Концепция социального развития рынка: Становление и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:35, реферат

Описание работы

На современном этапе развития общества возникла острая потребность в разработке и реализации регионального управления, адекватного рыночным условиям хозяйствования. Современное управление представляет собой такую систему, которая своими функциями призвана воспроизводить на расширенной основе управляемую организацию, обеспечивая в ней заданные извне качественные перемены. Данный взгляд интересен в рамках настоящего диссертационного исследования, так как дает возможность увидеть роль развития в управлении и определить неотъемлемый характер процесса управления регионом как развивающейся системой.

Содержание работы

Введение 3
1.Концепция социального развития рынка: Становление и развитие 5
2. Этапы и итоги рыночного реформирования российской экономики 11
3.Дальнейшее социализация рынка в России 16
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Концепция социального-ориентированного рынка Мировой опыт и реализация в РФ.docx

— 57.77 Кб (Скачать файл)

Реформирование российской экономики происходит в сложнейших условиях, обусловленных инфляционным и платежным кризисами и политической нестабильностью. Совпадение этих явлений во времени значительно усугубляет экономический кризис в стране. 

При реформировании российской экономики требуется выполнить следующую целевую установку - правильно выбрать тип и структуру рыночных отношений. 

Курс на коренное реформирование российской экономики, создание и развитие рыночных институтов, постепенное встраивание в мировую экономическую систему необходимо осуществлять и впредь. Речь идет о восстановлении экономики через взвешенную и последовательную экономическую политику. Основная сложность ныне заключается в том, что стратегические задачи повышения эффективности и ее социальной направленности приходится решать одновременно с проблемами преодоления последствий финансового кризиса ( август 1998 г.) и восстановления стабильности финансовой системы России. При сохранении общего стратегического направления необходимы корректировка методов проведения экономической реформы, учет и исправление допущенных ошибок. 

В процессе реформирования российской экономики происходят глубокие качественные изменения в содержании объективных условий. Применение наукоемких высокотехнологичных комплексов с целью совершенствования технологии производства, повышение конкурентоспособности изделий стимулирует развитие субъективных способностей человека, его организованности и активности. 

В период реформирования российской экономики качественно возросло значение субъективного фактора. Ключевое место в этом процессе занимает субъективная деятельность руководства организации в творческом использовании всей системы экономических законов, создание условий для эффективного их действия. 

Серьезным перекосом реформирования российской экономики стал также диспаритет цен на продукцию и оплату труда работников сельскохозяйственного производства, обрабатывающих отраслей ( прежде всего ВПК), сферы культуры, науки, образования, с одной стороны, и работников топливно-энергетического комплекса, сырьевых отраслей и финансового капитала - с другой. В условиях проводимых преобразований именно представители последних отраслей и секторов труда получили наибольшую свободу действий, деньги и власть, выход на международный рынок; но они поддерживают преимущественно те усилия правительства в развитии рыночных отношений, которые выгодны им. В результате отечественная экономика явно переориентируется с индустриальной на сырьевую основу, что, в свою очередь, ведет к регионализации рынка труда.

Хотя в ходе реформирования российской экономики был создан сектор малого предпринимательства, тем не менее, пока не обеспечено достаточных условий для его стабильного функционирования и высокой хозяйственной и социальной результативности, что и показал финансовый кризис и дефолт августа-1998 года. 

На современном этапе реформирования российской экономики риск в строительстве - достаточно новое и окончательно не сформулированное понятие, ориентированное не только на инженерные, но и на экономические и социальные критерии. Уже давно существующие теории надежности и безопасности рассматривают и исследуют соответственно возможность отказа сооружения и вероятность возникновения отказа с позиции развития ситуации, ведущей к нему. При исследовании рисков выявляются, прежде всего, последствия возможных отказав.

Роль финансов в реформировании российской экономики заключается в экономической стабилизации; трансформации экономических отношений; адаптации финансовой системы к рыночным преобразованиям; стимулировании инвестиционной активности; решении социальных задач.

