Конкуренция, ее виды и функции в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.
Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…3
Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции……………………..……...6
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции………….…….6
1.2 Виды конкуренции…………………………………………….…11
1.3 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции….13
Глава 2. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики…………16
2.1 Текущее состояние антимонопольного регулирования ……....16
2.2 Направления совершенствования антимонопольного регулирования……………………………………………………….………….20
2.3 Усиление ответственности за нарушение антимонопольного законодательства…………………………………………………………….…24
Заключение…………………………………………………………..…26
Список литературы………………………………………………..…...28

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 55.27 Кб (Скачать файл)

К первой категории относятся нарушения  антимонопольного законодательства, которые  ограничивают или могут ограничить конкуренцию. Это правонарушения, наносящие  вред конкурентной среде отдельного рынка (рынков) и которые затрагивают неопределенный круг лиц, ведущих  хозяйственную деятельность на таких рынках.  За  правонарушения, относящиеся к данной категории, должна быть установлена повышенная ответственность, вплоть до уголовной.

Ко второй категории правонарушений относятся нарушения, не влекущие столь  общественно-опасных последствий  и связанные исключительно с  отдельным фактом ущемления доминирующим субъектом конкретного потребителя (контрагента). Они составляют существенную часть нагрузки антимонопольного органа – больше половины всех рассматриваемых  ФАС России дел.

Многие нарушения порядка доступа  к объектам инфраструктуры естественных монополий (например, нарушение сроков подключения к электрическим  сетям неконкурирующего хозяйствующего субъекта или лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность) относятся к такого рода делам.

Они являются типовыми, не требуют  проведения детального анализа рынка, могут быть разрешены по формальным признакам и гораздо более  оперативно, чем дела, в рамках которых  требуется детальное исследование состояния конкуренции.

Таким образом, для дел о нарушениях, не связанных с возможностью ограничения  конкуренции, должен быть установлен упрощенный порядок и сокращенные сроки  производства.

Кроме того, целесообразно предусмотреть  менее значительные   штрафы, дополненные  возможностью дисквалификации должностных  лиц виновного в нарушении  хозяйствующего субъекта, а также  мерами воздействия в рамках системы  тарифного регулирования.

Данные меры позволят антимонопольному органу более оперативно и эффективно рассматривать дела по защите прав потребителей услуг естественных монополий.

Необходимо отдельно подчеркнуть  нецелесообразность использования  по делам данной категории так  называемого «оборотного» штрафа. Наложение  санкции, кратной обороту компании на определенном рынке – адекватная реакция на вред, причиняемый этому  рынку, но неоправданная в ситуации, когда угроза для рынка отсутствует. Расчет и последующее длительное обжалование такого штрафа затягивает исполнение предписания антимонопольного органа и процесс подключения  потребителя к инфраструктуре. Затраты  на выплату штрафа в конечном итоге  также ложится на плечи потребителя (поскольку субъект естественной монополии компенсирует понесенные расходы на его уплату через включение  суммы штрафа в инвестиционную программу, тариф на услуги).

Схожая правовая и экономическая  природа данных нарушений и нарушений  законодательства о защите прав потребителей делает целесообразным выработку единого  подхода к их установлению и пресечению.

В-третьих, следует пересмотреть подход к осуществлению контроля экономической  концентрации. Необходимо сократить  количество рассматриваемых антимонопольным  органом сделок, не влияющих на состояние  конкурентной среды. Это позволит повысить качество рассмотрения сделок, которые  могут повлечь ограничение конкуренции  путем возникновения или усиления доминирующего положения. Для этого  необходимо отменить обязанность согласования сделок, совершаемых внутри одной  группы лиц и увеличить пороговые  значения стоимости активов для  согласования сделок.

Кроме того, необходимо поставить  вопрос о поиске альтернативных стоимости  активов предприятия критериев, исходя из того, что подобные критерии должны отражать наличие влияния  компании на рынок.

В-четвертых, следует уточнить ряд  составов правонарушений, в том числе: 

-  пересмотреть перечень деяний, запрещенных per se (как таковые). Так, сейчас, безусловно запрещены «дискриминационные условия». Однако нестандартные практики договорной работы почти всегда возникают в отраслях с высокими постоянными издержками (например, именно это обусловливает наличие сложных практик расчета тарифа при осуществлении авиаперевозок) и являются эффективными для конечных потребителей. Запрет на подобного рода действия должен вводиться только после исследования роли и значения подобных торговых практик для функционирования рынка;

- уточнить критерии определения  монопольно высокой и монопольно  низкой цены во избежание превращения  антимонопольного регулирования  в ценовое;

         -  изменить порядок квалификации антиконкурентных соглашений и согласованных действий с учетом необходимости оценки комплекса факторов, характеризующих возможность хозяйствующих субъектов ограничивать конкуренцию на рынке посредством осуществления согласованных действий;

- расширить законодательные критерии  допустимости «вертикальных соглашений». 

