Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:27, курсовая работа
Целью работы является определение конкурентоспособности России в мировой экономике.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия конкуренции, конкурентоспособности и её показатели
- рассмотреть конкурентные преимущества, слабые стороны экономики России и провести анализ составляющих конкурентоспособности
- изучить геополитический фактор и конкурентоспособность
- рассмотреть возможные пути к мировой конкурентоспособности
Исходя из целей оценки конкурентоспособности объектов можно построить матрицу критериев оценки конкурентоспособности. В ней по одной оси расположим объекты, а по другой - субъекты оценки конкурентоспособности (таблица 2). [7; с.43]
Матрица критериев оценки конкурентоспособности (табл.2)
Субъект оценки Объект оценки |
Потребитель |
Производитель |
Инвестор |
Государство |
Товар |
Полнота удовлетворения потребностей |
Прибыльность товара (рентабельность) |
Востребованность товара, уровень рентабельности продаж |
Востребованность товара, его социальная значимость |
Предприятие |
Надежность предприятия, его стабильность и положение на рынке |
Соотношение цены и качества выпускаемой продукции, соответствие техническим, экологическим и прочим нормам и стандартам |
Рентабельность предприятия в целом, его финансово-экономическое положение |
Востребованность продукции предприятия, её значимость, объемы продаж |
Отрасль |
Эластичность спроса на продукцию (работы, услуги) различных отраслей |
Средний уровень рентабельности, целесообразность работы в отрасли или выхода из неё |
Средний уровень рентабельности |
Востребованность продукции отрасли, значимость (как продукции, так и отрасли в целом), объемы продаж |
Страна (регион) |
Обеспечение определенного уровня качества жизни |
Обеспеченность ресурсами, их качество и доступность |
Инвестиционный климат |
Эффективность использования ресурсов, платежный баланс |
Конкурентоспособность товара потребитель оценивает с точки зрения своих потребностей и полноты их удовлетворения. Это наиболее часто встречающееся определение конкурентоспособности. Обладая ограниченными возможностями (не только финансовыми, поскольку сам процесс потребления обусловлен некоторой «технологией», а, следовательно - и «производительностью»), потребитель стремится максимизировать степень своей общей удовлетворенности.
Конкурентоспособность предприятия оценивается им с точки зрения положения предприятия на рынке (известное / неизвестное; давно ли работает; какую долю рынка занимает; какие гарантии дает; какая степень доверия предприятию у других потребителей, какие отзывы о качестве его продукции).
Конкурентоспособность отрасли оценивается потребителем с точки зрения приоритетности его собственных потребностей, подлежащих удовлетворению. Так, получив годовую премию, у потребителя (частное лицо) может возникнуть выбор, что купить на эти деньги - новую мебель на кухню, новую стиральную машину или путевку в экзотическую страну: в этот момент наблюдается межотраслевая конкуренция. Как только потребителем отдается приоритет конкретной отрасли, конкуренция с точки зрения потребителя переходит в плоскость конкуренции предприятий, а затем и товаров. В различных экономических условиях (уровень доходов, уровень цен, ожидания и т.п.) уровень конкурентоспособности отраслей (при прочих равных) окажется различным. Проявится это, прежде всего в различиях в эластичности спроса на продукцию (товары, работы, услуги) различных отраслей.
Конкурентоспособность страны с точки зрения потребителя оценивается как уровень качества жизни, который обеспечивается потребителю.
Таким образом, потребитель оценивает
конкурентоспособность любых
Производитель оценивает товар с точки зрения суммы прибыли, которую тот может принести. С одной стороны, это рентабельность (сколько копеек прибыли приносит 1 рубль затрат), однако в отраслях с быстрой оборачиваемостью активов (например - торговля) можно получить гораздо большую прибыль за счет снижения рентабельности продаж, но увеличения оборачиваемости товаров. Предприятия производитель оценивает как своих конкурентов, поэтому важнейшими характеристиками для него являются соотношение цены и качества выпускаемой продукции, соответствие последней техническим, экологическим и прочим нормам и стандартам. Отрасль производитель оценивает с точки зрения рамочных условий и своего положения на рынке. С этих позиций оцениваются средний уровень рентабельности, целесообразность работы в отрасли или выхода из неё. Страну производитель оценивает с точки зрения наличия необходимых ему ресурсов, их качества и доступности (физической и экономической).
Инвестор оценивает
Государство оценивает конкурентоспособност
Предложенная матрица
3. Конкурентоспособность
России и ее конкурентная
Россия продолжает оставаться аутсайдером во всех международных рейтингах конкурентоспособности. Почему такое происходит? Чего не хватает нашей стране для повышения своего статуса? Что должно сделать правительство в сложившейся ситуации? Какие меры принять?
