Конкуренция и ее значение в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Экономическая роль конкуренции, как основного признака рынка, мощной движущей силы развития производства. Формы осуществления конкуренции. Характеристика рынков совершенной и несовершенной конкуренции.

Файлы: 1 файл

Конкуренция.docx

— 51.74 Кб (Скачать файл)

Лауреат Нобелевской  премии Ф.Хайек сделал важное обобщение: "Общества, полагающиеся на  конкуренцию ... успешнее  других достигают  своих   целей . Вот   вывод   ...   замечательно подтвержденный  всей  историей  цивилизации. Конкуренция ... показывает, как можно эффективнее производить вещи ...".     

4) КОНКУРЕНЦИЯ    СРЕДИ    АГЕНТОВ    РЫНКА    УСИЛИВАЕТ    ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАССЛОЕНИЕ.        

В  конкуренции    участвуют    товаропроизводители, имеющие неодинаковую   экономическую   силу. Естественно , что   не выдерживают суровое  испытание  на  прочность, как правило, многие мелкие   предприятия.   Они   не  имеют  достаточного количества денег, современных средств производства  и  других хозяйственных ресурсов. Конкуренции свойственна  тенденция к углублению сначала  неравенства, а  затем  и пропасти  между мелкими и крупными собственниками.        

В  современных условиях в развитых странах имеется множество мелких предпринимателей, создающих свои крошечные предприятия (семейные магазины  и  фермы, бензоколонки  и т.п.). Однако подавляющая  часть  из  них  не в состоянии  продолжительное время нормально существовать и выдержать конкуренцию с более крупными  предприятиями. К  тому  же  постоянно  растет  тот минимум    денежных    средств , который  позволяет    быть конкурентоспособным. Такую  тенденцию  можно  обнаружить, например, в  США. Здесь в 80-е годы насчитывалось около 10 млн.крошечных предприятий с доходом менее 50 тыс.долл.в год. Большинству из них обычно не хватает  начального  капитала  для  длительной и доходной работы. Например, существование от 1/3 до 1/2 всех розничных магазинов прекращается в течение трех лет. Сложной является и судьба фермеров, живущих своим трудом. В  США насчитывается 1,4 млн. небольших  фермерских  хозяйств, которые составляют 2/3 всех ферм. Они дают не более 9% всей сельскохозяйственной продукции. В  первой  половине 80-х годов большая часть этих хозяйств была убыточной.  С  начала  80-х годов  прекратили существование свыше 1,5 млн. ферм.     

КОНКУРЕНЦИЯ ПОРОЖДАЕТ НЕ  ТОЛЬКО  НЕУДАЧНИКОВ,НО  И  СЧАСТЛИВЫХ СОПЕРНИКОВ, ПРЕУМНОЖАЮЩИХ   СВОЕ   БОГАТСТВО . ОНИ  РАСШИРЯЮТ ХОЗЯЙСТВО , НАНИМАЯ  НА  РАБОТУ  ТЕХ , КТО  ОТЧУЖДЕН ОТ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА.      

5) КОНКУРЕНЦИЯ  СПОСОБСТВУЕТ  ПРОДВИЖЕНИЮ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА К МОНОПОЛИИ.        

Конкуренция  устраняет  с  рыночной  арены  все  отсталые  и неэффективные хозяйства. Эта санация (оздоровление) экономики сопровождается  обычно   некоторым  сокращением  численности хозяйственных субъектов, особенно  заметным  в ряде отраслей.        

Поэтому  рыночное  хозяйство  быстрее всего увеличивается за счет усиления роли крупных собственников.    

6) КОНКУРЕНЦИЯ СТИМУЛИРУЕТ  ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ  И УСЛУГ.        

Эта функция приобретает  особое значение  в  условиях научно-технической революции, предоставляющей каждому производителю возможности совершенствовать потребительные стоимости, широко ориентироваться   на   удовлетворение   самых  многообразных потребностей   покупателей , всего   общества . Конкуренция побуждает  производителей  неуклонно внедрять в производство все  новые и новые виды продукции, а также производить один и тот же продукт самых разных модификаций.      

7) КОНКУРЕНЦИЯ ФОРМИРУЕТ  РЫНОЧНУЮ ЦЕНУ, Т.Е. ТАКУЮ ЦЕНУ,КОТОРАЯ  УРАВНОВЕШИВАЕТ  В  СЕБЕ НЕ ТОЛЬКО  СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ, НО И ЦЕНЫ СПРОСА  И  ПРЕДЛОЖЕНИЯ.   С   ПОМОЩЬЮ   РЫНОЧНОЙ   ЦЕНЫ         

КОНКУРЕНЦИЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ СБАЛАНСИРОВАННОЕ СООТНОШЕНИЕ  МЕЖДУ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ.    

