Конкуренция как элемент рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов конкурентоспособности предприятий и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия, на примере строительного предприятия ООО «Строй».
Для достижения поставленной цели работы необходимость решить следующие задачи:
 изучить теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
 проанализировать конкурентоспособность предприятия ООО «Строй»;
 определить направления совершенствования конкурентоспособности предприятия ООО «Строй».

Содержание работы

Введение……………………………………………………….………………………..3
Глава 1.Рынок как экономическая система……………………..……………………5
1.1 Сущность рынка и его механизм…………………………………………..5
1.2 Конкуренция в рыночной системе……………………….………………..9
1.3. Структура и инфраструктура рынков…………………..………………..12
1.4. Преимущества и недостатки рынка ……………………….…………….14
Глава 2.Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности…………17
2.1. Конкуренция как движущая сила развития хозяйствующих
субъектов рынка…………………………………………………………..17
2.2. Конкурентоспособность объектов рыночных отношений ……………28
2.3 Функции конкуренции ……………………………………...….………….35
Глава 3. Оценка конкурентоспособности предприятия ……………………...…….38
3.1 Характеристика предприятия ООО «Строй»……………..……………..38
3.2 Анализ внешних факторов конкурентоспособности ООО «Строй»…..39
3.3 Анализ внутренних факторов конкурентоспособности
ООО «Строй»…………………………………………………………………42
Заключение……………………………………………………..………………………54
Список использованной литературы ….……..……………………………………….56

Файлы: 1 файл

Рынок как экономическая система.doc

— 827.50 Кб (Скачать файл)

В условиях свободного рынка рыночный механизм  выступает единственным регулятором экономических и социальных процессов. Поэтому свободный рынок — это абстракция. Свободного рынка никогда не было, нет сейчас ни в одной стране и не будет в ближайшем будущем;

• регулируемый рынок, в котором наряду с рыночным  механизмом регулирующие функции выполняет государство.

Регулируемый рынок — это результат гуманизации  общества. Государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но таким образом, чтобы сохранить мотивацию к творчеству, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Вместе с тем неоправданное вмешательство государства в рыночные  отношения приводит к их деформации;

• деформированный рынок — существует в условиях  командно-административной системы хозяйства. Важнейшими  чертами деформации рынка выступают: отсутствие  многообразных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности; натуральное распределение  факторов производства; монополизм производителя и торговца; несбалансированность спроса и предложения в сторону спроса; скрытая инфляция; расцвет теневой экономики; попытка усиления региональных рынков и др. 

Регулирование экономики в условиях деформированного рынка  осуществляется государством путем централизованного,  директивного планирования. По степени ограничения конкуренции выделяют:

• рынок свободной (совершенной) конкуренции, в котором покупатели и продавцы не имеют рыночной власти;

• рынок монополистической конкуренции, где фирмы имеют незначительную рыночную власть, основанную на  дифференциации товара или услуги;

• олигополистический рынок, в котором фирмы имеют  значительную власть, но конкуренция сохраняется и порою  бывает весьма разрушительной;

• рынок чистой монополии, где фирма контролирует всю  отрасль и выступает единственным продавцом;

• рынок монопсонии с множеством продавцов и лишь одним покупателем;

• смешанный рынок.

Монополия и монопсония в чистом виде — редкое явление, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Поэтому целесообразно говорить о рынках, приближенных к монополии и монопсонии.

Рынок может существовать только тогда, когда его отдельные части выполняют все необходимые функции, обеспечивающие процесс общественного воспроизводства. Поэтому  функциональная структура обязательно предполагает наличие трех его 

основных сегментов: рынка товаров и услуг, рынка капиталов и  рынка рабочей силы. Каждый из этих рынков имеет свою  специфическую структуру. Так, рынок товаров и услуг распадается на множество специализированных рынков (рынок обуви, продуктов питания, туристических услуг и т.д.); рынок капиталов — на рынок денежного капитала и рынок ценных бумаг; рынок  рабочей силы — на рынок квалифицированной и  неквалифицированной рабочей силы, рынки по отдельным специальностям. Вся рыночная система формирует свою инфраструктуру, т.е. совокупность институтов, систем, служб, предприятий,  обслуживающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его 

функционирования.

Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:

• облегчает участникам рыночных отношений покупку или продажу товаров;

• повышает эффективность и оперативность работы  субъектов рынка;

• организует оформление рыночных отношений;

• облегчает экономический и юридический контроль.

Основными элементами инфраструктуры современного  рынка товаров и услуг являются товарные биржи, предприятия  оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы; денежного рынка — банки; рынка ценных бумаг — фондовые биржи; рынка труда — биржи труда. Рыночная инфраструктура ускоряет кругооборот ресурсов, благ и доходов в рыночной экономике.

Модель кругооборота демонстрирует сложное,  взаимосвязанное переплетение процессов принятия решений и экономической деятельности. Домохозяйства и предприятия присутствуют на обоих основных рынках, но в каждом случае в разных качествах.

На ресурсном рынке домохозяйства выступают как владельцы и поставщики экономических ресурсов, а предприятия — как  покупатели; на рынке благ они меняются позициями. Доходы домохозяйств от продажи экономических ресурсов служат основой потребительских расходов, которые формируют выручку фирм. Часть выручки фирм направляется на покупку экономических ресурсов и превращается в доходы домохозяйств. Так  осуществляется непрерывный процесс кругооборота ресурсов, благ и  доходов в рыночной экономике (рис. 1.2).

 

 

Рис. 1.2. Модель кругооборота ресурсов,

благ и доходов

1.4. Преимущества и недостатки рынка

Как и любое экономическое явление, рыночный механизм имеет преимущества и недостатки.

Важнейшими преимуществами рынка являются:

• функционирование как саморегулирующийся механизм, который через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство;

. эффективное распределение ресурсов  — рынок направляет ресурсы  на производство товаров, пользующихся  спросом;

. высокая степень адаптивности к изменяющимся условиям.

Так, повышение цен на энергоносители в 1970-е годы на Западе вызвало внедрение ресурсосберегающих  технологий, поиск альтернативных источников энергии;

• возможность успешного функционирования в условиях ограниченной информации (достаточно иметь  информацию о ценах на товары и услуги, о стоимости экономических ресурсов для нормального хозяйствования);  рыночная экономика — бездефицитная экономика. В  любых ситуациях рыночный механизм обеспечит равенство спроса и предложения;

• создание рынком мощной системы стимулов; широкое использование достижений НТР. В погоне за  прибылью товаропроизводители внедряют в производство  новейшие достижения науки и техники, и конкуренция делает этот процесс непрерывным;

• обеспечение свободы и независимости как покупателей, так и продавцов, которые самостоятельно принимают решения о заключении сделок, найме рабочей силы и т.д.;

• способность быстро и эффективно удовлетворять  разнообразные потребности людей;

• рациональное использование ресурсов, принадлежащих фирме.

К недостаткам рынка относятся:

• автоматизм рыночного механизма достигается не сам по себе, а методом проб и ошибок, в результате чего  общество может нести существенные потери;

• рынок не создает стимулы для производства товаров и  услуг коллективного пользования (здравоохранение, культура, спорт, общественный транспорт и др.);

• неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов, принадлежащих всему человечеству, и защиты окружающей среды;

• игнорирование рынком возможных негативных для  общества последствий принимаемых решений;

• рынок не имеет системы социальной защиты. Доходы в рыночной экономике получают только владельцы  экономических ресурсов. Инвалиды, дети, пенсионеры могут не иметь средств к существованию, поэтому государство  должно решать социальные проблемы;

• отсутствие действенных мотиваций для фундаментальных исследований в науке. Рынок реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для теоретических исследований;

• нестабильное развитие, при котором взлеты рыночной  конъюнктуры чередуются с ее падением.

Неспособность рыночного механизма решать определенные задачи требует вмешательства государства в рыночные  отношения. Государство берет на себя функции, которые  принципиально не может выполнять рыночный механизм:

1) обеспечивает экономику нужным  количеством денег и  регулирует  денежное обращение в стране;

2) обеспечивает сохранность рыночного  механизма, регулирует так называемые  «внешние», или побочные, эффекты;

3) организует производство благ  для удовлетворения  коллективных  или общественных потребностей.

