Конкуренция в экономике РТ и г. Набережные Челны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 08:27, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть конкуренцию и ее виды.
Задачи:
- изучить понятия и сущность конкуренции;
- определить виды конкуренции, дать сравнительный анализ с зарубежными странами;
- рассмотреть конкуренцию в экономике РТ и г. Набережные Челны;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие конкуренции 5
1.1. Понятие и сущность конкуренции 5
1.2. Функции конкуренции 6
Глава 2. Виды конкуренции. Сравнительный анализ с зарубежными странами10
2.1. Классификация конкуренции 10
2.2 Сравнительный анализ с зарубежными странами 13
Глава 3. Конкуренция в экономике РТ и г. Набережные Челны 25
3.1. Конкуренция в экономике РТ 25
3.2. Конкуренция в экономике г. Набережные Челны 33
Заключение 40
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

конкуренция и ее виды.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

- наличия товаров-заменителей.

Конкурентная сила отраслевых производителей зависит прежде всего от численности действующих в отрасли фирм и соотношения их производственных мощностей. В то же время интенсивность соперничества между фирмами будет зависеть от отраслевых особенностей производства (доля постоянных издержек, сезонность, возможности хранения продукции), динамики и особенностей спроса (соперничество усиливается при медленном росте спроса и когда издержки потребителей по замещению продукции низки), экономического состояния отрасли (рост, спад) и финансового положения фирм (уровень прибыльности), условий выхода из отрасли (большие безвозвратные издержки), типа конкурентных стратегий, применяемых фирмами, и национальной принадлежности последних.

Конкурентная сила покупателей связана с их способностью влиять на цены и другие условия сделки и зависит от рыночной доли отдельного покупателя и величины издержек по замещению, т.е. переходу к заменителям.

Конкурентная сила поставщиков состоит в их способности навязать условия сделки и зависит от степени дефицитности ресурса, степени концентрации ресурсов, наличия заменителей, значения ресурса для отрасли (доля ресурса в издержках отрасли), дифференциации поставок (одной отрасли или нескольким), возможности вертикальной интеграции. Если конкурентная сила поставщиков слаба, они стремятся оптимизировать свои отношения с покупателями ресурсов, связывая свое благополучие с благополучием отрасли, для которой осуществляются поставки. Если же поставщики обладают значительной конкурентной силой, то они стремятся перераспределить отраслевую прибыль в свою пользу, перекладывая издержки на плечи покупателей.

Конкурентная сила потенциальных конкурентов состоит в их способности оказывать влияние на ценовую политику фирм отрасли посредством угрозы проникновения в отрасль. Она зависит от высоты барьеров входа в отрасль, доступа к технологиям, отраслевой капиталоемкости, перспектив роста отрасли, наличия нормативных ограничений, вероятной реакции действующих в отрасли фирм на появление конкурентов.

Конкурентная сила товаров-заменителей проявляется в их способности воздействовать на уровень цен отраслевой продукции и зависит от эксплуатационных особенностей продукта и величины издержек замещения для потребителей.

Сформированная под воздействием названных сил конкурентная среда не является статичной, а постоянно изменяется, находясь под воздействием факторов, которые приводят к изменению конкурентных условий, выступая в качестве движущих сил конкуренции.

Движущие силы конкуренции:

- изменения в динамике роста отрасли, влияющие на отраслевое равновесие, отраслевые барьеры и приток инвестиций;

- изменения потребительских предпочтений и способов использования продукта, приводящие к модификациям каналов сбыта и наборов услуг;

- технические изменения, оказывающие влияние на изменение границ отрасли, уровень издержек и оптимальный размер предприятия;

- изменения продукции, определяющие степень дифференциации продукции, границы отрасли и рыночные доли фирм;

- глобализация производства, влияющая на уровень издержек, размещение производства и характер управления;

- изменения в образе жизни, обуславливающие трансформации в отраслевом спросе и отраслевой структуре экономики;

- перемены в государственной политике, которые скажутся на структуре отрасли, уровне издержек, отраслевом спросе и стратегии поведения фирм [11, c. 96-102].