Выполняя эти функции, конкуренция обеспечивает рост экономической  эффективности  производства , повышение  его  технического  уровня , совершенствование качества и структуры общественного продукта.    

Пронизывая всю  систему  производства  и  потребления товаров и услуг, конкуренция осуществляется   во   многих   формах, которые    с развитием общества  становятся все более разнообразными. Исторически старейшими   формами  конкуренции   являются    внутриотраслевая   и межотраслевая . Внутриотраслевая    конкуренция  (конкуренция  между производителями определенной отрасли,  объектами  которой  выступают условия   производства, рынки   сбыта, " портфели " заказов, затраты производства , качество   товаров   и   услуг)  обуславливает   рост эффективности    всей    отрасли , количественных   и   качественных показателей , ее  дальнейшее  развитие . Межотраслевая   конкуренция ( осуществляется      между     производителями   (  предприятиями , предпринимателями) данной отрасли и производителями других отраслей.

Объектом такой конкуренции  выступает более высокая норма  прибыли  в той  или  иной отрасли, а следовательно - и борьба за более выгодное вложение капитала)  способствует межотраслевому переливу капиталов и перемещению   ресурсов  в  более   эффективные   отрасли   и   сферы производства. Быстрое перемещение  капитала   и  ресурсов  из  одной отрасли  в  другую  дает обществу  возможность наиболее  рационально использовать  имеющиеся  средства   производства   и  рабочую  силу.      

Международная  конкуренция (конкуренция  производителей  на  мировом рынке; включает  в  себя  как  внутриотраслевую, так и межотраслевую формы конкуренции.( На  мировом  рынке доминирующая роль принадлежит компаниям   наиболее   развитых   стран) )  способствует   снижению интернациональных затрат, сбалансированному развитию мирового рынка, переливу капитала не только между отраслями производства, но и между государствами мирового содружества.      

Будучи  заинтересованным  в   сокращении  рынков  сбыта, каждый товаропроизводитель постоянно ведет борьбу за рынки сбыта.Существует два метода такой борьбы: ценовой  и  неценовой. Ценовая  конкуренция обуславливает снижение цен на товары (с целью  привлечения  большего количества покупателей, часто даже с частичной потерей прибыли). Для этого  проводят снижение  прейскурантных  цен, сезонные  распродажи, распродажи по  демпинговым  ценам, увеличение сроков потребительского кредита и др.. Неценовая конкуренция способствует повышению  качества товаров, сервисного  обслуживания  потребителей. Главным  при   этом выступают повышение надежности и долговечности товаров, соответствие их мировым  технико-экономическим  и  дизайнерским  требованиям (при неценовой  конкуренции используют фирменное  обслуживание, рекламу, разносторонность  и   гибкость    ассортимента   товаров ,  гарантии своевременных поставок, пакетирование  товаров, повышение   культуры обслуживания и др.).  

 

 

  ВЫВОДЫ 

 

 

             В условиях, когда Украина движется к рыночной экономике, особенно важное значение имеет выяснение конкуренции как  основного признака рынка, мощной движущей   силы   развития   производства. Наличие   или отсутствие ее  сказывается  на  качестве   и  конкурентоспособности продукции, удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах, затратах производства, ценах и т.д..     

Конкуренция  -  соперничество   между    субъектами   рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства, продажи и  купли товаров. Стремление обойти  конкурента, не уступить, не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. В рыночной  экономике благодаря многообразию  форм  собственности и свободе хозяйственного поведения   возникают  и  автоматически    поддерживаются    условия конкурентной борьбы.     

Конкуренции   противоречит   монополия. Установление  монополии подрывает конкуренцию и рыночные механизмы саморегуляции.     

Конкуренция  в  хозяйственной   жизни   возникла    со   сменой феодального способа производства на капиталистический. В определенной степени она существовала и в предшествующих формациях, не  пронизывая при этом все сферы жизни общества.      

С  утверждением в 19 в. принципа свободной торговли и промысла конкуренция в капиталистических странах  была  формально  свободной, т.е. лишенной  различного  рода  ограничений  и  изъятий. Однако  со временем такая  полная  свобода  стала тягостной и не выгодной всему классу  капиталистов, поскольку    отдельные   предприниматели    в конкурентном запале  стали  применять  недозволенные  или  чрезмерно жесткие приемы конкурентной борьбы. Назрела необходимость в  правовом регулировании методов  и  средств  ведения  конкуренции, с  тем чтобы уберечь  от дезорганизации    капиталистические    товарно-денежные отношения, чтобы добиться   оптимального  сочетания  различных  видов конкуренции , не допустить, чтобы одни из них подавили другие  виды  и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции.     

