Концепция социального развития рынка: Становление и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:35, реферат

Описание работы

На современном этапе развития общества возникла острая потребность в разработке и реализации регионального управления, адекватного рыночным условиям хозяйствования. Современное управление представляет собой такую систему, которая своими функциями призвана воспроизводить на расширенной основе управляемую организацию, обеспечивая в ней заданные извне качественные перемены. Данный взгляд интересен в рамках настоящего диссертационного исследования, так как дает возможность увидеть роль развития в управлении и определить неотъемлемый характер процесса управления регионом как развивающейся системой.

Содержание работы

Введение 3
1.Концепция социального развития рынка: Становление и развитие 5
2. Этапы и итоги рыночного реформирования российской экономики 11
3.Дальнейшее социализация рынка в России 16
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Концепция социального-ориентированного рынка Мировой опыт и реализация в РФ.docx

— 57.77 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение 3

1.Концепция  социального развития рынка: Становление  и развитие 5

2. Этапы и  итоги рыночного реформирования  российской экономики 11

3.Дальнейшее  социализация  рынка в России 16

Заключение 27

Список литературы 28

 

Введение

 

Актуальность темы исследования .

На современном этапе  развития общества возникла острая потребность  в разработке и реализации регионального  управления, адекватного рыночным условиям хозяйствования. Современное управление представляет собой такую систему, которая своими функциями призвана воспроизводить на расширенной основе управляемую организацию, обеспечивая  в ней заданные извне качественные перемены. Данный взгляд интересен  в рамках настоящего диссертационного исследования, так как дает возможность  увидеть роль развития в управлении и определить неотъемлемый характер процесса управления регионом как развивающейся  системой.

Развитие региона - многоаспектный процесс, рассматриваемый с точки  зрения не только экономических целей, но и социальных. Основной целью  социально - экономического развития региона, является, прежде всего, улучшение качества жизни населения региона, что  включает в себя по - нашему мнению, и безопасность жителей региона, в том числе и продовольственную  безопасность.

Обеспечение безопасности продукции  на региональных продовольственных  рынках осуществляется различными методами, основными выступают государственное  регулирование (экономические и  административные рычаги) и рыночные методы управления, к которым относится  и маркетинг.

К наиболее перспективным  относится, по нашему мнению социально- ориентированный маркетинг, включающий формирование программы действий по борьбе с некачественной продукцией; разработку необходимых организационных схем и моделей и реализацию контрольных функций. Управление регионом с позиции концепции социально-ориентированного маркетинга направлено на учет и балансировку интересов всех участников рыночных отношений (производитель-потребитель-общество).

Степень разработанности  проблемы

По проблемам функционирования рыночной экономики опубликовано множество  трудов. Несмотря на глубокую проработанность  целого ряда проблем, за пределами научного рассмотрения остались многие вопросы, связанные с социально - ориентированным  маркетингом. Нуждаются в практических рекомендациях проблемы осуществления  управления развитием региона на основе концепции социально - ориентированного маркетинга, разработка направлений  и форм реализации социально-ориентированного маркетинга на региональном рынке продовольственных  товаров, через систему взаимодействия государства, общества и потребителей. В настоящем исследовании рассматривается  и анализируется методологическая база социально - ориентированного маркетинга, его теоретические и методические основы, практический опыт отечественных  и зарубежных специалистов в этой области.

Разработка направлений  и форм реализации социально-ориентированного маркетинга на региональном рынке продовольственных  товаров, через систему взаимодействия производителей, потребителей и общества.

Цель работы – изучить  концепции социального-ориентированного рынка, дать оценку дальнейшего развития.

 

 

1.Концепция социального  развития рынка: Становление и  развитие

 

Существуют основные условия  возникновения рынка. 

Первое условие – общественное разделение труда и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства  не может жить за счет полного самообеспечения всеми производительными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных благ и услуг. В промышленности различают три основные формы специализации предметную (автомобильные, тракторные заводы), подетальную (завод шарикоподшипников), технологическую — стадийную (прядильная фабрика). 

