Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 22:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов конкурентоспособности предприятий и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия, на примере строительного предприятия ООО «Строй».
Для достижения поставленной цели работы необходимость решить следующие задачи:
изучить теоретические основы конкурентоспособности предприятия;
проанализировать конкурентоспособность предприятия ООО «Строй»;
определить направления совершенствования конкурентоспособности предприятия ООО «Строй».
Введение……………………………………………………….………………………..3
Глава 1.Рынок как экономическая система……………………..……………………5
1.1 Сущность рынка и его механизм…………………………………………..5
1.2 Конкуренция в рыночной системе……………………….………………..9
1.3. Структура и инфраструктура рынков…………………..………………..12
1.4. Преимущества и недостатки рынка ……………………….…………….14
Глава 2.Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности…………17
2.1. Конкуренция как движущая сила развития хозяйствующих
субъектов рынка…………………………………………………………..17
2.2. Конкурентоспособность объектов рыночных отношений ……………28
2.3 Функции конкуренции ……………………………………...….………….35
Глава 3. Оценка конкурентоспособности предприятия ……………………...…….38
3.1 Характеристика предприятия ООО «Строй»……………..……………..38
3.2 Анализ внешних факторов конкурентоспособности ООО «Строй»…..39
3.3 Анализ внутренних факторов конкурентоспособности
ООО «Строй»…………………………………………………………………42
Заключение……………………………………………………..………………………54
Список использованной литературы ….……..……………………………………….56
- производство строительных
- проектный, технологический и строительный инжиниринг;
-посреднические услуги в
- разработка тендерной
- общестроительные работы;
- выполнение работ по монтажу, наладке и пуску в эксплуатацию оборудования и инженерных систем, их обеспечение и обслуживание;
- монтаж железобетонных и
- самостоятельно обеспечивает все строящиеся объекты механизмами и автотранспортом,
- обеспечивает эксплуатацию высоко вольтовых сетей, подстанций на строительных участках, низко вольтовых сетей для энергоснабжения;
Общество может заниматься другими видами деятельности, перечень которых не противоречит действующему законодательству, а также предмету, основным задачам и целям своей деятельности. Помимо строительной деятельности организация занимается коммерческой деятельностью и организацией рабочего снабжения.
ООО «Строй» утверждает показатели, разрабатывает годовые, месячные планы производственно-хозяйственной деятельности в целом и по подразделениям. Все подразделения руководствуются приказами и указаниями ООО.
Общество имеет в собственности абсолютное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Предприятие ООО «Строй» имеет круглую печать, содержащую его полное наименование на русском языке и указание на место его нахождение, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак.
Органами управления Общества являются:
- общее собрание участников Общества (далее - Собрание);
- генеральный директор.
Для развития, руководство предприятия реализует специальные программы по управлению персоналом:
На результатах реализации планов основан контроль и оценка эффективности управления организации. Контроль осуществляется по следующим критериям: динамика прибыли, объем продаж, количество постоянных клиентов. Можно выделить стратегический контроль, текущий контроль за выполнением конкретных мероприятий, а также контроль прибыльности, подразумевающий анализ фактической прибыли и эффективности маркетинговых усилий.
Чтобы правильно выбрать направление исследования, нужно ясно и четко изложить проблему. Исходными данными для определения проблемы являются сведения о состоянии и функционировании организации. Таким образом, необходимо изучить результаты производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности организации, проанализировать основные отчетные и статистические и данные.
3.2 Анализ внешних факторов конкурентоспособности
Внешняя среда — это рыночные условия, формирующие потребительский спрос, действия конкурентов, посредников и влияющие на итоги корпоративной деятельности компании.
Основные факторы внешней среды представлены на рисунке 3.1.
Рис. 3.1. Основные внешние факторы микросреды
а). Заказчики – юридическое или физическое лицо, уполномоченное инвестором на реализацию инвестиционного проекта. Заказчик принимает на себя функции организатора и управляющего по строительству объекта, начиная от стадии подготовки строительства до стадии реализация строительной продукции, определяют платежеспособный спрос и образуют рынки готовой строительной продукции.
