Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 20:10, реферат
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности. Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за «рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений.
Введение....................................................................................................................3
Глава 1. Конкуренция и ее содержание.
1.1.Сущность конкуренции и ее значения для развития экономики..................3
1.2.Виды конкуренции.............................................................................................5
1.3. Естественная монополия...................................................................................10
Глава 2. Влияние конкуренции на рынок.
2.1.Общее влияние конкуренции на развитие рынка...........................................11
2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок.........12
Заключение...........................................................................................................13
Список использованной литературы......................................................................15
органом регулирования естественной
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие
методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее -
методы регулирования):
- ценовое регулирование,
осуществляемое посредством
(установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
- определение потребителей,
подлежащих обязательному
установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности
удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом
(реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты
прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства,
охраны природы и культурных ценностей.
Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов в
морских портах при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской
Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и
зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся
основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу
нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных
трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных
трубопроводов (исходя из их технических возможностей).
В настоящее время налоги с доходов естественных монополий в РФ обеспечивают
45-47% всех бюджетных доходов.
Таким образом, вполне
естественных монополий в рыночных условиях хозяйствования и существующее
государственное регулирование их деятельности.
Глава 2. Влияние конкуренции на рынок.
2.1.Общее влияние конкуренции на развитие рынка.
«Конкуренция является движущей силой рынка, она является его главным механизмом
и ведет к наилучшему использованию способностей и знаний. Большая часть
достигнутых человеческих благ достигнута именно путем состязания, путем
конкуренции. Конкуренция
требует рационального
на рынке. Конкуренция стимулирует рациональность».
Конкуренция не может функционировать среди людей, лишенных
предпринимательского духа. Более того, конкуренция – это особый метод
воспитания умов, великих
изобретателей и
традиций не должны навязывать другим свою неприязнь к новшествам. Ущерб
терпят консерваторы, оказывающие сопротивление новому. Конкуренция усиливает
эффективность, меняет привычки,
призывает к большей
совершенно бесполезно в бесконкурентных условиях.
Экономисты сходятся во взглядах, что подверженная определенным ограничениям и
исключениям, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному
использованию редких ресурсов общества. Таким образом, экономика конкурентных
цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в
распоряжении общества, так, чтобы максимизировать удовлетворение
потребностей. Действительно,
эффективное использование
требует выполнения двух условий:
эффективность распределения
производственная
ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так,
чтобы получить определенный ассортимент продукции, которая наиболее
необходима обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов
достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема
производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. В свою очередь
производственная
состав оптимальной продукции, производился наименее дорогостоящим
способом.
Вполне очевидно, что эти два условия полностью выполняются в условиях
чистой конкуренции. Каждая фирма будет стремиться к достижению
производственной
минимально дорогую технологию, у фирмы появятся минимальные издержки, что
соответственно скажется на цене данной продукции. В результате чего фирма
сможет произвести и продать большее количество товара и
получить максимальную прибыль.
Говоря об эффективности распределения ресурсов, стоит заметить, что в
условиях чистой конкуренции руководящиеся мотивом прибыли предприниматели
будут производить каждый товар точно до той точки, в которой цена и
предельные издержки уравниваются. Это означает, что ресурсы в условиях
конкуренции распределены эффективно. В тоже время экономисты признают четыре
возможных фактора, препятствующих
эффективности распределения
конкурентной экономике:
1. отсутствие причины,
по которой конкурентная
оптимальному распределению доходов;
2. распределяя ресурсы,
конкурентная модель не
выгод или производства общественных благ;
3. отрасль с чистой
конкуренцией может мешать
производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического
прогресса;
4. конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора
продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.
2.2. Отрицательное
воздействие несовершенной
Совершенной конкуренции отводится ведущая роль в создании экономических
стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц в развитии
производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной,
экологической, оборонной и других сферах; разработке программных и прогнозных
документов, стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с
ориентированием на соответствующие приоритеты; введении необходимых
ограничений хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением. От
совершенной конкуренции требуется обеспечение развития инфраструктурных
отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночного механизма,
осуществление заботы о подрастающем поколении, поддерживание образования и
культуры общества, субсидирование экологических организаций. Если же перейти
к несовершенной конкуренции, то в скором времени монополии путем повышением
цен сведут платежеспособный спрос на рынке до критического уровня.
