресса  выступает концентрация её собственных  усилий и ресурсов на формировании эффективного, технологически развитого и конкурентоспособного рыночного хозяйства. Внешнеэкономические связи, в том числе и внешняя торговля, способны активизировать собственный потенциал страны, привнося в отечественную экономику дополнительную конкуренцию, новые технологии, опыт рыночного хозяйствования, обеспечивая прирост национального богатства за счёт товарообмена по выгодным ценам и привлечения зарубежного капитала. Возможности использования Россией экспортно ориентированной стратегии основываются на том, что экономика страны располагает целым рядом конкурентных преимуществ, позволяющих рассчитывать на её эффективное включение в систему мирохозяйственных связей.

Первая группа конкурентных преимуществ  – обеспеченность страны основными  видами минерально-сырьевых ресурсов. Их объём достаточен для того, чтобы в полной мере удовлетворять потребности внутреннего производства и социальной инфраструктуры, а также осуществлять экспортные поставки. Общая стоимость балансовых запасов полезных ископаемых в России весьма велика и составляет 28,6 трлн долл., прогнозируемая часть запасов больше балансовой в 3-4 раза. В структуре минерально-сырьевой базы представлены и топливно-сырьевые ресурсы (газ - более 32% стоимости балансовых запасов, уголь и сланцы - более 23%, нефть - около 16%). Страна испытывает потребность в завозе извне сравнительно небольшой гаммы видов сырья (марганца, хрома, титана, свинца, цинка, ртути и некоторых др.) [3;с.246]

Вторая важная групп конкурентных преимуществ России – сравнительная  дешевизна некоторых факторов производства. В стране имеются значительные по масштабам производственные фонды в промышленности, представленные универсальным обрабатывающим оборудованием. Помимо производственных фондов страна располагает квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, способной к тому же быстро переучиваться. Реализация преимуществ, связанных со сравнительной дешевизной факторов производства, могла бы принести достаточный эффект на стартовом этапе экономического подъёма.

Третья группа конкурентных преимуществ  – это преимущества более высокого порядка, дающие возможность сохранения позиций в состязании с зарубежными соперниками в динамике. В стране имеются уникальные передовые технологии в ряде секторов промышленности, которые опираются на достижения отечественной фундаментальной и прикладной науки, традиции российской научно-технической мысли и воплощены в изделиях, по многим параметрам не уступающих мировым аналогам. Сосредоточены они в авиакосмической и атомной промышленности, судостроении, производстве лазерной техники и средств информатики, картографии и геодезии, разработке программного обеспечения, проведении геологических изысканий.

          Конкурентные преимущества отечественной экономики во многом блокируются её слабостями. Результатом этого является, в частности, то, что российский и мировой экспорт имеет абсолютно несхожую структуру: на долю топлива, руд и металлов приходится почти 0,75 отечественного экспорта, на машины и оборудование – всего около 6%; в мировом экспорте удельный вес машин и оборудования составляет примерно 38%, а на топливо, руды и металлы приходится менее 14%. В экспорте российских обрабатывающих отраслей представлена главным образом низкотехнологичная (55%) и среднетехнологичная (42%) продукция, а на наукоёмкие изделия приходится менее 3% поставок за рубеж, что составляет 0,3% мирового производства наукоёмкой продукции. Таким образом, рассчитывать на быстрый эффект от использования стратегии экспортно ориентированного развития нельзя. Отечественный внутренний рынок пока не в состоянии обеспечить потребителей высококачественными товарами. [3; с.86]

 

2.2. Анализ составляющих конкурентоспособности

           Конкурентоспособность можно рассматривать с разных позиций. Как свойство товара, она является отражением соотношения цены и качества: готов ли потребитель заплатить назначенную цену за продукт определенного качества. Как свойство предприятия, её можно оценивать, как способность последнего конкурировать на рынке, быть успешнее остальных, быть в числе лидеров. Как свойство отрасли, конкурентоспособность отражает способность предприятий, входящих в отрасль, продавать свои товары (работы, услуги) на рынке, где за деньги покупателя борются товары различных отраслей. Кроме этого, конкурентоспособность оценивается разными субъектами, у каждого из которых есть свои цели такой оценки.

Принципиально можно выделить четыре типа субъектов, оценивающих конкурентоспособность  рассмотренных объектов:

- потребители;

- производители;

- инвесторы;

- государство

У каждого  из них есть свои интересы: потребитель заинтересован в том, чтобы посредством приобретения набора товаров и услуг максимизировать полученную полезность; производитель заинтересован в том, чтобы, затратив минимум усилий, получить максимально возможный результат (прибыль); инвестор заинтересован в том, чтобы проект, в который он вкладывает свои деньги, принес ему доходность достаточно высокую, чтобы можно было считать этот проект перспективным и целесообразным; наконец, государство заинтересовано в обеспечении эффективности использования имеющихся на его территории ресурсов (труда, земли, капитала, знаний, предпринимательских способностей), но при этом — чтобы соблюдались определенные социальные стандарты.

Кроме того, объекты, обладающие свойством конкурентоспособности, также можно разбить на четыре группы. Этим свойством обладают: товар, предприятие (как производитель товара), отрасль (как совокупность предприятий, предлагающих товар) и регион (район, область, страна или группа стран — с присущей им совокупностью отраслей, предприятий и производимых ими товаров).

В связи с множественностью объектов и субъектов оценки конкурентоспособности  возникает необходимость постановки конкретных целей оценки (таблица 1). [7; с.39]

 

Цели  оценки конкурентоспособности в  зависимости от объекта и субъекта оценки (табл.1)

Объекты оценки

Субъекты оценки

Цель

Продукция

(товар, услуги)

Предприятия производители

Оценка возможности  продать продукцию

Потребители

Выбор товара, в наибольшей степени удовлетворяющего по цене и  потребительским свойствам

Предприятие

Предприятия, производящие аналогичную продукцию

Оценка своих слабых и сильных сторон, сопоставление  с конкурентами

Предприятия – потребители (переработчики сырья)

Оценка привлекательности  партнерства с предприятием

Инвесторы

Оценка привлекательности  инвестиций в предприятие

Региональные власти

Поиск точек экономического роста

Отрасль

Инвесторы

Оценка привлекательности  инвестиций в отрасль

Региональные власти

Поиск точек экономического роста (с точки зрения региона)

Федеральные власти

Поиск точек экономического роста (с точки зрения экономики в целом)

Регион

Отечественные инвесторы

Оценка инвестиционной привлекательности

Иностранные инвесторы

Оценка инвестиционной привлекательности

Федеральные власти

Оценка инвестиционной привлекательности, слабых и сильных сторон, поиск путей повышения конкурентоспособности и эффективности предприятий (отраслей) региона

Страна

Власти различных уровней

Оценка сильных и  слабых сторон государства для повышения  конкурентоспособности отечественных  отраслей и их продукции в мире

поиск возможных «точек роста» национальной экономики.

Информация о работе Концепция конкурентоспособности российской экономики