Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 16:27, курсовая работа
Целью работы является определение конкурентоспособности России в мировой экономике.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия конкуренции, конкурентоспособности и её показатели
- рассмотреть конкурентные преимущества, слабые стороны экономики России и провести анализ составляющих конкурентоспособности
- изучить геополитический фактор и конкурентоспособность
- рассмотреть возможные пути к мировой конкурентоспособности
Геополитический статус России в силу кардинальных глобальных трансформаций претерпел значительные изменения, которые свелись к тому, что, имея во второй половине прошлого века статус, сопоставимый лишь со статусом США, наша страна его утеряла, снизилась ее геополитическая и геоцивилизационная безопасность [12].
Не стоит забывать, что Россия занимает исключительное место на геополитической карте мира, что не раз отмечалось Х.Макиндером, К.Хаусхофером, Н.Я.Данилевским, евразийцами и другими классиками геополитики [13]. Россия, располагаясь в центре Евразии, с одной стороны, занимает центральное, ведущее место на геополитической карте, от которого напрямую зависит возможность контроля всего глобального пространства, а с другой – по отношению к ней всегда будут проявляться претензии со стороны других геополитических акторов.
Геополитическое положение государства должно адекватно обеспечиваться его экономическим состоянием. Однако, располагая восьмой частью мировой суши и третью мировых природных богатств, интеллектуальным потенциалом и достижениями в развитии науки, техники и культуры, страна из экономической державы (в 1989г. ВВП соответствовал занимаемому геополитическому положению – был вторым в мире, 57% от ВВП США), производящей высокотехнологичную продукцию, трансформировалась в рядовое в экономическом плане государство, не выдерживающее конкуренции на мировом рынке по большинству видов товаров (0,5% мирового рынка наукоемкой продукции).
Резко ослаб один из сегментов геополитического статуса – российский демографический ресурс. Как отметил В.Путин в июне 2006г., за последние 13 лет население России уменьшилось на 11 млн. человек. Специалисты заговорили о демографической безопасности, находящейся под серьезной угрозой.
В качестве главных причин низкой
конкурентоспособности
3.3. Два пути к мировой конкурентоспособности
Здесь уместно отметить, что, согласно существующей международной классификации, включающей два пути к мировой конкурентоспособности стран, – «верхний» и «нижний» – Россия, к сожалению, идет по «нижнему пути к конкурентоспособности», ведущему к экономическому тупику, дальнейшему разрушению имеющегося инновационного потенциала. Главная причина этого заключается не в отсутствии интеллектуального капитала и каких-либо конкурентных преимуществ в российском государстве, а в отсутствии долгосрочной стратегии, основанной на трезвой оценке исторической роли страны, ее интеллектуального потенциала и учета современных тенденций глобального мира.
К сожалению, в российском обществе, особенно в его элите, пока не сформировалось должное отношение к вопросу конкурентоспособности, который можно назвать ключевым вопросом устойчивого развития. Приходится констатировать, что Россия еще не приступила к реформированию, ориентированному на конкурентоспособность. В отличие от развитых стран, задачи повышения конкурентоспособности государства в условиях жесткой конкурентной глобальной среды еще не стали приоритетными в среде политического руководства и российского общества, чему свидетельством продолжающиеся процессы «утечки» умов и капитала, снижения инновационного потенциала, доли страны на мировом рынке наукоемкой продукции, старение основных фондов и человеческого потенциала, хронической нерешенности вопросов профессионализации управления, «ком» социально-демографических проблем.
Согласно данным С.В.Степашина, несмотря на определенные экономические успехи последних лет, «среднедушевой объем, и структура нашего ВВП заметно отличаются от тех же показателей развитых стран. Структура экспорта за несколько десятилетий практически не изменилась. 57% в нем занимают топливно-энергетические товары, в том числе 32% – сырая нефть. Доля машин, оборудования и транспортных средств составляет менее 8%. Мы по-прежнему позиционируемся на мировом рынке, прежде всего, как поставщики даже не полуфабрикатов, а сырья. Структура нашего экспорта вполне адекватно отражает структуру российской экономики и может служить показателем реальной конкурентоспособности» [14; с.13].
