Конкуренция и ее значение в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Экономическая роль конкуренции, как основного признака рынка, мощной движущей силы развития производства. Формы осуществления конкуренции. Характеристика рынков совершенной и несовершенной конкуренции.

Файлы: 1 файл

Конкуренция.docx

— 51.74 Кб (Скачать файл)

Между совершенной и несовершенной  конкуренцией лежит тот  вид конкуренции, который весьма  часто  встречается  и  является как бы смесью  этих  двух  видов  конкуренции,  -  это,  так  называемая, монополистическая конкуренция. Данный  вид конкуренции представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагает разнородную  продукцию. Вход  на  рынок, как и  уход  с него, обычно не связан с какими-либо трудностями; развита неценовая конкуренция. Существуют различия  в  качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых  разными   фирмами, которые делают эти  товары  в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.

Отсюда и  название  этого  вида  конкуренции, которое  означает  не монополию на   весь   рынок   продукта, а   уникальность  некоторых разновидностей товара.  Противоположностью  конкуренции   является монополия. В условиях  монополии  одна  фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких  заменителей. Барьеры для вступления в отрасль других фирм практически непреодолимы.     

Если в  единственном  числе  выступает  покупатель, то  такая конкуренция называется   МОНОПСОНИЕЙ.   В  условиях  монополии, как правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает  привилегию для покупателей. В  некоторых  отраслях  встречается  своеобразная двусторонняя монополия, когда  на  рынке   определенной   продукции выступают один  продавец  и  один  покупатель  (например, в области военного производства ).     

Чистая монополия и  чистая монопсония - это сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в ряде отраслей стран с  рыночной  экономикой складывается так   называемая  ОЛИГОПОЛИЯ.  Этот  вид  конкуренции предполагает существование    на    рынке    нескольких    крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью  олигополии   является   взаимная зависимость фирм в принятии решений о  ценах  на  свою  продукцию.     

 

 

                              Защита конкурентной среды 

 

 

     Опыт  стран  с  рыночной  экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкурентной среды государственными средствами. Основная цель применения  этих средств состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не  допустить, чтобы  одни из них подавили другие виды и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции.     

На современных рынках предприниматели часто стараются  заключить между собой соглашения, которые бы ограничивали  конкуренцию. В  таких случаях потребители вынуждены платить больше за те же товары, так как цены искусственно завышены. При этом нарушается механизм установления равновесия спроса и предложения в зависимости от уровня цен.     

Чтобы избежать  отрицательных  последствий  монополизации  рынка, правительства  многих  стран проводят мероприятия по ограничению монополий и охране свободной конкуренции на рынке.     

Особенно важно установить пределы господства монополий, что  стало необходимым в ряде стран  еще  в  конце  прошлого  века. Достаточно сослаться на  принятые  в США антимонопольные законы Шермана (1890), Клейтона (1914), Вилера Ли (1938), Целлера-Кефовера (1950). Эти  законы последовательно ужесточали  меры, направленные  на ограничение недобросовестной конкуренции, минимизацию  ущерба, наносимого   монополиями немонополизированным  предпринимателям. Предусматривались  меры  как экономического, так и административно-правового порядка.      

В настоящее время в  США существует такой порядок. Если одна фирма контролирует 60%  рынка какого-либо товара, она попадает под государственный контроль, направленный  на  преодоление недобросовестной конкуренции. При захвате 90%  рынка компания-монополист подлежит безусловному разукрупнению.     

Ограничительные антимонопольные  нормы существуют и в других рыночных государствах. В  ФРГ  одна фирма не имеет права контролировать более одной трети рынка какого-либо товара, две-три фирмы - не  более половины, четыре-пять фирм - не более двух третей.     

Во Франции ордонанс 1986 г.  создал Совет по конкуренции с правом расторгать  картельные соглашения и налагать штрафы за нарушения антимонопольных правил в размере от 5тыс. до 1млн. франков.      

