Конкретные методы предплановых исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:17, контрольная работа

Описание работы

Для обоснования плановых решений используется совокупность методов предплановых исследований. Предплановые исследования – прогнозно-аналитическая основа плановых решений, предназначенная для обоснования проектов планов. Задача предплановых исследований (разработок) состоит в выявлении сложившихся тенденций развития, оценке уровня удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения, определении новых потребностей, оценке возможностей науки и техники, объединении усилий науки и производства в достижении намеченных на перспективу социально-экономических целей. Предплановые исследования проводятся на основе долгосрочных и среднесрочных научно-технических, демографических, социально-экономических прогнозов.

Содержание работы

1. Конкретные методы предплановых исследований.
2. Планирование и прогнозирование социальной политики. Принципы и цели социальной политики.

Файлы: 1 файл

кр планирование.docx

— 62.30 Кб (Скачать файл)

Социальная политика государства  в социальном рыночном хозяйстве должна формироваться таким образом, чтобы: во-первых, обеспечить рост доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемом им капиталом; во-вторых, предотвратить социальное иждивенчество, путем повышения экономической и социальной ответственности всех членов общества; в-третьих, создать механизм социальной защиты населения.

Стратегия и тактика современной  социальной политики Российской Федерации содержится в программе социальных реформ. В ней выделены следующие стратегические цели социальной политики:

— достижение ощутимого  улучшения материального положения и условий жизни людей;

— обеспечение эффективной  занятости населения, повышение  качества и конкурентоспособности  рабочей силы;

— гарантия конституционных  прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

— переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

— нормализация и улучшение  демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;

— существенное улучшение  социальной инфраструктуры.

Необходимыми условиями  достижения указанных целей, являются:

  1. Восстановление роли доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников.
  2. Обеспечение справедливого распределения доходов, на основе использования новой системы налогового законодательства, введение эффективного контроля за реальными доходами, получаемыми населением.
  3. Стимулирование использования доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально-значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское обслуживание, получение образования.
  4. Проведение взвешенной политики занятости, намечающей с одной стороны, недопущение массовой безработицы, а с другой, — не препятствовать высвобождению излишков рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
  5. Усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий.
  6. Создание полноценных условий жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшение условий жизнеобеспечения детей.
  7. Повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков.
  8. Стабильное финансирование отраслей социальной инфраструктуры и социальных программ, гарантирование всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и спорта.

Экономическим фундаментом  целей и мероприятий стратегии  социальной политики должны явиться предусматриваемые в планируемой перспективе ежегодный рост валового внутреннего продукта и инвестиций в основной капитал, наращивание объемов производства в важнейших отраслях национальной экономики, дальнейшее снижение уровня инфляции и дефицита государственного бюджета, укрепление позиций рубля, увеличение доли расходов на конечное потребление домашних хозяйств в используемом ВВП.

Стратегия социальной политики Российской Федерации имеет свою, строго определенную тактику, то есть, выявление стратегических установок на отдельные этапы, постановку задач, определяющих содержание каждого этапа и путей их решения.

В соответствии с программой социальных реформ в России, намеченные цели социальной политики планируется  достигнуть в два этапа.

Главные задачи первого этапа  носят достаточно локальный характер. Это: стабилизация уровня жизни населения, постепенное сокращение масштабов бедности, уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями населения, недопущение массовой безработицы, усиление защиты трудовых и социальных прав граждан. Решению этих задач должна способствовать реализация таких мер как: ликвидация и недопущение в дальнейшем задолженности по выплате заработной платы, пенсий и пособий; упорядочение действующей системы льгот и компенсаций, повышение обоснованности их предоставления; формирование системы государственных минимальных социальных стандартов; законодательное закрепление порядка определения и использования показателя величины прожиточного минимума, уточнение методики его расчета, исходя из реально складывающихся расходов на продовольственные и непродовольственные товары, жилищно-коммунальные, транспортные, бытовые, медицинские и другие услуги; предотвращения массовой безработицы в регионах с критической ситуацией на рынке труда.