Государство может регулировать и ряд проблем социально-экономического характера, которые рынок может решить лишь отчасти. Это проблемы доходов, освоения достижений науки и техники, занятости. Воздействуя на перечисленные процессы, государство создает условия для нормальной работы рынка,  обеспечивает защиту рыночного механизма от экономических, социальных и политических потрясений, хотя и не гарантирует их полного устранения.

В то же время государственное регулирование экономики не должно нарушать существующие внутри рыночного механизма связи, обеспечивающие способность рынка к саморегуляции. Поэтому предпочтение должно отдаваться экономическим 

методам регулирования, т.е. фискальной, кредитно-денежной и  социальной политике. Натуральное распределение ресурсов,  административное ценообразование, директивное планирование должны быть исключены, поскольку эти меры несовместимы с самим содержанием рыночной экономики.

Закономерным процессом является изменение форм, границ и роли государственного вмешательства в экономику. В  зависимости от ситуации возможны как усиление экономической роли государства (например, при обеспечении широкомасштабной структурной перестройки хозяйства в чрезвычайных условиях), так и признание ограниченности его экономических  возможностей с последующим сокращением государственного сектора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 2.Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности.

2.1. Конкуренция как движущая сила развития хозяйствующих субъектов рынка.

Основу рыночной экономики составляет понятие конкуренции, как главной движущей силы эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующих в данной среде. Наиболее успешным участником такого соревнования является тот, кто способен выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках.

Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества, который в значительной степени определяет формы хозяйственной деятельности людей и наиболее ярко проявляется в такой экономической категории, как конкуренция.

Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции предприятия на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых предприятием товаров от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на ее удовлетворение.

Рыночный механизм предложения и спроса доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через них до поставщиков ресурсов. Именно конкуренция заставляет предприятие-изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей. При этом конкуренция вызывает расширение производства и снижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства. Однако этим не ограничивается положительное воздействие конкуренции на экономику предприятия и ее результативность. Конкуренция заставляет предприятия наиболее полно воспринимать научно-технические достижения, применять эффективные технику и технологию, современные методы организации производства и повышать качество выпускаемой продукции. Поэтому на современном этапе для успеха в конкурентной борьбе большое значение приобретают теоретические аспекты понятия конкуренции и раскрытие ее экономической сущности как основы рыночной экономики и движущей силы развития хозяйствующих субъектов. Конкуренция и конкурентная борьба в настоящее время являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства.

Наиболее целостные теоретические положения о движущих силах конкурентной борьбы сформулировали только в середине XVIII века ученые классической политической экономики, которые рассматривали конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами.

Английский экономист, философ, выдающийся представитель классической школы в экономической теории Адам Смит в работе1 "Исследование о природе и причине богатства народов" провел анализ конкуренции.

В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма.

А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция – это та самая "невидимая рука" рынка, которая координирует деятельность его участников. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического

производства. Цель конкуренции – борьба за получение возможно большей прибыли.

Новизна теории конкуренции А. Смита состоит в том, что он впервые:

1) сформулировал понятие конкуренции  как соперничества, повышающего  цены при сокращении предложения  и уменьшающего цены при избытке  предложения;

2) обозначил главный принцип  конкуренции – принцип "невидимой руки", в соответствии с которым, "дергая" за ниточки марионеток-предпринимателей, "рука" заставляет их действовать согласно с неким "идеальным" планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;

3) разработал теоретически очень  тонкий и гибкий механизм конкуренции, который объективно уравновешивает  отраслевую норму прибыли, приводит  к оптимальному распределению  ресурсов между отраслями. Тонкость  механизма конкуренции заключается в том, что при сокращении спроса на товар наибольшие трудности испытывают фирмы, выпускающие некачественную или излишне дорогую продукцию. Гибкость механизма конкуренции проявляется в его мгновенной реакции на любые изменения обстановки во внешней среде. Быстро адаптируются к среде мобильные фирмы;

4) определил основные условия  эффективной конкуренции, включающие  наличие большого количества  продавцов и покупателей, исчерпывающую  информацию, мобильность используемых  ресурсов, невозможность каждого  продавца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены товара (при сохранении его качества или качества сервиса);

5) разработал модель усиления  и развития конкуренции, доказал, что в условиях рыночных отношений  возможно максимальное удовлетворение  потребностей потребителей и наилучшее использование ресурсов в масштабе общества в целом2.

Информация о работе Конкуренция как элемент рынка