 

 

2.2. Сравнительный анализ с зарубежными странами

Антимонопольное регулирование - это комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование подразумевает регулирование степени концентрации и монополизации производства, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование, воздействие на стратегии предприятий [3].

В развитых странах антимонопольное регулирование стало регулярной функцией государства с конца 19 века и базируется на сложившейся системе рыночных отношений, антитрестовском законодательстве (США, Канада, Япония), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на нормах, закреплённых крупными международными соглашениями. В России антимонопольная политика преследовала такие цели как пресечение монополистической деятельности, недобросовестную конкуренцию и обеспечение нормальных условий для функционирования товарных рынков.

На общегосударственном уровне существуют антимонопольные органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики. В США это - Федеральная торговая комиссия и антитрестовский отдел Министерства юстиции. В Германии действует Федеральное ведомство государственного надзора за деятельностью картелей и монопольная комиссия, в Англии - Комиссия по вопросам слияний и монополизации и Судебная палата по вопросам свободной торговли, во Франции и Испании - Совет по делам конкуренции, в Японии - Комитет по справедливым сделкам, в России - Федеральная антимонопольная служба.

Исторически сложилось две системы антимонопольного регулирования: американская и западноевропейская. Критерием их различий выступает отношение к монополии. Первая - объявляет все монополии противоправными. Вторая - запрещает не саму монополию, а злоупотребления монопольной властью [16].

В некоторых европейских странах антимонопольное законодательство было введено после второй мировой войны. Впервые же антимонопольные законы были приняты в Канаде (1889 г.) и в США (1890 г.). Сегодня американское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее хорошо разработанных и прошедших достаточную проверку временем. В США основными законами, регулирующими монополистическую деятельность и монополизированные рынки, являются законы Шермана и Клейтона, закон о Федеральной Торговой Комиссии, поправка Селлера-Кефовера, по наличию этих законов принято считать антимонопольное законодательство США самым разработанным.  Согласно антимонопольному закону Шермана 1890 г. вне закона объявляется  «всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли и коммерческой деятельности...». В поправке Клейтона к этому закону от 1914 г. нарушение его статей квалифицируется как «тяжкое преступление». По американскому законодательству компания признается монополистом, если ею контролируются более 6 % рынка. Достаточно жестко американское законодательство относится к слияниям компаний. Например, слияние двух автомобилестроительных компаний - «Форд» и «Крайслер» - признается незаконным, если совокупная рыночная доля образовавшейся компании будет превышать 15 % рынка. Разрешается только слияние технологически не связанных друг с другом компаний. Однако в действительности случаи ужесточения по отношению к компаниям-монополистам применяются не так часто. К примеру, за всю историю американского антимонопольного законодательства расформировано было около 30 компаний. Наиболее громкими делами было расформирование в 1911 г. нефтеперерабатывающего и табачного трестов и разделение в 1982 г. компании АТТ.

Главной целью антимонопольной политики большинства стран Европы является улучшение качества продукции за счет широкого развития конкуренции. В Англии основными органами, осуществляющими антимонопольную политику, являются Управление по соблюдению правил торговли и Комиссия по монополиям и слияниям. Их функции - осуществление общего надзора. В поле их зрения могут попадать компании, контролирующие более 25 % рынка. Так как основной целью антимонопольной политики в Англии является стимулиро­вание конкуренции, то прямые административные методы (типа запрещения процессов слияния) применяются в ограниченных масштабах.

Во Франции антимонопольное законодательство действует с 1953 г. Однако активные действия против монополий начали осуществляться с 70-х гг. До этого считалось, что жесткая антимонопольная политика может повредить недостаточно мощной отечественной промышленности. Более жестко здесь относятся к горизонтальным слияниям компаний. В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Их основная задача - контроль за государственной дисциплиной цен. Контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции.

