Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:35, реферат
На современном этапе развития общества возникла острая потребность в разработке и реализации регионального управления, адекватного рыночным условиям хозяйствования. Современное управление представляет собой такую систему, которая своими функциями призвана воспроизводить на расширенной основе управляемую организацию, обеспечивая в ней заданные извне качественные перемены. Данный взгляд интересен в рамках настоящего диссертационного исследования, так как дает возможность увидеть роль развития в управлении и определить неотъемлемый характер процесса управления регионом как развивающейся системой.
Введение 3
1.Концепция социального развития рынка: Становление и развитие 5
2. Этапы и итоги рыночного реформирования российской экономики 11
3.Дальнейшее социализация рынка в России 16
Заключение 27
Список литературы 28
Реформирование российской экономики происходит в сложнейших условиях, обусловленных инфляционным и платежным кризисами и политической нестабильностью. Совпадение этих явлений во времени значительно усугубляет экономический кризис в стране.
При реформировании российской экономики требуется выполнить следующую целевую установку - правильно выбрать тип и структуру рыночных отношений.
Курс на коренное реформирование российской экономики, создание и развитие рыночных институтов, постепенное встраивание в мировую экономическую систему необходимо осуществлять и впредь. Речь идет о восстановлении экономики через взвешенную и последовательную экономическую политику. Основная сложность ныне заключается в том, что стратегические задачи повышения эффективности и ее социальной направленности приходится решать одновременно с проблемами преодоления последствий финансового кризиса ( август 1998 г.) и восстановления стабильности финансовой системы России. При сохранении общего стратегического направления необходимы корректировка методов проведения экономической реформы, учет и исправление допущенных ошибок.
В процессе реформирования российской экономики происходят глубокие качественные изменения в содержании объективных условий. Применение наукоемких высокотехнологичных комплексов с целью совершенствования технологии производства, повышение конкурентоспособности изделий стимулирует развитие субъективных способностей человека, его организованности и активности.
В период реформирования российской экономики качественно возросло значение субъективного фактора. Ключевое место в этом процессе занимает субъективная деятельность руководства организации в творческом использовании всей системы экономических законов, создание условий для эффективного их действия.
Серьезным перекосом реформирования российской экономики стал также диспаритет цен на продукцию и оплату труда работников сельскохозяйственного производства, обрабатывающих отраслей ( прежде всего ВПК), сферы культуры, науки, образования, с одной стороны, и работников топливно-энергетического комплекса, сырьевых отраслей и финансового капитала - с другой. В условиях проводимых преобразований именно представители последних отраслей и секторов труда получили наибольшую свободу действий, деньги и власть, выход на международный рынок; но они поддерживают преимущественно те усилия правительства в развитии рыночных отношений, которые выгодны им. В результате отечественная экономика явно переориентируется с индустриальной на сырьевую основу, что, в свою очередь, ведет к регионализации рынка труда.
Хотя в ходе реформирования российской экономики был создан сектор малого предпринимательства, тем не менее, пока не обеспечено достаточных условий для его стабильного функционирования и высокой хозяйственной и социальной результативности, что и показал финансовый кризис и дефолт августа-1998 года.
На современном этапе
Роль финансов в реформировании российской экономики заключается в экономической стабилизации; трансформации экономических отношений; адаптации финансовой системы к рыночным преобразованиям; стимулировании инвестиционной активности; решении социальных задач.
Фактически в первые два года реформирования российской экономики не было никаких установленных норм и правил государственного влияния на кризисное состояние предприятий.
Проведенное в 1992 - 1996 гг. реформирование российской экономики не способствовало преодолению экономического кризиса недопроизводства.
В качестве одной из главных целей реформирования российской экономики было обозначено создание рыночной экономики.
Убежденные либералы, активно участвующие в работе по реформированию российской экономики ( а на этом пути предстоит еще очень и очень многое сделать. А читателям, которым предстоит перейти к изучению нового этапа российских реформ, надо будет принимать во внимание те общественно-политические условия, в которых принимаются и реализуются экономические решения на этом этапе.
Одним из важнейших факторов
повышения эффективности
Регресс структуры отраслевой занятости вызывает кризисное состояние экономики, связанное с тотальным рыночным реформированием российской экономики. Самое нежелательное состоит в том, что существенно сокращается ( наряду с сокращением занятости по России в целом) занятость в ряде отраслей, определяющих прогресс в развитии экономики ( и не только экономики) страны - наукоемких, технологически прогрессивных и социально ориентированных.
