Конкретные методы предплановых исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:17, контрольная работа

Описание работы

Для обоснования плановых решений используется совокупность методов предплановых исследований. Предплановые исследования – прогнозно-аналитическая основа плановых решений, предназначенная для обоснования проектов планов. Задача предплановых исследований (разработок) состоит в выявлении сложившихся тенденций развития, оценке уровня удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения, определении новых потребностей, оценке возможностей науки и техники, объединении усилий науки и производства в достижении намеченных на перспективу социально-экономических целей. Предплановые исследования проводятся на основе долгосрочных и среднесрочных научно-технических, демографических, социально-экономических прогнозов.

Содержание работы

1. Конкретные методы предплановых исследований.
2. Планирование и прогнозирование социальной политики. Принципы и цели социальной политики.

Файлы: 1 файл

кр планирование.docx

— 62.30 Кб (Скачать файл)

«Качество жизни» — это  понятие, характеризующее, с одной  стороны, самого субъекта общественной жизни и потребностей — человека (например, продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья, образования, культурного и интеллектуального потенциала), а с другой, комфортность, удобство жизненных условий, состояние среды обитания людей.

Задачи стратегического  планирования уровня жизни определяются целями социальной политики. Хотя, и это следует иметь ввиду, результаты такой процедуры планирования, как прогнозирование социального развития страны, учитываются в процессе формирования стратегии и тактики социальной политики. Главная задача стратегического планирования уровня жизни состоит в том, чтобы по крайней мере не допускать в ближайшей перспективе падения жизненного уровня населения по сравнению с уже достигнутым, а в дальнейшем, создать необходимые предпосылки для роста народного благосостояния, повышении качества жизни. Локальные же задачи — являются производными от главной, подчиненными ей и, вместе с тем, они отражают особенности деятельности государства по регулированию отдельных аспектов народного благосостояния.

Стратегическое планирование уровня жизни в Российской Федерации осуществляется в настоящее время в форме разработки соответствующих разделов прогнозов социально-экономического развития страны, комплексных программ Правительства РФ по развитию национальной экономики, а также федеральных целевых комплексных программ, предусматривающих решение узловых проблем, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.

В процессе разработки прогнозов уровня жизни, комплексных и локальных федеральных целевых программ используется целая система показателей, состоящая из трех групп.

В первую группу входят синтетические  показатели уровня жизни.  
К ним относят: 

  1. показатели, характеризующие уровень удовлетворения потребностей, связанных с поддержанием жизни (коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста населения в целом и его отдельных социальных групп; 
  2. показатели уровня удовлетворения потребностей по сохранению и защите здоровья    (смертность, продолжительность жизни, заболеваемость; 
  3. показатели удовлетворения потребностей населения в труде (занятость экономически активного населения, продолжительность рабочей недели, уровень безработицы и ее структура, доля неквалифицированного и тяжелого труда и т.д.); 
  4. показатели, характеризующие удовлетворение потребностей в развитии личности   российских граждан (численность населения имеющего различные уровни образования, доля времени на культурную деятельность в структуре свободного времени, доля средств расходуемых на образование и культуру в федеральном бюджете, в совокупных расходах населения);
  5. показатели, характеризующие состояние окружающей среды;
  6. показатели уровня и качества обеспеченности жильем (общая площадь жилья в расчете на 1 человека, число членов семьи на одно жилое помещение, федеральные стандарты социальной нормы площади жилья);
  7. душевые показатели: производство ВВП, ВНП, НД; общих и конечных доходов домашних хозяйств; фактического конечного потребления домашних хозяйств материальных товаров и нематериальных услуг, расходов домашних хозяйств на конечное потребление материальных товаров, фактического конечного потребления домашними хозяйствами материальных товаров).

Во вторую группу входят натуральные показатели, измеряющие объемы потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, прожиточный минимум, число перевезенных пассажиров различными видами транспорта и т.д.).

Третью группу составляют показатели, выражающие пропорции и  структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов и потребление и др.).