В-пятых, необходимо проанализировать и усовершенствовать практику применения антимонопольным органом предусмотренных законодательством мер структурного характера.

В-шестых, необходимо повысить транспарентность решений ФАС России. Все решения и предписания по делам о нарушениях антимонопольного законодательства и рассмотрения сделок по экономической концентрации,  результаты анализа состояния конкуренции товарного рынка должны оперативно публиковаться на сайте антимонопольного органа.  [5, C.23]

 

 

 2.3 Усиление ответственности за нарушение антимонопольного законодательства

Действенность антимонопольного регулирования  во многом обусловлена мерами ответственности  за нарушение антимонопольного законодательства и эффективностью их применения. Так, административная ответственность  в виде штрафов, рассчитываемых от выручки  организаций, существенно увеличила  силу воздействия решений антимонопольного органа на конкурентную среду.

Усиление ответственности за совершение действий, ограничивающих конкуренцию, а также организации взаимодействия антимонопольного и правоохранительных органов будет способствовать не только эффективному пресечению, но и  профилактике правонарушений в этой сфере.

Вместе с тем необходимо учитывать, что чрезмерное ужесточение антимонопольного регулирования, напротив, может оказать  отрицательное  воздействие на состояние  конкурентной среды, снижая стимулы  для предпринимательской деятельности и ограничивая эффективные для  экономического развития деловые практики. 

В целях совершенствования системы  ответственности за нарушения антимонопольного законодательства необходимо реализовать  следующие меры.

Во-первых, внесение изменений в  статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, уточняющих перечень составов уголовно наказуемых деяний, ограничивающих конкуренцию, и условия привлечения виновных лиц к такой ответственности.   Критериями отнесения деяний к уголовно наказуемым должны стать их степень общественной опасности и размер нанесенного ущерба или полученного дохода в результате их совершения;

Во-вторых, внесение изменений в  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменений, предусматривающих:

  • включение в перечень лиц, в отношении которых может применяться административное наказание в виде дисквалификации, государственных и муниципальных служащих, а также должностных лиц субъектов естественных монополий;
  • процессуальное закрепление порядка освобождения от административной ответственности в случае добровольного сообщения о совершенном правонарушении.

В-третьих, улучшение взаимодействия с правоохранительными  органами путем определения в законодательстве правил взаимодействия антимонопольных органов и органов охраны правопорядка для выявления картельных соглашений.  [5, C.27]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя итог вышесказанному, можно сделать  следующие выводы:

Конкуренция - это сложное многогранное явление. Существует множество её видов. Этот элемент экономики следует оценивать  как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.

Роль  конкуренции на рынке:

– конкуренция  способствует установлению равновесной  цены, уравнению спроса и предложения.

– конкуренция  поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг.

– конкуренция  стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства.

За последние  десятилетия усиление конкуренции  отмечено фактически во всем мире. Еще  не так давно она отсутствовала  во многих странах и отраслях. Рынки  были защищены и доминирующие позиции  на них были четко определены. И  даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.

Когда мы ассоциируем конкуренцию с развивающейся  экономикой, мы часто забываем, как  много изменений произошло в  государствах, занимающих ведущие позиции  в мировой экономике. Распад картелей и мощных экономических блоков, с  одной стороны, и усиление конкуренции  с другой, связаны с известным  экономическим рывком Германии и  Японии после второй мировой войны. Наиболее конкурентоспособные сегодня  отрасли экономики Японии, такие  как электроника и машиностроение, развились благодаря усилению внутренней конкуренции. В то же время развитие большой части экономики этой страны, в частности химической промышленности, розничной торговли и сферы финансовых услуг, сдерживается ограничениями конкуренции.

Можно назвать  очень немногие области экономики, которые сегодня в состоянии  противостоять влиянию конкуренции  и рынка. Ни одна страна и ни одна компания не могут позволить себе игнорировать объективную необходимость  конкуренции. Они должны постараться  понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.

 Проблемы  монополизации хозяйственной жизни,  конкуренция на товарных рынках  привлекают сегодня пристальное  внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

Антимонопольное регулирование - важнейшая составная  часть экономической политики государства  во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная  деятельность, осуществляемая на основании  и в пределах, допускаемых действующим  законодательством, по установлению и  реализации правил ведения экономической  деятельности на товарных рынках с  целью защиты добросовестной конкуренции  и обеспечения эффективности  рыночных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. – М., 1999;
  2. Экономическая теория, под редакцией Г.П.Журавлевой. – М.,2012;
  3. Авдашева С.Б. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта ,Экономический журнал ВШЭ. - 2007. - N 1. – 2007;
  4. Носова С.С., Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005;
  5. http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/competition/doc091228_1644

 

 


Информация о работе Конкуренция, ее виды и функции в рыночной экономике