Конкуренция, ее виды и функции в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.
Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…3
Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции……………………..……...6
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции………….…….6
1.2 Виды конкуренции…………………………………………….…11
1.3 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции….13
Глава 2. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики…………16
2.1 Текущее состояние антимонопольного регулирования ……....16
2.2 Направления совершенствования антимонопольного регулирования……………………………………………………….………….20
2.3 Усиление ответственности за нарушение антимонопольного законодательства…………………………………………………………….…24
Заключение…………………………………………………………..…26
Список литературы………………………………………………..…...28

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 55.27 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение  высшего  профессионального образования

Нижегородский государственный университет  им. Н.И. Лобачевского

Выксунский филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа.

 

 

по дисциплине:  микроэкономика

 

на тему: Конкуренция, ее виды и функции в рыночной экономике

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Выполнил:   Окунцова Л.С.

 

                                                          Группа № 4-Б31ЭК1/19  

                                                       

 

 

 

                                                                     Проверил:   Былинская А.А.

 

 

Выкса

2013 г

 

Содержание

Введение………………………………………………………………..…3

         Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции……………………..……...6

           1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции………….…….6

            1.2  Виды конкуренции…………………………………………….…11

  1.3 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции….13

Глава 2. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики…………16

  2.1  Текущее состояние антимонопольного регулирования ……....16

  2.2 Направления совершенствования антимонопольного регулирования……………………………………………………….………….20

  2.3  Усиление ответственности за нарушение антимонопольного законодательства…………………………………………………………….…24

          Заключение…………………………………………………………..…26

          Список литературы………………………………………………..…...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В системе  рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические  проблемы общества.

Рыночный  характер экономических отношений  означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует  через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность  цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция  – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она  превратилась в главный рычаг  рыночного регулирования общественного  производства.

Конкуренция одновременно имеет и положительные  и отрицательные стороны. Позитивное влияние конкуренции на экономику заключается в следующем:

- она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. Благодаря конкурентной борьбе вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

- она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев ведет к их снижению;

- в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

 

К числу  негативных сторон можно отнести:

- придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

- ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;

- ее следствием может быть перепроизводство товаров и недогрузка мощностей в периоды производственных спадов.

В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция  не играла той роли, которая ей отводится  при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса  и кризисов перепроизводства. Благодаря  этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму  гигантских промышленных натуральных  хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В  конечном счете, всё это привело  к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому  технологическому отставанию от передовых  научно-технических разработок.

С переходом  России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической  жизни общества значительно возросла.

Чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем  лучше национальные фирмы оказываются  подготовленными к борьбе за рынки  за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители  на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная  продукция должна иметь такие  потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной  продукции других конкурентов.

Поддержание конкурентной среды в РФ, как и  во всех развитых странах в настоящее  время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий  момент важнейшей задачей экономических  исследований в нашей стране.

Целью данной работы является анализ конкуренции  и выявление ее роли в рыночной экономике России.

Предметом курсовой работы является рассмотрение конкуренции в хозяйственной  жизни страны.

Объектом  выступает конкуренция.

Задачами  данной работы выступают следующие:

Обозначить  понятие и условия возникновения  конкуренции;

Изучить виды конкуренции;

Рассмотреть антимонопольное законодательство и государственное регулирование  экономики.

В качестве методологической основы работы выступают  постановления Правительства, федеральные  законы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции

              1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции

Конкуренция – это соперничество, экономическая  борьба, состязательность между продавцами-производителями  за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую  выгоду.

Конкурентная  борьба способствует эффективному использованию  ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила  им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой» [1. C.33].

    Конкуренция означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации(купли и продажи) товаров.

В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается  следующими условиями:

  1. Наличием множества равноправных рыночных субъектов;
  2. Полной экономической обособленностью каждого из них;
  3. Зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
  4. Противоборством со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Конкурентная борьба за экономическое  процветание и выживание есть экономический закон рыночного  хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать  свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг – продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязывать свою (выгодную для них) цену.

    Конкуренция – двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранение, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширить ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот факт позволили лауреату Нобелевской премии (1974) Фридриху фон Хайеку сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и сто именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношения к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.

    Но конкуренция далека  от идиллии. Во все времена  глубинные корни конкурентных  отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условию существования. В результате этой борьбы были не только победители – счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д. (см. рисунок 1)

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Рисунок 1 Экономические последствия совершенной конкуренции

 

    По Смиту, сущность конкурентного поведения производителей составляло «честное» - соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в современно трактовке понятия конкуренции. Йозеф Шумпетер утверждал, что, по крайней мере, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.

     Конкуренция как экономический процесс может быть представлена в виде совокупности определенны действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательнее воспроизводственные процессы:

  • Формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;
  • Организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;
  • Создание конкурентоспособности продукции;
  • Сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;
  • Создание за прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства.

Сущность конкуренции проявляется  в ее функциях, среди которых:

  • Нацеленность производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
  • Стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее выживание производителей;
  • Дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи – разоряются);
  • Давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
  • Ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);
  • Стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.

     Уровень конкурентной борьбы во много зависит от « жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:

  1. Внедрения, освоения продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;
  2. Роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;
  3. Зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижения цен;
  4. Старения – заключительная фаза. В этот период спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.

     Для выявления природы и оценки интенсивности конкуренция в западной экономической литературе используется теория английского ученого. Авторитета в области конкуренции, М.Е. Портера, известная под названием «модель пяти сил конкуренции», согласно которой выделяются пять конкурентных сил.

  1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.
  2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены.
  3. Угроза появления новых конкурентов.
  4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков.
  5. Экономические возможности и торговые способности покупателей.

Модель пяти сил конкуренции  М.Е. Портера является концептуальным средством для формирования и  диагностики принципиальных структурных схем конкурентных сил. Использование этой модели – действительно простой путь к пониманию сложной проблемы.

Информация о работе Конкуренция, ее виды и функции в рыночной экономике