Концепция социального развития рынка: Становление и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:35, реферат

Описание работы

На современном этапе развития общества возникла острая потребность в разработке и реализации регионального управления, адекватного рыночным условиям хозяйствования. Современное управление представляет собой такую систему, которая своими функциями призвана воспроизводить на расширенной основе управляемую организацию, обеспечивая в ней заданные извне качественные перемены. Данный взгляд интересен в рамках настоящего диссертационного исследования, так как дает возможность увидеть роль развития в управлении и определить неотъемлемый характер процесса управления регионом как развивающейся системой.

Содержание работы

Введение 3
1.Концепция социального развития рынка: Становление и развитие 5
2. Этапы и итоги рыночного реформирования российской экономики 11
3.Дальнейшее социализация рынка в России 16
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Концепция социального-ориентированного рынка Мировой опыт и реализация в РФ.docx

— 57.77 Кб (Скачать файл)

переход от системы массового  образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной  экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой  фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально  ответственной личности;

обеспечение населения доступным  и качественным жильем, создание комфортной городской среды для человека и эффективного жилищно-коммунального  хозяйства, формирование гибкой системы  расселения населения, учитывающей  многообразие региональных и национальных укладов жизни;

создание эффективной  адресной системы поддержки лиц, относящихся к категории бедных, и предоставления социальных услуг  для пожилых людей, инвалидов  и детей;

создание экономических  условий сохранения и умножения  культурных и духовных ценностей  российского народа;

обеспечение качества и доступности  услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта;

улучшение качества окружающей среды и экологических условий  жизни человека;

снижение уровня преступности;

обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности  трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, ценностных ориентиров в  сфере труда и предпринимательской  деятельности.

Второе направление - создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику, в том числе:

создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация  экономики;

отказ от повышения совокупной налоговой нагрузки в экономике  и снижение издержек, связанных с  исполнением обязанностей по уплате налогов;

поддержка образования новых  компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса;

снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет защиты прав собственности и  повышения предсказуемости экономической  политики государства, обеспечения  макроэкономической стабильности, развития финансовых институтов;

улучшение условий доступа  организаций к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал;

повышение договороспособности организаций и прозрачности ведения бизнеса, развитие самоорганизации предпринимательского сообщества;

обеспечение высокого качества государственного администрирования  в сфере экономики.

Третье направление - структурная  диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития, в том числе:

формирование национальной инновационной системы, включая  такие элементы, как интегрированная  с высшим образованием система научных  исследований и разработок, гибко  реагирующая на запросы со стороны  экономики, инжиниринговый бизнес, инновационная  инфраструктура, институты рынка  интеллектуальной собственности, механизмы  стимулирования инноваций и другие;

формирование мощного  научно-технологического комплекса, обеспечивающего  достижение и поддержание лидерства  России в научных исследованиях  и технологиях по приоритетным направлениям;

создание центров глобальной компетенции в обрабатывающих отраслях, включая высокотехнологичные производства и экономику знаний;

содействие повышению  конкурентоспособности ведущих  отраслей экономики путем использования  механизмов частно-государственного партнерства, улучшения условий доступа российских компаний к источникам долгосрочных инвестиций, обеспечения отраслей экономики высокопрофессиональными кадрами менеджеров, инженеров и рабочей силой, поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью и рациональной защиты внутренних рынков с учетом международной практики в данной области.

Четвертое направление - закрепление  и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов), в том числе:

обеспечение стабильности и  расширение поставок энергоресурсов крупнейшим мировым потребителям, географическая и продуктовая диверсификация энергетического  экспорта;

развитие на территории России крупных узлов международной  энергетической инфраструктуры, использующих новые энергетические технологии;

переход от экспорта первичных  сырьевых и энергетических ресурсов к экспорту продукции их глубокой переработки;

завоевание лидирующих позиций  в развитии возобновляемых источников энергии и внедрение в промышленных масштабах экологически чистых технологий производства энергии;

формирование конкурентоспособной  транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала российской экономики;

укрепление позиций России на мировом рынке продукции лесопромышленного  комплекса на основе углубления переработки  леса и устойчивого воспроизводства  лесного богатства страны;

реализация водного потенциала российской экономики - вовлечение в  хозяйственный оборот неосвоенных  водных ресурсов России при обязательном соблюдении природоохранных требований;

реализация аграрного  потенциала в части развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, импортозамещения на внутреннем рынке продукции животноводства.

