Конкуренция, ее виды и роль в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:10, реферат

Описание работы

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности. Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за «рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений.

Содержание работы

Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Конкуренция и ее содержание.
1.1.Сущность конкуренции и ее значения для развития экономики..................3
1.2.Виды конкуренции.............................................................................................5
1.3. Естественная монополия...................................................................................10
Глава 2. Влияние конкуренции на рынок.
2.1.Общее влияние конкуренции на развитие рынка...........................................11
2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок.........12
Заключение...........................................................................................................13
Список использованной литературы......................................................................15

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 76.67 Кб (Скачать файл)

рисунке 1., цена (и предельный доход) установится на уровне, где она равна

минимуму средних издержек. В условиях совершенной конкуренции  кривая

предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке  их минимума и,

следовательно, равна средним издержкам.

В положении равновесия  как видно из рисунка 1 все находится  в равенстве MR

(P) = AC = MC. Это равенство  говорит о том, что хотя конкурентная  фирма может

получать экономические  прибыли и убытки в краткосрочном  периоде, она будет

просто покрывать свои издержки, производя в соответствии с правилом MR (P) =

MC в долговременном периоде.

Таким образом, в долговременном периоде конкурентная цена будет  иметь

тенденцию сравняться с минимумом  средних издержек производства. Это  так,

потому что экономические  прибыли заставят фирмы вступать в конкурентную

отрасль до тех пор, пока эти прибыли не будут сведены  на нет конкуренцией.

Наоборот, убытки вызовут  массовый отток фирм из отрасли до тех пор, пока цена

продукта снова не покроет  издержки на единицу продукции.

                                                               Рисунок 1.

                 Положение равновесия конкурентной фирмы.                

    

 
 


 

1        2        3        4         5        6         7        8

Тройное равенство MR (P) = AC = MC предполагает определенные выводы,

касающиеся эффективности  чисто конкурентной экономики, которые  на практике

имеют достаточно большое  социальное значение.

Олигополия является своеобразной разновидностью конкуренции. Олигополии

нельзя в чистом виде отнести  к совершенной или несовершенной  конкуренции.

Олигополистические отрасли   характеризуются наличием нескольких фирм, каждая

из которых обладает значительной долей рынка. Фирмы, находящиеся в таких

условиях, являются взаимозависимыми; поведение любой из них оказывает

непосредственное воздействие  и само испытывает на себе влияние  со стороны

конкурентов. Продукта могут  быть фактически одинаковыми или  значительно

дифференцированными. Причинами. Лежащими в основе развития олигополии,

являются эффект масштаба, другие барьеры, а также преимущества слияния.

Неопределенности, присущие не основанному на тайном соглашении

ценообразовании, благоприятствуют тайному сговору. Для участвующих в тайном

сговоре олигополистов характерна  тенденция к максимизации общих прибылей, то

есть к поведению их в некоторой степени как чистых монополистов. Лидерство в

ценах представляет менее формальное средство тайного соглашения, при котором

крупнейшая или наиболее эффективная форма в отрасли  предпринимает изменение

цен, а другие фирмы следуют  за ней.

Рыночные доли в олигополитчиеских отраслях обычно определяются на базе

неценовой конкуренции. Упор на неценовую конкуренцию своими корнями уходит в

две следующие основные     причины:

1. Конкуренты фирмы могут  достаточно быстро и легко  ответить на снижение цен.

Вследствие этого возможность  значительного увеличения чьей-либо рыночной доли

достаточно мала; конкуренты быстро    аннулируют любое возможное увеличение

продаж, отвечая на снижение цен. И конечно, всегда существует риск, что

ценовая конкуренция ввергнет участников в гибельную войну  цен. Менее

вероятно, что неценовая  конкуренция выйдет из-под контроля. Олигополисты

считают, что благодаря  неценовой конкуренции  могут  быть получены более

долговременные преимущества перед конкурентами, потому что изменения

продукта, усовершенствования производственной технологии и удачные  рекламные

трюки не могут быть также  быстро и так же полно дублированы, как снижение

цен.

