Конкуренция как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике и показать, что в настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Конкуренция как экономическая категория
.1 Определение конкуренции и ее черты
.2 Классификация конкуренции
. Несовершенная конкуренция
.1 Монополия
.1.1 Разновидности монополии
.2 Олигополия
.2.1 Черты олигополии
.2.2 Роль неценовой конкуренции
.3 Монополистическая конкуренция
. Совершенная конкуренция
.1 Преимущества и недостатки совершенной конкуренции
. Методы конкуренции
. Конкуренция и ее регулирование на территории РФ
6. Защита конкуренции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Конкуренция.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Конкуренция - это сложное многогранное явление. Существует множество её видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.

Роль конкуренции  на рынке:

·конкуренция  способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения;

·конкуренция  поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг;

·конкуренция  стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства.

Совершенная конкуренция обладает следующими характерными чертами:

·основной чертой является наличие большого числа  независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию  на высокоорганизованном рынке;

·фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию;

·отдельные фирмы  осуществляют незначительный контроль над ценой продукции.для входа (выхода) на рынок совершенной конкуренции  не существует никаких препятствий.

Можно выделить две основные причины возникновения  несовершенной конкуренции:

1) есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки;

2)рынки имеют  тенденцию к несовершенной конкуренции,  когда существуют трудности для  вступления новых конкурентов в отрасль.

Монополии характеризуются  следующими чертами:

§фирма-монополист осуществляет значительный контроль над  ценой;

§существование  монополии зависит от существования  барьеров для вступления;

§когда монополии  производят товар, который покупатели не могут перепродать, они часто находят возможным и выгодным назначать разные цены для разных покупателей, осуществляя тем самым ценовую дискриминацию;

§главный плюс монополии: масштабы производства позволяют  снижать издержки и в целом  экономить ресурсы; продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке;

§основной минус  монополии заключается в том, что монополисты имеют склонность завышать цены и занижать объем производства.

Монополистической конкуренции свойственны следующие черты:

·фирма обладает относительно небольшой долей всего  рынка, поэтому она имеет очень  ограниченный контроль над рыночной ценой, тайный сговор, согласованные  действия фирм с целью ограничения  объема производства и искусственного повышения цен, почти невозможен;

·каждая фирма  определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны  конкурирующих с ней фирм;

·экономическое  соперничество сосредоточивается  не только на цене, но также и на таких  неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта.

В условиях олигополии каждой фирме приходиться вырабатывать решения не только относительно того, как будут реагировать покупатели на ее действия, но также и относительно того, как на это откликнуться другие фирмы в отрасли, поскольку их ответная реакция будет влиять на прибыли фирмы.

Олигополисты  предпочитают неценовую конкуренцию  ценовой по двум причинам:

)олигополисты  считают, что благодаря неценовой  конкуренции могут быть получены более долговременные преимущества перед конкурентами, потому что изменения продукта, усовершенствования производственной технологии и удачные рекламные трюки не могут быть так же быстро и так же полно дублированы, как снижения цен;

)промышленные олигополисты обычно обладают значительными финансовыми ресурсами, на которые можно поддерживать рекламу и развитие продукта.

Методы ценовой  конкуренции используются для проникновения  на рынки с новыми товарами, а  также для укрепления позиций  в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

Различают прямую и скрытую ценовую конкуренцию:

Øпри прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые  и имеющиеся на рынке товары.

Øпри скрытой  ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Основное условие  ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен - постоянное совершенствование  производства и снижение себестоимости.

Основными формами  неценовой конкуренции являются дифференциация продукта, улучшение его качественных и потребительских свойств, реклама.

