Конкуренция как элемент рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов конкурентоспособности предприятий и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия, на примере строительного предприятия ООО «Строй».
Для достижения поставленной цели работы необходимость решить следующие задачи:
 изучить теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
 проанализировать конкурентоспособность предприятия ООО «Строй»;
 определить направления совершенствования конкурентоспособности предприятия ООО «Строй».

Содержание работы

Введение……………………………………………………….………………………..3
Глава 1.Рынок как экономическая система……………………..……………………5
1.1 Сущность рынка и его механизм…………………………………………..5
1.2 Конкуренция в рыночной системе……………………….………………..9
1.3. Структура и инфраструктура рынков…………………..………………..12
1.4. Преимущества и недостатки рынка ……………………….…………….14
Глава 2.Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности…………17
2.1. Конкуренция как движущая сила развития хозяйствующих
субъектов рынка…………………………………………………………..17
2.2. Конкурентоспособность объектов рыночных отношений ……………28
2.3 Функции конкуренции ……………………………………...….………….35
Глава 3. Оценка конкурентоспособности предприятия ……………………...…….38
3.1 Характеристика предприятия ООО «Строй»……………..……………..38
3.2 Анализ внешних факторов конкурентоспособности ООО «Строй»…..39
3.3 Анализ внутренних факторов конкурентоспособности
ООО «Строй»…………………………………………………………………42
Заключение……………………………………………………..………………………54
Список использованной литературы ….……..……………………………………….56

Файлы: 1 файл

Рынок как экономическая система.doc

— 827.50 Кб (Скачать файл)

другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику" .

По нашему мнению, конкурентоспособность региона – это взаимосвязь элементов социально-экономической системы, свойства которых образуют множество функций, определяющих способность данного региона к конкуренции. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности региона становится актуальным в связи с развитием рыночных отношений, усилением конкуренции и интеграционных процессов между территориальными образованиями. С одной стороны, применительно к региону нужно выяснить, какие сильные стороны региона могут оказывать действенное влияние на его социально-экономическое развитие, на наращивание его конкурентного потенциала, с другой – важно оценить, в какой форме и в каких масштабах каждый регион может непосредственно участвовать в решении общих проблем межрегиональной экономической интеграции. Это позволит выявить негативные факторы, препятствующие интеграции в межрегиональное пространство и, как следствие, снижение конкурентоспособности региона – субъекта Российской Федерации.

Такой оценке регионального развития и возможностей региона, обеспечению конкурентоспособности региона способствуют маркетинговые исследования регионального рынка.

Исследование понятийного аппарата, проведенного в работе, позволило сделать авторам следующие выводы:

• понятие конкурентоспособности модифицируется в зависимости от целей и задач исследователей, требований субъектов рыночных отношений (потребителей, конкурентов, инвесторов, партнеров) и масштабов деятельности (внутренние,внешние рынки);

• понятия конкурентоспособности чаще всего ориентированы на оценку уровня на текущий момент времени без учета факторов, определяющих потенциал роста конкурентоспособности;

• понятия конкурентоспособности не имеют строгой иерархии по уровням управления (предприятие, отрасль, регион, государство) в связи с изолированностью исследований, и отсутствием понимания значимости конкурентоспособности субъектов рынка более высоких уровней управления при решении задач усиления рыночных позиций на внешних рынках;

• понятия конкурентоспособности для отдельных субъектов рынка не соответствуют методикам ее оценки, что приводит к несопоставимости параметров и критериев, искажающих реальный уровень конкурентоспособности.

Разнообразие методологических подходов авторов к исследованию конкурентоспособности, а также изолированное рассмотрение того или иного субъекта без учета места в иерархии понятий и выделения базового уровня конкурентоспособности, определяющего все другие уровни, приводят к невозможности:

• выработать систему типовых управленческих решений тактического и стратегического характера социально-экономическими системами более высокого уровня (отрасль, регион, государство) для повышения уровня и наращивания потенциала конкурентоспособности предприятия, продукции;

• согласовать механизмы взаимодействия различных субъектов рынка при формировании конкурентных преимуществ и усилении позиций на различных видах рынков (региональных, межрегиональных, международных).

В соответствии с этим для согласования действий различных производителей и различных уровней управления при разработке и принятия управленческих решений по механизмам экономического роста должен быть сформирован единый понятийный и методический аппарат, позволяющий производить оценку конкурентоспособности каждого субъекта рынка, с одной стороны, изолированно друг от друга, с другой – в системе иерархии уровней управления. При этом параметры оценки уровня конкурентоспособности низшего уровня должны входить как базовые переменные в параметры оценки высшего уровня иерархии (предприятие, отрасль, регион, кластер, государство).