2. Вторая причина, объясняющая  то, почему олигополисты делают основной упор

на неценовую конкуренцию, заключается в следующем: промышленные олигополисты

обычно обладают значительными  финансовыми ресурсами, на которые  можно

поддерживать рекламу  и развитие продукта. Следовательно, хотя неценовая

конкуренция является основной чертой как отраслей с монополистической

конкуренцией, так и олигополистических отраслей, последние обычно имеют более

значительные финансовые ресурсы, которые позволяют им более  полно заниматься

неценовой конкуренцией.

Является ли с точки  зрения общества, олигополия «эффективной»  рыночной

структурой? Сегодня можно  выделить две основные различные  точки зрения на

экономические последствия  олигополии.

Первая (традиционная) точка  зрения полагает, что поскольку олигополия близка

по структуре к монополии, следует ожидать, что она действует  приблизительно

аналогичным образом. Согласно этой точки зрения можно ожидать, что

олигополия, для которой  характерны барьеры  для вступления, приводит к

ограничению выпуска ранее  точки     наименьших издержек на единицу продукции

и соответствующей    рыночной цены, что приносит значительные, если не

максимальные, экономические  прибыли. Действительно, можно даже утверждать,

что олигополия является фактически менее желательной, чем чистая монополия,

по той простой причине, что чистая монополия часто подвергается

государственному регулированию, для того чтобы уменьшить злоупотребления

рыночной властью. Неофициальное  тайное соглашение между олигополистами может

дать в результате цены и объемы производства, подобные тем, к которым

приводит чистая монополия, хотя при этом сохранится внешняя  видимость

конкуренции нескольких независимых  фирм.

Традиционная точка зрения оспаривается точкой зрения Шумпетера – Гелбрейта, в

соответствии с которой крупные олигополистические фирмы с рыночной властью

необходимы для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса.

Утверждается, во-первых, что  современная научно-исследовательская

деятельность по разработке новых продуктов и производственных технологий

является невероятно дорогостоящей. Поэтому только       крупные

олигополистические фирмы  способны финансировать обширную работу в области

научных исследований и опытно-конструкторских  разработок (НИОКР). Во-вторых,

существование барьеров для       вступления дает олигополисту некоторую

уверенность в том, что  он будет получать прибыли, определенную часть которых

можно направить на НИОКР.

Таким образом, существование  олигополий и конкуренция в условиях олигополии

вызывают неоднозначные  взгляды и мнения на эффективность  их существования и

функционирования на рынках.

Абсолютно чистая монополия  существует, когда только одна фирма  является

единственным производителем продукта, у которого нет близких  заменителей.

Чистая конкуренция характеризуется  следующими основными признаками:

1.   В условиях чистой  монополии одна фирма является  единственным

производителем продукта или поставщиком услуги.

2.   Продукт монополии  всегда уникален в том смысле, что близких его

заменителей не существует, то есть какие-либо приемлемые альтернативы

отсутствуют.

3.   Чистый монополист  всегда сам назначает цену  и устанавливает значительный

контроль над ценой.

4.   Если по определению  чистый монополист не имеет  прямых конкурентов,

должна быть причина такому отсутствию конкуренции. И она есть: существование

монополии во многом зависит  от существования барьеров для вступления на

рынок.

Как видно из рисунка 2., рыночное положение чистого монополиста  отличается от

положения конкурентной фирмы  тем, что кривая спроса монополиста  является

понижающей, так как кривая предельного дохода оказывается  ниже кривой спроса.

                                                               Рисунок 2.