В условиях рыночного хозяйства  уровень жизни населения зависит от объема доходов, получаемых им за работу по найму, от коммерческой деятельности, от собственности, от работы в семейном хозяйстве, а также социальных выплат из федерального и местного бюджетов. 
Все доходы получаемые населением страны могут быть охарактеризованы следующими тремя важными категориями:

а) номинальные доходы;

б) реальные доходы;

в) реально используемые (конечные) доходы.

Под номинальными доходами понимают ту часть ВВП, ВНП или  НД на которую население имеет право в результате осуществления каких-либо видов деятельности, приносящих доход, а также причитающиеся ему доходы в форме государственных трансфертов (пенсии, стипендии, проценты по государственному долгу), социальных трансфертов (выплаты из фондов социального страхования), трансфертов между организациями (одни фирмы получают дивиденды от других фирм), некоммерческих трансфертов (спонсорские отчисления). Они включают в себя совокупность денежных, натуральных и косвенных доходов населения. Таким образом, в состав номинальных доходов включаются:

а) денежные доходы, получаемые населением от государственных, общественных, кооперативных, частных предприятий, учреждений, организаций и фермерских хозяйств (доходы, облагаемые налогами, показываются в суммах до вычета налогов). Общая сумма номинальных денежных доходов населения за отчетный год определяется на основе данных бюджетных обследований, проводимых Госкомстатом России, отчетных балансов денежных доходов и расходов населения, а на перспективу — на основе укрупненных расчетов прогнозного баланса денежных доходов и расходов населения и оценок экспертов;

б) натуральные доходы, получаемые от семейного хозяйства, фермерского хозяйства, от предприятий и организаций различных форм собственности. Они определяются по данным СНС (системы национальных счетов) отчетных и прогнозных расчетов показателей межотраслевого баланса производства и распределения продукции и услуг (отчетного и прогнозного);

в)  косвенные доходы населения, получаемые в процессе использования услуг, предоставляемых бесплатно учреждениями социальной инфраструктуры (сферы), обслуживающих население. Их уровень рассчитывается на основе данных отчетного и прогнозного федерального бюджетов.

При расчетах номинальных  доходов населения необходимо иметь  в виду то обстоятельство, что номинальные доходы одних групп населения частично формируются за счет других групп населения, поскольку оно выплачивает налоги и обязательные платежи и оплачивает стоимость платных услуг, предоставляемых физическими лицами и организациями, предприятиями, учреждениями социальной сферы.

Реальные доходы населения  определяются путем вычета из номинальных доходов сумм, уплаченных населением в виде налогов, других обязательных платежей и оплаты услуг. При этом учитывается индекс цен в отчетном либо прогнозируемом периодах (уровень инфляции).

Реально используемые (конечные) доходы представляют собой ту часть  реальных доходов населения, которая используется непосредственно на приобретение материальных благ и получении многообразных услуг. Таким образом, в объем реально используемых (конечных) доходов населения не входят денежные сбережения, взносы в общественные организации, суммы, израсходованные в порядке спонсорства, а также сокращение сальдо задолженности населения государству, предприятиям, финансовой системы по полученным у них кредитам.

Принципиальная схема  формирования договоров населения имеет следующий вид:

    1. Номинальные доходы:
    • денежные доходы;
    • натуральные доходы;
    • материальные затраты учреждений, бесплатно обслуживающих население.

Вычесть:

    • оплату услуг;
    • обязательные платежи и налоги.

Равно: II. Реальные доходы населения

Вычесть:

    • добровольные платежи и взносы;
    • прирост сбережений;
    • сокращение задолженности населения за товары,
    • имущество, купленные в кредит.

Равно: III. Конечные (реально  используемые) доходы.

Индекс цен и тарифов

IV. Конечные (реально используемые) доходы в сопоставимых ценах и тарифах, всего: в т.ч.:

    • на душу населения;
    • индекс роста (падения) доходов.

 

Большое значение в регулировании уровня жизни имеет прогнозирование уровня доходов населения в определенный момент будущего. Расчеты могут осуществляться двумя методами.

