Конкуренция как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике и показать, что в настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Конкуренция как экономическая категория
.1 Определение конкуренции и ее черты
.2 Классификация конкуренции
. Несовершенная конкуренция
.1 Монополия
.1.1 Разновидности монополии
.2 Олигополия
.2.1 Черты олигополии
.2.2 Роль неценовой конкуренции
.3 Монополистическая конкуренция
. Совершенная конкуренция
.1 Преимущества и недостатки совершенной конкуренции
. Методы конкуренции
. Конкуренция и ее регулирование на территории РФ
6. Защита конкуренции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Конкуренция.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Проблема ограничения  или даже устранения конкуренции  вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в ее решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.

В каждой рыночной экономике существует опасность  того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

  • качество конкуренции;
  • само существование конкуренции;
  • цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
  • предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;
  • защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;
  • ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

Важнейшим инструментом регулирования конкуренции является антимонопольное законодательство - законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова. В первом случае оно направлено против чистых монополий и крупных олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение "нечестных" действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.

Антимонопольное регулирование - одна из основных сфер применения результатов экономической  науки в практике хозяйствования. В первой половине 80-х годов американское правительство приняло инструктивные документы, которые установили нормативы отраслевой концентрации с использованием индекса Херфиндаля-Хиршмана (IHH). Если этот индекс не превышал 1000, то рынок признавался слабо концентрированным, если превышал 1800 - высоко концентрированным. Введение этих нормативов фактически ускорило концентрацию в тех отраслях, где ранее она была низка, и не препятствовало вертикальной концентрации и образованию конгломератов.

Антитрестовские законы США оказали влияние на развитие антимонопольного законодательства других стран, в том числе и современной России.

Однако в целом  ряде отраслей избежать образования  монополий невозможно. Нельзя иметь  в квартире два газопровода от двух конкурирующих компаний, несколько  линий теплопередачи, альтернативные источники электроэнергии и т.д. В большинстве отраслей инфраструктуры образование монополий происходит естественным образом, и государство вынуждено осуществлять по отношению к ним прямое или косвенное регулирование. Государство стремится умерить "аппетит" естественных монополий, и устанавливает равную для всех цену на уровне средних издержек. Такую цену, называют "ценой, обеспечивающей справедливую прибыль".

 

6. ЗАЩИТА  КОНКУРЕНЦИИ

 

На подготовку нового Федерального Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Правительству Российской Федерации потребовалось около трех лет. Проект Федерального Закона № 186242-4 «О защите конкуренции» (далее - Закон) был внесен в Государственную Думу 15 июня 2005 года. На момент написания этой статьи Закон был подписан Президентом РФ.

Новый Закон  «О защите конкуренции» (далее - Закон), направленный на обеспечение и защиту конкуренции на товарных и финансовых рынках и ограничение монополистической  деятельности, признает утратившими  силу Закон РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Федеральный закон от 23.06.99 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

Закон уточняет и дополняет понятийный аппарат  антимонопольного законодательства, более детально регламентирует монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, расширяет перечень сделок, требующих согласия антимонопольного органа, а также полномочия антимонопольного органа как в части государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, так и в части рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Вводятся новые  понятия, такие как «согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию» и «координация экономической деятельности». Совершение указанных действий, влекущих ограничение конкуренции (к ним относится, например, сговор операторов связи в части повышения цен на нерегулируемые услуги связи), будет служить основанием для применения санкций за нарушение антимонопольного законодательства.

Изменяются условия  признания хозяйствующего субъекта занимающим доминирующее положение  на рынке товара. В частности, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 процентов (ранее она составляла 65 процентов).

Нижний предел, когда положение хозяйствующего субъекта не может быть признано доминирующим, сохраняется на прежнем уровне - 35 процентов.

Если доля товара на рынке хозяйствующего субъекта менее 50 процентов, но более 35, такого хозяйствующего субъекта антимонопольный орган может признать занимающим доминирующее положение.

Кроме того, предлагается признавать доминирующим положение  каждого из нескольких хозяйствующих  субъектов, которые не доказали, что их положение не является доминирующим, и если совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов превышает 50 процентов, либо совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов превышает 70 процентов, и если рост цены товара не обусловливает снижение спроса, если доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов ограничен.

Также Закон  устанавливает, что доминирующим является положение субъекта естественной монополии  на товарном рынке, находящемся в  состоянии естественной монополии.

Нововведения  расширяют перечень хозяйствующих  субъектов, которые могут быть признаны занимающими доминирующее положение.

По новому Закону не признается монопольно низкой и  монопольно высокой цена товара, если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного органом регулирования естественной монополии.