   Спрос и предельный доход фирмы в условиях несовершенной конкуренции  

    

 
 


 

     эластичный                                                 неэластичный

    

       
 

250

200

150

100

50


   
   

     

 

    

2        4        6        8        10      12       14      16

Чистый монополист будет  максимизировать прибыли путем  уравнивания предельного

дохода и предельных издержек. При одних  тех же издержках  чистый

монополист сочтет более  выгодным ограничить объем производства и назначить

боле высокую цену, чем  сделал бы конкурентный продавец. Монополист может

увеличивать свои прибыли  посредством ценовой дискриминации. Однако в любом

случае, монополия способствует увеличению неравенства доходов.

Монополистическая конкуренция  подразумевает такую рыночную ситуацию, при

которой относительно большое число небольших производителей предлагает

похожую, но не идентичную продукцию. Среди отличительных признаков

монополистической конкуренции  можно выделить:

-   существование достаточно  большого числа фирм, что ограничивает  контроль

над ценой, отсутствие взаимной зависимости, и тайный сговор становится

практически невозможным;

-   продукты характеризуются  реальными и мнимыми различиями  и различающимися

условиями их продажи;

-   экономическое соперничество  влечет за собой как ценовую, так и неценовую

конкуренцию;

-   вступление в отрасль  является относительно легким.

Фирмы в условиях монополистической  конкуренции могут получать прибыли  или

нести убытки в краткосрочном  периоде. Легкое вступление и массовый выход фирм

вызывают тенденцию к  получению ими нормальной прибыли  в долговременном

периоде. В долговременном периоде, положение равновесия производителя,

действующего в условиях монополистической конкуренции, является менее

общественно желательным, чем  фирмы, действующей в условиях чистой

конкуренции.

Дифференциация продукта обеспечивает способ, которым  фирмы  в условиях

монополистической конкуренции  могут     компенсировать тенденцию  приближения

к нулю экономических прибылей в долговременном периоде. Посредством  изменения

продукта и расходов на рекламу фирма может увеличить  спрос на свой продукт в

большей     степени, чем вырастут ее издержки. Дифференциация продукта, хотя

и связана с определенными опасностями и проблемами, предоставляет потребителю

большее разнообразие продуктов  и их улучшение в перспективе. Компенсируют ли

полностью эти черты «издержки» монополистической конкуренции  – это достаточно

сложный и не решенный до конца вопрос.

 

                                1.3. Естественная монополия.

 

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при  котором

удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в

силу технологических  особенностей производства (в связи  с существенным

понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема

производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не

могут быть заменены в потреблении  другими товарами, в связи с чем спрос на

данном товарном рынке  на товары, производимые субъектами естественных

монополий, в меньшей степени  зависит от изменения цены на этот товар, чем

спрос на другие виды товаров.

В настоящее время государством регулируется деятельность субъектов

естественных монополий  в следующих сферах:

транспортировка нефти и  нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

услуги по производству и  передаче электрической и тепловой энергии;

железнодорожные перевозки;

услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

услуги общедоступной  электрической и почтовой связи.

Естественная монополия, функционируя на рынке минимизирует суммарные

производственные затраты, когда один производитель обслуживает  весь рынок.

Самыми яркими примерами  естественных монополий являются телефонные компании и

службы по обеспечению  коммунальными услугами. Для одной  такой организации,

уже оперирующей в каком-дибо регионе, легко интегрировать в свою сеть

дополнительное число  потребителей, но для нескольких компаний будет слишком

дорого и расточительно  оперировать на одной улице, предлагая  одни и те же

услуги.

Субъекты естественных монополий  не вправе отказываться от заключения договора

с отдельными потребителями  на производство (реализацию) товаров, в отношении

которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным

законом, при наличии у  субъекта естественной монополии возможности  произвести

(реализовать) такие товары.

Субъекты естественных монополий  обязаны представлять соответствующему органу

регулирования естественной монополии:

текущие отчеты о своей  деятельности в порядке и в  сроки, которые установлены

Информация о работе Конкуренция, ее виды и роль в развитии экономики