Фактически в первые два  года реформирования российской экономики не было никаких установленных норм и правил государственного влияния на кризисное состояние предприятий. 

Проведенное в 1992 - 1996 гг. реформирование российской экономики не способствовало преодолению экономического кризиса недопроизводства.

В качестве одной из главных  целей реформирования российской экономики было обозначено создание рыночной экономики. 

Убежденные либералы, активно  участвующие в работе по реформированию российской экономики ( а на этом пути предстоит еще очень и очень многое сделать. А читателям, которым предстоит перейти к изучению нового этапа российских реформ, надо будет принимать во внимание те общественно-политические условия, в которых принимаются и реализуются экономические решения на этом этапе. 

Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства в условиях реформирования российской экономики является борьба с потерями нефтепродуктов в процессе их производства, транспортирования и хранения. 

Регресс структуры отраслевой занятости вызывает кризисное состояние экономики, связанное с тотальным рыночным реформированием российской экономики. Самое нежелательное состоит в том, что существенно сокращается ( наряду с сокращением занятости по России в целом) занятость в ряде отраслей, определяющих прогресс в развитии экономики ( и не только экономики) страны - наукоемких, технологически прогрессивных и социально ориентированных.

Выводы  ко второй главе: Россия становится страной с такой экономикой, где рынок выполняет главную задачу распределения ресурсов. В стране появились все виды рынков: товаров, услуг, труда, капиталов, кредитов, собственности и др. В результате либерализации российский рубль стал реальной, достаточно конвертируемой валютой с плавающим курсом. В настоящее время Центральный банк России регулирует этот процесс с помощью «валютного коридора». Прекратилась практика мягких бюджетных ограничений, субсидий, дотаций, безвозвратных кредитов, налоговых и таможенных льгот. Государство больше не контролирует и не устанавливает цены на основные виды товаров, не ограничивает размер заработной платы.

Однако проведение такой  масштабной реформы не могло не повлечь  за собой множество отрицательных  социально-экономических последствий. К их числу можно отнести огромное падение производства во многих отраслях, безработицу, резкое снижение жизненного уровня населения, высокую инфляцию, кризис взаимных неплатежей, обесценение  денежных накоплений, недоверие к  рублю, бегство капиталов за рубеж, долларизацию экономики, неконтролируемый вывоз стратегического сырья за границу.

Преобразование народнохозяйственной структуры привело к тому, что  многие отрасли и регионы (например, добыча угля на Севере) оказались бесперспективными. Целые отрасли, жившие за счет дотаций, не смогли выдержать конкуренции  с более дешевой продукцией, поступающей  из-за рубежа. Из-за хронического дефицита государственного бюджета недостаточно финансируются образование, здравоохранение  и другие отрасли, что приводит к  длительным задержкам в выплате  заработной платы.

Как грязная пена на быстром  водном потоке, поднялась преступность, в том числе, экономическая (знаменитые «финансовые пирамиды»), беззастенчивая коррупция захлестнула коридоры власти, снизился уровень нравственности и т.д.

Таким образом, экономическая  система в России в результате реформ 1990-х годов кардинально  изменилась по сравнению с советским  периодом. В то же время сформировавшаяся новая система коренным образом отличалась не только от советского планового хозяйства, но и от первоначально провозглашенных целей и ориентиров.


 

 История мировой экономики:  уч. ля ВУЗов/ под ред. Г.Б.  Поляка, А.Н. Марковой. -М.: ЮНИТИ, 2001-с.186

Конотопов М.В., Сметанин И.С. История экономики России: уч. для ВУЗов, -М.: Издательство «Палеотип», Издательство «Логос», 2001-с.274

 Основы теории переходного  периода/ уч. плс. Под ред. Е.А. Киселевой, М.Н. Чепурина. -Киров, 2006 –с.340

 

 

3.Дальнейшее социализация  рынка в России

 

 

 Основные выводы и предложения  по дальнейшему развитию российской социально-рыночной модели экономики

Социально ориентированный  тип экономического развития Российской Федерации имеет ряд качественных и количественных характеристик.