В Японии  запрещены частные монополии. Никто не имеет права приобретать свыше 10%  акций одновременно в двух и более компаниях, если это ограничивает их конкуренцию.      

Закон РСФСР "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках", принятый 22 марта 1991г., явился первым в истории  России нормативным актом, направленным на  развитие  конкуренции. 25мая 1995 г.  вступили в силу Изменения и дополнения к этому закону. В этих документах определены понятия монопольно высокой и монопольно низкой цены, понятие "доминирующее положение" хозяйственного субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет  65% и более, а в ряде случаев - 35% и более.     

Хотя само по себе обладание  доминирующим положением не является антизаконным. Закон запрещает  таким  субъектам  злоупотреблять своим положением на рынке. Статья 10 Закона ориентирована на пресечение не- добросовестной конкуренции, ст.17  направлена на предупреждение монопольных и олигопольных слияний. Ст.19 Закона предусматривает крайнюю меру по  отношению  к субъектам предпринимательства, злоупотребляющим своим доминирующим положением - принудительное разделение хозяйствующих субъектов.     

Против монополистической  деятельности  направлен  Реестр   хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%,изданный  в  1995г.  Одним  из  особых  методов  ограничения действий таких  монополий  является  контроль за ценами на продукцию этих предприятий.      

Особенное значение имеет  деятельность правительства по созданию малых предприятий, которые  при  относительно  небольших  инвестициях

успешно решают  такие  проблемы, как  повышение эффективности производства и занятости населения, увеличение выпуска  товаров  народного потребления, использование местных сырьевых ресурсов, быстрое освоение технических и организационных нововведений. Однако, работая  в режиме повышенного риска, такие  предприятия  требуют активной экономической помощи, а именно: предоставления налоговых льгот, развития системы  гарантий и  страхования  кредитов, помощи  в  получении  кратко- и долгосрочных займов, обеспечения коммерческой  информацией, установления гарантий относительно избегания банкротства и т.п.     

Существенной  мерой, направленной  на  ограничение  монополизма и недопущение нечестной конкуренции, как уже раньше было сказано, является законодательство. В УКРАИНЕ  принят соответствующий закон, в котором определено  понятие  конкуренци и монопольного состояния. В частности, монопольным называется такое состояние предпринимателя, при котором доля продукции на рынке превышает 35%. Государственный контроль за соблюдением норм антимонопольного  законодательства  возложен  на Антимонопольный комитет Украины. Основная его задача - избежать злоупотребления монопольным состоянием на рынке, заключения неправомерных соглашений, дискриминации предпринимателей, нечестной конкуренции.      

Злоупотребление     монопольным     состоянием     представляет собой: навязывание   таких   условий, которые  ставят  контрагентов  в неравные условия; ограничение или исключение из производства, а  также из  оборота  товаров  с  целью  создания или поддержания дефицита на рынке или установление монопольных цен; частичный или полный отказ от реализации   или   закупки  товаров  при  отсутствии  альтернативных источников снабжения либо сбыта с той же самой целью; другие действия для  создания  препятствий  доступа  на рынок (выход с рынка) других предпринимателей ; установление   дискриминационных   цен   (тарифов, расценок)  на  свои   товары, которые  ограничивают  право  отдельных потребителей.     

Для  проведения  анализа   состояния   монополизации  экономики Украины выделим    основные    ее   формы: монополизм    центральных экономических ведомств, ведомственный    монополизм    и   монополизм отдельных предприятий (объединений).     

Особое влияние  на  ограничение  конкуренции  и  развитие рынка оказывают такие    государственные    экономические    ведомства, как Министерство экономики   Украины, Министерство  сельского  хозяйства Украины, Министерство промышленности Украины и др., которые  берут  на себя функции формирования экономических связей в рамках СНГ.     

Монопольное положение в  Украине занимают банковская  система  и система государственного страхования.      

Монополистическая   практика   отраслевых  министерств в значительной мере является следствием деятельности общеэкономических ведомств. Именно  ведомственная   подчиненность   является   сильным тормозом в  реализации  концепции  перехода к свободной конкуренции, предпринимательству, разгосударствлению  и  приватизации, проведению антимонопольной политики.     