Являясь непременным условием существования рынка  и  реализации его функций, конкуренция  приобретает  различные   формы, каждая  из которых является       действенным       рычагом       регулирования экономики. Различают такие формы осуществления конкуренции:     

1) внутриотраслевая     

2) межотраслевая     

3) международная     

Положительный эффект  конкуренции  во  многом  зависит  от  тех условий, в которых она  действует, от  количества  соперников, степени открытости экономики   и  экономической   свободы. В  связи  с  этим различают конкуренцию совершенную и несовершенную. 

 

 

     Характеристики  рынков совершенной и несовершенной  конкуренции    

 

Структурная характеристика

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополистическая

Олигополия

Монополия

Число продавцов

много

много

мало

один

Барьеры вхождения

Нет

Нет 

Обычно есть

Нет вхождения

Дифференциация  
продукции

Нет

Есть

возможна

Нет (один продукт)

Примеры

Пластиковые окна, двери, ламинат, шторы

Рестораны

аптеки

Автомобили,

золото

Алмазы, нефть, газ


 

 

Позитивная  экономическая  роль  конкуренции  проявляется   в   ряде функций, которые она выполняет: 

1) способствует установлению  равновесной цены; 

2) поддерживает   общественно  нормальные  условия  производства  и реализации товаров; 

3) стимулирует     научно-технический    прогресс    и    повышение эффективности     производства,  а    также           вынуждает товаропроизводителей  снижать индивидуальные   производственные затраты; 

4) среди   агентов   рынка   усиливает  их  социально-экономическое расслоение; 

5) способствует продвижению  рыночного хозяйства к монополии;  

6) стимулирует повышение  качества продукции и услуг; 

7) формирует рыночную  цену, т.е. такую цену, которая  уравновешивает в себе  не  только  спрос  и  предложение, но  и  цены  спроса   и предложения ;  с   помощью     рыночной     цены    обеспечивает сбалансированное соотношение между общественными потребностями и общественным производством;  

8) оберегает потребителей  от диктата производителя.    

В РЫНОЧНОМ  МЕХАНИЗМЕ  КОНТРОЛЯ  ОСОБАЯ РОЛЬ ОТВОДИТСЯ КОНКУРЕНЦИИ.    

ЕСЛИ  РЫНОК  СИГНАЛИЗИРУЕТ  ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ  ТОВАРОВ   И ВЛАДЕЛЬЦАМ РЕСУРСОВ О  ЖЕЛАНИИ  ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ТО  КОНКУРЕНЦИЯ СПОСОБСТВУЕТ ТОМУ, ЧТОБЫ ЭТО  ЖЕЛАНИЕ   ИСПОЛНЯЛОСЬ   НАИБОЛЕЕ  ЭФФЕКТИВНО.

КОНКУРЕНЦИЯ ВЫНУЖДАЕТ  ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ  НАХОДИТЬ   БОЛЕЕ   ПРОГРЕССИВНЫЙ   СПОСОБ ОРИЕНТАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА, ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПЕРЕДОВОЙ  ТЕХНИКИ  И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ И Т.Д.. СТРЕМЛЕНИЕ ПОЛУЧИТЬ ЛИЧНУЮ   ВЫГОДУ   ЗАСТАВЛЯЕТ   ПРОИЗВОДИТЕЛЯ БЫСТРЕЕ РЕАГИРОВАТЬ НА ИЗМЕНЕНИЯ В ПОТРЕБНОСТЯХ ОБЩЕСТВА. КОНКУРЕНЦИЯ СТИМУЛИРУНТ УВЕЛИЧЕНИЕ  МАСШТАБОВ  ПРОИЗВОДСТВА, СНИЖЕНИЕ  РАСХОДОВ, УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА  ПРОДУКЦИИ. ТАКИМ  ОБРАЗОМ, МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД, ЧТО КОНКУРЕНЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ  НЕОТЪЕМЛЕМЫМ  ЭЛЕМЕНТОМ   РЫНКА. А  Т.К.   ОНА ПРИВОДИТ К  ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ, ТО ВПОЛНЕ МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО ОНА ЯВЛЯЕТСЯ ДВИЖУЩЕЙ СИЛОЙ ЭКОНОМИКИ.    

 

 

       СПИСОК    ИСПОЛЬЗОВАННОЙ     ЛИТЕРАТУРЫ                                          

 

 

 1. Издательство БЕК, Москва, учебник  "Экономика"  под  редакцией        

Булатова; 

2. "Курс  экономики" под  редакцией  Райзберга;  

Информация о работе Конкуренция и ее значение в экономике