В настоящее время в экономической литературе существует достаточно большое количество определений конкурентоспособности.

В самом общем смысле под конкурентоспособностью понимается способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.

Многообразие существующих подходов к понятию конкурентоспособности в настоящее время в экономической литературе чаще всего определяется 27:

• либо особенностями постановки задачи и цели исследования, что приводит автора к необходимости акцентирования

своего внимания на том или ином аспекте конкурентоспособности, но не принимается в расчет последующими исследователями;

• либо особенностями выбора предмета исследования (товар, услуга); субъекта конкуренции (предприятия, отрасли, регионы, национальная экономика, государство); объекта конкуренции (спрос, рынок, факторы производства: природно-сырьевые ресурсы, рабочая сила, капитал, ценные бумаги, информация, политическая власть); масштаба деятельности (товарные, отраслевые, региональные, межрегиональные, мировые рынки).

До сих пор в экономической литературе продолжаются дискуссии по выбору базовых понятий и уровня конкурентоспособности. Вместе с тем от однозначного толкования базового уровня конкурентоспособности зависит и четкое разграничение пара метров оценки конкурентных преимуществ и конкурентоспособности. В зависимости от уровня конкурентоспособности, выбранного автором для исследования, происходит переход с категории конкурентоспособности предметов (товар, услуга), объектов (спрос, рынок, факторы производства) в категорию факторов конкурентных преимуществ (внешних или внутренних) по уровням управления. Так, при оценке конкурентоспособности государства наличие конкурентоспособной продукции является внутренним конкурентным преимуществом для государства. При оценке конкурентоспособности продукции наличие конкурентоспособного государства является внешним конкурентным преимуществом для предприятия.

Вполне естественно, что в иерархии понятий конкурентоспособности базовым является "конкурентоспособность продукции", которая может рассматриваться для различных видов товаров (производственно-технического назначения, потребительского назначения, услуг, информации и т.п.).

2.3Функции конкуренции

Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе ее функций.

В современной рыночной экономике можно выделить шесть основных функций конкуренции: 1) регулирующую; 2) аллокационную; 3)  инновационную; 4)адаптационную; 5) распределительную; 6) контролирующую.

Регулирующая функция заключается в воздействии конкуренции на предложение и скрытое за ним производство благ в целях установления их оптимального соответствия спросу (потреблению). С помощью именно этой функции через все противоречия рынка прокладывает себе дорогу прогрессивная тенденция к определению предложения спросом (и далее  производства— индивидуальными и общественными потребностями). В конечном счете речь здесь идет о создании реального «суверенитета потребителя»  взамен все еще сплошь и рядом встречающегося «суверенитета  производителя». Девизом этой функции выступает принцип: производите только то, что сумеете продать, а не пытайтесь продать то, что сумели произвести28.

Аллокационная функция конкуренции, называемая иначе функцией  размещения (от англ. allocation— размещение), выражается в эффективном размещении самих факторов производства (в первую очередь труда, земли и капитала) в местах (хозяйственных организациях и регионах), где их  применение обеспечивает наибольшую отдачу.

Инновационная функция конкуренции обнаруживается в различных  проявлениях новаторства (нововведений), опирающихся на достижения научно-технического прогресса и предопределяющих динамизм фактического развития субъектов рыночной экономики.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление предприятий (фирм) к условиям внутренней и внешней среды, что позволяет им переходить от простого самосохранения (экономического выживания) к экспансии (расширению) сфер хозяйственной деятельности.

Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объема произведенных благ  (валового национального продукта) среди потребителей.

И, наконец, контролирующая функция конкуренции призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими. Не трудно понять, что вся совокупность перечисленных функций, взятая в их органическом единстве, обеспечивает (хуже или лучше) общую  результативность функционирования рыночной экономики, что именно режим и механизм конкуренции обусловливают развитие рынка в качестве саморегулирующейся и самокорректирующейся системы.

Нельзя не заметить, что функции конкуренции и функции рынка во  многом совпадают. И это вполне объяснимо: ведь конкуренция выражает суть рынка и рыночной экономики.

Прогрессивное действие функций и успех в конкурентной борьбе  обеспечиваются взаимодействием целой системы факторов. Наиболее важная и четкая система факторов в конкуренции рассмотрена американским  исследователем М. Портером. Обобщение опыта развития мировой рыночной экономики позволило автору выделить несколько основных факторов,  определяющих экономический успех в рыночной конкуренции29.