Определяющим моментом специализации  считается принцип сравнительного преимущества. Суть принципа заключается  в возможности производить продукцию  при относительно меньшей альтернативной стоимости в силу различий предпринимателей в навыках, способностях, обеспеченности ресурсами и др. 

Второе условие – экономическая  обособленность производителей, полностью  независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать  произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной  собственности. В дальнейшем она  начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные  общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным  участием, и т.д.). 

Третье условие – разрешение проблемы трансакционных издержек – издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан. 

Для эффективного функционирования рынка необходимо и четвертое  условие – самостоятельность  производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности. 

Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам. Рынок в целом  характеризуется весьма богатой  и сложной структурой. Описание его  структуры зависит от выбранных  критериев. Можно выделить следующие  критерии для характеристики структуры  и системы рынка. 

По экономическому назначению объектов рыночных отношений: 

-- Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на: 

-рынок продовольственных  товаров (продукты питания, продовольствие); 

- рынок непродовольственных  товаров, предназначен для продажи  обширной группы товаров народного  потребления, включая одежду, обувь,  предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое; 

- рынок услуг охватывает  платные услуги по бытовому  обслуживанию населения, коммунальные  услуги и на информационные  услуги (справки, реклама, нотариат) и другие. 

Рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров:  
- рынок жилья распространяет свои действия на жилые помещения;  
- особой категорией рынка недвижимости выступает земля; под землей в данном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур. Большинство сделок на данном рынке связано не с куплей – продажей земли, а лишь с передачей земли на определенный срок в аренду. 

Рынок государственных учреждений – совокупность актов купли –  продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных  органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению  власти. 

По общественному разделению труда: 

- Местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; 

- Региональный рынок 

- Национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; 

- Мировой рынок, охватывающий все страны мира. 

По уровню насыщения: 

- Равновесный рынок - спрос и предложение примерно совпадают; 

- Дефицитный рынок - спрос превышает предложение; 

- Избыточный рынок - предложение превышает спрос; 

По степени зрелости: 

- Неразвитый рынок; 

- Развитый рынок; 

- Формирующийся рынок; 

По степени ограниченности конкуренции: 

- Свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей; 

- Монополистический рынок - условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция; 

- Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями; 

По соответствию действующему законодательству: 

- Легальный рынок (открытый, узаконенный); 

- Нелегальный рынок («черный» и теневой) - возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин). 

Современный высокоразвитый рынок выполнят шесть основных взаимосвязанных  функций: 

1. Регулирующая функция  – самая важная. Предполагает  воздействие рынка на все сферы  экономики, обеспечивает согласование  производства и потребления в  ассортиментной структуре, сбалансированность  спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность  в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. 

2. Стимулирующая функция  состоит в побуждении производителей  к созданию новой продукции,  необходимых товаров с наименьшими  затратами и получением достаточной  прибыли, стимулировании научно  – технического прогресса и  на его основе – интенсификации  производства и эффективности  функционирования всей экономики.  Выполнение рынком стимулирующей  функции очень важно для развития  экономики. 

3. Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Рынок факторов  производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям.

4.Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства.

5. Информационная функция  дает участниками рынка через  постоянно меняющиеся цены объективную  информацию об общественно необходимом  количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

6. Последняя, оздоравливающая функция как бы «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности (доходности) своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и наказываются «банкротством». И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются. 

Вывод к первой главе:  Из всех этих оригинальных концепций рынка, я пришла к выводу: рынок – это взаимодействие между людьми, которые руководят такими процессами как производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг. В свою очередь участники рынка – это предприниматели, конечные потребители, работники, производители. 

 


Носов А.Н. «Экономическая теория», 2008-с.186

Александров А.Г. «Современная Экономика», 2001-с.965

 

 

2. Этапы и итоги  рыночного реформирования российской  экономики

 

Реформирование российской экономики было напрямую связано с появлением новых видов юридических лиц, что, в свою очередь, потребовало разработки специальных законов для определения правового статуса этих юридических лиц и установления правовых основ их создания и деятельности. 

Информация о работе Концепция социального развития рынка: Становление и развитие