Конкуренция. Её виды и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Цель заключается в теоретико-методическом рассмотрении конкуренции ее видов и форм. Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
 исследовать теоретические основы конкуренции;
 определить особенности конкурентной стратегии на примере предприятия;
Объектом исследования выступают конкурентные стратегии предприятий. Предметом исследования является процесс формирования стратегии роста конкурентоспособности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ 4
1.1 Конкуренция: ее виды и формы 4
1.2 Конкурентная стратегия: факторы влияющие на ее выбор 14
2. ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ЗАО «РЕЙНА ТУР» 19
2.1 Анализ стратегической ситуации 19
2.2. Определение стратегии 22
2.3 Модель выбора стратегии 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Конкуренция_её_виды_и_формы.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 1.1

Виды конкуренции

Формы конкуренции

Признаки, определяющие форму конкуренции

Степень контроля цен

СОВЕРШЕННАЯ

Множество фирм, производящих данный продукт;

Полная однородность производимой продукции;

Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива ресурсов;

Полная информированность покупателей и продавцов о ситуации на рынке.

 

ОТСУТСТВИЕ КОНТРОЛЯ НАД ЦЕНАМИ

НЕСОВЕРШЕННАЯ

   

Чистая монополия

Данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы);

Товар уникален;

Проникновение на рынок крайне затруднено.

ОЧЕНЬ ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ КОНТРОЛЯ НАД ЦЕНАМИ

Дуополия

Данную продукцию производят две фирмы;

Производится однородная продукция.

ЧАСТИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ЦЕНАМИ


 

Продолжение таблицы 1.1

Олигополия

Относительно небольшое число фирм;

Производится однородная продукция (незначительно дифференцированная продукция);

Проникновение на рынок не представляет труда.

 

ЧАСТИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ЦЕНАМИ

Монополистическая конкуренция

Участвует множество производителей;

Множество действительных и воображаемых различий в продукции;

Проникновение на рынок не представляет труда.

 

ОЧЕНЬ СЛАБЫЙ

КОНТРОЛЬ НАД ЦЕНАМИ


 

Живая природа накопила в процессе развития самые разнообразные формы конкуренции. Среди них можно выделить четыре, наиболее характерные вида. Для удобства запоминания эти виды связываются с конкретными существами, как это принято у маркетологов:

1. Каракурты или богомолы. Конкуренты  стремятся уничтожить друг друга. У людей такая конкуренция приводит к «заказам» директоров, поджогам, взрывам и т.п.

2. Жуки. Конкуренты пытаются вытолкнуть  друг друга или оттеснить от  вожделенного предмета, используя  силовое давление. Люди используют агрессивную рекламу, демпинг, стимулирование продаж и т.п.

3. Бабочки. Конкуренты ищут преимущества  благодаря признакам, не имеющим  непосредственного отношения к  их функциям и условиям существования. Это художественное оформление  упаковки, "мыльные оперы" и  т.п.

4. Муравьи (пчелы). Конкуренты объединяются в сообщества особей одного вида и (или) привлекают особей другого вида, т.е. симбиоз. Разнообразные виды агрессии против других сообществ, наличие коммуникаций, контактных и на расстоянии. У людей – маркетинговая тактика и стратегия. Системы договоров, отраслевые рынки и т.п.

Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами. Ее необходимо учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара.

Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром.

Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь ввиду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции. Содержание конкуренции раскроем через ее функции: [7]

Функция регулирования заключается в том, что предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации состоит в том, что для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно - предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают доход и продолжают развиваться (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс - предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке вытесняются с рынка (негативные санкции).

Функция распределения характеризуется тем, что  конкуренция не только включает стимулы к более  высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля объясняется тем, что конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену, но в то же время  конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функцию. Руководящий принцип “оптимальной интенсивности конкуренции” в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что: - технический прогресс изделий быстро внедряется (инновация под давлением) при конкуренции предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям, например, склонности потребителей(адаптация под давлением конкуренции). Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивности конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с “широкой” олигополией с «умеренной» индивидуализацией продукции. “Узкая” олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции. В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют: [8]

- качество конкуренции;

- само существование конкуренции;

- цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции; - предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;

- защищенные правовыми нормами  товарные знаки и марки помогают  покупателю различать товары  по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;

- ограниченная по времени патентная  защита (20 лет) и зарегистрированные  промышленные образцы, а также  образцы промышленной эстетики.

Рыночные признаки конкуренции характеризуют конкурентную среду – рынок, на котором независимые продавцы свободно соперничают за право продать свой товар независимому покупателю. Конкурентная среда регламентирует взаимоотношения конкурентов, определяет их приоритеты, ранжирует признаки конкуренции, устанавливает нормы внешних воздействий, включая работу администрации всех уровней.

