Конкуренция и ее значение в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Экономическая роль конкуренции, как основного признака рынка, мощной движущей силы развития производства. Формы осуществления конкуренции. Характеристика рынков совершенной и несовершенной конкуренции.

Файлы: 1 файл

Конкуренция.docx

— 51.74 Кб (Скачать файл)

- развитие   доступа   на   товарные   рынки   Украины   иностранных товаров, создающих конкуренцию отечественным изделиям и реализующихся в валюте   (это   стало  бы  основой  обслуживания  товарно-денежных отношений в Украине);

- програмно-целевая конверсия  оборонного комплекса Украины;

- развитие   сети   предприятий   производственной   и    социальной

инфраструктуры;

- развитие концессий и  привлечение к этому иностранных  государств.     

Все перечисленные  методы направляются на ликвидацию монополий в сфере  производства, образовавшихся    как    результат     политики сверхвысокой концентрации    и    специализации    производственного аппарата. Это - наиболее сложные и длинные  пути  демонополизации.     Есть и   такие   предприятия-монополисты, развитие   эффективной конкуренции в   которых    является, по    меньшей    мере, отдаленной перспективой. Речь  идет  о  предприятиях   и  концернах-гигантах, не подлежащих эффективной  демонополизации. На  переходный   период   их деятельность должна  ограничиваться  одним  из  неординарных путей к рыночной экономике, устанавливаемых государством, а именно:

- определением обязательных  потребителей их продукции;

- директивным установлением  государственного заказа на отдельные  их товары, работы, услуги в    размере    до   60%   от   общего   объема производства, что контролируется монополистом;

- установлением  предельных  цен  (расценок)  на  соответствующие их товары (работы, услуги). Верхняя предельная цена  должна  обеспечивать предприятию общественно полезный уровень рентабельности производства

как отношение  балансовой  прибыли  от  реализации  к  затратам   на производство, но не более 250% к нормативным расходам на производство этого   продукта.    Нормативными      являются      расходы      на производство, которые  правительство   определяет   как  общественно полезные для соответствующего экономического пространства на  каждый последующий год.      

Для  продажи  угля, нефти, газа, рудных  и   нерудных  полезных ископаемых, а также других сырьевых ресурсов природного происхождения определяются нижние предельные цены - продажа по ценам, ниже этих, на внутреннем или  внешнем  рынках  признается нечестной конкуренцией и наказывается.     

Ликвидация корпоративных  объединений предусматривает:

- полную   ликвидацию   объединений   производственных   предприятий независимо  от  формы  существования   (министерство, государственный комитет, государственная корпорация, государственный  концерн, другие), если под   его   контролем   находятся   25   и   более    процентов соответствующего товарного  рынка;

- предупреждение    собственника    объединения     производственных предприятий, объем производства  товара в котором приближается к 25% общего объема продаж.     

Ликвидация объединений  монополистов должна носить одномоментный  характер и   осуществляться   в   соответствии   с   Государственной программой демонополизации  экономики, утвержденной Верховным Советом Украины. Предшествовать принятию   Программы   должны  экономический анализ и   доклад   парламента. В   последнем  должны  быть  отражены следующие вопросы:

- анализ монополизации  продукции на товарном рынке;

- анализ деятельности  предприятий-монополистов;

- перечень    отраслей   экономики, в   первую   очередь   подлежащих демонополизации, а также не подлежащих демонополизации вообще.     

Демонополизация   торговли   предусматривает   коммерциализацию деятельности торговых предприятий.    

Все государственные  предприятия  торговли  непродовольственными товарами подлежат первоочередному разгосударствлению и приватизации.    

ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА  И ТОРГОВЛИ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ САМОЦЕЛЬЮ, А НЕОБХОДИМОЙ   ПРЕДПОСЫЛКОЙ   ЗАРОЖДЕНИЯ   ДЕЙСТВЕННОЙ   КОНКУРЕНЦИИ (ДЕЙСТВЕННОЙ  В  ТОМ  ПОНИМАНИИ, ЧТО   ОНА   ДОЛЖНА   СТАТЬ  ГЛАВНЫМ РЕГУЛЯТОРОМ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ УКРАИНСКОГО  ОБЩЕСТВА).   

Поскольку даже при обычных  условиях экономического  развития любого государства монополисты объективно существуют  (лишь  с  разницей  в количестве   монополизированных   товарных   рынков), то  украинское государство, как и  все другие, обязано  осуществлять  контроль  над состоянием всех внутринациональных товарных рынков, защищать интересы всех потребителей, обеспечивать  эффективное   противодействие  всем видам проявлений нечестной торговой практики.     

Неправомерными соглашениями между предпринимателями  называются такие, которые нацелены  на  установление  монопольных цен (тарифов), скидок, надбавок ( доплат ), наценок; распределение  рынков    по территориальному принципу, ассортименту  товаров, объему их реализации или закупок     либо     по     другим     признакам     с     целью монополизации;  устранение  с рынка или ограничение доступа на него продавцов, покупателей, других товаропроизводителей.      