Во-первых, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), опережающее  увеличение объема продукции отраслей высоких переделов, которые вплоть до 2020 года остаются ведущими секторами  производства валового внутреннего  продукта.

Во-вторых, превращение инноваций  в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение  производительности труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3 - 5 раз и снижение энергоемкости  в среднем в 1,6 - 1,8 раза. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические  инновации, должна возрасти до 40 - 50 процентов (2007 год - 8,5 процента), а доля инновационной  продукции в объеме выпуска - до 25 - 35 процентов (2007 год - 5,5 процента).

В-третьих, формирование новой  экономики - экономики знаний и высоких  технологий, которая становится одним  из ведущих секторов национальной экономики, сопоставимым к 2020 году по своему вкладу в валовой внутренний продукт  с нефтегазовым и сырьевым секторами. При этом под экономикой знаний и высоких технологий понимаются сферы профессионального образования, высокотехнологичной медицинской помощи, науки и опытно-конструкторских разработок, связи и телекоммуникаций, наукоемкие подотрасли химии и машиностроения (для статистических оценок используется группировка образования и здравоохранения в целом, науки и информации, секторов связи и машиностроения).

Доля экономики знаний и высокотехнологичного сектора  в валовом внутреннем продукте должна составлять не менее 17 - 20 процентов (2007 год - 10 - 11 процентов). Внутренние затраты  на исследования и разработки должны подняться до 2,5 - 3 процентов валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 1,1 процента валового внутреннего  продукта) при кардинальном повышении  результативности фундаментальных  и прикладных исследований и разработок.

Расходы на образование за счет государственных и частных  источников составят 6,5 - 7 процентов  валового внутреннего продукта в 2020 году (2007 год - 4,8 процента), на здравоохранение - 6,7 - 7 процентов валового внутреннего  продукта в 2020 году (2007 год - 4,2 процента), что обеспечит опережающее развитие человеческого потенциала. С учетом различий в паритете покупательной  способности рубля и валют  других стран доли расходов на образование  и здравоохранение в валовом  внутреннем продукте составят около 13 - 14 процентов, что сопоставимо с  показателями передовых зарубежных стран.

Особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции  и открытой экономики невозможно достичь уровня развитых стран по показателям благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающее развитие тех секторов российской экономики, которые определяют ее специализацию  в мировой системе хозяйствования и позволяют в максимальной степени  реализовать национальные конкурентные преимущества.

Одна из проблем сложившейся  модели экономического роста заключается  в том, что увеличение доходов  населения, опережающее темпы роста  валового внутреннего продукта, сопровождается усилением экономической дифференциации.

Поэтому переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста связан и с формированием  нового механизма социального развития, основанного на сбалансированности предпринимательской свободы, социальной справедливости и национальной конкурентоспособности.

Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований по следующим направлениям.

Первое направление - развитие человеческого потенциала России. С  одной стороны, это предполагает создание благоприятных условий  для развития способностей каждого  человека, улучшение условий жизни  российских граждан и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности  человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики. Будут достигнуты следующие результаты:

преодоление негативных демографических  тенденций, стабилизация численности  населения и создание условий  для ее роста, повышение качества жизни населения;

формирование условий  для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста  производительности труда и качеству рабочей силы, создание эффективных  механизмов регулирования рынка  труда, обеспечивающих сочетание конкуренции  на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей  и государства;

повышение зависимости размера  трудовых пенсий от заработной платы, повышение размера пенсий с учетом развития добровольных накопительных  пенсионных сбережений до уровня, обеспечивающего  достойную жизнь пенсионеров;

обеспечение возможности  получения качественного образования  и медицинской помощи, доступа  к национальным и мировым культурным ценностям, безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы;

Информация о работе Концепция социального развития рынка: Становление и развитие