В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное ведомство по делам картелей, Федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и о ведомстве по монополиям. Работа в этом направлении была продолжена и завершилась принятием в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в обиходе получил сокращенное название Картельного закона. Вступив в силу 1 января 1990 г., он так теперь и датируется. Следует отметить, что Картельный закон ФРГ покоится на двух принципах: принципе запрещения и принципе контроля и регулирования монополистической деятельности. Как и в США, он запрещает определенную категорию соглашений.

Из европейских стран наиболее поздно антимонопольное законодательство было принято в Италии - в 1990 г. Итальянское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее либеральных в Европе. Не регулируются даже квоты продаж отдельных фирм.

Достаточно либеральным считается антимонопольное законода­тельство Японии. Там признается доминирующим положением одной компании, которая контролирует 50 % рынка, двух - 75 %. Существуют льготы для фирм, осуществляющих НИОКР.

В России первый антимонопольный акт был принят в 1991 г. Ряд принятых нормативных актов здесь включают в себя такие меры, касающиеся демонополизации экономики, как разделение ассоциаций, концернов, создание самостоятельных предприятий с правом юридического лица путем выделения из состава действующих предприятий. Несоблюдение этих норм карается штрафами, изыманием лицензии и прочее вплоть до судебных тяжб.

В последние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Комиссия может контролировать слияния в том случае, если мировой оборот транснациональной компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю.

Эксперты считают, что одним из них являются полномасштабные реформы антимонопольного регулирования. Китай, Япония, Корея, «драконы» Азиатско-Тихоокеанского региона, провели радикальные изменения конкурентных политик в 80-е гг. XX в. Изучение позитивного опыта этих стран ещё более актуально в свете становления системы антимонопольного регулирования рынка в России.

Первым документом, регулирующим конкурентные отношения Китайской Народной Республики, были Правила о совершенствова­нии и защите конкуренции [8], а Закон о противодействии недобросовестной конкуренции стал основным законом в Китае, направленным на за­щиту внутреннего рынка. Он определил шесть признаков недобросове­стной конкуренции и пять видов ограничивающего конкуренцию пове­дения, а также уполномочил Государственное торгово-промышленное административное управление и его территориальные офисы защищать конкуренцию на рынках Китая [3].

Позднее был принят целый ряд законов и нормативных актов, на­правленных на предотвращение недобросовестной конкуренции: Закон о ценах, о проведении торгов и конкурсов, о государственных закупках, Положение о запрете применения региональных запрещений рыночных и экономических действий и Положение о телекоммуникационной отрас­ли. Данными документами введены стандарты определения поведения, ог­раничивающего экономическую конкуренцию, с учётом разных аспектов.

Основные принципы, общепринятые при всех антимонопольных режимах, — запрещение ограничительных соглашений, злоупотреблений доминирующим положением, слияний устанавливались в Китае поэтапно с 1993 по 2007 г. 1 августа 2008 г. вступил в силу новый антимонопольный закон КНР, который регулирует поведение, связанное с картельными сговорами, злоупотреблением рыночным положением, концентрацией экономической деятельности. Он вводит запретительные нормы против ограничения и исключения конкуренции посредством злоупотребления административной властью, исчерпывающе прописывает процедуры расследования, полномочия и юридическую ответственность контролирующих органов.

Антимонопольный закон в целях унифицированного исполнения предписывает, что Государственный Совет формирует антимонополь­ную комиссию (АМК), которая организует, координирует и руководит проведением мероприятий по обеспечению соблюдения антимонополь­ного законодательства. Роль АМК заключается в исследовании и форми­ровании конкурентной политики, организации расследований, анализе общего конкурентного статуса рынка и издании сводных отчётов, фор­мулировании и публикации антимонопольных методологических прин­ципов, координации антимонопольных правоприменительных ведомств.

Информация о работе Конкуренция в экономике РТ и г. Набережные Челны