В практике  рыночных отношений различают также добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добросовестная конкуренция - это такая, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Под недобросовестной конкуренцией понимается технический шпионаж, переманивание специалистов, подкуп   работников   конкурента, неправомерное (самовольное) использование  чужого товарного  знака, фирменного  наименования или маркировки товара;  копирование формы, упаковки, внешнего   оформления;  имитация, копирование, прямое воспроизведение  товара   другого   предпринимателя, распространение неправдивых или неточных сведений  (ложная реклама), которые  могут принести   вред   деловой   репутации    либо    интересам   другого предпринимателя ; получение, использование, разглашение коммерческой тайны, а также   конфиденциальной   информации. Поскольку  отдельные предприниматели в  конкурентном  запале применяют недозволенные или чрезмерно жесткие приемы конкурентной борьбы назревает необходимость в правовом  регулировании  методов  и средств  ведения конкуренции. Таким образом,  согласно Постановлению Верховной Рады ,  с 1  января 1997  г.  вступил в силу Закон Украины "О защите от недобросовестной конкуренции". Согласно закону к недобросовестной конкуренции относятся:

- неправомерное использование  деловой репутации (обозначений,  рекламных материалов, упаковки; товара  другого производителя; копирование  внешнего вида изделия; сравнительная  реклама);

- создание препятствий  хозяйствующим субъектам в процессе  конкуренции (дискредитация предпринимателя;  купля-продажа товаров, выполнение  работ, оказание услуг с принудительным  ассортиментом; склонение к бойкоту,  склонение поставщика к дискриминации  покупателя; склонение к расторжению  договора с конкурентом; подкуп  работника поставщика или покупателя);

- неправомерный сбор, разглашение,  склонение к разглашению и  использованию коммерческой тайны.     

За совершение действий, определенных как недобросовестная конкуренция, накладываются штрафы:  

- на хозяйствующих субъектов  – юридических лиц и их объединений  – до 3% выручки от реализации  товаров, работ, услуг за последний  отчетный год (в случае если  начисление выручки невозможно  или она отсутствует,- до 5000 необлагаемых  налогом минимумов доходов граждан);

- на юридических лиц  и объединения, не являющихся  хозяйствующими субъектами,- до 2000 необлагаемых  налогом минимумов доходов граждан;

- на частных лиц налагаются  административные взыскания.

Ущерб, причиненный вследствие недобросовестной конкуренции, подлежит возмещению по искам заинтересованных лиц.                

 

 

       В докладе Президента Украины "Путем  радикальных экономических реформ" обращается внимание на необходимость  развития  конкуренции. В частности, речь  идет  о  вводе в действие функциональных механизмов конструктивной конкуренции;  применении   средств   антимонопольного регулирования, защите  потребителей  от  диктата   монополистов   и недобросовестной  конкуренции ;  образовании     конкурентоспособной продукции по мировым стандартам.     

ПЕРЕХОД  УКРАИНЫ ОТ ГОСУДАРСТВЕННО МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ    ПРЕДПОЛАГАЕТ   СОЗДАНИЕ    НЕОБХОДИМЫХ   МАТЕРИАЛЬНЫХ, ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ПРАВОВЫХ  УСЛОВИЙ ДЛЯ ЗДОРОВОЙ  КОНКУРЕНЦИИ  МЕЖДУ ВСЕМИ СУБЪЕКТАМИ ТОВАРНО-РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.ОСОБЕННО ВАЖНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ВЫЯСНЕНИЕ  КОНКУРЕНЦИИ  КАК  ОСНОВНОГО  ПРИЗНАКА  РЫНКА, МОЩНОЙ ДВИЖУЩЕЙ    СИЛЫ  РАЗВИТИЯ    ПРОИЗВОДСТВА . НАЛИЧИЕ    КОНКУРЕНЦИИ ОБУСЛАВЛИВАЕТ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ, ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ И ДРУГИЕ ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ ДЛЯ ОБЩЕСТВА ПАРАМЕТРЫ.      

В УСЛОВИЯХ, КОГДА  УКРАИНА ДВИЖЕТСЯ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ЗАЩИТА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ НЕОБХОДИМА , Т.К. КОНКУРЕНЦИЯ - ЭТО НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ РЫНКА.  

