Конкуренция, её природа и экономическая роль в хозяйстве страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:58, реферат

Описание работы

Конкуренция – это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. В начале 90-х годов Россия взяла твердый курс на построение рыночного хозяйства, отказ от государственной монополии и развитие конкуренции. Однако в течение уже 10 лет Россия сталкивалась и продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в создании конкурентной среды.

Файлы: 1 файл

konkyrenciya_(kyr).doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Развитие конкурентных отношений в современной России.

 

В интервью 17 апреля 2000 года газете «Аргументы и факты» Президент Российской Федерации  В.В. Путин сказал, что свою главную  цель он видит в использовании уникальной возможности превращения страны в благополучную и конкурентоспособную державу. Построить конкурентоспособную державу возможно только лишь при создании благополучной конкурентной среды в экономике страны. Таким образом, построение конкурентной экономики – одна из главных задач и целей России.

Представляется, что в настоящее  время основная работа по созданию конкурентной среды в экономике  России должны вести Министерство образования  России, Отделение экономики РАН, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство промышленности, науки и технологии РФ, Министерство экономики России, Госстандарт России и некоторые другие структуры. Безусловно, немаловажная роль в процессе создания конкурентной среды в экономике России должна отводиться и самим хозяйствующим субъектам.

Концепцию создания конкурентной среды  и повышения конкурентоспособности  России следует формировать на основе экономических законов рыночных отношений, законов организации, научных  подходов, принципов и методов управления, принципа всеобщности участия и повышения качества работы. Создание эффективной и действенной конкурентной среды возможно только тогда, когда конкурентоспособность станет национальной идеей, стилем жизни каждого гражданина России и страны в целом.

К сожалению, хотя Россия еще в начале 90-х годов взяла курс на создание конкурентной среды и построение рыночной экономики, тем не менее,  в России до сих пор отсутствует  полноценная законодательная, нормативно-методическая и ресурсная база, соответствующие государственные и общественные структуры, системно занимающиеся обеспечением конкурентоспособности различных объектов. Государство пока не смогла создать предпосылки для образования полноценной конкурентной среды в экономике России.

В настоящее время в России отсутствует системный прогноз повышения конкурентоспособности различных отраслей народного хозяйства и сфер деятельности в России. Такие прогнозы присутствуют только лишь в отдельных отраслях народного хозяйства и носят случайный характер. В тоже время в любой отрасли народного хозяйства имеется сегодня достаточно большое количество проблем, препятствующих созданию конкурентной аренды. Более того, большинство этих проблем одинаково практически для всех сфер деятельности и решить их возможно только на основе разумного сочетания и применения различных экономических законов, законов организации, научных подходов, принципов и методов управления, стратегического маркетинга, инновационного менеджмента и так далее.

Как уже отмечалось, существует достаточно большое количество общих проблем, препятствующих созданию полноценной конкурентной среды в экономике России. Стоит заметить, что эти проблемы имеют самые различные аспекты, и направления их решения лежат в различных сферах. Это и сферы государственной власти (законодательная, исполнительная власти), и в сфере экономки и финансов, и в сфере образования, социальной сфере и так далее.

Очевидно, что построение конкурентной среды в экономике России возможно только при взаимодействии всех ветвей      государственной власти, всех государственных и негосударственных структур, то есть при содействии всех структурных элементов экономики. Только общий подход поможет решить проблемы создания конкурентной среды в экономике России. Остановимся подробнее на рассмотрении основных проблем, препятствующих созданию конкурентной среды в экономике России.

Так, одной из основных проблем  в создании конкурентной среды в  экономике России является слабая стыковка и интеграция права с       другими отраслями науки, недостаточное применение системного и      других научных подходов. Существенные трудности создает   неконкретность и неоднозначность толкования многих нормативных актов, и низкий уровень профессионализма многих работников, разрабатывающих законы.

Серьезной проблемой в процессе создания конкурентной среды в экономике России является слабая подготовка работников исполнительной власти по проблемам управления конкурентоспособностью, качеством и ресурсосбережением, ориентация деятельности на текущий момент, а не на стратегию развития управляемых объектов на 10-20 лет, низкое качество управленческих решений, а также частая сменяемость структур и         кадров.

Большие трудности в создании конкурентной среды в экономике России возникают  в результате отсутствия комплексной стратегии развития страны на длительный период, учитывающей экономические, технические, организационные и другие аспекты. Серьезные препятствия возникают также в результате наличия системы двойного (легального и нелегального) учета, разработка финансовых планов сверху (от своих желаний), а не снизу, с рынков (от своих возможностей). Не может не оказывать негативного воздействия на создание конкурентной среды в экономике России низкое качество экономического обоснования решений, отсутствие на всех уровнях управления системы менеджмента, ориентированной на достижение конкурентоспособности объектов, слабое методическое, информационное и  правовое обеспечение управления экономикой. Осложняет также положение низкая эффективность использования ресурсов, непонимание  необходимости перехода экономики страны на инновационный путь развития.

Не может не являться проблемой  в создании конкурентной среды в  экономике России отсутствие научно обоснованной системы подготовки экономистов, менеджеров, юристов для условий рыночных отношений. Негативное воздействие здесь также оказывает низкий уровень заработной платы работников образования и культуры, старение основных фондов в учреждениях образования.