б). Поставщики – создают материально- вещественные условия строительного производства, оказывают влияние на технику и технологию строительства.
в). Субподрядчики – определяют рыночные возможности строительной организации, количество и качество строительной продукции.
ООО «Строй» являются субподрядной организацией, она выполняет все субподрядные работы, которые регламентируется уставом.
г). Коммерческие посредники – предоставляют готовую строительную продукцию потребителям.
Коммерческими посредниками ООО «Строй» являются: филиал МЕТАЛ-ЭКСПО, ООО «Экострой»
д). Конкуренты – своим поведением на рынке предопределяют маркетинговые условия, выбор стратегии и тактики маркетинга строительной организации.
Основными конкурентами анализируемой организации являются такие организации, как: ООО СМУ №6, ООО ПКФ «Престиж», ООО «Неострой», ЗАО «Стройинвестрегион». В таблице 1. приведены основные характеристики конкурентов ООО «Строй».
Таблица 1.
Основные характеристики конкурентов ООО «Строй»
Наименование фирмы |
Основная деятельность предприятия |
Вид конкурентной стратегии |
ООО СМУ №6 |
- общестроительные работы; - ремонтно-строительные работы; - производство и реализация строительных материалов; - проектно-сметные работы; - переработка и реализация отходов производства; - оказание транспортных услуг; |
Виолентная |
ООО ПКФ «Престиж» |
- общестроительные работы; - ремонтно-строительные работы; - проектно-сметные работы; - оказание транспортных услуг. |
Патиентная |
ООО «Неострой» |
- строительно-монтажные работы; - ремонтно-строительные работы; - капитальный ремонт; |
Коммутантная |
ЗАО «Стройинвестрегион» |
- производство всего цикла строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ; - капитальное строительство, в т.ч. жилищное, гражданское и промышленное строительство. |
Виолентная |
Проведем анализ конкурентной стратегии на основе теории конкурентной стратегии, предложенным российским экономистом А.Ю. Юдановым.
Анализ конкурентной стратегии конкурентов производился на уровне рынка по оказанию строительно-монтажных и других видов строительных работ.
ЗАО «Стройинвестрегион» и ООО СМУ №6 являются типичными представителями виолентной стратегии («гордыми львами»). Это связано с тем, что на рынке они являются фирмами – гигантами, занимающимися производством строительно-монтажных работ. Они делают ставку на снижение издержек производства за счет организации массового производства сравнительно недорогой, но качественной строительной продукции, что позволило им завоевывать и длительное время удерживать обширную долю рынка.
ООО «Неострой» является фирмой – коммутантом. Ее специализация на производстве строительно-монтажных, ремонтно-строительных работ, а так же выполнение капитального ремонта помогает максимально гибко удовлетворять небольшие по объему (локальные) потребности рынка по приемлемым ценам. Плюсом в деятельности ООО «Неострой» является способность к лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему нужд конкретного клиента.
ООО ПКФ «Престиж» делает ставку на дифференциацию продукта и на сосредоточении максимума усилий на узком сегменте рынка, а именно на ремонтно-строительные и проектно-сметные работы. Данная организация учитывает специальные запросы потребителя, что позволяет фирме уклониться от прямой конкуренции с ведущими предприятиями.
Из предложенных конкурентных стратегий к ООО «Строй» относится патиентная стратегия.
Данная стратегия становится привлекательной, когда потребительские запросы и предпочтения становятся разнообразными и не могут более удовлетворяться стандартными товарами и услугами. Для этого ООО «Строй», проанализировав рынок строительно-монтажных работ, стала заниматься оказанием специализированных работ.
Также плюсом анализируемой организации является расширенный ассортимент оказания различных видов строительных услуг, чем у конкурентов. А точнее она оказывает все услуги, которые есть у этих фирм вместе, но не у каждой в отдельности. Поэтому у данного предприятия повышается клиентурная база.