Второй этап должен протекать  в более благоприятных экономических условиях. Имеются предпосылки, что российская экономика начнет динамично развиваться, в результате чего появятся: материальные и финансовые возможности для увеличения расходов на социальные нужды; предпосылки для реального роста денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости. На этом этапе намечается решить следующий комплекс задач: повысить минимальные государственные гарантий заработной платы и трудовых пенсий до уровня прожиточного минимума соответствующих групп населения, ввести новый стандарт оплаты труда — часовую тарифную ставку; на основе социального партнерства внедрить механизм тарифного регулирования заработной платы во внебюджетном секторе экономики, приблизить уровень оплаты труда работников бюджетной сферы к уровню заработной платы в производственных отраслях, пересмотрев в этих целях Единую тарифную сетку; изменить систему налогообложения индивидуальных денежных доходов населения в направлении, обеспечивающем более справедливое распределение доходов и уменьшение их дифференциации; начать реализацию комплексной программы создания и сохранения рабочих мест; создать полноценную систему защиты трудовых прав граждан на основе нового Трудового кодекса; приступить к широкомасштабной пенсионной реформе; начать реформирование системы социального страхования, ввести в действие новый механизм страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; усовершенствовать порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе введения государственных минимальных социальных стандартов. К ним относятся:

  1. Политика в сфере доходов и личного потребления семей. 
  2. Политика в сфере общественного благосостояния.
  3. Политика в сфере воспроизводства населения рабочей силы и занятости. 
  4. Политика по поддержке «слабых групп» в обществе.
  5. Политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.

Политика в сфере доходов и личного потребления семей имеет своим объектом оплату труда лиц, работающих по найму. Ее главной целью является содействие стимулированию результатов трудовой деятельности, профессиональной и территориальной мобильности населения, сокращение необоснованно высокой в настоящее время дифференциации размеров оплаты труда, восстановление и поддержание роли минимальной оплаты труда в качестве законодательной гарантии защиты работников наемного труда. Мероприятия данного аспекта социальной политики делятся на две группы: а) в области оплаты труда во внебюджетном секторе экономики; б) в области оплаты труда в бюджетной сфере. В первую группу мер входят: обеспечение функционирования системы гарантий минимальных уровней заработной платы для работников в зависимости от их квалификации на основе коллективных тарифных договоров и соглашений между работодателями и работниками на всех уровнях социального партнерства; осуществление регулирующего воздействия государства на оплату труда руководителей государственных, казенных и муниципальных организаций, а также организаций со смешанной формой собственности. Во вторую: уточнение Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в органической увязке с механизмом надбавок и доплат, дополнительным стимулированием труда высококвалифицированных работников, построенном с учетом надбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую   результативность труда; проведение повышения ставок заработной платы работников бюджетной сферы не только в зависимости от темпов роста потребительских цен, но и< с учетом динамики заработной платы во внебюджетном секторе экономики. 
Решая вопрос о минимальной заработной плате работников обеих сфер национальной экономики, государство исходит из того, чтобы ее размер в максимально возможной в данное время мере, был приближен к величине прожиточного минимума трудоспособного человека. При этом используется такой общепринятый в мировой практике социальный стандарт как минимальная часовая оплата труда.

В процессе государственного регулирования оплаты труда наемных работников активно используются: налоги, механизм социального партнерства и система договоренностей между предпринимателями и наемными работниками, государственные гарантии минимальной оплаты труда и использование механизма строгой ответственности всех субъектов трудовых отношений за нарушения трудового законодательства.