3.1. Лукавство международных рейтингов конкурентоспособности.
Проблема
В условиях нарастающей глобализации залогом жизнеспособности развития является достижение конкурентного преимущества, поскольку ни одна страна и ни одна экономика или отдельная компания не могут противостоять влиянию конкуренции, т.к. за благовидной витриной глобализации с ее красивыми лозунгами о кооперации усилий и взаимовыгодном сотрудничестве стоит жесткая конкурентная глобальная среда. Особенное звучание вопрос жизнеустойчивости, конкурентоспособности государства приобретает в наши дни – в условиях глобального финансово-экономического кризиса, охватившего, как кажется, все уголки Земного шара, и «проверяющего» на прочность общественно-государственные конструкции многих стран.
Сегодня наша страна занимает весьма низкие места в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности. Имеются в виду, прежде всего, два наиболее известных рейтинга: рейтинг конкурентоспособности IMD (Международного института развития менеджмента, г. Лозанна, Швейцария) и Индекс глобальной конкурентоспособности WEF (Всемирного экономического форума). В рейтинге IMD за 2008г., включающем 55 стран, наша страна заняла 47-е место [8]. В Индексе глобальной конкурентоспособности WEF за 2008г., включающем 131 страну, Россия заняла 58-е место [9].
Если брать отдельные
Столь низкие места России объясняются как объективными российскими трудностями в данной области, так и определенной условностью и ангажированностью существующих рейтингов [10].
О недостаточной корректности, к примеру, свидетельствует тот факт, что в рейтингах не учитывается геополитический фактор, имеющий немаловажное значение для реальной конкурентоспособности государств, поскольку от уровня конкурентоспособности геополитики страны в немалой степени зависит создание необходимых условий для конкурентоспособности экономики и в целом государства в жесткой конкурентной среде глобализирующегося мира. На наш взгляд, в отсутствии этого и некоторых других значимых параметров заключается некая условность и недостаточная объективность существующих рейтингов.
Например, в первую десятку могут не попасть такие страны, как Франция, Германия, Великобритания, но может попасть Исландия или Эстония. Даже если брать во внимание только экономический аспект, то непопадание Китая даже в число 20 первых стран рейтинга вовсе не говорит о том, что его товары, все больше заполняющие полки американских и европейских супермаркетов, не конкурентоспособны.
3.2. Геополитический фактор и конкурентоспособность.
Такими подходами к
Как справедливо отмечает Д.Е.Сорокин, заместитель директора Института экономики РАН, национально-организованный социум, государственно-организованный социум это все-таки не просто система, а система органической целостности. И специфическое свойство системы органической целостности – то, что система органической целостности обладает так называемыми эмерджентными свойствами, которые не могут быть выведены из свойств отдельных элементов. Цели системы органической целостности не сводятся к некой равнодействующей из целей отдельных составляющих элементов. Это собственные цели системы. Глобализация не отменяет особенности национальных государственных интересов. Так, в стратегии национальной безопасности США для нового столетия прямо говорится: «Наш стратегический подход основан на признании того, что мы должны лидировать в мире, мы должны четко проявлять свою волю и способность к глобальному лидерству» [11; с.68].
Иными словами, геополитический фактор в практике соперничества государств, как говорится, никто не отменял, он по-прежнему оказывает серьезное воздействие на уровень конкурентоспособности государства, какими бы глобалистскими лозунгами о снижении роли государств в эпоху глобализации, о неких общих для всех благах глобализирующегося мира, он ни прикрывался.
Следует заметить, что конкурентоспособность геополитики конкретного государства напрямую зависит от геополитического статуса этого государства. Под геополитическим статусом государства понимается роль и значение государства в мировых делах, его место в глобальной системе миропорядка. Геополитический статус включает, кроме пространственно-географических характеристик, международный вес, экономическую, технологическую и военную мощь, динамику народонаселения, природный ресурс, степень цивилизационно-культурного влияния на соседей и другие параметры.
Вне всякого сомнения, геополитическое влияние России в мире в значительной мере определяется ходом ее экономического развития, технологическим состоянием, стратегией в выборе геоэкономических сфер и четко сформулированным геополитическим кодом (геополитической идентичностью), соответствующим реальному экономическому, социально-политическому и культурному потенциалу страны. Кстати, по мнению того же Д.Е.Сорокина, «исторический опыт показал, что как только Россия начинала руководствоваться общечеловеческими ценностями, она откатывалась назад, но как только она делала ставку на приоритет национальных интересов, она совершала соответствующие прорывы» [11; с.73].
Информация о работе Концепция конкурентоспособности российской экономики