Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:12, курсовая работа
В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества.
Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция – это неотъемлемая частью рыночной среды, необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
Введение………………………………………………………………..…3
Глава 1. Конкуренция. Виды конкуренции……………………..……...6
1.1 Понятие и условия возникновения конкуренции………….…….6
1.2 Виды конкуренции…………………………………………….…11
1.3 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции….13
Глава 2. Конкуренция в экономике России. Антимонопольное законодательство и государственное регулирование экономики…………16
2.1 Текущее состояние антимонопольного регулирования ……....16
2.2 Направления совершенствования антимонопольного регулирования……………………………………………………….………….20
2.3 Усиление ответственности за нарушение антимонопольного законодательства…………………………………………………………….…24
Заключение…………………………………………………………..…26
Список литературы………………………………………………..…...28
Пять сил конкуренции
1.2 Виды конкуренции
Конкуренцию можно разделить по трем признакам:
По методам
осуществления конкуренцию
Неценовая
конкуренция основана на предложении
товаров более высокого качества,
с большей надежностью и
По отраслевой принадлежности различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию:
- внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли;
- межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
Совершенная конкуренция - это свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. В условиях монополистической конкуренции количество фирм 25-70. Каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе - товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько отличается от товаров той же группы, выпускаемых другими фирмами. Это, как правило, товары или услуги одного назначения - прохладительные напитки, лекарства, бензин разных марок и т.п. Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслуживанием и т.п. и почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом
Несовершенная конкуренция
- конкуренция в условиях, когда отдельные
производители имеют возможность контролировать
цены на продукцию, которую они производят. Монополистическая конкуренция, олигополия и моно
1.3 Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции
Взаимодействие между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка.
По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка.
Рис. 1 – Виды конкуренции
В условиях чистой (совершенной) конкуренции существует очень большое количество фирм, производящих стандартизированный продукт. Новые фирмы легко могут войти в отрасль.
На другом полюсе – чистая монополия- это модель рынка, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги (местная электрическая компания). Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой всю отрасль. Поскольку существует только один продукт, очевидно, что отсутствует дифференциация продукции.
Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые производят дифференцированные продукты (одежду, мебель, книги). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с монополистической конкуренцией довольно простое.
Наконец, олигополия – модель рынка, где небольшое количество продавцов и эта «немногочисленность» означает, что решение об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определения объемов производства. Продукты могут быть стандартизированы (такие, как сталь и алюминий) или дифференцированы (автомобили или компьютеры). Как правило, вступление в олигополистические отрасли дело очень сложное.
Характеристика четырех основных моделей рынка представлены в таблице 2.
Харак-терные черты |
Модель рынка | |||
Чистая конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Чистая монополия | |
Число фирм |
Очень большое число |
Много |
Несколько |
Одна |
Типы продукта |
Стандартизированный |
Дифференцированный |
Стандартизированный или дифференцированный |
Уникальный(нет заменителей) |
Контроль за ценой |
Нет |
Некоторый, но в узких рамках |
Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре |
Значительный |
Условия вступления в отрасль.
Неценовая конкуренция |
Очень легкие, без препятствий
Нет |
Сравнительно легкие
Значительный упор на рекламу, отраслевые знаки, торговые марки и т.д. |
Наличие существенных препятствий
Очень типична, особенно при дифференциации продукта |
Блокировано
Главным образом реклама, связи фирмы с общественными организациями |
Примеры |
Сельское хозяйство |
Розничная торговля, производство одежды , обуви |
Производство стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых приборов |
Местные предприятия общественного пользования |
Таблица 2. Характеристика основных моделей рынка
[4, С.99]
Глава 2. Конкуренция в экономике
России. Антимонопольное
2.1 Текущее состояние антимонопольного регулирования
Антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, оно обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение.
Вместе с тем, существуют факторы, негативно влияющие на результативность выполнения функции защиты конкуренции.