Политика в сфере общественного  благосостояния предусматривает: а) разработку и использование как важного инструмента социальной политики минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и механизма социальной защиты населения от инфляции. Семьи, в которых среднедушевой доход, меньше прожиточного минимума должны быть объектом первоочередной помощи со стороны местных и государственных органов. Минимальный потребительский бюджет определяется как набор различных товаров, услуг и других благ, необходимых человеку для существования. Он должен гарантировать не просто минимум средств существования, а возможность роста и совершенствования, определенную свободу потребительского выбора. В механизм социальной защиты населения входит также индексация доходов; б) поддержку со стороны государства нерыночного сектора национальной экономики, т.е. тех отраслей и видов деятельности, которые в принципе не могут ориентироваться на коммерческие критерии. К ним относятся: большая часть здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры и искусства, охраны природы, фундаментальная наука и т.д. Отрасли и виды деятельности, входящие в нерыночный сектор, играют чрезвычайно важную роль в жизни общества, так как именно здесь создается   научный, духовный и культурный потенциал для его будущего, сохраняются исторические и нравственные традиции народов, населяющих нашу страну.

Основное содержание политики в области труда и занятости  составляют мероприятия по созданию новых рабочих мест, обеспечению функционирования служб и Фонда содействия занятости, выплаты пособий по безработице, организации оплаты общественных работ для временно незанятых, разработке программ создания, сохранения и развития рабочих мест. Данное направление социальной политики занимает в ней особое место, так как выступает в роли «связующего звена» между собственно экономической и социальной политикой. Указанная роль проявляется в том, что экономическая политика, направленная на эффективное развитие производства, определяет объем и структуру занятости. В свою очередь социальная политика с позиций принципа социальной справедливости обеспечивает соблюдение определенных гарантий для каждого члена общества (право на труд, образование, социальное страхование, бесплатное медицинское обслуживание, поддержка экономически слабых групп населения и т.п.).

Политика в сфере занятости  оказывает существенное влияние на политику в сфере благосостояния, поскольку она определяет: а) объем и структуру доходов семьи; б) количество и состав социально незащищенных групп населения; в) объем и структуру потребления социальных благ и услуг, распределяемых через экономические институты и общественные организации, функционирующие по месту работы.

Политика по поддержке  социально незащищенных групп населения предусматривает: 

1.       Постоянное совершенствование пенсионной системы на основе: а) обеспечения соответствия размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсионера; б) периодической индексации пенсий с учетом роста потребительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране; в) использования механизма осовременивания заработка для начисления и пересчета пенсий, позволяющего более объективно учитывать трудовой вклад каждого работника; г) содействие развитию негосударственных пенсионных фондов;

2.       Развитие системы социальной защиты населения (социального обслуживания семьи и детей, престарелых и инвалидов; выплаты социальных пособий, стипендий, компенсаций; социальной поддержки граждан,   уволенных с государственной службы); 

3.       Обеспечение функционирования системы социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи (создание необходимых условий для реализации семьей ее важнейших функций: экономической, воспроизводственной, культурно-психологической, а также повышение качества жизни семей; предоставление всех возможностей для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни, строгое соблюдение прав детей и молодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

Политика в отношении  отраслей социальной инфраструктуры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на: создание возможностей для полноценной государственной поддержки гуманитарной сферы; своевременное выделение в полном объеме бюджетных ассигнований на всех уровнях хозяйственной системы страны; приоритетное выделение средств на реализацию федеральных целевых программ образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения и куль­туры, укрепление их материально-технической базы; расширение жилищного строительства; совершенствование коммунального хозяйства.

Все перечисленные аспекты  социальной политики государства могут  быть воплощены в практической деятельности общества по регулированию происходящих в нем процессов, с помощью особого механизма решения социальных проблем, важным структурным элементом которого является стратегическое планирование.

Народное благосостояние является одним из ключевых объектов стратегического планирования. Содержание этой категории раскрывается через такие понятия как: «условия жизни», «уровень жизни», «качество жизни».

Под «условиями жизни» понимают наиболее непосредственные объективные  обстоятельства жизнедеятельности населения (занятость, оплата труда и доходы, формы расселения, характер жилища, имущественная обеспеченность семей; развитие системы социальных выплат и отраслей социальной сферы).  «Уровень жизни» — это обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духов­ными благами, достигнутый уровень их потребления и сте­пень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Информация о работе Конкретные методы предплановых исследований