 

 

                            Конкуренция - движущая сила экономики     

 

 

     Экономическая роль  конкуренции  проявляется  в  ряде  функций, которые она  выполняет;  это  сила  ,  которая   способна   изменять соотношение спроса  и  предложения, уровень рыночной цены, структуру и последствия развития рынка. Рассмотрим важнейшие направления действия закона конкуренции:      

1) КОНКУРЕНЦИЯ СПОСОБСТВУЕТ  УСТАНОВЛЕНИЮ РАВНОВЕСНОЙ ЦЕНЫ. Как нам известно, рыночная цена  может устанавливаться на уровне, значительно превышающем точку равновесия. В этом случае предложение товаров превышает их  спрос. Поэтому на рынке образуется зона избытка произведенных благ. В сложившихся условиях  обостряется  ситуация  на  фронте противоборства продавцов. Все они стремятся продать свои продукты подороже. Однако, когда соперничество между ними обостряется, то побеждает (удается  больше  реализовать) тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы  стимулировать спрос. Возникает своеобразная  цепная  реакция: сначала какая-то  часть  продавцов, а  затем  и  все  вынуждены снизить  цену . Последняя  начинает  движение  к  точке равновесия. Результат  конкуренции  среди  товаровладельцев  таков. После массового уменьшения цены продукты раскупаются, а зона их перепроизводства исчезает. На уровне равновесной цены спрос и предложение достигают сбалансированности. На  рынке  возможен  и  прямо  противоположный  случай: рыночная цена опускается ниже равновесной  точки. Тогда спрос превышает  предложение  и, естественно, возникает                                                  зона   нехватки   товаров. В  данной   ситуации   очень напряженной    становится     обстановка    на   фронте противоборства покупателей. Последние всегда  стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда  же  между  ними разгорается острая борьба, то побеждает (покупает больше)                   тот, кто предложил более высокую цену. Возникает  другая цепная реакция: отдельные лица, а затем и все покупатели вынуждены  приобретать товар  по  более  высокой  цене. Последняя  продвигается  к  точке  равновесия  с  иной стороны. Итог   соперничества  покупателей  вполне  предсказуем. Повышение   цен   способствует  появлению  товаров  на прилавках магазинов. А производители  становятся  более заинтересованы   в   расширении    выпуска    продукции повышенного спроса. Зона  товарного  дефицита  перестает существовать. При  достижении  равновесной  цены  опять сбалансированы спрос и предложение.

Стало быть, КОНКУРЕНЦИЯ  -  СПОСОБ  ДОСТИЖЕНИЯ РАВНОВЕСНОЙ   ЦЕНЫ;ПРОНИЗЫВАЯ  ВСЕ  СВЯЗИ  ПРОИЗВОДСТВА  И   ПОТРЕБЛЕНИЯ, ОНА ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНСТВЕННО  ВОЗМОЖНЫМ СРЕДСТВОМ ДОСТИЖЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ МЕЖДУ СПРОСОМ  И  ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, А  В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ - МЕЖДУ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ И ПРОИЗВОДСТВОМ.     

2) КОНКУРЕНЦИЯ   ПОДДЕРЖИВАЕТ  ОБЩЕСТВЕННО НОРМАЛЬНЫЕ  УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ.        

Благодаря конкуренции  в любой отрасли производства в каждый данный момент на  рынке  устанавливается общая (равная) цена на однородные продукты, обладающие одинаковым  качеством. Это заставляет всех товаропроизводителей следовать единой  линии хозяйственного поведения, или, как говорится, руководствоваться общими "правилами игры".  В  них  отражаются  те  требования общественно нормального хозяйствования, которые предписывают объективные экономические законы. Уровень  равновесной цены выступает для товаропроизводителей как норматив  рационального  хозяйствования.  При  нарушении такого норматива  предприятие, установившее, допустим, очень высокую  цену  на  свою продукцию  ради  получения большого дохода , может  оказаться  в  тупиковой  ситуации. Спрос  на дорогостоящие товары упадет, они не будут раскупаться. Тогда придется  снижать  цены  или  даже  прибегать  к  распродаже изделий  по  низким  ценам и терпеть из-за этого  убытки. Так конкуренция  дает наглядный  урок  всем,  кто  не  учитывает общественно нормальные  условия  производства  и  реализации товаров.     

3) КОНКУРЕНЦИЯ  СТИМУЛИРУЕТ   НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ   ПРОГРЕСС   И ПОВЫШЕНИЕ  ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПРОИЗВОДСТВА, А  ТАКЖЕ   ВЫНУЖДАЕТ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СНИЖАТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ.     

Как было установлено, конкуренция  ведет к уравнению  рыночных цен. В таких условиях  больший доход может получить лишь тот товаропроизводитель, который  затрачивает меньше ресурсов на единицу продукциию. Он создает товары с низкой индивидуальной ценой, а реализует их по более высокой рыночной цене.        

Если повнимательнее присмотреться  к конкурентам, то среди них можно  заметить смелых предпринимателей, которые, рискуя своим имуществом , делают    своего   рода    открытия    большого хозяйственного  значения. Они изобретают и внедряют  новинки техники  и  технологии, находят  более   эффективные   формы организации  труда  и  производства, способы  экономического использования ресурсов. Тем самым  для всех  прокладывается дорога к  научно-техническому  и  экономическому  прогрессу.         

Информация о работе Конкуренция и ее значение в экономике