Конкуренция, как и любое состязание, протекает по предписанным правилам – легальным или нелегальным. К примеру, все абитуриенты конкурируют, поступая в ВУЗ, но часть из них сдает экзамены, т.е. официально, а часть, благодаря папе, который «спонсирует» бедный факультет, т.е. неофициально.

Неофициально могут конкурировать, например, продавцы нелицензионных дисков. Конкуренты могут нарушать признанные всеми условия и обретать в итоге конкурентные преимущества. Конкурентные преимущества при честной конкуренции достигаются превышением общепризнанных признаков, например, надежности.

 

1.2 Конкурентная стратегия: факторы влияющие на ее выбор

 

 

Одной из основных задач многих организаций является достижение преимущества над ее прямыми конкурентами. Центральный вопрос при этом: как организация получит данное преимущество? М. Портер (1985) дает ответ на этот важный вопрос, выделяя три ключевые общие стратегии: лидерство по затратам, индивидуализация и фокусирование. Рассмотрим каждую их них последовательно.

Лидерство по затратам

При реализации этой стратегии ставится задача добиться лидерства по затратам в своей отрасли за счет комплекса функциональных мер, направленных на решение именно этой задачи. В качестве стратегии она подразумевает жесткий контроль над затратами и накладными расходами, сведение до минимума расходов в таких областях, как исследования и разработки, реклама и т.д.[9]

Низкие затраты дают организации хорошие шансы в ее отрасли даже в случае существования жесткой конкуренции. Стратегия лидерства по затратам часто создает прочную основу для конкуренции в отрасли, где жесткая конкуренция в других формах уже установилась.

Индивидуализация

Эта стратегия предполагает дифференциацию продукта или услуги организации от тех, которые предлагают в данной отрасли конкуренты. Как показывает Портер, подход к индивидуализации может принимать различные формы, включая имидж, торговую марку, технологию, отличительные черты, особые услуги покупателям и т.п. Индивидуализация требует серьезных исследований и разработок, а также устойчивого сбыта. Кроме того, покупатели должны отдавать свои симпатии продукту, как чему-то уникальному. Потенциальным риском этой стратегии являются изменения на рынке или выпуск аналогов, инициированный конкурентами, которые разрушат конкурентное преимущество, добытое компанией.

Фокусирование

Задачей этой стратегии является концентрация на конкретной группе потребителей, сегменте рынка или на географически обособленном рынке. Идея состоит в том, чтобы хорошо обслуживать конкретную цель, а не отрасль в целом. Предполагается, что организация таким образом сможет обслуживать узкую целевую группу лучше, чем ее конкуренты. Такая позиция обеспечивает защиту от всех конкурентных сил. Фокусирование может также сочетаться с лидерством по затратам или индивидуализации продукта (услуги).

Анализ конкурентной обстановки и определение положения в ней организации предполагают определение сложности и динамизма конкурентной среды. Универсальными методами такого анализа являются модель пяти сил М. Портера и анализ затрат конкурентов.

В любой отрасли, будь то отрасль национального или международного масштаба, производство товаров или сфера услуг, правила конкуренции заключаются в пяти движущих конкурентных силах: выход на рынок новых конкурентов, угроза со стороны субститутов, рыночная власть покупателей, рыночная власть поставщиков, соперничество между действующими на рынке конкурентами (см. рис. 1.1). [3]

Модель пяти сил предполагает проведение структурного анализа на основе определения интенсивности конкуренции и исследования угрозы проникновения на рынок потенциальных конкурентов, власти покупателей, власти поставщиков, угрозы со стороны заменителей товара или услуги.

 

 

Рис. 1.1

 Пять конкурентных сил, определяющих прибыльность отрасли

 

Анализ затрат конкурентов сводится к выяснению стратегических факторов, управляющих затратами, собственно анализу затрат и моделированию затрат конкурентов.

Для получения конкурентного преимущества фирма может использовать три общих конкурентных стратегии: лидерство по затратам (задача — добиться лидерства по затратам в конкретной сфере за счет набора мер по контролю за ними), индивидуализацию (предполагается достижение отличимости продукта или услуги организации от продуктов или услуг конкурентов в данной сфере), фокусирование (задача — сосредоточение на конкретной группе, сегменте рынка или географическом регионе).

 Совместное действие этих пяти сил определяет способность компании получать в среднем прибыль на вложенный капитал, превышающую стоимость капитала.

Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу. Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

Итак, конкуренция - борьба за какое-либо благо, “естественный отбор” более удачливых, расчетливых и т.д. участников рыночного процесса.

Таким образом,  конкуренция бывает нескольких видов (функциональная, видовая, предметная), каждый из которых, по сути, представляет собой борьбу практически взаимозаменяемых товаров. Разница заключается в качестве продукции, которое может быть практически одинаковым. У продукции, созданной для одинаковых целей, могут быть разные параметры строения. Функции конкуренции заключаются в том, что производитель должен принимать во внимание все пожелания покупателей, т. к. именно от него зависит прибыль предприятия.

Информация о работе Конкуренция. Её виды и формы