Такие отрасли социальной сферы, как  жилищное строительство, транспорт, бытовое обслуживание, лечение, отдых и так далее значительно отстают от своих конкурентов среди промышленно развитых стран, прежде всего по качеству услуг.

Серьезные проблемы в создании конкурентной среды в экономике России создает  топливно-энергетический комплекс страны.  Здесь осложняет положение высокая себестоимость добычи и переработки природных ресурсов, значительные расстояния их транспортирования, а также высокий вес физически и морально изношенных основных         фондов, отсутствие научно-обоснованных стратегий развития отраслей   ТЭК.

Можно сказать, что основной проблемой  создания   конкурентной среды  в экономике России является большая  изношенность основных фондов. Эта  проблема характерна в одинаковой степени  для химической промышленности, лесной, пищевой, легкой. Эта же проблема имеет место при добыче и переработке черных и цветных металлов, в машиностроении и приборостроении, а также в сельском хозяйстве. Практически во всех выше перечисленных отраслях наблюдается изношенность основных фондов примерно на 75-80%. Вполне очевидно, что такая изношенность основных фондов никак не может служить благоприятным моментом для создания конкурентной среды в экономике России.

Элементы производственной инфраструктуры явными конкурентными преимуществами также не обладают. Они находятся  в стадии реформирования, становления и развития. В целом для этих элементов характерны те же проблемы, что и для других отраслей народного   хозяйства.

Не отличается в лучшую сторону  и сфера строительства. Низкое качество отечественного строительного оборудования, не конкурентоспособность российских строителей на внутреннем рынке, а также низкий уровень организации строительных работ и отсутствие соответствующей системы менеджмента – все это не может являться положительной предпосылкой в создании конкурентной среды в экономике России.

Таким образом, видно, что для того, чтобы создать в экономике  России полноценную конкурентную среду  необходимо решить не только выше указанные, но еще и многие другие проблемы и это весьма небыстрый, но необходимый  процесс.

 

2.3.Антимонопольное законодательство России.

 

 

Рассмотрение экономических  основ конкуренции, ее основных видов  и роли в рыночной экономике невозможно без краткого определения правовых основ конкурентной среды. В 1991 году Россия взяла курс на построение конкурентной среды, на разрушение полной государственной монополии. Законодательная база создания конкурентной среды при этом практически отсутствовала. Сегодня существует достаточно много нормативно-правовых актов, определяющих правила поведения и функционирования на рынке, правила взаимоотношений предприятий и организаций между собой. Однако среди всего множества нормативно-правовых актов следует выделить два основополагающих документа, определяющих основы построения конкурентной среды в экономике России. Одним из первых основных нормативных актов, определивших основы построения конкуренции, основы ее защиты от монополий и многие другие аспекты стал Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1.

Вышеуказанный закон  определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения  и пресечения монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  и направлен на обеспечение условий  для создания и эффективного функционирования товарных рынков.  Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным органом исполнительной власти - федеральным антимонопольным органом. Данный федеральный закон запрещает действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе такие действия, как:

- изъятие товаров из  обращения, целью или результатом  которого является создание или  поддержание дефицита на рынке  либо повышение цен;

- навязывание контрагенту  условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);

- включение в договор  дискриминирующих условий, которые  ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

- согласие заключить  договор лишь при условии внесения  в него положений, касающихся  товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован;

- создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

- нарушение установленного  нормативными актами порядка  ценообразования;

- установление монопольно  высоких (низких) цен и так далее.

Более того, данным Законом  запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного товара более 35 процентов если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), направленные на:

- установление (поддержание)  цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

- повышение, снижение  или поддержание цен на аукционах  и торгах;

- раздел рынка по  территориальному принципу, по объему  продаж или закупок, по ассортименту  реализуемых товаров либо по  кругу продавцов или покупателей  (заказчиков);

- ограничение доступа  на рынок или устранение с  него других хозяйствующих субъектов  в качестве продавцов определенных  товаров или их покупателей  (заказчиков);

- отказ от заключения  договоров с определенными продавцами  или покупателями (заказчиками).

Этим же федеральным законом было введено само понятие недобросовестной конкуренции, в которую было включено:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому  хозяйствующему субъекту либо  нанести ущерб его деловой репутации;

- введение потребителей  в заблуждение относительно характера,  способа и места изготовления, потребительских свойств, качества  товара;

- некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых  или реализуемых им товаров  с товарами других хозяйствующих субъектов;

- продажа товара с  незаконным использованием результатов  интеллектуальной деятельности  и приравненных к ним средств  индивидуализации юридического  лица, индивидуализации продукции,  выполнения работ, услуг;

- получение, использование,  разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» устанавливает  достаточно много различных правил поведения на конкурентном рынке. По большому счету именно этот закон определяет основы построения конкурентной среды в России.

Однако несмотря на переход  России к рыночной экономике, построение конкурентной среды полностью уйти от монополий практически невозможно. Вплоть до сегодняшнего дня в России существенную роль играют естественные монополии (РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром» и так далее). Дробление этих монополистов является нецелесообразным в настоящее время, хотя это  вопрос достаточно жарко обсуждается на федеральном уровне. Естественные монополии в России функционируют сегодня в соответствии с федеральным законом «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №149-ФЗ. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий, определяет роль государственного регулирования в процессе управления ими и так далее.

Информация о работе Конкуренция, её природа и экономическая роль в хозяйстве страны