Важными аспектами  дифференцирования являются:

·различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы;

·услуги и условия, связанные с продажей продукта;

·размещение и  доступность.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Конкуренция  как экономическая категория

.1 Определение  конкуренции и ее черты

.2 Классификация  конкуренции

. Несовершенная  конкуренция

.1 Монополия

.1.1 Разновидности монополии

.2 Олигополия

.2.1 Черты олигополии

.2.2 Роль неценовой  конкуренции

.3 Монополистическая  конкуренция

. Совершенная  конкуренция

.1 Преимущества  и недостатки совершенной конкуренции

. Методы конкуренции

. Конкуренция  и ее регулирование на территории РФ

6. Защита конкуренции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

XXI век в мировом  экономическом развитии без сомнения  можно назвать веком конкуренции.  Именно в этом цикле явление  конкуренции приобрело международную  и глобальную значимость.

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее  время конкуренция играет основополагающую роль в экономике любой страны. Развитие экономической сферы нашей  страны свидетельствует о том, чем  грозит невнимание и непонимание  значения конкуренции в экономических отношениях.

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике  и показать, что в настоящее  время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции.

Содержание курсовой работы состоит из введения, шести глав и заключения. В первой главе дается общее определение понятию конкуренции, как экономической категории. Во второй и третьей главе ведется речь о видах конкуренции по состоянию рынка - совершенной и несовершенной конкуренции. В рамках несовершенной конкуренции рассмотрены такие виды конкуренций, как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. В четвертой главе рассматривается регулирование конкуренции на территории РФ. Особое внимание при изучении вопросов неценовой конкуренции было уделено такому методу конкурентной борьбы, как реклама.

 

1. КОНКУРЕНЦИЯ  КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

 

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного  количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Это экономический  процесс взаимодействия, взаимосвязи  и борьбы между выступающими на рынке  предприятиями, в целях обеспечения  лучших возможностей сбыта своей  продукции, для удовлетворения разнообразных потребностей покупателей. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товар.

На мировом  рынке постоянно существует острая конкуренция товаропроизводителей. Для успешного выступления на внешних рынках требуется существенное повышение конкурентоспособности предлагаемых отечественных товаров. При импорте же использование конкуренции иностранных продавцов позволяет достигать более выгодных условий закупок. Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением.

Это и способ хозяйствования, и такой способ существования  капитала, когда один капитал соперничает  с другим капиталом. В конкуренции  усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

В качестве средств  конкурентной борьбы, для улучшения  своих позиций на рынке, компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу. Но, несмотря на это, конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, но не могут управляться самой организацией.

Если распределение ограниченных ресурсов осуществляется не рынком, то это влечет за собой ряд последствий, хорошо известных в нашей стране: очереди, привилегии, блат, взяточничество (как способ обойти конкурентов за счет подкупа чиновников) и другие уголовные методы распределения, подменяющие рыночную конкуренцию за ограниченные ресурсы. Конкуренция в этих формах распределяет ресурсы неэффективно, ведет к разрушению экономики, природы, нравственности, а, в конечном счете, к разрушению человеческой личности и общества.

Рыночная конкуренция (то есть наличие большого числа независимых продавцов и покупателей, обладающих свободой войти или покинуть рынок) ограничивает разрушительную и сохраняет созидательную силу личного интереса, личной выгоды. Тем самым конкуренция выступает как главная регулирующая система в рыночной экономике. Чем выше конкуренция, тем лучше потребителям - гражданам страны.

1.1 Определение  конкуренции и ее черты

конкуренция экономический  товар прибыль

Конкуренция - (от лат. concurrere - сталкиваться) - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Существуют и  другие определения конкуренции. В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции.

Первый  подход определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.

Второй  подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.

Третий  подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.

Первый подход основывается на повседневном понимании  конкуренции как соперничества  за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения:

ðсостязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности  каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;

ðсостязательные, сопернические отношения между  двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;

ðсоперничество  на рынке между производителями  товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли  или достижение иных конкретных целей.

ðэто особый по замыслу вид честной экономической  борьбы, в которой при наличии  в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная  сторона.

В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.

Конкуренция выступает  в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования.

Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.

В современной  микроэкономической теории конкуренция  понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи  с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

Информация о работе Конкуренция как экономическая категория