Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:12, курсовая работа
В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.
Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
Введение………………………………………………………………..…3
Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции……………………..……...6
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции………….…….6
1.2 Виды конкуренции…………………………………………….…11
1.3 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции….13
Глава 2. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики…………16
2.1 Текущее состояние антимонопольного регулирования ……....16
2.2 Направления совершенствования антимонопольного регулирования……………………………………………………….………….20
2.3 Усиление ответственности за нарушение антимонопольного законодательства…………………………………………………………….…24
Заключение…………………………………………………………..…26
Список литературы………………………………………………..…...28
на тему: Конкуренция, ее виды и функции в рыночной экономике
Выкса
2013 г
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции……………………..……...6
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции………….…….6
1.2 Виды конкуренции…………………………………………….…
1.3 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции….13
Глава 2. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики…………16
2.1 Текущее состояние антимонопольного регулирования ……....16
2.2 Направления совершенствования
антимонопольного регулирования……………………………………………
2.3 Усиление ответственности за
нарушение антимонопольного законодательства……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………..
Введение
В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.
Рыночный
характер экономических отношений
означает свободу выбора для покупателя
и продавца. Механизм рынка действует
через соотношение спроса и предложения,
что предполагает необходимую подвижность
цен, конкуренцию товаров и, значит,
товаропроизводителей. Конкуренция
– это неотъемлемая частью рыночной
среды, необходимое условие развития
предпринимательской
Конкуренция
возникла одновременно с товарным производством,
однако лишь при капитализме она
превратилась в главный рычаг
рыночного регулирования
Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны. Позитивное влияние конкуренции на экономику заключается в следующем:
- она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. Благодаря конкурентной борьбе вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;
- она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;
- в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.
К числу негативных сторон можно отнести:
- придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;
- ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;
- ее следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.
В годы плановой
экономики в нашей стране конкуренция
не играла той роли, которая ей отводится
при рыночных методах хозяйствования.
С точки зрения организации плановой
экономики концентрация производства
в монополиях считалась наиболее
эффективным способом хозяйствования,
а конкуренция - источником хаоса
и кризисов перепроизводства. Благодаря
этому российская экономика превратилась
не только в систему
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла.
Чем ожесточеннее
конкуренция на внутреннем рынке, тем
лучше национальные фирмы оказываются
подготовленными к борьбе за рынки
за рубежом, и тем в более выгодном
положении оказываются
Поддержание
конкурентной среды в РФ, как и
во всех развитых странах в настоящее
время, стало важной задачей государственного
регулирования экономики. А значит,
изучение конкуренции, ее роль в развитии
рыночных отношений является в настоящий
момент важнейшей задачей
Целью данной работы является анализ конкуренции и выявление ее роли в рыночной экономике России.
Предметом курсовой работы является рассмотрение конкуренции в хозяйственной жизни страны.
Объектом выступает конкуренция.
Задачами данной работы выступают следующие:
Обозначить
понятие и условия
Изучить виды конкуренции;
Рассмотреть
антимонопольное
В качестве методологической основы работы выступают постановления Правительства, федеральные законы.
Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции
Конкуренция
– это соперничество, экономическая
борьба, состязательность между продавцами-
Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой» [1. C.33].
Конкуренция означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации(купли и продажи) товаров.
В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими условиями:
Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг – продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязывать свою (выгодную для них) цену.
Конкуренция – двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранение, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширить ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот факт позволили лауреату Нобелевской премии (1974) Фридриху фон Хайеку сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и сто именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношения к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.
Но конкуренция далека
от идиллии. Во все времена
глубинные корни конкурентных
отношений состояли в
Рисунок 1 Экономические последствия совершенной конкуренции
По Смиту, сущность конкурентного поведения производителей составляло «честное» - соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в современно трактовке понятия конкуренции. Йозеф Шумпетер утверждал, что, по крайней мере, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.
Конкуренция как экономический процесс может быть представлена в виде совокупности определенны действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательнее воспроизводственные процессы:
Сущность конкуренции
Уровень конкурентной борьбы во много зависит от « жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:
Для выявления природы и оценки интенсивности конкуренция в западной экономической литературе используется теория английского ученого. Авторитета в области конкуренции, М.Е. Портера, известная под названием «модель пяти сил конкуренции», согласно которой выделяются пять конкурентных сил.
Модель пяти сил конкуренции М.Е. Портера является концептуальным средством для формирования и диагностики принципиальных структурных схем конкурентных сил. Использование этой модели – действительно простой путь к пониманию сложной проблемы.
Информация о работе Конкуренция, ее виды и функции в рыночной экономике