Прежде всего, к ним
относится перегруженность
Недостаточная активность органов
по защите прав потребителей, отсутствие
отраслевых регуляторов не позволяет
ставить вопрос об освобождении антимонопольного
органа от дел данной категории. Вместе
с тем, представляется неоправданным
отсутствие дифференциации в правовом
регулировании данных вопросов, и
отсутствие мер по постепенному развитию
альтернативных способов разрешения споров,
не связанных с негативными
Например, только за 2007 год ФАС России рассмотрено 1 331 дело по фактам злоупотребления доминирующим положением, 2/3 из которых зафиксированы в отношении компаний, осуществляющих естественно-монопольные виды деятельности в сфере электроэнергетики. Данные нарушения, как правило, не имеют антиконкурентной мотивации. Однако ввиду отсутствия сколько-нибудь действенной альтернативной системы защиты прав и интересов потребителей по доступу к мощностям субъектов естественных монополий (например, в рамках тарифного регулирования) единственной возможностью эффективного воздействия по-прежнему остается применение норм антимонопольного законодательства.
Также крайне распространена практика компенсации мерами антимонопольного принуждения недостаточного использования иных инструментов конкурентной политики. Так, резкий рост цен в течение 2007-2008 годов на ряд товаров, производимых крупными компаниями, привел к формулированию общественного запроса на вмешательство антимонопольного органа. В некоторых случаях в результате такого вмешательства были установлены предельные цены или обязанность компаний согласовать с ФАС России увеличение (уведомлять об увеличении) цены. Такие действия были предприняты в отношении рынков минеральных удобрений, нефтепродуктов, коксующегося угля.
Вместе с тем, на основные причины
роста цен на этих рынках (внешний
фактор роста мировых цен, несоответствие
роста внутреннего спроса и возможностей
поставщиков увеличить
Следует подчеркнуть, что регулирование
ценообразования методами антимонопольного
принуждения может привести к
существенному искажению
Несовершенная нормативно-правовая база
также является препятствием на пути
эффективного антимонопольного регулирования.
Действующий закон не всегда требует
проведения экономического анализа
рассматриваемых отношений, прогнозирования
возможных экономических
Аналогичная ситуация при определении
коллективного доминирования
Также квалификация антиконкурентных соглашений и согласованных действий осуществляется по формальным признакам правонарушения и не предусматривает оценку долей хозяйствующих субъектов, их рыночной силы и реальной возможности посредством согласованных действий ограничивать конкуренцию на рынке.
Следует отметить, что в большинстве стран мира (США, Европейский союз, Великобритания) преобладает так называемы поведенческий подход (исходя из определения возможности компании влиять на рынок по результатам анализа множества факторов). Согласно Отчету Международной конкурентной сети за 2007 год, критерием доли рынка руководствуются только 5 юрисдикций, а поведенческим – 28.
Среди негативных факторов также следует отметить отсутствие закрепления в процессуальном законе особенностей доказывания по делам о нарушениях антимонопольного законодательства, что не дает возможность органам судебной власти учитывать специфику данной категории дел.
Важно подчеркнуть, что все изложенные обстоятельства обусловлены во многом объективными факторами. В настоящий момент российское антимонопольное регулирование находится в стадии становления. К 2007-2008 годам завершился этап определения его значения в рамках государственной экономической политики (для сравнения, в США данный этап завершился в начале ХХ века), что ознаменовалось формированием системы санкций за нарушение законодательства о конкуренции, а по сути – оценки государством тяжести подобных правонарушений и общественной значимости их пресечения. [5, C.20]
2.2 Направления совершенствования антимонопольного регулирования
Совершенствование антимонопольного законодательства должно идти по следующим направлениям.
Во-первых, необходимо продолжить
начатый процесс повышения
- изменить порядок установления
доминирующего положения
- повысить доказательственный
статус экономического анализа
и оценки конкурентной среды,
более жестко формализовать и
регламентировать процедуру
Во-вторых, необходимо четко разграничить
две категории нарушений
Информация о работе Конкуренция, ее виды и функции в рыночной экономике