Первый — основан на использовании в расчетах прогнозных значений объема ВНП и его структуры. Сначала определяется величина лично располагаемого дохода населения (ЛРД). Расчет ведется по следующей формуле:

ЛРДt+n = ВНП t+n - А t+n  -  НПКо t+n  + ТП t+n   - Н t+n       

где:

ВНП — валовой национальный продукт;

А — амортизация;

НПКо — нераспределенная прибыль коммерческих организаций;

ТП — трансфертные платежи (выплаты по социальному стра­хованию, пособия по безработице, выплаты инвалидам и т.д.);

Н — налоги;

t+n — год прогнозируемого периода.

Если из полученной суммы  ЛРД вычесть сбережения, то можно  получить представление о величине доходов населения, которые могут  быть использованы на потребление материальных благ и услуг.

Второй метод базируется на прогнозных значениях объема и  структуры национального дохода, являющегося важнейшим элементом ВНП. Для определения величины национального дохода (НД) необходимо вычесть амортизацию и косвенные налоги, т.е.: НД = ВНП — А — КН. При этом берется во внимание то обстоятельство, что национальный доход имеет следующую структуру:

 НД = Фп + Фн + Фр (где: Фп — фонд потребления, Фн — фонд накопления и Фр — фонд резервов).

В этом случае логика прогнозирования доходов населения в любом году перспективного периода может иметь следующий вид:

I. Национальный доход  в прогнозируемом периоде (определяется  по прогнозным таблицам СНС,  МОЕ (межотраслевого баланса)).

II.  Фонд потребления  в национальном доходе (по прогнозным  таблицам СНС и МОБ)

          прибавить:

  • платные услуги;
  • накопление в домашних хозяйствах;

вычесть:

  • износ жилищного фонда;
  • материальные затраты учреждений науки и управ­ления;

равно = III. Потенциальные ресурсы для потребления населением.

вычесть — IV. Конечные (реально используемые) доходы населения в базисном году.

равно = V. Общий прирост ресурсов потребления.

вычесть — VI. Ресурсы, обеспечивающие сохранение стабильного уровня жизни (учет влияния роста числен­ности населения, стипендиатов и пенсионеров, изменение структуры занятости и т.д.).

равно = VII. Ресурсы, обеспечивающие рост реальных доходов

населения.

VIIа. Использование ресурсов:

а)       на повышение  фонда оплаты труда, всего в т.ч.

— повышение минимального уровня оплаты труда;

— повышение среднего уровня оплаты труда;

— снижение налогового бремени

б)      на увеличении объема трансфертных платежей:,

— повышение уровня пенсий;

— увеличение других выплат.

Расчеты реальных доходов  населения в прогнозируемом периоде могут осуществляться по такой схеме:

  1. Денежные доходы — всего в т.ч.:

— заработная плата;

—  доходы от собственности;

—  поступления из финансовой системы;

—  пенсии и пособия;

—  стипендии;

—  другие доходы;

2. Денежные доходы не реализуемые на приобретение товаров и услуг, всего

в т.ч.:

— налоги, сборы и другие обязательные платежи;

— взносы в общественные организации;

— приобретение лотерейных билетов;

— приобретение ценных бумаг;

—  выплата процентов  за кредит;

— другие нетоварные расходы.

3.  Изменение сбережений  у населения.

4.  Денежные доходы, реализуемые  на приобретение товаров (1 - 2 ±  3).

5.  Натуральные доходы  от домашних хозяйств, ферм, от предприятий и организаций:

6.  Материальное потребление в сфере общественного обслуживания.

7.  Выигрыш или проигрыш  населения от динамики цен.

8.  Конечные (реально используемые) доходы — (4 + 5 + 6 ±7).

9.  Численность населения — млн. чел.

10.Реальные доходы на  душу населения — руб.

11.Динамика реальных доходов:

+ рост реальных доходов  (в %)

— падение уровня реальных доходов (в %).

В связи с тем, что в  общей сумме доходов населения, подавляющая часть приходится на оплату работников наемного труда большое значение имеют расчеты реальной заработной платы. Они ведутся по следующей принципиальной схеме:

Информация о работе Конкретные методы предплановых исследований