Конкуренция, её природа и экономическая роль в хозяйстве страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:58, реферат

Описание работы

Конкуренция – это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. В начале 90-х годов Россия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие конкуренции. Однако в течение уже 10 лет Россия сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в создании конкурентной среды.

Файлы: 1 файл

konkyrenciya_(kyr).doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Безусловно, это далеко не все нормативно-правовые акты, составляющие законодательную базу построения конкурентной среды в России. Однако все нормативно-правовые акты. Определяющие основы построения и развития конкуренции в России основываются именно на двух вышеупомянутых федеральных законах.

Стоит заметить, что антимонопольное  законодательство в России еще только формируется. Причем его формирование происходит в нестабильных условиях, что накладывает свой отпечаток.

Антимонопольное законодательство устанавливает цели, приоритеты и  место демонополизации экономики  и развития, конкуренции в общей  государственной политике экономических реформ, этапы и методы формирования и развития конкурентной среды, задания и мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения в этой области.

Целью антимонопольного законодательства является повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.

Основной задачей антимонопольного законодательства является снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции на рынках Российской Федерации по приоритетным группам товаров (работ, услуг).

Реализация этой задачи предусматривает:

анализ сложившихся  товарных рынков, поведения на них  предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами естественной монополии;

формирование необходимых  организационно-экономических предпосылок  для эффективной конкуренции  на рынках России;

создание системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной и государственной монополии;

создание правовых и  организационно-экономических условий  для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков, формирования цен и тарифов на социально  значимые товары и услуги, отнесенные к сфере временной монополии;

учет структуры рынка при приватизации предприятий в целях повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности;

Антимонопольное законодательство и развитие конкуренции на рынках Российской Федерации взаимосвязаны  с финансовой стабилизацией, антиинфляционными мерами, а также инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Прямая защита конкурентной среды и хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности осуществляется в большинстве своем на основании Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

 

Заключение.

 

В заключении, подводя итог всему  сказанному, хотелось бы отметить, что  чистая конкуренция, равно как и  чистая монополия      являются по своей сути скорее исключениями, а не правилом рынка. На любом рынке всегда присутствуют и олигополии, и элементы  несовершенной конкуренции. Безусловно, действуют на рынках и монополии.

Стоит отметить, что «…отношение  общественности и государства к  различным формам несовершенной  конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополии в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения»1.

Однако с другой стороны, существуют достаточно весомые аргументы в  пользу монополий, и направленные против совершенной конкуренции. Продукция  монополистических компаний отличается достаточно высоким качеством, что и позволило этим фирмам завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация в отличие от совершенной конкуренции воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.

Таким образом, равно как совершенная, так и несовершенная конкуренции  имеют своих сторонников и  противников, и играют существенную роль в различных отраслях современной                   экономики. Опыт развитых стран мира только лишний раз подтверждает   это. Создание конкурентной экономики открывает страну для интеграции в мировое сообщество, открывает каналы для притока иностранных инвестиций, для экспорта и импорта товаров. Иными словами,     конкуренция способствует развитию взаимовыгодных внешнеэкономических связей.

Стоит заметить, что Россия обладает достаточным              научно-производственным и кадровым потенциалом, богатейшими природными ресурсами (в четыре раза богаче США), чтобы           разработать систему обеспечения конкурентоспособности страны, настойчиво и терпеливо, но неуклонно уходить с характерного для      россиян 127 места в мире по конкурентоспособности. Если же в     ближайшее время не начнется реальное создание условий для развития свободной      конкуренции, для повышения конкурентоспособности России в целом, то вскоре можно будет ожидать еще большее снижение конкурентоспособности страны, а вместе с этим и дальнейшее снижение жизненного уровня населения, так как именно уровень развития  конкуренции во многом определяет жизненный уровень населения каждой страны.

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

 

1. Федеральный закон «О конкуренции  и ограничении монополии на  товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1. – 101 с.

2. Федеральный закон «О естественных  монополиях» от 17 августа 1995 года №149-ФЗ. – 64 с.

3. Блауг М.  Экономическая  мысль в ретроспективе. – М.: Дело, 1994. – 178 с.

4. Камаев В.Д. Основы экономической теории (экономика) – М.: «ВЛАДОС», 1995. – 324 с.

5. Курс экономической теории \ Под ред. Чепурина М.Н.,– Киров:, 1995. – 280 с.

6. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. – М.: Прогресс, 1992. – 256 с.

7. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. – М.: НОРМА – ИНФРА – М, 1998. - 208 с.

8. Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Дело, 1991. – 256 с.

9. Юданов А.Ю. Конкуренция – М.: Экономика, 2000. – 267 с.

10. Большаков С.В. Естественные монополии: финансовое положение // Деньги и кредит 2000  №4. – с. 33-34.

11. Воронов А. Конкуренция в 21 веке // Маркетинг, 2001 №5. – с. 6-9.

12. Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной экономике \\ Вопросы экономики №2. 2002. – с.23-26.

 

1 Андреев Е.П. «Современное развитие экономики России» \\ Мировая экономика и международные отношения. №1. 1999. С. 22.

 

 

1 Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной экономике \\ Вопросы экономики №2. 1998.

 


Информация о работе Конкуренция, её природа и экономическая роль в хозяйстве страны