Статус признания  компании хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение  на товарном рынке, позволяет антимонопольному органу признать ряд ее действий незаконными, что влечет наложение мер ответственности, таких как взыскание дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, в федеральный бюджет, признание сделки недействительной и др. Незаконными могут быть, в частности, следующие действия компании: установление монопольно высоких (низких) цен; изъятие товаров из обращения, результатом которого явилось повышение цен; навязывание контрагенту невыгодных для него условий договора; необоснованное сокращение или производство товаров при наличии безубыточной возможности их производства; необоснованный отказ от заключения договора.

Закон расширяет  перечень сделок, осуществляемых с  предварительного согласия антимонопольного органа. Критерием служит размер суммарной  выручки организации, стоимости чистых активов, доли либо акций, превышающий 3 млрд руб. (прежде такой предел был установлен в 30 млн руб.), причем данное требование не распространялось на приобретателей долей (акций).

Установлено право  антимонопольного органа возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства. Регламентируется порядок возбуждения и рассмотрения таких дел.

Большая часть  нормативных предписаний выражена в императивной форме, за счет чего усиливается контролирующее положение и регулирующая функция антимонопольного органа.

Для операторов связи - субъектов естественной монополии  наиболее неудобное новшество Закона состоит в том, что на субъекты естественной монополии возлагается  обязанность приобретать финансовые услуги только по результатам открытого конкурса, проводимого в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». Нарушение данного требования влечет признание сделок или торгов недействительными по иску, в том числе антимонопольного органа.

По результатам  открытого конкурса должны приобретаться  следующие виды услуг:

) кредитных организаций  по привлечению средств юридических  лиц во вклады;

) по открытию  и ведению банковских счетов юридических лиц, осуществлению расчетов по ним;

) по предоставлению  кредита;

) по инкассации  денежных средств, векселей, платежных  и расчетных документов и кассовому  обслуживанию юридических лиц;

) по выдаче  банковских гарантий;

) на рынке ценных бумаг;

) лизинговые  услуги;

) по страхованию  имущества;

) по личному  страхованию по договорам коллективного  страхования, в том числе медицинского;

) по негосударственному  пенсионному страхованию;

) по страхованию  ответственности.

Исходя из требований Закона, процедура принятия решений по приобретению финансовых услуг операторами связи - субъектами естественной монополии будет растянута во времени, что повлечет финансовые потери и снижение темпов всех организационных и производственных процессов. Субъекты естественных монополий - это хозяйствующие субъекты, ведущие активную финансовую деятельность, увязанную с общим производственным процессом. Промедление в принятии решения по вопросам финансовой деятельности компании ставит под сомнение целесообразность принятия данного решения. Обусловить получение каждой из включенных в перечень закона услуг проведением открытого конкурса - значит лишить предприятия возможности оперативно управлять деятельностью, подготовить почву для череды судебных разбирательств, участниками которых они станут.

Возможные негативные последствия введения обязательного  открытого конкурса для субъектов  естественной монополии при приобретении финансовых услуг:

повышение затрат на услуги связи в размере расходов на организацию ежегодных конкурсов;

потери доходов  на организацию и проведение конкурсов, в том числе повторных.

При рассмотрении Закона в Государственной Думе от имени депутатов Владимира Горбачева, Максима Коробова и др. вносились  поправки, в том числе в части  исключения положений о том, что:

субъекты естественной монополии занимают доминирующее положение  на товарных рынках;

субъекты естественной монополии обязаны заключать  договоры на оказание финансовых услуг (банковские расчеты, операции с ценными  бумагами, страховые договоры и т. д.) на условиях открытого конкурса, по процедуре, предусмотренной для бюджетных организаций.

При этом обращалось внимание, что Федеральный закон  «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных или муниципальных нужд» регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг исключительно для государственных или муниципальных нужд в целях эффективного использования государственных бюджетных средств. Однако нужды субъектов естественных монополий применительно к их основной деятельности не относятся к государственным или муниципальным, а затрачиваемые на них средства - собственность субъектов естественных монополий, а не государства. Следовательно, проведение конкурсов на размещение заказов на поставку товаров (работ, услуг) для основной деятельности субъектов естественной монополии не может осуществляться в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд».

Кроме того, отношения, связанные с заключением договоров  на оказание финансовых услуг, регулируются гражданским законодательством  Российской Федерации (ст. 2 ГК РФ), основываются на принципах свободы договора и недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела и могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 1 ГК РФ).

Установление  обязанности субъектов естественных монополий заключать договоры на поставку товаров (работ, услуг) для  их основной деятельности на условиях открытого конкурса есть не что иное, как ограничение их гражданских прав и создание неравных конкурентных условий по сравнению с другими организациями, работающими в одноименной сфере и не являющимися субъектами естественных монополий. В то же время мотивировано такое ограничение прав может быть только защитой прав и законных интересов других лиц. Однако защита прав потребителей услуг субъектов естественных монополий - предмет регулирования Закона РФ «О защите прав потребителей».

Информация о работе Конкуренция как экономическая категория