Рассматривая проблему отрицательного
воздействия несовершенной
рынок, заметим, что несовершенная
конкуренция ведет к
определенной номенклатуры продукции, фиксированным ценам (путем сговора) и
так далее. Более того, несовершенная конкуренция не способствует повышению
эффективности использования ресурсов. Несовершенная конкуренция постепенно
приводит к монополизму, и чаще всего к государственному монополизму,
отрицательное воздействие которого прошляется в таких негативных чертах, как:
-
единая общенародная
-
централизованная плановая
- малосубъектная система хозяйствования;
-
централизованное
- регламентированные связи по отраслевому признаку;
-
централизованная система
-
единство номенклатуры
Эффективно развивать внешнюю торговлю в условиях несовершенной конкуренции
практически невозможно, так как издержки на производство продукции в условиях
несовершенной конкуренции выше, чем в условиях конкуренции. Цена на продукт
фирмы, функционирующей в условиях несовершенной конкуренции выше, так как
фирма не стремиться к минимизации своих издержек, ее продукт все равно будет
реализован, так как других альтернатив нет.
Практика показывает, что в условиях конкуренции рынок развивается гораздо
быстрее. Фирмы вынуждены осуществлять научно-технические разработки,
совершенствовать и обновлять свое оборудование, идти в ногу со временем. Это
происходит по той причине, что если одна фирма остановится на месте и не
станет внедрять новые технологии, модернизировать оборудование, то найдется
другая фирма, которая проведя модернизацию и обновление сумеет предложить на
рынке более дешевый или более качественный продукт. В условиях несовершенной
конкуренции такого невозможно. Фирма постоянно не совершенствует свои
технологии, так как это дополнительные затраты, которых можно избежать. Таким
образом, несовершенная конкуренция тормозит развитие рынка.
Заключение.
В заключении, подводя итог всему сказанному, хотелось бы отметить, что чистая
конкуренция, равно как и чистая монополия являются по своей сути скорее
исключениями, а не правилом рынка. На любом рынке всегда присутствуют и
олигополии, и элементы несовершенной конкуренции. Безусловно, действуют на
рынках и монополии.
Стоит отметить, что «.отношение общественности и государства к различным формам
несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли
монополии в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции
и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на
рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает
усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень
населения»1.
Однако с другой стороны, существуют достаточно весомые аргументы в пользу
монополий, и направленные против совершенной конкуренции. Продукция
монополистических компаний отличается достаточно высоким качеством, что и
позволило этим фирмам завоевать господствующее положение на рынке.
Монополизация в отличие
от совершенной конкуренции
эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает
достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.
Таким образом, равно как совершенная, так и несовершенная конкуренции имеют
своих сторонников и противников, и играют существенную роль в различных
отраслях современной экономики. Опыт развитых стран мира
только лишний раз подтверждает это. Создание конкурентной экономики
открывает страну для интеграции в мировое сообщество, открывает каналы для
притока иностранных инвестиций, для экспорта и импорта товаров. Иными
словами, конкуренция способствует развитию взаимовыгодных
внешнеэкономических связей.
Стоит заметить, что Россия обладает достаточным научно-
производственным и кадровым потенциалом, богатейшими природными ресурсами (в
четыре раза богаче США),
чтобы
разработать систему
конкурентоспособности страны, настойчиво и терпеливо, но неуклонно уходить с
характерного для россиян 127 места в мире по конкурентоспособности. Если
же в ближайшее время не начнется реальное создание условий для развития
свободной
конкуренции, для повышения
целом, то вскоре можно будет ожидать еще большее снижение
конкурентоспособности страны, а вместе с этим и дальнейшее снижение
жизненного уровня населения, так как именно уровень развития конкуренции во
многом определяет жизненный уровень населения каждой страны.
Список используемой литературы.
1.Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополии на товарных
рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1. – 101 с.
2. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года
№149-ФЗ. – 64 с.
3. Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Дело, 1991. – 256 с.
4. Эклунд К. Эффективная модель. – М.: Экономика, 2009 – 340с.
5. Юданов А.Ю. Конкуренция – М.: Экономика, 2008. – 267 с.
6. Андреев Е.П. «Современное развитие экономики России» // Мировая экономика
и международные отношения. 2002. №1. С. 25-31.
7. Левина Л. Основы экономической теории и истории экономических учений
(лекционный цикл) \\
Российский экономический
Информация о работе Конкуренция, ее виды и роль в развитии экономики