Выводы ко второй главе: Россия становится страной с такой экономикой, где рынок выполняет главную задачу распределения ресурсов. В стране появились все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов, собственности и др. В результате либерализации российский рубль стал реальной, достаточно конвертируемой валютой с плавающим курсом. В настоящее время Центральный банк России регулирует этот процесс с помощью «валютного коридора». Прекратилась практика мягких бюджетных ограничений, субсидий, дотаций, безвозвратных кредитов, налоговых и таможенных льгот. Государство больше не контролирует и не устанавливает цены на основные виды товаров, не ограничивает размер заработной платы.
Однако проведение такой
масштабной реформы не могло не повлечь
за собой множество отрицательных
социально-экономических
Преобразование
Как грязная пена на быстром водном потоке, поднялась преступность, в том числе, экономическая (знаменитые «финансовые пирамиды»), беззастенчивая коррупция захлестнула коридоры власти, снизился уровень нравственности и т.д.
Таким образом, экономическая система в России в результате реформ 1990-х годов кардинально изменилась по сравнению с советским периодом. В то же время сформировавшаяся новая система коренным образом отличалась не только от советского планового хозяйства, но и от первоначально провозглашенных целей и ориентиров.
История мировой экономики: уч. ля ВУЗов/ под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. -М.: ЮНИТИ, 2001-с.186
Конотопов М.В., Сметанин И.С. История экономики России: уч. для ВУЗов, -М.: Издательство «Палеотип», Издательство «Логос», 2001-с.274
Основы теории переходного периода/ уч. плс. Под ред. Е.А. Киселевой, М.Н. Чепурина. -Киров, 2006 –с.340
Основные выводы и предложения по дальнейшему развитию российской социально-рыночной модели экономики
Социально ориентированный
тип экономического развития Российской
Федерации имеет ряд
Во-первых, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), опережающее увеличение объема продукции отраслей высоких переделов, которые вплоть до 2020 года остаются ведущими секторами производства валового внутреннего продукта.
Во-вторых, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение производительности труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3 - 5 раз и снижение энергоемкости в среднем в 1,6 - 1,8 раза. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40 - 50 процентов (2007 год - 8,5 процента), а доля инновационной продукции в объеме выпуска - до 25 - 35 процентов (2007 год - 5,5 процента).
В-третьих, формирование новой экономики - экономики знаний и высоких технологий, которая становится одним из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020 году по своему вкладу в валовой внутренний продукт с нефтегазовым и сырьевым секторами. При этом под экономикой знаний и высоких технологий понимаются сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения (для статистических оценок используется группировка образования и здравоохранения в целом, науки и информации, секторов связи и машиностроения).
Доля экономики знаний и высокотехнологичного сектора в валовом внутреннем продукте должна составлять не менее 17 - 20 процентов (2007 год - 10 - 11 процентов). Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 2,5 - 3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 1,1 процента валового внутреннего продукта) при кардинальном повышении результативности фундаментальных и прикладных исследований и разработок.
Расходы на образование за
счет государственных и частных
источников составят 6,5 - 7 процентов
валового внутреннего продукта в 2020
году (2007 год - 4,8 процента), на здравоохранение
- 6,7 - 7 процентов валового внутреннего
продукта в 2020 году (2007 год - 4,2 процента),
что обеспечит опережающее
Особенность перехода к инновационному
социально ориентированному типу экономического
развития состоит в том, что России
предстоит одновременно решать задачи
и догоняющего, и опережающего развития.
В условиях глобальной конкуренции
и открытой экономики невозможно
достичь уровня развитых стран по
показателям благосостояния и эффективности,
не обеспечивая опережающее
Одна из проблем сложившейся
модели экономического роста заключается
в том, что увеличение доходов
населения, опережающее темпы роста
валового внутреннего продукта, сопровождается
усилением экономической
Поэтому переход от экспортно-сырьевой
к инновационной модели экономического
роста связан и с формированием
нового механизма социального
Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по следующим направлениям.
Первое направление - развитие
человеческого потенциала России. С
одной стороны, это предполагает
создание благоприятных условий
для развития способностей каждого
человека, улучшение условий жизни
российских граждан и качества социальной
среды, с другой - повышение
преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения;
формирование условий
для устойчивого повышения
повышение зависимости размера трудовых пенсий от заработной платы, повышение размера пенсий с учетом развития добровольных накопительных пенсионных сбережений до уровня, обеспечивающего достойную жизнь пенсионеров;
обеспечение возможности
получения качественного
Информация о работе Концепция социального развития рынка: Становление и развитие