Справедливости ради следует отметить
усилия российского политического
руководства, пытающегося направить
созидательную энергию
Серьезные надежды эксперты связывают
со Стратегией-2020, принятием Концепции
долгосрочного социально-
Вместе с тем, в сложившейся ситуации представляется целесообразным фокусирование разрозненных усилий в формате конкурентной стратегии российского государства. Совершенно очевидно, что в российском обществе, если оно хочет выжить в жесткой глобальной конкурентной среде, назрела необходимость формирования конкурентной стратегии и конкурентной политики государства, определяющей стратегические векторы и приоритеты развития частным политическим стратегиям – экономической, инновационной, социальной, демографической, информационной, военной, культурной и др.
Заключение
Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:
1.Складывающаяся сегодня в
2.Конкуренция между российской и мировой продукцией существовала всегда. Особенность нынешней ситуации заключается лишь в том, что зарубежным фирмам противостоит теперь не единый соперник в лице советского государства, а отдельные российские производители.
3.На сегодняшний день не существует общепринятого определения этого понятия, тем не менее, все единодушно признают, что конкуренция является «одной из наиболее ярких отличительных особенностей бизнеса, двигателем экономического прогресса, механизмом саморегуляции рыночной экономики».
4.Чем выше уровень показателей (востребованность, значимость продукции и объём продаж), тем предприятие с точки зрения государства более конкурентоспособно.
5. Применительно к товару конкурентоспособность является развитием категории качества.
6. Исследование показывает, Россия обладает всеми условиями, чтобы занимать достойное место в группе лидеров по рейтингу конкурентоспособности, чтобы все российские субъекты (предприятия, отрасли, регионы) могли конкурировать и быть конкурентоспособными как на национальном, так и на мировом рынке.
Список использованной литературы:
1. «Мировая экономика», учебник, 2-е изд., Ю.А.Щербанин, 2007г.
2. «Мировая экономика», Т.Н.Васильева, Л.В.Васильев, 2008г.
3. «Мировая экономика», учебник, Н.Ф.Чеботарев, 2007г.
4. «Национальная экономика», А.Н.Кошелев, 2008г.
5. «Основы внешнеэкономических знаний», учеб/под ред. Фламинского, 2002г.
6. «Конкурентоспособность товаров и услуг», Н.В.Еремеева, 2006г.
7. «Интегральная оценка конкурентоспособности предприятий», Шкардун В., 2005г.
8. IMD. World Competitiveness Yearbook. 2008.
9. The Global Competitiveness Report. World Economic Forum. 2007-2008.
10. Алиев З.Т., Киселев С.Г. Геополитический фактор конкурентоспособности России// Новое в экономике и управлении: Сб. статей. Вып. 19. – М.: МАКС Пресс, 2008.
11. Сорокин Д.Е. Проблемы конкурентоспособности России как национально-государственной целостности// Конкурентоспособность России в условиях глобализации. Под общ. ред. В.К.Егорова, С.В.Степашина. М.: Изд-во РАГС, 2006.
12. Киселев С.Г. Трансформация геополитической и геоцивилизационной безопасности России// Многовекторность безопасности международных отношений. Научные доклады Института стратегических исследований. М.: ЭНДИСИ. 2006. № 1.
13. Макиндер Х. Географическая ось истории// Геополитика: Хрестоматия/ Сост. Б.А. Исаев. СПб.: Питер, 2007.
14. Степашин С.В. Конкурентоспособность России в условиях глобализации: взгляд Счетной палаты// Конкурентоспособность России в условиях глобализации. М.: РАГС, 2006.
15. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 5.11.2008 г. М., 2008.
Информация о работе Концепция конкурентоспособности российской экономики