Конкуренция, её природа и экономическая роль в хозяйстве страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:58, реферат

Описание работы

Конкуренция – это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. В начале 90-х годов Россия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие конкуренции. Однако в течение уже 10 лет Россия сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в создании конкурентной среды.

Файлы: 1 файл

konkyrenciya_(kyr).doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

2. Вторая причина, объясняющая  то, почему олигополисты делают  основной упор на неценовую  конкуренцию, заключается в следующем: промышленные олигополисты обычно обладают значительными финансовыми ресурсами, на которые можно поддерживать рекламу и развитие продукта. Следовательно, хотя неценовая конкуренция является основной чертой как отраслей с монополистической конкуренцией, так и олигополистических отраслей, последние обычно имеют более значительные финансовые ресурсы, которые позволяют им более полно заниматься неценовой конкуренцией.

Является ли с точки зрения общества, олигополия «эффективной» рыночной структурой? Сегодня можно выделить две основные различные точки зрения на экономические последствия олигополии.

Первая (традиционная) точка зрения полагает, что поскольку олигополия близка по структуре к монополии, следует ожидать, что она действует  приблизительно аналогичным образом. Согласно этой точки зрения можно ожидать, что олигополия, для которой характерны барьеры для вступления, приводит к ограничению выпуска ранее точки     наименьших издержек на единицу продукции и соответствующей    рыночной цены, что приносит значительные, если не максимальные, экономические прибыли. Действительно, можно даже утверждать, что олигополия является фактически менее желательной, чем чистая монополия, по той простой причине, что чистая монополия часто подвергается государственному регулированию, для того чтобы уменьшить злоупотребления рыночной властью. Неофициальное тайное соглашение между олигополистами может дать в результате цены и объемы производства, подобные тем, к которым приводит чистая монополия, хотя при этом сохранится внешняя видимость конкуренции нескольких независимых фирм.

Традиционная точка зрения оспаривается точкой зрения Шумпетера – Гелбрейта, в соответствии с которой крупные  олигополистические фирмы с рыночной властью необходимы для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса.    Утверждается, во-первых, что современная научно-исследовательская деятельность по разработке новых продуктов и производственных технологий является невероятно дорогостоящей. Поэтому только       крупные олигополистические фирмы способны финансировать обширную работу в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Во-вторых, существование барьеров для       вступления дает олигополисту некоторую уверенность в том, что он будет получать прибыли, определенную часть которых можно направить на НИОКР.

Таким образом, существование олигополий и конкуренция в условиях олигополии вызывают неоднозначные взгляды  и мнения на эффективность их существования  и функционирования на рынках.

Абсолютно чистая монополия существует, когда только одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Чистая конкуренция характеризуется следующими основными признаками:

  1. В условиях чистой монополии одна фирма является единственным производителем продукта или поставщиком услуги.
  2. Продукт монополии всегда уникален в том смысле, что близких его заменителей не существует, то есть какие-либо приемлемые альтернативы отсутствуют.
  3. Чистый монополист всегда сам назначает цену и устанавливает значительный контроль над ценой.
  4. Если по определению чистый монополист не имеет прямых конкурентов, должна быть причина такому отсутствию конкуренции. И она есть: существование монополии во многом зависит от существования барьеров для вступления на рынок.

Как видно из рисунка 2., рыночное положение чистого монополиста отличается от положения конкурентной фирмы тем, что кривая спроса монополиста является понижающей, так как кривая предельного дохода оказывается ниже кривой спроса.

Рисунок 2.

Спрос и предельный доход фирмы в условиях несовершенной конкуренции

 


 

эластичный                                                 неэластичный




 





 



                   2        4        6        8        10      12       14      16

 

 

Чистый монополист будет максимизировать прибыли путем уравнивания предельного дохода и предельных издержек. При одних  тех же издержках чистый          монополист сочтет более выгодным ограничить объем производства и назначить боле высокую цену, чем сделал бы конкурентный продавец. Монополист может увеличивать свои прибыли посредством ценовой дискриминации. Однако в любом случае, монополия способствует увеличению неравенства доходов.

Монополистическая конкуренция подразумевает  такую рыночную ситуацию, при которой  относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Среди отличительных признаков монополистической конкуренции можно выделить:

  • существование достаточно большого числа фирм, что ограничивает контроль над ценой, отсутствие взаимной зависимости, и тайный сговор становится практически невозможным;
  • продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и различающимися условиями их продажи;
  • экономическое соперничество влечет за собой как ценовую, так и неценовую конкуренцию;
  • вступление в отрасль является относительно легким.