Несмотря на это реальной проблемой, стоящей перед ООО «Строй», является повышение своей конкурентоспособности и увеличение числа клиентов, посредством удовлетворения их потребностей. Это происходит за счет того, что организация не использует в своей деятельности рекламные средства. В связи с чем новые потребители не имеют возможности ознакомится с положительными качествами организации по сравнению с конкурентами. У них нет возможности узнать о существовании фирмы.
При проведении организацией обширной рекламной кампании она бы с легкостью смогла бы стать более конкурентоспособной на рынке по оказанию строительно-монтажных, ремонтных и других работ.
е). Потребителями услуг нашей организации являются юридические или физические лица, для которых создается объект, то есть заказчики. В роли заказчиков могут выступать юридические или физические лица РФ, иностранные юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, международные организации и объединения.
3.3 Анализ внутренних факторов конкурентоспособности
Изучение возможностей предприятия направлено на раскрытие его потенциала, сильных и слабых сторон деятельности. По существу, изучение возможностей предприятия сводится к сравнительному анализу потенциала фирмы с существующими и перспективными рыночными потребностями.
Для анализа внутренней среды предприятия проведем анализ финансово-экономического потенциала предприятия.
Ликвидность активов - это их способность превращаться в денежную форму. Ликвидность баланса - определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.
Активы предприятия разделяются на группы:
- суммы по всем статьям
- краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги).
А1 = стр.260 + стр.250
- дебиторская задолженность со сроком погашения до 12 месяцев;
- прочие оборотные активы.
А2 = стр.240 + стр.270
- запасы за минусом расходов будущих периодов;
- НДС по приобретенным ценностям;
- дебиторская задолженность со сроком погашения более 12 месяцев.
А3 = строки 210 + 220 + 230 - 216
А4 = стр.190
Пассивы группируются:
- кредиторская задолженность;
- задолженность участниками (учредителями) по выплате доходов;
- прочие краткосрочные
- ссуды, не погашенные в срок.
П1 = строки 620 + 630 + 660
- краткосрочные кредиты и займы;
- прочие займы, подлежащие погашению в течении 12 месяцев.
П2 = стр.610
П3 = стр.590
4. Постоянные пассивы П4:
- статьи раздела 3 баланса «Капитал и резервы»;
- отдельные статьи раздела 4
баланса «Краткосрочные
- доходы будущих периодов;
- резервы предстоящих расходов.
Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы следует уменьшить на сумму по статье «Расходы будущих периодов».
П4 = строки 490 + 640 + 650 – 216
Баланс считается ликвидным, если соблюдаются неравенства: А1≥П1, А2≥П2, АЗ≥П3, А4≤П4.
Очевидно, что четвертое неравенство носит балансирующий характер и его выполнение свидетельствует о наличии у предприятия собственных оборотных средств. Сравнение же А1 и А2 с П1 и П2 показывает текущую ликвидность (т.е. платежеспособность в ближайшей перспективе), а АЗ с ПЗ - перспективную ликвидность (т.е. прогноз платежеспособности). Результаты анализа ликвидности баланса сводятся в таблицу, где также указываются абсолютная величина отклонения.
Анализ ликвидности баланса.
Актив |
На начало периода |
На конец периода |
Пассив |
На начало периода |
На конец периода |
Платежный излишек или недостаток | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
графы (2-5) |
графы (3-6) |
1.Наиболее ликвидные активы (А1) |
38983 |
50713 |
1.Наиболее срочные |
12061 |
12253 |
26922 |
38460 |
2.Быстро реализуемые активы (А2) |
19321 |
22961 |
2.Краткосрочные обязательства (П2) |
0 |
0 |
19321 |
22961 |
3.Медленно реализуемые активы 6(А3) |
41635 |
29171 |
3.Долгосрочные обязательства (П3) |
144 |
141 |
41491 |
29030 |
4.Трудно реализуемые активы (А4) |
13504 |
13463 |
4.Постоянные пассивы (П4) |
101238 |
103914 |
87734 |
90451 |
Баланс |
113443 |
116308 |
Баланс |
113443 |
116308 |
175468 |
180902 |