Во-первых, это наличие факторных условий, необходимых для  поддержания конкуренции в данной отрасли: достаточный капитал, развитая  инфраструктура, квалифицированные кадры, технология, информация и др.

Принципиальное значение здесь имеет не статичное наличие или  отсутствие тех или иных факторов производства или простой их набор, а характер и темп их формирования, эффективность использования. Большое значение также имеют не столько базовые факторы (транспорт, рабочая сила,  основные фонды), сколько наиболее современные и специализированные: особая квалификация, научный потенциал, достижения в определенной  деятельности. Например, Япония начиная с 50-х годов имела значительно большее число инженеров на душу населения, чем другие страны. Это внесло  больший вклад в конкуренцию, чем низкая заработная плата в промышленности.

Аналогичный пример из американской действительности: высокий уровень

квалификации американских программистов и специалистов по  информатике оказал влияние не только на развитие данной отрасли, но и на  информационное обеспечение и технический уровень целого ряда других отраслей. Необходимо не просто иметь преимущество в факторах производства, но и постоянно поддерживать и улучшать их высокий стандарт. Во-вторых, условия внутреннего спроса: объем, структура спроса, уровень благосостояния, возможности его увеличения (рост доходов, изменение  структуры потребностей, интернационализация спроса и др.). При этом  выигрывают те страны, в которых внутренний спрос дает более четкую картину для действия не зарубежных фирм, а своих, создавая им дополнительные  возможности для достижения успеха в конкуренции и затрудняя успех инофирмам. В-третьих, смежные и обслуживающие отрасли. Каждая из них должна быть сама конкурентоспособной и в системе с основными отраслями  способствовать успеху в конкуренции. Например, химия и производство чернил в Германии; обработка кожи и производство обуви в Италии; электронно-измерительная техника и медицинская аппаратура в США и т.д.

В-четвертых, стратегия и структура фирм, а также характер конкуренции между ними. Основной субъект конкуренции в рыночной экономике —фирма. Здесь важен учет исторических, национальных особенностей  отношений собственности, организации и управления, предпринимательской культуры.

В-пятых, роль случая, неожиданно открывшийся шанс. Здесь действует определенная закономерность: лучше всего используют неожиданно  подвернувшуюся возможность для выигрыша в конкурентной борьбе те фирмы и страны, которые располагают наиболее благоприятной системой  изложенных здесь четырех факторов, обеспечивающих успех в конкуренции. В-шестых, государство играет в конкуренции вспомогательную роль. Как бы хороша ни была государственная политика, она не обеспечивает успеха, если служит единственным источником конкурентоспособности. Успешной роль государства в конкурентной борьбе становится тогда, когда  существуют другие предпосылки успеха, а государство усиливает их значение. Все эти факторы составляют систему, критический анализ которой  позволяет понять причины лидерства в конкуренции одних и причины неудач — других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Глава 3. Оценка конкурентоспособности предприятия

  3.1 Характеристика предприятия

Одним из представителей строительной индустрии является предприятие ООО «Строй».

Предприятие «Строй» (далее - Общество), является Обществом с ограниченной ответственностью.

Основной целью Общества является расширение рынка строительных услуг, направленной на получение прибыли и ее распределение между Участниками в соответствии с действующим законодательством и Уставом Общества.

Предметом деятельности Общества является:

- выполнение строительных, ремонтных  и монтажных работ в жилом секторе, объектах производственного, административного, торгового, социально-культурного, сельскохозяйственного и бытового назначения;

- строительство жилых домов  в кирпичном и монолитном вариантах  по индивидуальным проектам;

- реконструкция жилого фонда 

- выполнение функций заказчика  при производстве строительно-монтажных  работ;

- по проектам, разработанным проектной фирмой компании ведется строительство индивидуальных коттеджей;

- выполнение функций генерального  подрядчика при производстве  строительно-монтажных работ;

- подготовка строительной площадки;

- земельные работы;

- возведение несущих и ограждающих  инженерных сетей и оборудования;

- работы по устройству наружных  инженерных сетей и оборудования;

- работы по устройству внутренних  инженерных систем;

- работы по защите конструкций  и оборудования;

- отделочные работы;

- монтаж технологического оборудования;

- пусконаладочные работы;

-контроль качества строительно-монтажных  работ;

- транспортное строительство;

Информация о работе Конкуренция как элемент рынка