Фирмы в условиях монополистической  конкуренции могут получать прибыли  или нести убытки в краткосрочном  периоде. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывают тенденцию к  получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде. В долговременном периоде, положение равновесия производителя, действующего в условиях монополистической конкуренции, является менее общественно желательным, чем фирмы, действующей в условиях чистой         конкуренции.

Дифференциация продукта обеспечивает способ, которым  фирмы в условиях монополистической конкуренции могут     компенсировать тенденцию приближения к нулю экономических прибылей в долговременном периоде. Посредством изменения продукта и расходов на рекламу фирма может увеличить спрос на свой продукт в большей     степени, чем вырастут ее издержки. Дифференциация продукта, хотя и связана с определенными опасностями и проблемами, предоставляет потребителю большее разнообразие продуктов и их улучшение в перспективе. Компенсируют ли полностью эти черты «издержки» монополистической конкуренции – это достаточно сложный и не решенный до конца вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Естественная монополия.

 

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при  котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В настоящее время  государством регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

транспортировка нефти  и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

услуги по производству и передаче электрической и тепловой энергии;

железнодорожные перевозки;

услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

услуги общедоступной  электрической и почтовой связи.

Естественная монополия, функционируя на рынке минимизирует суммарные производственные затраты, когда один производитель обслуживает весь рынок. Самыми яркими примерами естественных монополий являются телефонные компании и службы по обеспечению коммунальными услугами. Для одной такой организации, уже оперирующей в каком-дибо регионе, легко интегрировать в свою сеть дополнительное число потребителей, но для нескольких компаний будет слишком дорого и расточительно оперировать на одной улице, предлагая одни и те же услуги.

Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования  естественной монополии:

текущие отчеты о своей  деятельности в порядке и в  сроки, которые установлены органом  регулирования естественной          монополии;

Органами регулирования  естественных монополий могут применяться  следующие методы регулирования  деятельности субъектов естественных монополий (далее - методы регулирования):

- ценовое регулирование,  осуществляемое посредством определения  (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального  уровня их обеспечения в случае  невозможности удовлетворения в  полном объеме потребностей в  товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Право доступа к системе  российских магистральных трубопроводов и терминалов в морских портах при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).

В настоящее время  налоги с доходов естественных монополий  в РФ обеспечивают 45-47% всех бюджетных  доходов. Таким образом, вполне очевидна роль естественных монополий в рыночных условиях хозяйствования и существующее государственное регулирование их деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Регулирование конкурентных отношений в современных условиях.

 

 

2.1.Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой.

 

Говоря об антимонопольной политике в странах с развитой рыночной экономикой, стоит заметить, что она разнообразна. Так, наиболе жесткое антимонопольное законодательство в США. Здесь антимонопольное законодательство отвергает любые формы монополистической конкуренции и монополизма. Более либеральное антимонопольное законодательство в странах Западной Европы. Здесь антимонопольное законодательство направлено против тех монополий, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе экономики.

В целях предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения конкуренции федеральным антимонопольным органом в США осуществляется государственный контроль за:

созданием, слиянием и  присоединением объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);

слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда;

ликвидацией и разделением (выделением) государственных и муниципальных  унитарных предприятий, размер активов  которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35 процентов, за исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда. В тоже время антимонопольный орган штата не вправе требовать представления информации, не предусмотренной перечнем информации, утверждаемым федеральным антимонопольным органом.

Федеральный антимонопольный  орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении

В случае, когда коммерческие организации  и некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный антимонопольный орган в США вправе принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.

Решение о принудительном разделении (выделении) коммерческой организации  принимается при наличии совокупности следующих условий:

- возможности организационного  и территориального обособления  ее структурных подразделений;

- отсутствия между  ее структурными подразделениями  тесной технологической взаимосвязи  (в частности, если объем потребляемой  юридическим лицом продукции  (работ, услуг) ее структурного  подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);

возможности юридических  лиц в результате реорганизации  самостоятельно работать на рынке определенного  товара.

Решение федерального антимонопольного органа о принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее шести месяцев.

Информация о работе Конкуренция, её природа и экономическая роль в хозяйстве страны