Пятое направление - расширение и укрепление внешнеэкономических  позиций России, повышение эффективности  ее участия в мировом разделении труда, в том числе:

расширение возможностей реализации сравнительных преимуществ  России на внешних рынках и использование  возможностей глобализации для привлечения  в страну капиталов, технологий и  квалифицированных кадров;

поэтапное формирование интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития, включая становление  России как одного из мировых финансовых центров;

выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами с целью  обеспечения устойчивости развития российской экономики в долгосрочной перспективе при растущих глобальных рисках;

усиление роли России в  решении мировых глобальных проблем  и формировании мирового экономического порядка.

Шестое направление - переход  к новой модели пространственного  развития российской экономики, в том  числе:

формирование новых центров  социально-экономического развития, опирающихся  на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий;

сокращение дифференциации уровня и качества жизни на территории России с помощью мер социальной и региональной политики;

укрепление системы стратегического  управления региональным развитием, повышение  комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил, повышение сбалансированности обязательств региональных и муниципальных  властей и их финансовых возможностей.

Взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как  субъектов инновационного развития

Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и  социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов  различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и  проведении социально-экономической  политики.

Инновационный тип экономического развития требует создания максимально  благоприятных условий для предпринимательской  инициативы, повышения конкурентоспособности  и инвестиционной привлекательности  российских частных компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой  конкуренции, поскольку именно частный  бизнес является основной движущей силой  экономического развития. Государство  может создать необходимые условия  и стимулы для развития бизнеса, но не должно подменять бизнес собственной  активностью.

В целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию государство в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности будет руководствоваться следующими принципами:

создание условий для  свободы предпринимательства и  конкуренции, развитие механизмов саморегулирования  предпринимательского сообщества;

снижение административных барьеров в экономике, превращение  России в страну с низким уровнем  коррупции;

формирование условий  для массового создания новых  частных компаний во всех отраслях экономики, совместная с бизнесом работа по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

устранение избыточного  государственного регулирования экономики  и переход преимущественно к  косвенным методам регулирования  экономических процессов;

поэтапное сокращение участия  государства в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики  путем применения прозрачных и эффективных  приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного  доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной  власти;

концентрация государственного предпринимательства главным образом  в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, развитием инфраструктуры, безусловное обеспечение равных условий конкуренции в тех  секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании;

поддержание макроэкономической стабильности и предсказуемости  изменения основных макроэкономических параметров, последовательное снижение уровня инфляции;

развитие частно-государственного партнерства, направленного на снижение предпринимательских и инвестиционных рисков, прежде всего в сферах исследований и разработок, распространения новых технологий, развития транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;

поддержка инициатив бизнеса  по участию в развитии социальной сферы и человеческого капитала;

активная поддержка российских компаний на внешних рынках, в том  числе прямых иностранных инвестиций российских компаний, при соблюдении норм международного права и обязательств Российской Федерации в данной области, защита интересов российского бизнеса  в случае нарушения его прав в  иностранных государствах;

расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений  органов государственной власти, связанных с регулированием экономики.

Основными субъектами, заинтересованными  в переходе к инновационной социально  ориентированной экономике, являются не только занятые в экономике  знаний и высоких технологий (потенциально около трети занятых в экономике), но и более широкие слои работников и представителей бизнеса, которые  сталкиваются с интенсивной глобальной конкуренцией и нуждаются в активном технологическом перевооружении, управленческих и социальных инновациях.

В целях эффективного вовлечения заинтересованных субъектов в формирование и реализацию социально-экономической  политики необходимо выстраивание новой  модели развития общества, обеспечивающей:

Наиболее полно данным требованиям отвечает эффективно работающая демократическая система, которая  обеспечивает не только свободу частных  интересов и договорных отношений, но и создает предпосылки для  активизации инновационных процессов.

Выводы  к третьей главе: В последние годы все чаще звучат голоса о кардинальном повороте реформ в сторону формирования социально ориентированной рыночной экономики. Это тем более актуально, что мировой опыт передовых стран содержит не только элементы социальной рыночной экономики в разных странах, но и опыт претворения ее в жизнь в Германии.

Социальная рыночная экономика  не является неизменной доктриной, которая  раз и навсегда была принята, это  открытая система, в которой можно  менять ряд принципов и механизмов, но она гарантирует эффективность  и хорошую жизнь. Это как бы теоретический инструмент для решения  практических задач хозяйственной  и социальной политики государств, инструмент для решения одной  из важнейших задач современности- возможности проявления личной инициативы и реализация способностей. Чего, в первую очередь, хотелось бы пожелать России на ее трудном пути построения социально ориентированной экономики.


Государственное регулирование  рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Кушлина В.М., Волгина Н.А.; редкол.: Владимирова А.А. и др. – М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2008.

Информация о работе Концепция социального развития рынка: Становление и развитие