Результатом ведомственного монополизма следует считать  создание искусственного дефицита  многих товаров. Искусственный дефицит многих видов продукции может возникнуть в  любой  момент, поскольку  степень монополизации их   производства   на   многих  предприятиях  Украины достигает почти   абсолютного   значения. Как    показывают    данные специальных   обследований  по  774   видам  промышленной  продукции Украины, свыше 340  предприятий  занимают   монопольно   доминирующее

положение в их выпуске, т.е. производят свыше 35% общего объема, а 173 из них  являются  единственными  производителями   отдельных   видов продукции на территории Украины.     

Для Украины   характерна    высокая    степень    монополизации производства  продукции   тяжелого   машиностроения, без    которого невозможно развитие     железнодорожного     транспорта     (вагоны, тепловозы ) , энергетики  ( генераторы,  трансформаторы ) ,   других отраслей. Абсолютно монополизировано также производство таких  видов продукции, как   передвижные    электростанции    ( Днепропетровский электровозостроительный      завод ) , шагающие          экскаваторы (Новокраматорский машиностроительный завод),двухкамерные холодильники (донецкое  ПО "Электробытмаш"), подвесные грузонесущие   конвейеры   (львовское  АО "Конвейер"),торговые  автоматы    (киевский     завод    "Токмок"), хлебопекарные печи (киевское НПО "Пищемаш"), комбоуборочные  комбайны (Белоцерковский завод сельскохозяйственных машин) и т.д..      

Будучи монополистом   на   рынке, предприятия   беспрепятственно сокращают производство дешевых  изделий  и  наращивают  производство дорогостоящих. При   дефицитном    рынке       любая       продукция конкурентоспособна.     

Следствием дефицитного, несбалансированного  рынка товаров стало хроническое нарушение договорной дисциплины предприятий по поставкам продукции в срок, по ассортименту и качеству.     

Используя монопольное положение, предприятия часто  отказываются от заключения договоров, требуют выполнения не предусмотренных данным договором условий  (бартерная  поставка  продуктов  питания, водочных изделий, предметов народного потребления длительного пользования). Уже стало традиционным требование от предприятий Украины  за нефть, газ, лес поставлять   основные   продукты  питания  -  сахар, подсолнечное масло, мясо, муку и др.. В практику широко вошел бартер. В ЭТИХ УСЛОВИЯХ СОЗДАТЬ ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ РЫНОК КРАЙНЕ ТРУДНО.     

Процесс демонополизации   в   Украине   сложен. Важно    создать экономические и  правовые  предпосылки ограничения монополистической деятельности. Учитывая опыт стран с  рыночной  экономикой, не  следует искусственно переносить их законотворческую антимонопольную практику в Украину,     где     существуют     особые      исторические, организационно-экономические   морально-политические    предпосылки. Именно оценка этих  особенностей  создает  научную  базу  проведения антимонопольной политики и развития конкуренции в Украине.     

Демонополизация производства в каждой отрасли  экономики  может быть осуществлена  многими  путями, базовыми  среди  которых являются следующие:

- распространение    на   производственные   подразделения   крупных предприятий, имеющих законченный  цикл   технологического   процесса, действия Закона Украины о предприятии;

- сдача в аренду отдельных  участков, цехов, производств, которые  могли бы естественно  конкурировать с другими предприятиями, в том числе из других отраслей;

- создание при предприятиях-монополистах  коммерческих банков, главной целью  деятельности  которых   стало   бы   содействие   формированию предприятий-конкурентов;

- создание предприятий  малого и среднего бизнеса  путем  приватизации части государственного имущества посредством полного его выкупа;

- развитие     прямых     связей     официально     зарегистрированных предпринимателей Украины  с  предпринимателями  других  государств с целью привлечения  иностранного  капитала  для  создания  совместных предприятий, а также   дочерних   предприятий   крупных   иностранных концернов, корпораций;

Информация о работе Конкуренция и ее значение в экономике